Прыцярпелiся. О чём был +1 трудный год — заключительный текст про 2023
Вот и 2023-й почти всё. Его, как и предыдущий, вряд ли удостоят нежных эпитетов. Он не принёс отрасли новых чудес, но, кажется, закреплял и цементировал уже случившийся надлом. Вспоминаем самое важное за год и стараемся сохранять оптимизм.
Быстрые процессы шокового 2022-го поистратили кинетическую энергию: кажется, все, кто хотел переехать, уже сделали это, те, кто решил остаться, приняли это решение.
И те, и другие приспосабливаются к новой реальности.
В повседневности одних — привычные офисы/удалёнка, возможно, без прежнего набора плюшек и с новым ощущением того, что работы всё меньше. В будни других встраиваются хлопоты по легализации, поиску жилья, языковые курсы и прочая мигрантская рутина.
Чем запомнился год
- администрация ПВТ прекратила деятельность, Всеволод Янчевский больше не руководитель Парка;
- преследованием айтишников (и не только их) за донаты и космическими «компенсациями»;
- визовым скандалом в польском МИД, который изрядно навредил претендентам на PBH;
- запретом дронов;
- запретом менять паспорта за рубежом и распоряжаться имуществом по зарубежным доверенностям;
- требованием уведомлять о ВНЖ;
- В Литве начали аннулировать ВНЖ беларусам;
- айтишников-ИП в Беларуси почти не осталось, все — на НПД;
- у Альфабанка «выключились» свифты в PKO.
Кроме одномоментно закрывшейся возможности порешать правовые вопросы через консульство, айтишникам-релокантам трепало нервы требование заявлять о ВНЖ и «картах поляка», всё время сужающееся пропускное горлышко («Бобровники» не работают с 10 февраля, на границе с Литвой минус два КПП, на прозрачной российской погранконтроля в мае, наоборот, прибыло, правда, уже в июле убыло) и проверки на границе.
Оставшихся — помимо череды задержаний, историй с донатами и повесток в военкомат — нервировало намерение властей увеличить срок распределения и ввести отработку для платников.
А что радовало? Как правило то, что сначала тревожило. Например, намерение ввести налог на сверхдоходы (свыше 200 тыс. BYN в год) — позже налоговая пояснила, что сотрудников компаний ПВТ оно не коснётся.
Или планы обязать налоговых резидентов сообщать о своих иностранных счетах — их тоже переиграли.
Радости, которые мы заслужили.
Что там на рынке?
В Беларуси — мало заказов, мало вакансий, трудности с переводами, заморозка зарплат, сокращение штатов. Ореол токсичности вокруг локации никуда не делся, и это усугубляет положение. Говорят, некоторые ИТ-компании перестраховываются и отказываются от западных заказов, даже если клиенты согласны на Беларусь. Им дешевле перевести проект в зарубежную локацию, чем потерять недооценившего риски заказчика.
Однако ресурсы для выживания ещё есть. Спасают новые регионы, на которые наши «токсины» не действуют — Ближний Восток и Африка. Ну, и относительная дешевизна рабочей силы. Если оптимизировать расходы и правильно распределить проекты, можно держаться на плаву.
Статистика уже не так бодра (официальных данных в принципе всё меньше), самый позитивный (из негативных) тренд — замедление оттока специалистов.
В ПВТ в этом году активно набирали (+64 новых резидента), однако общее количество резидентов уменьшилось с 1061 до 1018-и. Такая арифметика возможна при условии оттока 100+ компаний. Вот тут, видимо, некоторые из них.
Из драйвера роста экономики ИТ превратился в обузу. Вклад отрасли «информация и связь» в ВВП за 10 месяцев этого года — минус 1%. О финансовом состоянии отрасли теперь судим по выручке ИКТ — минус 5% за 9 месяцев. Экспорт ПВТ больше не хочется выставлять напоказ — едва ли там прирост к историческому падению 2022-го. Иностранные инвестиции сокращались, средняя зп в валюте падала.
Пустоты беларусского ИТ-рынка постепенно (или стремительно?) заполнял российский бизнес и заказы из РФ.
Tinkoff рос в Беларуси и открывал новые офисы, Lesta вводила бесплатные ужины и «запредельные зарплаты», в Aston стало «больше ивентов и заказчиков». Относиться к тренду можно как угодно, но, кажется, российская ниша — спасительный уголок для джунов. Тому, для кого нет западных проектов дома и кого не берут в релоканты, выбирать не приходится.
Беларусских компаний за рубежом весь год прибывало. В Вильнюсе они заняли половину всех ИТ-офисов, EPAM и Wargаming по-прежнему крупнейшие налогоплательщики в литовском ИТ, в Польше ИТ-компаний с беларусскими корнями уже под 400.
Правда слой шоколада на них тонковат. В топ-10 громких увольнений года зарубежные офисы EPAM, iTechArt, Softeq Development, Lyft, PandaDoc, Godel Technologies. Логическое продолжение антикризисных мер — истории про то, как релоканты «на морозе» искали работу и утрясали вопросы с ВНЖ. И находили. Или отчаивались и уходили в таксисты.
В сущности всем, кто пережил этот год, есть за что себя похвалить. Так или иначе, они совладали с новой, не самой гостеприимной реальностью, и это даёт надежду, что получится справляться и в 2024-м.
Читатели, поздравляем! Мы пережили (почти) ещё один сложный год. В 2023 наша команда продолжала следить за беларусским ИТ и держала вас в курсе самого важного.
Без вас у нас бы не получилось! Вы делитесь с нами опытом и инсайдами, рассказываете истории, смешные и грустные, создаёте дискуссии — делаете всё, чтобы беларусское ИТ продолжало жить несмотря на границы и расстояния. dev.by был и остаётся местом встречи наших читателей, где бы они не находились.
Мы продолжаем работать, в том числе благодаря вам. В этом году нам задонатили 678 человек. Это невероятно трогательно и сильно помогает нам работать дальше и верить в будущее dev.by. Но нам всё ещё нужна поддержка. Ваши донаты помогают выплачивать зарплаты журналистам.
Добьём до 700? Поддержите нас:
— Через Patreon
— Через Donorbox (если вы в Беларуси)
— Криптой, тут кошельки.
Спасибо. С Наступающим!
Читать на dev.by