«Нас не заменяць, а выціснуць». Беларускія айцішнікі пра досвед працы з праграмістамі з Індыі
Пагутарылі з айцішнікамі, якія мелі досвед працы са спецыялістамі і камандамі з Індыі. Ці праўда, што праграмісты-індыйцы дыхаюць у спіну і неўзабаве многіх заменяць?
Беларускія кампаніі супрацоўнічаюць з індыйскімі (адзін з чытачоў расказваў пра такі праект у Itransition, напрыклад). Але далёка не ўсе з іх афіцыйна адкрываюць офісы ў Індыі. Такія ёсць, напрыклад, у EPAM — у яе пяць падраздзяленняў у гэтай краіне.
EPAM разглядае Індыю як адную з перспектыўных лакацый для развіцця кампаніі. Тут знаходзіцца трэцяя па колькасці каманда пасля Украіны і Польшчы. За 2022 год штат індыйскага офіса вырас на 35%. У найбліжэйшыя некалькі гадоў EPAM, паводле слоў кіраўніка кампаніі Аркадзя Добкіна, плануе павялічыць каманду ў Індыі ў два разы.
«Добры спецыяліст з Індыі каштуе столькі ж, колькі і распрацоўшчык з Беларусі»
Уладзімір (імёны герояў змененыя) працаваў з індыйцамі ў дзвюх кампаніях, у тым ліку сумовіў і наймаў іх. Ён агаворваецца, што гэта «было не ягонае рашэнне».
Праца з індыйцамі — «боль» перш за ўсё праз акцэнт. За доўгую кар’еру я сустракаў толькі пару чалавек, якія размаўлялі зразумела.
Індыйцы вельмі ветлівыя і тактоўныя, ды і ў цэлым у іх вельмі добрыя софт скілы — выдатна прадаюць сябе.
Хітраць па-дзікаму. Калі я ўдзельнічаў у найманні, вельмі часта лавіў кандыдатаў на чытынгу — часам нават бачыў розныя твары на розных этапах сумоўяў. Чуў пра кейсы, калі выпадкова высвятлялася, што за адным «тварам» хавалася цэлая каманда распрацоўшчыкаў.
Што тычыцца інжынерных скілоў, то мая статыстыка ўзаемадзеяння з імі жорсткая — якасць іх кода, на жаль, кульгае.
Якія высновы зрабіў я: праца з індыйцамі патрабуе мікраменеджменту і нагляду.
Цікавыя факты з маёй практыкі: калі ў кампанію прыходзіць менеджар-індыец, ён пачынае цягнуць за сабой усю радню і сяброў — назіраў такое неаднаразова.
А яшчэ я бачыў канцэптуальна індыйскія кампаніі і каманды, якія наймалі пару белых, каб у вачах кастамераў выглядаць прэзентабельней — як кітайскія клубы, якія даюць бясплатны ўваход і алкаголь еўрапейцам, каб падняць свой імідж у вачах мясцовых.
Цяпер кажуць, што распрацоўшчыкі з Індыі заменяць еўрапейцаў — маўляў, іх жа процьма і гэта танная працоўная сіла. Але не, гэта няправільны вывад.
А танныя — гэта як правіла людзі з адпаведнымі скіламі, чакаць ад іх якасці і праактыўнасці не варта (за рэдкім выключэннем).
З маёй званіцы (ад многіх калег чуў такое ж) сітуацыя бачыцца так: «А-а-а, крызіс, спецыялісты з СНД дарагія», — вырашаюць кампаніі –> і ідуць да танных індыйцаў –> прасаджваюць бюджэт і атрымліваюць дрэнны прадукт –> вяртаюцца да спецыялістаў з СНД і Еўропы, каб прывесці ўсё ў парадак (і ўспамінаюць індыйцаў «добрым словам»).
Добрыя спяцы каштуюць грошай і з імі камфортна працаваць. Але іх не так шмат. А дзе важны аб’ём — там якасць такая сабе.
«Вучыцеся ў індыйцаў паказваць менеджменту, як вы пакутавалі, пакуль рабілі гэтую складаную таску»
Канстанцін як QA-інжынер працаваў з індыйцамі ў некалькіх аўтсорс-кампаніях з беларускімі каранямі.
— У нашага заказчыка было некалькі вендараў — і адзін у Індыі. Але былі таксама і індыйцы on-site, — тлумачыць распрацоўшчык.
Якія асаблівасці працы з імі?
Мова. У мяне пацверджаны B2 English, і я больш за 10 гадоў спажываю кантэнт на англійскай, да таго ж працую з самым розным аўтсорсам і менеджментам з розных краін.
Натуральна, у мяне высокая «наслуханасць» самых розных акцэнтаў — у асноўнай масе паўднёвых. Але нават мне часта цяжка зразумець, што ў прынцыпе чарговы грамадзянін (-ка) Індыі спрабуе сказаць. Тым, у каго досвед меншы, яшчэ складаней.
