В этом году dev.by в десятый раз провёл ежегодное исследование рынка труда в белорусском ИТ. Мы существенно обновили блоки вопросов о технологиях, финансах, образовании и собрали рекордные 4660 анонимных анкет. Это в два раза больше, чем год назад (2100), и в три раза больше, чем два года назад (1500).
В первой части отчёта представлен демографический портрет белорусского айтишника, а также распределение специалистов по позициям, опыту работы, гендеру, образованию в 2018 году.
Большинство графиков интерактивны: можно провести курсором по кривым и увидеть данные для сравнения с результатами прошлых опросов.
География и демография
За 5 лет доля ИТ-специалистов в регионах выросла на треть, до 11,8%, но при этом по-прежнему колеблется в пределах статистической погрешности — от 0,9% в Могилёве до 2,4% в Гродно. Минск с его образовательными и карьерными возможностями остаётся главным центром притяжения. Доля удалённой разработки, которая могла бы повлиять на рейтинг регионов, невелика. А офисы крупных компаний и местные начинания в других населённых пунктах не так многочисленны, чтобы конкурировать за кадры со столицей.
В 2017 году мы отметили стабилизацию в гендерном распределении в индустрии. Но, по данным за 2018 год, число женщин в отрасли выросло до 25% +. Стоит признать, что белорусское ИТ всё дальше уходит от моногендерности, присущей ей со времён становления (даже c учётом возможных флуктуаций в активности респондентов того или иного пола).
Индустрия продолжает прирастать экстенсивно, и поэтому средний возраст повышается довольно медленно. На рубеже 2019 года он достиг 29 лет. До возрастных показателей в давно сформировавшихся ИТ-индустриях США или стран Европы ещё далеко.
«Других» всё больше. Профессиональный стаж, уровень, профессии
Приток джуниоров, который понемногу нарастал последние пару лет, замедлился. В результате этого тренда заметно выросло число специалистов со стажем в один-два года.
На фоне показателей 10-летней давности, когда почти 50% айтишников могли похвастать опытом не более двух лет, сегодняшние 35,5% можно считать признаком взросления индустрии. Тем не менее, она всё ещё полна «свежей крови».
Во многом это связано с тем, что пик расцвета аутсорса, когда архетипичным представителем белорусского ИТ был разработчик, уже пройден. С развитием продуктовых компаний, включая геймдев-студии, выросла потребность в представителях смежных профессий, и отрасль начала активно впитывать «других».
Год за годом растёт и возраст «начинающих» в индустрии. Да, большая часть джуниоров — выпускники и старшекурсники профильных университетов, но их всё чаще разбавляют новички из числа специалистов 30+. Это не только герои публикаций «из геодезии в PHP». Нередко это опытные маркетологи, медийщики, переводчики и т. д., которые приходят на «готовые», а не стажёрские позиции.
Современный белорусский айтишник чаще всего занимается непосредственно разработкой. Однако количество респондентов, которые считают себя именно разработчиками, снизилось. К этому привела не только повышенная активность «других», но и увеличение количества офисных ролей. Это тоже один из показателей трансформации индустрии, когда стандартная модель компании уходит от привычной 10 лет назад — «директор-сэйл и 38 джавистов».
При этом количество тимлидов продолжает уменьшаться. То есть группы разработчиков — а значит, и сами проекты — укрупняются.
Количество женщин-разработчиков значительно выросло — почти на четверть по сравнению с прошлыми годами. Однако при этом только каждый десятый разработчик принадлежит к женскому полу. Среди смежных специальностей картина кардинально другая — аналитиков-женщин в 1,5 раза больше, чем аналитиков-мужчин (но здесь стоит учитывать вольную трактовку этой специализации в компаниях).
Примечательно, что средний возраст белорусского айтишника один и тот же для разных позиций: менеджер, тимлид и разработчик чаще всего ходят в джинсах одного покроя.
Меньше БГУИРа, больше «гуманитариев». Образование
Плавная трансформация индустрии проявляется и в данных по образованию.
Кадровый костяк по-прежнему выдают три минских университета — БГУИР, БГУ, БНТУ. Но их доля снижается в пользу «других». Выпускники «нархоза» или «иньяза» встречаются в ИТ-офисах всё чаще.
Девушка из ФКСиСа — по-прежнему полумифический персонаж. Однако в целом гендерная ситуация на технических факультетах меняется. Девушек среди абитуриентов становится больше, а те из них, кто уже отучился, активнее возвращаются в индустрию.
Ползущее «другое» и здесь отвоёвывает свои позиции. Система позиций в компаниях начинает активно ветвиться и реплицироваться. «Просто разработчиков» становится меньше даже среди выходцев из БГУИРа — всё больше специалистов начинают именоваться более сложными титулами и\или приобретать смежные навыки.
О чём пойдёт речь в следующих трёх частях отчёта:
Часть 2 (20.05.2019) — распределение технологий среди белорусских ИТ-специалистов, динамика их популярности.
Часть 3 (27.05.2019) — аутсорс vs продукт; удовольствие от проектов; соцпакеты и немного быта.
Часть 4 (3.06.2019) — (наконец!) зарплаты и степень удовлетворённости ими.
Рэлацыраваліся? Цяпер вы можаце каментаваць без верыфікацыі акаўнта.