Как дела у команды iTechArt в Беларуси и Польше. Всё ещё можно переехать, но есть нюанс
Падтрымайце нашую беларускую версiю: перайсцi
Весной 2023 iTechArt провела ребрендинг — теперь это Vention (офисам в Беларуси и Украине остался прежний бренд).
У iTecArt/Vention — 10+ офисов в разных странах. Глобальный штат на сегодня — 2600 сотрудников.
В 2021 году компания была второй по размеру команды в Беларуси после EPAM — 3+ тысячи человек. За два года команда сократилась в три раза, сегодня в беларусском офисе числится 950 человек. Глобальный штат за этот же период стал меньше на 25%.
Летом в компании продлили заморозку зарплат и найма до конца октября.
Спросили у сотрудников, как дела. Мнением поделились специалисты в Беларуси и Польше.
Плюсы и минусы работы в iTechArt/Vention (субъективные!)
Плюсы
- «Хорошая песочница для многостороннего развития начинающего разработчика».
- «Есть возможность получить опыт в разных бизнес-доменах без особой необходимости искать другую компанию или команду».
- «В Vention работают крутые специалисты, хороший коллектив, много тусовок».
- «Компания помогала релоцироваться, в том числе финансово, также помогала в получении виз. Сейчас помогает легализоваться, а также решить проблему с просроченными паспортами. Конкретно на данный момент есть только один вариант — польский проездной документ. Сотрудникам, которым это необходимо, помогают оформить документы».
- «Неплохой соцпакет по «умове о працэ». Из бенефитов у нас контракт с частной клиникой LuxMed. Основные услуги предоставляются бесплатно, но далеко не все. Спорт напрямую не оплачивается. Нам дают 100 баллов в системе MyBenefit, которые равны 100 злотым. Однако абонемент Multisport (аналог AllSports) стоит дороже 100 злотых, поэтому недостающая сумма на абонемент высчитывается из зарплаты.
Минусы
- «Зарплата обычно ниже рыночной. За последний год меня постоянно водили за нос с повышением».
- «Люди будто бы не заинтересованы в самом процессе работы. Найти сотрудников, увлеченных делом, сложно».
- «Приходится прикладывать сверх усилия, чтобы быть замеченным или добиться желаемого от компании».
- «Нет ощущения удовлетворения работой. Оставаться в компании людям с опытом выше 3-5+ лет не вижу особого смысла, только если есть желание получить высокую должность и большую зарплату: тогда прилагаемые усилия к деньгам будут куда приятнее, чем у обычного опытного разработчика».
- «Компания как будто обделалась с переездом в Польшу и что-то глобально пошло не так. Ожидалось, что не будет проблем с заказами, но заказчиков больше не стало».
- «Сейчас сложно сменить проект, не все менеджеры достаточно квалифицированы».
- «Оценка сотрудника по проекту, а не по скиллам в первую очередь».
- «Нет системы повышения зарплат. Двум коллегам с одинаковым набором знаний могут платить разные зарплаты.
- «Пересмотр зарплаты зависит, в первую очередь, не от того, сколько ты выучил за последние полгода, а насколько выгодно тебя продали и какой профит получает от тебя компания».
- «В предыдущие годы плюсом была стабильность: спокойный проект, где не нужно овертаймить, приличная зарплата. Сейчас все перекрывается основным минусом. Как только твой проект закончится, стабильность также заканчивается и большой шанс, что тебя сократят. Теряется всякий смысл в прослойке между работником и заказчиком. Ообенно пугают случаи, когда человека сокращали вскоре после переезда в Польшу и в процессе подачи на ВНЖ».
Удалёнка vs офис
— Полгода назад в Беларуси были попытки загнать всех в офис, но постепенно руководство остыло к этой идее. Периодически организуют какие-то мероприятие в офисе, чтобы повысить явку, но ходить не заставляют. Сейчас, наоборот, компания активно отказывается от офисных площадей в Беларуси.
— Формально в Польше есть обязательство ходить в офис. В месяц даётся всего 10 дней на удалёнку. Во внутренних системах есть возможность отмечать свои дни онлайн. Но за этим нет строгого контроля. Достаточно появляться хоть иногда и время от времени равномерно отмечать дни на удалёнке. Компания при этом особо не стимулирует сотрудников на работу в офисе. Разве что иногда могут проводиться какие-то мероприятия.