Культурныя і працоўныя адрозненні. Я сутыкаўся з некалькімі праблемамі:
у індыйцаў выразная субардынацыя. Калі табе трэба, каб хтосьці зрабіў — проста дапамог або выканаў сваю задачу, — але таварыш проста твой калега, шанец вырашыць пытанне непасрэдна невялікі (калі няма таскі, якую чалавек мае выканаць). Прасцей схадзіць да лінейнага менеджара і вырашыць праз яго — не скардзіцца, а проста такім чынам камунікаваць.
ініцыятыва не як у Кітаі, але ў цэлым, няма патрабавання — няма кода. Няма патрабавання — няма тэст кейса.
Індыйцы робяць, што напісана, — літаральна да коскі, пытанняў не задаюць. Я ўвесь час сутыкаўся з тым, што начальнік у іх «заўсёды мае рацыю». Удакладняць задачу можна, але змяняць, паляпшаць, сумнявацца ў правільнасці пастаноўкі або выканання задачы — не. Так бывае не заўсёды і не ўсюды, але ўсё ж сустракаецца вельмі часта.
Задача — паказаць працу. Не рабіць працу, а паказаць, як складана, незразумела, як гэтай працы шмат.
Я часта кажу калегам: вучыцеся ў індыйцаў паказваць менеджменту як вы «пакутавалі, пакуль рабілі гэтую складаную таску на адзін сторыпойнт». Ніхто акрамя іх так не ўмее.
Мне неяк калега са Злучаных Штатаў — руская эмігрантка — расказвала, як праходзіць «нашае» і «іхняе» сумоўе ў кампанію з ЗША: калі «наш» хоць трохі сумняваецца ў чымсьці, ён кажа: «Не ведаю», — і маўчыць. А індыец «ведае ўсё, усё ўмее, 20 гадоў досведу» пры ўзросце 30. А калі высвятляецца, што чагосьці ён усё ж не ведае, — абяцае вывучыць за 3 дні. Ну і, вядома, яго бяруць.
Шматкроць сутыкаўся, з тым, што калегі прасілі «дапамагчы» з задачай, — а калі даваў ім інструменты, упадалі ў ступар. Бо дапамагчы — гэта зрабіць за іх або на званку ўсе кнопкі націснуць.
Аматары размаўляць і стэлефаноўвацца па любым чыху. А вось перапісвацца і адказваць своечасова — не.
Агульны ўзровень бездапаможнасці. Так як самастойнасць невысокая, пастаянна патрабуецца кантроль, сазвоны, адказы ў чатах/лістах. І колькі не дапамагай, усё роўна прадукцыйнасць будзе невысокай, а твая ўпадзе — бо ты не працуеш, а няспынна дапамагаеш.
А не дапамагаць часта няможна, бо прадукт жа агульны, і заказчык, хутчэй, беларусаў выганіць (што ўвесь час і адбываецца ад моманту пачатку крызісу — то-бок ад часоў кавіду), чым індыйцаў.
Падсумую: працаваць з індыйцамі няпроста. Таму я вельмі хвалююся, калі дадаюць «трошкі індыйцаў» на праект, бо гэта адразу азначае, што скоўп вырасце, а рабіць яго будуць не новаспечаныя дапамагатары.
Статыстыка. Я магу прывесці лічбы — балазе ў мяне як у QA яны ёсць: не вельмі руплівы беларус/украінец мог выканаць на адным з праектаў, дзе я працаваў, 50-100 тэст-кейсаў у 2 тыдні цыклу рэгрэсіі. Руплівы — да 150. Найлепшы індыец — добра, калі 50 выконваў, дык яшчэ выбіраў тыя, што лягчэйшыя. А ў сярэднім калегі з Індыі выконвалі да 30-35 тэст-кейсаў. Прычым менеджары ў заказчыка спакойна глядзелі на гэтыя лічбы — іх усё задавальняла.
Адная з маіх улюбёных гісторый — як індыец анбордзіўся як кантрактар у велізарную амерыканскую каманду. Я і пара беларусаў працавалі на іх праз пасярэдніка.
Я больш за 8 гадоў працаваў з індыйцамі. Тых, хто рабіў гэта хоць бы паўпрадуктыўна, магу пералічыць па пальцах рукі. Прычым гэта ніяк не звязана з інтэлектам або кваліфікацыяй. У асноўнай масе ўсе людзі разумныя (і нават вельмі разумныя) і кваліфікаваныя. Але яны не разумеюць, навошта працаваць больш, калі больш не заплацяць.
Магчыма, тысячы гадоў цяжкага жыцця і каставая сістэма паўплывалі на іх такім чынам. А ў нас — «дзеці 90-х» і СНД-рэалій: табе неабходна бегчы хутчэй за ўсіх навокал, каб выжыць.
Ці змогуць індыйскія распрацоўшчыкі нас замяніць — я сам б’юся над гэтым пытаннем.
Мне асабіста незразумела, як траіх бэкэнд-інжынераў, якія трымаюць усе асноўныя сэрвісы на плаву ў кліента, замяніць на 6, 9 або хоць 20 індыйцаў. Бо яны будуць рабіць усё павольна, нярэдка дрэнна, расказваць, як яны пакутуюць, і па факце, калі гэта велізарны і складаны энтэрпрайз з мільёнам вермішэлі, — яшчэ і пакладуць яго рана ці позна.
