Кто пишет: ксёндз Евгений Шиманович, соорганизатор проекта IT FOR CHRIST, в прошлом — C#-разработчик.
ИТ в костёле (мой опыт)
Есть ряд приложений, которые в костёле используют уже долгое время. Например, приложение «Малітоўнік». В нём есть молитвы и чтения на каждый день, Библия — не нужно носить с собой тома книг. Но всегда есть куда расти, и этот вопрос всегда меня волновал.
Ещё после университета мы с другом за ночь делали прототип imsha.by на Meteor. Через 5 лет (дальше я не принимал участия из-за учёбы в семинарии) прототип стал веб-приложением с расписанием имш в костёлах по всей Беларуси.
В приходе я автоматизировал подготовку к крещению. Люди смотрят 3 коротких видео, а потом отвечают на вопросы. Я написал приложение, которое собирает их ответы и все необходимые данные для крещения.
Ещё я сделал приложение для нашего духовного челленджа Exodus. В течение 90 дней мы не едим мяса, сладкого, занимаемся спортом. Пользуемся телефоном и компьютером только для работы. В приложении мы получаем инструкции на каждый день.
Удобно делать чат-боты для поддержания комьюнити молодёжи или разных групп, например, для напоминания и поздравления с днём рождения или генерации пар для «Тайного Санты» перед Рождеством.
В последнее время я часто пользуюсь нейронными сетями. Они классно интерпретируют Писание, чётко и ясно делают summary книг и видео. Здесь надо подбирать модели. Chat GPT-4 для более конкретных задач, чтобы сделать резюме или план. Иногда видно, что он имеет большую базу знаний, знает больше современных авторов.
Claude 3 Opus лучше интерпретирует Писание и более тонко, почти как хороший и аккуратный психолог, подходит к ответам. Пользуюсь, чтобы подготовить «библейку» (библейные встречи в костёле — прим.ред.). В один шаг подготавливает десяток вопросов. Он хорошо знает католическое учение и учение других конфессий и может показать различия и сходства.
Невероятно, как нейросети раскладывают философские тексты Фомы Аквинского! Обычно таких богословов трудно понять, но искуственному интеллекту под силам разжевать любую статью так, что даже ребёнок поймёт.
Я рассказываю на имшах и конференциях про новые технологии. Это воспринимается неоднозначно. Кто-то восхищается, а для других это выглядит несерьёзно — как игра, или ещё хуже — проявления чего-то демонического.
Ещё предлагаю прихожанам «войти в ИТ». Делал для ребят курс по Tilda, помогал с JavaScript. Один мальчик даже сделал реальное приложение на Vue.js, а потом помогал мне с реальными проектами. В 10-м классе он уже получил первый проект на фрилансе!
Один день из жизни священника
Имши обычно проходят утром, вечером или два раза в день. Практически каждый день по вечерам бывают встречи: группки, молитвы, «библейки», мероприятия, созвоны. Я сам обучаюсь. Например, сейчас прохожу курс «Как вести приходы». На протяжении дня решаю разные вопросы: например, что нужно построить в костёле, готовлю проповеди или конференции. Читаю очень много материала, молюсь, думаю над текстами.
Знаете, чем отличается работа разработчика от работы ксёндза? Священник работает с людьми. Тысячи активностей, много общения. Я всю жизнь думал, что я математик, мне нравится в тишине сидеть и программировать, поэтому такая активность для меня сложна. Я отдыхаю, когда пишу код.
И исповеди — это огромный мир обычной жизни людей. В первые разы я даже плакал или еле-еле себя сдерживал. Прикасался к такому сокровенному!
Ещё я занимаюсь проектом IT FOR CHRIST. Мы с друзьями, Андреем Мисаном и Дарьей Шур, сделали христианскую ИТ-конференцию, а в начале мая провели первый хакатон христианских проектов.
Финансы
Я — ксёндз и не могу работать на обычной работе и получать зарплату. Моя жизнь священника на востоке Беларуси — огромная разница с жизнью айтишника. Сейчас мой бюджет — это 300-400 долларов в месяц. А уходил я с зарплаты в ~2 тысячи долларов.