— Настроения в польском офисе были пессимистичные, но в последнее время видны какие-то движения вперед в виде организации офисных ивентов, появились фрукты и печенья, открытые митинги со всем руководством с возможностью задать анонимные вопросы.
Релокация
— Компания не закрыла полностью релокацию сотрудников из Беларуси. Сейчас в процессе переезда находится несколько специалистов (записались на подачу на визу). Но всех желающих давно не перевозят. Сейчас необходимо не просто быть на проекте, а на проекте с хорошим рейтом, либо где заказчик готов поднять рейт после релокации. Из-за этого многим специалистам, которые давно в компании, нормально работают на проекте и рассчитывали релоцироваться, просто не делали релокационный оффер.
При релокации компания обещает выплатить около 1,7 тысячи долларов гросс в качестве помощи, также есть выплаты на каждого члена семьи (ранее компания выделяла на каждого члена семьи помощь в размере 500 долларов — прим.).
При переезде в Польшу делается отдельный оффер в злотых на усмотрение польского офиса. Но зарплата зависит от того, как договоришься.
Зарплата
— В офисе в Беларуси моя зарплата была около 1000 долларов. При релокейте год назад компания предложила зарплату ниже, чем я ожидал, — более 1,7 тысячи долларов гросс. На тот момент это звучало смешно с учетом налоговой нагрузки и стоимости жизни. Только аренда жилья могла «съесть» 50% средств. Ехал я один, снять с кем-либо жилье не было возможности. Но в итоге удалось повысить зарплату до 2,2+ тысячи долларов гросс.
Спустя год жизни в Польше я понимаю, что такая зарплата с учетом стоимости аренды на одного человека — плюс-минус комфортная. Но стоит захотеть позаботиться о своем здоровье и форме, внезапно приходится экономить на чем придется. Мне страшно представить, как бы жилось с зарплатой, которую мне предложили изначально. Тем более жить стало еще дороже. Например, только стоимость аренды за год выросла на 10-15%. Можно сказать, что в Беларуси с зарплатой в 1000 долларов я жил бы комфортнее и даже смог бы на что-то откладывать. Здесь — нет. При этом в компании почти год заморожен пересмотр зарплат.
Свою зарплату я пытаюсь поднять последний год всеми возможными способами. И не так давно это, наконец, получилось. Прибавка нормальная — около 600 долларов гросс. Не предел мечтаний, но и не обидели. Думаю, жить станет проще и комфортнее. Проект, на котором я работаю, очень престижный в портфеле компании. На него не жалеют денег и дорогостоящей техники.
Но вообще, мне кажется, что наше сотрудничество шито белыми нитками, а мои попытки получить лучшие для себя условия будто бы осуждаются или принижаются. Словно я прошу сверх того, что заслуживаю. Поэтому повышение зарплаты воспринимается не как поощрение за работу или заслуга, а потому что «ну задолбал» за год.
— Когда я переезжала в Польшу, у меня не было проекта. Около 7 месяцев провела на бенче, но зарплата нетто осталась такой же, как в Беларуси. За то время у меня было только одно собеседование, которое я не прошла. А когда, наконец, появился проект, пересмотр зарплат в компании заморозили и менеджер сказал: «Сорри, может быть осенью». Пока официально о разморозке зарплат компания не заявляла. Но сейчас повышение зарплаты можно в индивидуальном порядке обсуждать со своим менеджером.
— После переезда в Польшу моя зарплата выросла на 20-30%. Сейчас нас настраивают, что до конца года пересмотра не будет. Официально фриз, но насколько он реализуется на самом деле — это вопрос. Для многих фриз — самая актуальная проблема. Не всегда зарплата после релокации дотягивает до рыночной.
Проекты
— Кажется под конец этого года проекты стали чуть меньше отваливаться, чем в 2022 году. Часть заказчиков ставит ограничение «не РБ», но хватает и тех, кому нормально работать с Беларусью.