Няўжо топ-менеджмент так моцна эканоміць на заробках і такія нізкія рызыкі, калі замяняе дасведчаных распрацоўшчыкаў з ведамі дамена на «танную працоўную сілу»?!
Адзін топ не так даўно сказаў мне: «Еўропа — гэта дорага. Нават Румынія/Балгарыя — дорага. Польшча/Літва — забудзьцеся». Калі звярнуцца да лічбаў, то наш сеньёр атрымлівае мінімум 4 тысячы долараў/еўра брута (але можа і 5, і 6 тысяч). Сярэдніх індыйцаў можна пяць дакладна наняць. Вось і прымаюць такія рашэнні.
Прадуктовыя і невялікія бізнэсы будуць і далей шанаваць якасць і хуткасць вышэй за цану. Ці хопіць на ўсіх такой працы? Пытанне. Але я ад 2020 года перажыў ужо 3 скарачэнні і змяніў 4 кампаніі, не па сваім жаданні. І сітуацыя практычна не паляпшаецца. І так плюс-мінус ва ўсіх. Беларусы цяпер вельмі дарагія.
Калі мы працавалі за 500-1000, усіх усё задавальняла, але цяпер за такія грошы нават у бягучых рэаліях у Беларусі няшмат хто хоча працаваць.
І так, і ў нас ёсць «левыя» людзі ў індустрыі — стомленыя, гультаяватыя/нематываваныя. Але іх меншасць. Я ж часцей бачу, што за 2-4 гадзіны працы сярэдні беларус робіць столькі ж працы, колькі індыец.
«У цэлым індыйцы — адкрытыя людзі з пачуццём гумару»
Арсень смяецца, што працаваць з камандай індыйцаў — гэта «штосьці па шкале ад кашмар да нармалёва».
— У цэлым, гэта мала каму хочацца рабіць, таму што гэтым камандам характэрна:
вузкае мысленне, адсутнасць крытычнага і сістэмнага погляду;
праблемы з самакрытыкай — эфект Данінг-Кругера як ёсць;
жаданне дасягнуць выніку «любой цаной» — зыходзячы з наяўных кампетэнцый, без хваляванняў з нагоды выбару тэхналогій і пакут праз канчатковую якасць прадукту;
пры гэтым самі каманды надмерна раздзьмутыя, і, вядома ж, навыкі і адказнасць у іх цалкам размазаныя.
У Арсеня быў досвед, калі яго запрасілі «тушыць пажар» на праект буйнога нямецкага заказчыка.
— Праект рабіла каманда індыйцаў. Там быў поўны хаос. Напрыклад, заказчык піша: «У нас узнікла тэрміновая праблема», — і далей дае апісанне і просіць разабрацца. Праз тыдзень прыходзіць адказ ад распрацоўшчыкаў: «Мы ўважліва вывучылі гэтае пытанне і заўважылі праблему», — затым яны слова ў слова паўтараюць апісанне заказчыка… і на гэтым усё!
Арсень кажа, што «міфы пра індыйцаў, на жаль, не міфы, а летапісы, напісаныя нашымі нервовымі клеткамі і сівымі валасамі».
— Колькі было сітуацый: выпусцілі прод або рэпазіторый, код не вытрымлівае ніякай крытыкі, — а менеджмент да апошняга не прызнае праблемы. А калі ты спрабуеш разабрацца, цябе падключаюць да званка на некалькі дзясяткаў чалавек — і размова ператвараецца ў балаган.
Арсень адзначае, што яму «пашанцавала таксама папрацаваць і з вельмі талковымі ўраджэнцамі Індыі, у асноўным гэта ліды або менеджары, якія ўжо з’ехалі з роднай краіны».
Арсень упэўнены, распрацоўшчыкі з Індыі праграмістаў з іншых краін не заменяць, а «выціснуць»:
іх вельмі шмат, яны таннейшыя і знаюць англійскую;
яны не грэбуюць хлуснёй пра свой досвед, абяцанкамі чаго заўгодна, толькі каб атрымаць працу або падпісаць кантракт;
і як толькі яны трапляюць у кампанію, яны цягнуць туды сваіх.
— Так што нам будзе нялёгка ў ІТ-свеце, бо на рынку не толькі Індыя, але таксама Паўднёвая Амерыка і нават Афрыка з цалкам канкурэнтаздольнымі камандамі. А мы, нават маючы лепшыя кампетэнцыі, саступаем у іншых катэгорыях. Асабліва пасля 2022 года.
Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.
Странная фраза. Скорее они понимают, что нет смысла работать больше (лучше) если за это не заплатят. И тут налицо проблема организации труда в таких компаниях где повсеместная уравниловка, а не в работниках.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 13:50
Даже у граждан рб из разных областей несколько разный стиль работы. А здесь речь о разных рассах. Мировоззрение индийца сформировано их религией "текучка - фигня, главное - перетерпеть, в следующем цикле перерождений будешь начальником". Это не изменить, если человек вырос в своей национальной среде. Нужно быть безграмотным руководителем, чтобы не учитывать такие серьёзные нюансы. Главные епамовские рулевые, кстати, в части организации бизнес-коллективов талантами не блещут (это не про организацию бизнеса).
