Команду сократили, приложение для сна — на паузе. У Loóna новый план
Всё дело в кризисе мобильного маркетинга и в анонсе прорывных хедсетов.
Всё дело в кризисе мобильного маркетинга и в анонсе прорывных хедсетов.
Пачытайце гэты матэрыял па-беларуску
Мобильное приложение для подготовки ко сну Loóna больше не в фокусе внимания фаундеров. Создатели MSQRD переключаются на проекты в расширенной реальности. Большую часть команды пришлось уволить.
Вот как прокомментировали ситуацию фаундеры Loóna.
— Большой потенциал на рынке VR/XR/AR, за котором мы активно следим с 2015 года, анонс совершенно инновационных хедсетов Apple Vision Pro и Meta Quest 3, а также текущая тяжёлая ситуация на рынке мобильного маркетинга привели к пересмотру фокуса, сил и ресурсов, — рассказали dev.by в Loóna. — Мы продолжаем работать и поддерживать мобильное приложение, помогаем людям расслабиться и переключиться. Но стратегически делаем пивот в VR/XR — spatial experiences под брендом Loóna с еще большим погружением.
Новые хэдсеты — это начало очень большой истории и движению индустрии в сторону AR-очков. И мы хотим занять эту нишу со своей экосистемой продуктов, сохраняя принципы, заложенные в бренд Loóna.
К сожалению, такие изменения не даются без очень сложных решений. Сейчас мы двигаемся в lean-режиме, поэтому нам пришлось расстаться с большей частью команды.
У нас всегда работали только самые лучшие ребята. Так что, если вы ищете, как усилиться, можно открыть LinkedIn, посмотреть, у кого статус open to work, и без сомнения им написать.
dev.by задал уточняющие вопросы СЕО и кофаундеру Loóna Андрею Янчуревичу.
Андрей, что всё-таки случилось?
Причин для пивота несколько. Одна — стратегическая. Мы понимаем, что на текущем рынке есть хорошая возможность уйти в нишу VR/XR и занять лидирующую позицию на рынке Mindfulness/Relax/Meditation/Sleep. Другая — проблемы на рынке мобильного маркетинга: если в нынешних условиях работаешь с paid marketing, то должен рассчитывать на довольно длительный период окупаемости.
Какие именно проблемы на рынке мобильного маркетинга заставили сделать разворот?
Это известная общая проблема. Она возникла, когда Apple зарелизил iOS 15 и SKAdNetwork — c тех пор мы полноценно не понимаем, каких пользователей покупаем. Привлекать новых клиентов стало намного сложнее и дороже.
Если раньше сроки окупаемости рекламы были очень короткие, от месяца до двух, то сейчас они удлинилась до года и дольше.
Это ведь произошло не вчера?
Первые звоночки появились в марте 2021 года, в апреле вышла новая iOS, и с тех пор рынок сильно изменился. Кто-то смог адаптироваться к нему лучше, кто-то хуже, но все известные мне продукты в нашей индустрии переходят на веб-воронку. Мы тоже.
Веб-воронка — более сложный и громоздкий процесс: пользователь не подписывается в приложении напрямую через инфраструктуру Apple и Google — он сначала проходит онбординг в вебе, там же платит и только потом попадает в приложение.
Это — другой аукцион и другие правила, которые влекут большие изменения в команде и концентрацию на другие вещах.
Раз вы уволили бОльшую часть команды, значит, проект мобильного приложения Loóna закрывается?
Нет. Полноценный пивот означает полное закрытие продукта, но мы пошли другим путём: оставляем продукт, продолжаем его поддерживать, потихоньку добавляем контент, но мы не реализуем планы его развития. Если раньше мы тратили на приложение 100% сил, то теперь условно 20%. Просто сейчас фаундеры видят точку роста в другой нише, где наши ресурсы можно использовать более эффективно.
Какая модель монетизации у Loóna? Приложение не вышло на самоокупаемость?
Монетизация — через подписку. Нет, не вышло. Были месяцы, когда мы были кэш-позитив, но на всем таймлайне мы не достигли точки безубыточности.
А был ли такой план?
Да, мы планировали выйти на break-even point в 2024 году, но для этого потребовались бы дополнительные инвестиции. Это дополнительный риск. Пообщавшись с акционерами, мы пришли к выводу, что сделать пивот будет правильнее.
Так это решение фаундеров или акционеров?
Это наше решение, фаундеров. Акционеры поддержали нас в этом решении.
Сколько инвестиций было вложено в Loóna и когда были последние?