В Австрии и Германии священники получают зарплату, потому что в этих странах есть церковный налог. Знаю, что на западе Беларуси финансовое состояние ксендзов получше. Но я не шёл в священство из-за денег. Если бы деньги были для меня важны, я вернулся бы в ИТ. Там, где заходит вопрос о деньгах, падает всё доверие к церкви. Поэтому мы делаем всё или бесплатно, или на пожертвования.
Я узнал про программирование благодаря костёлу
Я родом из небольшой деревни в Лидском районе. Мои родители не были сильно верующими, но в моей деревне был костёл с классными священником и сёстрами. Они открыли мне совсем другие перспективы.
С детских лет я понимал, что Бог может меня призвать. Вспоминаю 11-й класс — тогда бывало, мои родители запрещали мне ходить в костёл. А для меня это была отдушина, самое классное, что было в деревне. Но всё равно не хотел становиться священником. Даже боялся, что родители перестанут платить репетиторам по физике и математике, я не поступлю в БГУИР и придётся идти в семинарию.
Кстати, про программирование я узнал благодаря костёлу. В пилигримке (паломничество — прим. ред.) познакомился с Андреем Мисаном, который тогда учился в БГУИРе на специальности «Искусственный интеллект». Мы, кстати, до сих пор дружим и вместе создали IT FOR CHRIST. Он и рассказал мне про БГУИР.
Я плакал и только мог сказать: Бог меня призвал
Когда Бог призывает, то надо отказаться от семьи и детей. Поэтому я часто задавал себе вопрос: готов ли я отказаться от этого?
Но переломный момент случился спустя 6 лет. Я давно работал C# разработчиком, работал с друзьями над стартапом. У меня были друзья, было несколько отношений. Я ехал в Красный костёл на встречу молодёжи и молился. В один момент я ощутил сильное присутствие Бога Отца, у меня сжало горло, не мог ничего сказать, текли слёзы. Единственное, что смог сказать: Бог нас сильно любит. С этого момента я понял, что должен оставить всё и посвятить себя полностью Богу.
Коллеги очень уважительно отнеслись к моему решению. Родителям же было сложно принять. Они и так не сильно понимали мою религиозную жизнь, у них другие принципы и ценности. Плакали и не понимали, что происходит. Сейчас лучше осознают, но не до конца.
Как я стал священником
Стандартный способ стать священником в Беларуси — это учиться в Гродненской семинарии. Но мне не хотелось идти таким путём.
Мой знакомый из Австрии, крутой священник, открыл необычную семинарию, куда могли приехать учиться со всего мира. Частная богословская школа, где работают профессора, которые хотят возродить костёл. Очень отличается атмосфера от обычной семинарии. Там могут учиться даже девушки. Не в семинарии, а в самой богословской школе, потому что женщины всё ещё не могут быть католическими священниками. Обучение по-немецки. Я за полгода выучил язык до уровня B2 и смог учиться там.
После выпуска можно было остаться в Австрии, тем более там была община белорусов-католиков. Но я распознал, что мне надо вернуться обратно.
В Беларуси пришёл к епископу, и меня приняли в епархию. В основном я работаю в Восточной Беларуси.
Я почти выгорел
В начале этого года было очень тяжёлое время для меня. Я выгорел, было много не исполнившихся ожиданий. Мне сильно болело одиночество. Но ко мне с теми же самыми проблемами приходят люди. Я вижу, что они сталкиваются с теми же проблемами, хоть у них есть семьи. Я наполняюсь служениями.
Я понял, что мне нужно признать своё бессилие. И я закрою дыру в душе только обратившись к Богу. Принял, какими глазами смотрит Господь на меня — с огромной любовью. И сейчас потихонечку возвращаюсь к состоянию силы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Что ещё почитать у комьюнити:
- Как провести год без работы с пользой и даже стать немного счастливее;
- Священник-айтишник проповедует в Instagram и открывает ИТ-класс в Гродно;
- Тестировщица уехала в деревню учить детей.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Очень крутая история ! Желаю удачи и терпения на таком нелегком пути !
Чтобы лутать
Жуть то какая. Не дай бог!
потрепала жизнь галыгина
Да что вы знаете о выгорании...)
чел замутит стартап "eБатюшка" - мессенджер с электронным богом, с замайниванием на блокчейне грехов, свечной геймификацией, молельными каналами по подписке и будет на мерседесе ездить, круче гундяевского.