английским это сложно назвать. Вместо понимания о чем чел говорит ты пытаешься разобрать и перевести с "бенгались инглись" на нормальный
С моей колокольни (от многих коллег слышал подобное) ситуация видится так: «А-а-а, кризис, специалисты из СНГ дорогие», — решают компании –> и идут к дешёвым индийцам –> просаживают бюджет и получают плохой продукт –> возвращаются к специалистам из СНГ и Европы, чтобы привести всё в порядок (и вспоминают индийцев «добрым словом»).
очень знакомо, сталкивался 3 раза с таким. Сваливают к индусам потому что подешевле, через годик опять ищут какого нибудь аутсорсера с снгшными корнями.
Разработчики из Индии стоят дороже, а выдавливать бледнолицых из проектов будут только там где есть совместные команды (это всегда так было, восток - дело тонкое) и далеко не всегда это значит что через год кто-то там куда-то вернется, т.к. уровень рабочей этики и ответственности у беларуских аутсорсеров не намного выше (только посмотрите на такие компании как itransition, vironit, andersen и т.д.).
Мат. платы телевизоров Горизонт MStar TV произведены в Индии и уже очень давно используются (или использовались). В то время на бел. рынке присутствовали все embedded-компании, но выбор пал на Индию.
У них, кстати, свой Youtube-клиент (через API) и каталог с бесплатными индийскими фильмами, доступный через интернет из РБ.
Согласитесь, что вживить одноплатный ПК с Android AOSP - дело нехитрое. Но тем не менее, никого не нашлось (тут).
Это инвестиции в долгую, но в постсоветских странах мало кто таким занимается т.к. прибыльный бизнес "заберут те кому он нужен больше" поэтому производство отверточное и горизонт планирования небольшой - урвал и убежал
Те же платы с Android AOSP являются и ТВ приставками. Добавить пару интеграций с русским интернетом и рынок открывается)
Вообще в СНГ с embedded как то вяло совсем. Одни среднестатистические, а умных нет)
Слишком много пьют и медленно тупеют.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 31 кастрычніка 2024, 15:45
Решение простое - смещать бизгнесс фокус в сторону продукта и тянуть свои беларуские продукты в экосистему друг друга как это делают в Израиле, и не придётся парится по поводу того кто нам может выдавить. Понимаю, что это сложно, но это единственный путь как вырасти качественно как беларусское Айти.
Мой начальник понимает. Заключить контракт на полгода, самому упахиваться, дрбчить подчиненных, уложиться в сроки. Двух человек, не успевающих доделать свою работу продлили еще на несколько месяцев. А те, кто рвал попу, были отправлены на мороз первыми.
А за этими трудовыми подвигами была вот такая глубокая идея: "Они увидят и офигеют от того, какая мы эффективная команда, и обязательно возьмут нас на больший срок".
Тупо массой, кумовством, липовыми дипломами. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]
Не нужно никого и никогда нигде тащить. Четко прописывайте свои задачи, кто, что и когда делал. Вплоть до записи созвонов.
"Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.". А как иначе? Поезд IT уйдет без павшего клавиатурного бойца так что никто не заметит. Завтра забудут. К обеду уже.
"Мне лично непонятно, как троих бекенд -инженеров, которые держат все основные сервисы на плаву у клиента, заменить на 6, 9 или хоть 20 индийцев."
Вы все еще удивляетесь тому как (не) работают сервисы Гугла и Майкрософта??? 🤭
я не удивляюсь, последние нашумевшие факапы тому подтверждение, спецом открывала смотреть, кто у них числится в отделе тестирования - и да, Индия и тому подобное. И все верно написали вы
с индийцами очень просто работать:
-- нет в джире - нет в природе. вся коммуникация письменно, устное - это просто бла-бла-бла. Написание точного техзадания и формулировка вопросов тренируют мозг и экономят время при разборе полетов.
-- твоя задача - держать руководство в курсе индийских факапов и всегда интересоваться приоритетами - менеджмент индусов там, исправление за ними г-нокода или написание фичи. У руководства голова большая, пусть думает, а у тебя наоборот не резиновая.
-- рабочий день - согласно законодательству и контракту, сверхурочные должны оплачиваться по двойной ставке и вообще не обязан. Если расходы высокие, денег не хватает и прочая почему надо поработать бесплатно, руководство всегда может сэкономить путем уменьшения собственной заработной платы.
-- если руководство тобой недовольно, оно всегда может тебя уволить. Согласно нормам трудового права, разумеется.
-- если ты сам руководство и подписал индийскую команду, хотя тебя предупреждали, ты знал на что шел, не скули теперь.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 16:59
Согласен, очень хорошие советы.
3 года на проекте где в 85% команд разрабы/qa/пм-ы - Индия.
В целом заказчик нашел хороший рецепт. В каждой команде есть выходец из Восточной Европы, который делает основную работу и ревьюит код ребят из Индии, не позволяющий скатываться проекту в говно.
Методы взаимодействия именно такие.