При этом польский офис исторически провальный по финансовым показателям. Еще до войны туда переезжало много менеджеров, в том числе не самых опытных. Туда бесконтрольно нанимали людей, которых, мягко говоря, сложно продать на проекты. В итоге возник очень большой бенч и некоторые кварталы закрывались в минус по прибыли. Много кого посокращали. В итоге с начала года чистый отток (разница между нанятыми и уволенными) составил около 250 человек.
Поэтому руководство всеми силами пыталось помогать польскому офису, в частности, заводило туда проекты, на которые логичнее было бы продать команды из Беларуси. Менеджеры беларусского офиса были очень недовольны такой ситуацией.
Наем и увольнения
— Уведомлений о сокращении много, пока что каждый месяц их больше, чем новых стартов. Уходит по 10 и более человек в неделю (из всей компании, не только в Беларуси), в основном по инициативе компании. Значительную часть людей увольняют по причине окончания работы на проекте. Часть непроизводственного персонала (например, HR) просто сокращают в рамках оптимизации расходов.
Найм открыт только под конкретные проекты, но при этом в отдел разработки внутреннего ПО найм отдельный и всегда открыт. Причем могут нанимать на позиции, с которых в соседних отделах увольняют. Сотрудники это видят и задают неудобные вопросы менеджерам, но все ответы очень обтекаемые.
Знаю, что в одном крупном отделе всех по максимуму пытаются посадить на второй-третий проект. Было несколько кейсов, когда в других локациях садили на проекты даже менеджеров, не предлагая за это дополнительной компенсации. В РБ массово предлагали сотрудникам поовертаймить в государственный праздник 7 ноября по ставке 1,0, чтобы улучшить показатели.
— Бизнес-аналитики пострадали сильнее всего, судя по словам коллег. Думаю, это коснулось всех узкоспециализированных сотрудников. Инженеров общего профиля не сокращали, они если и уходили, то по собственной инициативе.
Вернулись и печеньки на кухню. Сотрудники шутят, что это знак того, что кого-то сократили ради них. В общем компания старалась максимально выйти на плато.
— Я не слышал, чтобы в польский офис активно нанимали сотрудников. Только недавно начался прием заявок на разные стажировки. В прошлом году не ощущалось, что идет какой-то кризис. В основном увольнения начались с февраля-марта этого года. Наверное, это связано с тем, что переехало много людей с бенча на бенч. Сотрудник, сидевший на бенче в Беларуси, переезжал, переоформлялся в Польше, и дальше сидел на бенче.
— Увольняли людей без проекта и с редкой технологией. Но если ты нормальный специалист (тебя можно продать лидом), то держали.
Я уволился из компании не так давно по собственной инициативе. Причин для увольнения было несколько.
Сказались налоги, кроме того отвалился проект, за который доплачивали тысячу долларов гросс. Сейчас, например, у меня есть предложение с зарплатой от 6 тысяч долларов гросс.
В Vention я работал по «умове о працэ», по б2б контракту работать нельзя (хотя если очень попросить и напугать увольнением, то можно было постараться договориться). Контракт б2б удобнее для сотрудника, так как налоги ниже (12% против 30%) и выгоднее для компании, так как нет отпускных и дополнительных затрат. Кроме того по б2б можно работать на другие страны, на линкедине много предложений. Я хотел работать на таких условиях, но такой возможности не дали.
Что дальше?
— Самое обнадеживающее на сегодня — это сокращение дисбаланса между уволенными и нанятыми сотрудниками. Прогнозируется, что в следующем году компания в плане проектов начнет выходить в плюс (новых проектов будет больше, чем закончившихся). Некоторые отделы возобновили стажировки.
Эта история, как многие другие, появилась благодаря читателям devby. Уже 16-й год подряд мы объединяем и сохраняем беларуское ИТ-комьюнити. Мы быстро реагируем на любые, особенно тревожные, сообщения наших читателей. Объективно и взвешенно рассказываем, что происходит с индустрией: новые проекты, успехи и неудачи, лютый кринж и глитч надежды на фоне страшных кризисов, которые мы все переживаем.
Давайте пройдем этот путь вместе! Поддержите работу команды на любую сумму: на Patreon, через Donorbox (удобно из Беларуси) или криптой, чтобы мы могли делать больше и оперативней. Ежемесячные платежи делают планы редакции более прогнозируемыми, так мы можем планировать. Спасибо!
Читать на dev.by