Только письменно, все должно быть задокументированно, любые косяки подсвеченны, эскалации как можно раньше. В целом, если парень из Индии на проекте уже более 3 лет, он начинает выдавать более менее нормальный код в рамках проекта и понимает, как решить определённую проблему.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 17:27
Накидывание каких-либо качеств, особенно негативных, целым нациям , обобщение по нац.признаку - разве не расизм?
Все народнейм-цы - плохие в скиллнейм. Это расизм.
Спросите у своего dei менеджера или у омбудсмена или у уполномоченного по правам человека.
Хитрят дико
Качество их кода мягко говоря хромает.
требует микроменеджмента и надзора.
начинает тащить за собой всю родню и друзей.
нанимали пару белых ребят, чтобы.. выглядеть более презентабельно .. поднять свой имидж
Задача — показать работу. Не делать
а зубы пошел бы делать к индусам?
если нация слаба в чем-то и ее отличают не самые уважаемые черты в этой сфере, никакого расизма здесь нет, не путайте мягкое с теплым
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Могут застрять на каком-то месте в задании и сидеть ждать, пока менеджер спросит, как дела." с другой стороны им некуда спешить так как почасовая оплата: солдат спит - служба идет "Отсюда и не спешат делать работу. Если ты справишься за кассой один, то второго помощника уволят. Кто будет кормить его семью?"
Ну все, аутсорс в восточной Европе всё, скажите спасибо дуде и науседе, которые накачивают свои страны. Там все растет втч и зарплаты и в первую очередь недвига, а это для аутсорса жёсткий минус.
Ну по такой логике для аутсорса хорошо, где народ голодает, но так не всегда.
Если скиллы человека соответствуют оплате за его труд - вопросов нет. Качаем скиллы и будет нам счастье.
Как раз в епаме удалось поработать над проектом, который делали индусы (епамовские) и передали нам беларусам, т.к. заказчик был недоволен качеством.
Самый худший опыт и хрен убедишь менеджмент, что это говно и нужно все переписывать, пришлось уйти, чтобы не ковырять фекалии. Получилось к лучшему, т.к. увеличил зп на 50%+ после ухода и улучшил work/life balance.
менеджмент все прекрасно понимает, особенно, если заказчик прямо довел свое мнение о поделии. Только у менеджмента подгорает и стоит задача решить проблему чужими руками, т.к. иначе менеджменту от более высокого менеджмента прилетит (и более высокому менеджменту, при этом, глубоко пофиг как проблема будет решена). Соответственно, на низовом уровне надо не вестись на манипуляции и запугивания, а пояснить, что проблемы менеджмента - это не твои проблемы, ты работаешь согласно трудовому праву и договору (аккуратно, soft skills, ага), а если надо все сразу и прямо сейчас, то давайте обсудим success fee без привязки к зарплате (зафиксировав это на бумаге, понятно, а не "честное слово, потом пойду прямо к CEO и буду выбивать повышенную премию"). Разумеется, при этом спокойно принять, что за все это могут уволить, но на самом деле далеко не факт, т.к. менеджменту надо все еще проблему решать.
При этом, заметь, что после решения проблемы (без оплаченных переработок, в авральном режиме и т.п.) уволить все еще могут также запросто - потому как проблема-то решена (аплодисменты и огромное спасибо от нашей компании), а новых проектов нет. Так сказать, извини, ничего личного, просто бизнес, тяжелая ситуация, все дела - не себя же мне увольнять.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 кастрычніка 2024, 13:01
За провалы смещали моих менеджеров, но с моей стороны были подтверждения и аргументация. Я все записывать стал... Хотя однажды уволили весь отдел за провал и мне повезло оказаться вне его на тот момент. И опять же записи.
Тому же Epam для роста нужно много недорогих людей. Как ни крути, Европа дорогая. А теперь следите за руками: поголовье в отчётах то же, а индийцев по официальным данным уже наняли 8к. Это более 15% компании. И число будет расти.
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
29 кастрычніка 2024, 02:42
1
Швейцарцев пускай сначала выдавят из их сектора. Мы квалифицированные инженеры. Ну, может быть, некоторых выдавят. Остальные выживут и вырастут. Я конкуренции с индусами не боюсь. Меня больше движения рынка смущают.
Индус ныне пошёл довольно грамотный (там где его нормально отбирают) и денег много не просит. А менеджерам в корпорациях только того и надо. Плюс и в самом деле, наши люди сильно честные, а при подаче на вакансии в западные конторы это провал, тут надо врать чем больше, тем лучше и правильно отвечать на тупые вопросы ХР. От этого реально устаёшь, а индусу норм, потому берут их. А то, что всё в упадок приходит, так манагеру пофиг. Он резюме обновит и навстречу новым челленджам
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 кастрычніка 2024, 16:49
Н лет работал с индийцами на 4 проектах в разных компаниях - подтверждаю все что написано в статье. Среди них есть толковые, даже очень, но в процентном отношении их мало. Качество кода, подчас даже у толковых, печаль. Главное показать результат здесь и сейчас. Причем даже если индиец прекрасно понимает, что сделанное до него г..о - ничего рефакторить не будет, и даже вопрос такой не поставит, просто закинет в эту кучу свой функционал. Плохо с взаимодействием - каждый старается закрыть свою часть по-скорее как попало. Кто что делает рядом - плевать, на общее-целое всем плевать. В итоге абсолютно закономерно, что проект скатывается на определенном этапе в яму, причем такую яму, с которой вылезти уже почти не реально.
Из хорошего - очень стараются избегать конфликтов, но это не значит, что они не настойчивы.
Если задача работает и проверена - она приносит прибыль и все счастливы.
Да и в любом закрытом ПО качество кода будет плохим.
Вот, например, у Xiaomi после первого запуска один и тот же токен всем приложениям раздается (для авторизации одного уникального приложения через системный компонент Android - Binder, без токена авторизация невозможна и запрашиваемые привилегии будут Denied). Это позволяет затроянить мобилу сразу после покупки например.
Как видно, unit-тестом это не покрыто (потому что это Android AOSP который никто не трогал), но работает оно некорректно. И даже самый крутой прогер туда не посмотрел.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 31 кастрычніка 2024, 15:56
Рэлацыраваліся? Цяпер вы можаце каментаваць без верыфікацыі акаўнта.
совсем скоро заказчики начнут считать деньги и все к нам вернутся
к "нам" это вы про ЛатАм, Африку и Индию?
в страну самых вкусных сырков)
За вами скоро и правда придут.
Странная фраза. Скорее они понимают, что нет смысла работать больше (лучше) если за это не заплатят. И тут налицо проблема организации труда в таких компаниях где повсеместная уравниловка, а не в работниках.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 13:50
Уравниловка это ты про Европу?
про кости из бедронки для следующего поста приберегли?
Он еврооптовские на сорта разбирает пока, готовится.
Даже у граждан рб из разных областей несколько разный стиль работы. А здесь речь о разных рассах. Мировоззрение индийца сформировано их религией "текучка - фигня, главное - перетерпеть, в следующем цикле перерождений будешь начальником". Это не изменить, если человек вырос в своей национальной среде. Нужно быть безграмотным руководителем, чтобы не учитывать такие серьёзные нюансы. Главные епамовские рулевые, кстати, в части организации бизнес-коллективов талантами не блещут (это не про организацию бизнеса).
английским это сложно назвать. Вместо понимания о чем чел говорит ты пытаешься разобрать и перевести с "бенгались инглись" на нормальный
очень знакомо, сталкивался 3 раза с таким. Сваливают к индусам потому что подешевле, через годик опять ищут какого нибудь аутсорсера с снгшными корнями.
Разработчики из Индии стоят дороже, а выдавливать бледнолицых из проектов будут только там где есть совместные команды (это всегда так было, восток - дело тонкое) и далеко не всегда это значит что через год кто-то там куда-то вернется, т.к. уровень рабочей этики и ответственности у беларуских аутсорсеров не намного выше (только посмотрите на такие компании как itransition, vironit, andersen и т.д.).
этих загранично-буржуйских мы уже раскулачили. сейчас в тренде яднекс, сиськоф и прочие вк
синьков
Предлагаете им объединиться в творческое объединение "GALERS" и созвать саммит?
Мат. платы телевизоров Горизонт MStar TV произведены в Индии и уже очень давно используются (или использовались). В то время на бел. рынке присутствовали все embedded-компании, но выбор пал на Индию.
У них, кстати, свой Youtube-клиент (через API) и каталог с бесплатными индийскими фильмами, доступный через интернет из РБ.
Согласитесь, что вживить одноплатный ПК с Android AOSP - дело нехитрое. Но тем не менее, никого не нашлось (тут).
Это инвестиции в долгую, но в постсоветских странах мало кто таким занимается т.к. прибыльный бизнес "заберут те кому он нужен больше" поэтому производство отверточное и горизонт планирования небольшой - урвал и убежал
Те же платы с Android AOSP являются и ТВ приставками. Добавить пару интеграций с русским интернетом и рынок открывается)
Вообще в СНГ с embedded как то вяло совсем. Одни среднестатистические, а умных нет)
Слишком много пьют и медленно тупеют.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 31 кастрычніка 2024, 15:45
Вы на что намекаете?!
Решение простое - смещать бизгнесс фокус в сторону продукта и тянуть свои беларуские продукты в экосистему друг друга как это делают в Израиле, и не придётся парится по поводу того кто нам может выдавить. Понимаю, что это сложно, но это единственный путь как вырасти качественно как беларусское Айти.
Беларуское айти как сущность мало кому интересно. Даже на уровне идеи в лучшие времена сами участники этого айти косились на запад.
Оно и понятно почему - касаешься электрозабора песочницы, получаешь взаимодействие с гораздо менее приятными "участниками бизнеса".
А сейчас что? Кормить детей нужно сегодня, деньги сегодня есть у "родственников" с востока. Всё. А вечером мне некогда стартап пилить.
Всё уже. Поздно.
Таланты все равно будут появляться, но результата в ближайшие годы ждать не стоит.
Без финнов скучно.
Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
Правила тут, их всего 5
Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
Правила тут, их всего 5
А кто вообще понимает?
Мой начальник понимает. Заключить контракт на полгода, самому упахиваться, дрбчить подчиненных, уложиться в сроки. Двух человек, не успевающих доделать свою работу продлили еще на несколько месяцев. А те, кто рвал попу, были отправлены на мороз первыми.
А за этими трудовыми подвигами была вот такая глубокая идея: "Они увидят и офигеют от того, какая мы эффективная команда, и обязательно возьмут нас на больший срок".
Лайк начальнику.
"Заключить контракт на полгода, уложиться в сроки." - это не работать больше, это работать как договорились.
Тупо массой, кумовством, липовыми дипломами. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]
Не нужно никого и никогда нигде тащить. Четко прописывайте свои задачи, кто, что и когда делал. Вплоть до записи созвонов.
"Но они не понимают, зачем работать больше, если больше не заплатят.". А как иначе? Поезд IT уйдет без павшего клавиатурного бойца так что никто не заметит. Завтра забудут. К обеду уже.
"Мне лично непонятно, как троих бекенд -инженеров, которые держат все основные сервисы на плаву у клиента, заменить на 6, 9 или хоть 20 индийцев."
Вы все еще удивляетесь тому как (не) работают сервисы Гугла и Майкрософта??? 🤭
я не удивляюсь, последние нашумевшие факапы тому подтверждение, спецом открывала смотреть, кто у них числится в отделе тестирования - и да, Индия и тому подобное. И все верно написали вы
с индийцами очень просто работать:
-- нет в джире - нет в природе. вся коммуникация письменно, устное - это просто бла-бла-бла. Написание точного техзадания и формулировка вопросов тренируют мозг и экономят время при разборе полетов.
-- твоя задача - держать руководство в курсе индийских факапов и всегда интересоваться приоритетами - менеджмент индусов там, исправление за ними г-нокода или написание фичи. У руководства голова большая, пусть думает, а у тебя наоборот не резиновая.
-- рабочий день - согласно законодательству и контракту, сверхурочные должны оплачиваться по двойной ставке и вообще не обязан. Если расходы высокие, денег не хватает и прочая почему надо поработать бесплатно, руководство всегда может сэкономить путем уменьшения собственной заработной платы.
-- если руководство тобой недовольно, оно всегда может тебя уволить. Согласно нормам трудового права, разумеется.
-- если ты сам руководство и подписал индийскую команду, хотя тебя предупреждали, ты знал на что шел, не скули теперь.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 16:59
Согласен, очень хорошие советы.
3 года на проекте где в 85% команд разрабы/qa/пм-ы - Индия.
В целом заказчик нашел хороший рецепт. В каждой команде есть выходец из Восточной Европы, который делает основную работу и ревьюит код ребят из Индии, не позволяющий скатываться проекту в говно.
Методы взаимодействия именно такие.
Только письменно, все должно быть задокументированно, любые косяки подсвеченны, эскалации как можно раньше. В целом, если парень из Индии на проекте уже более 3 лет, он начинает выдавать более менее нормальный код в рамках проекта и понимает, как решить определённую проблему.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 28 кастрычніка 2024, 17:27
Золотые слова и касаются всех сфер (лишние докУменты никогда не помешают)
Мой опыт подтверждает слова автора. Это как срочники в армии, солдат спит - служба идет.
Сплошной расизм в статье и комментариях
Где ты увидел расизм? Я искал и не нашел. Дай конкретные цитаты.
Накидывание каких-либо качеств, особенно негативных, целым нациям , обобщение по нац.признаку - разве не расизм?
Все народнейм-цы - плохие в скиллнейм. Это расизм.
Спросите у своего dei менеджера или у омбудсмена или у уполномоченного по правам человека.
Хитрят дико
Качество их кода мягко говоря хромает.
требует микроменеджмента и надзора.
начинает тащить за собой всю родню и друзей.
нанимали пару белых ребят, чтобы.. выглядеть более презентабельно .. поднять свой имидж
Задача — показать работу. Не делать
бенгались инглись.
Итд
а зубы пошел бы делать к индусам?
если нация слаба в чем-то и ее отличают не самые уважаемые черты в этой сфере, никакого расизма здесь нет, не путайте мягкое с теплым
Ты путаешь приписывание нациям, и оценку уровня профессионализма системы подготовки айтишников в Индии
https://www.businessinsider.in/95-of-engineers-in-india-are-not-fit-for-it-jobs-only-1-can-write-correct-codes/articleshow/58280411.cms Это не наброс, а статистика "If the Aspiring Minds survey is to be believed, 95% of engineers in India are not fit for software development jobs." 2017 год
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Могут застрять на каком-то месте в задании и сидеть ждать, пока менеджер спросит, как дела." с другой стороны им некуда спешить так как почасовая оплата: солдат спит - служба идет "Отсюда и не спешат делать работу. Если ты справишься за кассой один, то второго помощника уволят. Кто будет кормить его семью?"
Согласен. В глазах темно от расизма.
Когда менеджер-индус тянет всю свою "семью" и выживает "белых" - это не расизм, это норма. Не перепутайте.
Это кумовство
непотизм по-научному)
захожу на сайт Эпама, там все вакансии щас в Индии и есть, ну, еще в Южной Америке немного
Ну все, аутсорс в восточной Европе всё, скажите спасибо дуде и науседе, которые накачивают свои страны. Там все растет втч и зарплаты и в первую очередь недвига, а это для аутсорса жёсткий минус.
Ну по такой логике для аутсорса хорошо, где народ голодает, но так не всегда.
Если скиллы человека соответствуют оплате за его труд - вопросов нет. Качаем скиллы и будет нам счастье.
Как раз в епаме удалось поработать над проектом, который делали индусы (епамовские) и передали нам беларусам, т.к. заказчик был недоволен качеством.
Самый худший опыт и хрен убедишь менеджмент, что это говно и нужно все переписывать, пришлось уйти, чтобы не ковырять фекалии. Получилось к лучшему, т.к. увеличил зп на 50%+ после ухода и улучшил work/life balance.
особенно ржачно когда просишь индуса его чейнджи закомитить в гит, а он спрашивает "а что такое гит, а покажи как"
менеджмент все прекрасно понимает, особенно, если заказчик прямо довел свое мнение о поделии. Только у менеджмента подгорает и стоит задача решить проблему чужими руками, т.к. иначе менеджменту от более высокого менеджмента прилетит (и более высокому менеджменту, при этом, глубоко пофиг как проблема будет решена). Соответственно, на низовом уровне надо не вестись на манипуляции и запугивания, а пояснить, что проблемы менеджмента - это не твои проблемы, ты работаешь согласно трудовому праву и договору (аккуратно, soft skills, ага), а если надо все сразу и прямо сейчас, то давайте обсудим success fee без привязки к зарплате (зафиксировав это на бумаге, понятно, а не "честное слово, потом пойду прямо к CEO и буду выбивать повышенную премию"). Разумеется, при этом спокойно принять, что за все это могут уволить, но на самом деле далеко не факт, т.к. менеджменту надо все еще проблему решать.
При этом, заметь, что после решения проблемы (без оплаченных переработок, в авральном режиме и т.п.) уволить все еще могут также запросто - потому как проблема-то решена (аплодисменты и огромное спасибо от нашей компании), а новых проектов нет. Так сказать, извини, ничего личного, просто бизнес, тяжелая ситуация, все дела - не себя же мне увольнять.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 кастрычніка 2024, 13:01
За провалы смещали моих менеджеров, но с моей стороны были подтверждения и аргументация. Я все записывать стал... Хотя однажды уволили весь отдел за провал и мне повезло оказаться вне его на тот момент. И опять же записи.
Тому же Epam для роста нужно много недорогих людей. Как ни крути, Европа дорогая. А теперь следите за руками: поголовье в отчётах то же, а индийцев по официальным данным уже наняли 8к. Это более 15% компании. И число будет расти.
Швейцарцев пускай сначала выдавят из их сектора. Мы квалифицированные инженеры. Ну, может быть, некоторых выдавят. Остальные выживут и вырастут. Я конкуренции с индусами не боюсь. Меня больше движения рынка смущают.
Индус ныне пошёл довольно грамотный (там где его нормально отбирают) и денег много не просит. А менеджерам в корпорациях только того и надо. Плюс и в самом деле, наши люди сильно честные, а при подаче на вакансии в западные конторы это провал, тут надо врать чем больше, тем лучше и правильно отвечать на тупые вопросы ХР. От этого реально устаёшь, а индусу норм, потому берут их. А то, что всё в упадок приходит, так манагеру пофиг. Он резюме обновит и навстречу новым челленджам
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 29 кастрычніка 2024, 16:49
Каментарый скрыты за парушэнне правілаў каментавання.
Правила тут, их всего 5
Н лет работал с индийцами на 4 проектах в разных компаниях - подтверждаю все что написано в статье. Среди них есть толковые, даже очень, но в процентном отношении их мало. Качество кода, подчас даже у толковых, печаль. Главное показать результат здесь и сейчас. Причем даже если индиец прекрасно понимает, что сделанное до него г..о - ничего рефакторить не будет, и даже вопрос такой не поставит, просто закинет в эту кучу свой функционал. Плохо с взаимодействием - каждый старается закрыть свою часть по-скорее как попало. Кто что делает рядом - плевать, на общее-целое всем плевать. В итоге абсолютно закономерно, что проект скатывается на определенном этапе в яму, причем такую яму, с которой вылезти уже почти не реально.
Из хорошего - очень стараются избегать конфликтов, но это не значит, что они не настойчивы.
Если задача работает и проверена - она приносит прибыль и все счастливы.
Да и в любом закрытом ПО качество кода будет плохим.
Вот, например, у Xiaomi после первого запуска один и тот же токен всем приложениям раздается (для авторизации одного уникального приложения через системный компонент Android - Binder, без токена авторизация невозможна и запрашиваемые привилегии будут Denied). Это позволяет затроянить мобилу сразу после покупки например.
Как видно, unit-тестом это не покрыто (потому что это Android AOSP который никто не трогал), но работает оно некорректно. И даже самый крутой прогер туда не посмотрел.
Карыстальнік адрэдагаваў каментарый 31 кастрычніка 2024, 15:56
В моменте да, а через пол года ...