Сумму не буду озвучивать. Последний раунд был в 2021 году.
Инвесторы автоматически встроились в новый проект?
Это же не новый проект, мы работаем в рамках той же компании. И компания — это не только юрлицо, но и ассет, бренд, люди, наработанное партнёрство. Одно дело, когда компания принимает решение о закрытии, всем говорит «до свидания» и начинает другую историю с другими инвесторами. Но, нет, это не наш случай. У нас есть миссия и вера в то, куда мы идём. И есть поддержка от акционеров, которая придаёт сил и уверенности.
Расскажи подробнее про новые продукты. Эта история ведь уже не про сон?
Сон и VR-шлем в моём понимании вещи несовместимые: для сна надо лежать в кроватке, а в VR-индустрии есть ограничения, которые пока не позволяют это делать. Но наш домен по-прежнему Mindfulness & Relaxation. Мы делаем иммерсивный экспириенс. До сих пор делали это в мобильном приложении. Теперь будем делать и для VR/XR-хедсетов.
Сколько человек работает над новым продуктом?
Нас осталось 9 человек, которые работают фул-тайм, включая фаундеров, плюс несколько человек на фрилансе. Да, пришлось оптимизироваться, так как кризис на рынке убедительно показал: чем длиннее runway, тем эффективнее ты переживаешь любую стрессовую ситуацию.
Мы сейчас очень сфокусированы. Работать с командой меньшего размера мне как менеджеру намного проще — так эффективнее тратишь свое время. Совсем недавно у нас были «засетаплены» все процессы и работали лучшие специалисты. Маленькая команда помогает сосредоточиться на самых важных задачах.
Получается, вы вернулись в режим раннего стартапа?
Когда релиз?
В течение 7-9 месяцев планируем выпустить готовый продукт. Но это новый рынок со своими жёсткими правилами, чтобы попасть в стор той же Meta, надо соответствовать определённым параметрам. Надеюсь, мы будем.
Есть ли в планах вернуться к найму?
По мере необходимости. Сейчас будем работать максимально своими ресурсами.
Новые инвестиции пытаетесь привлечь?
Да, интерес проявляют и текущие, и новые инвесторы. Последние анонсы от Apple и Meta сильно подогрели внимание к этому рынку.
Насколько неожиданным было увольнение для двух десятков ваших сотрудников и устроились ли они?
У нас в компании довольно прозрачная коммуникация. Мы старались делиться всеми новостями. Возможно, кто-то скажет, что это стало для него неожиданным, кто-то — что ожидаемым. Точно не было такого, что всё работает идеально и вдруг мы увольняем большую часть команды. Ну нет.
Тем, кому нужна помощь в трудоустройстве, мы пытаемся помочь. Но ребята все достаточно скилловые, я не думаю, что у кого-то будут проблемы с поиском работы.
А где они?
В основном в Польше. Ещё два года назад мы приняли решение о релокации команды. Это было очень затратно и сложно, так как мы помогали на каждом этапе каждому члену команды. Но я могу с уверенностью сказать, что оно того стоило. Это повлияло и на работу, и на культуру внутри команды.
Получается, вы решили, не дожидаясь 2024 года, максимально сократить команду, чтобы растянуть оставшиеся деньги на подольше и суметь за них сделать что-то, что можно продать.
Это было осознанное решение, которое позволяет сохранить компанию и продолжить выполнять нашу миссию. Я чётко вижу ситуацию, в которой мы оказались с текущим продуктом на текущем рынке. Я вижу и невероятную возможность на рынке виртуальной и расширенной реальности, который в следующее два года вырастет до 300М проданных устройств.
И, если честно, после анонса Quest 3 и Vision Pro мне кажется, эта цифра будет больше, так как интерес только растёт.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.
В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков.
Помочь нам можно через Patreon.
И ещё криптой, тут кошельки.
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Смотря какой fabric смотря сколько details...
Белорусские [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] с длинным runway в early stage в очередной раз рассказывают о невероятных возможностях на рынке - в этот раз на рынке виртуальной и расширенной реальности. Ожидайте через год статей о том, что снова ничего не получилось, потому что “ожидали Х, а случился Y”. Возможно, бывшим протеже Гурских (Невгени/Гончары/Янчуревичи и проч.) просто стоит признать, что без Юрия и Дмитрия они обычные [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement] а не кивать на веб-воронки, SKAdNetworkи и так далее.
хорошо сказано «протеже Гурских (Невгени/Гончары/Янчуревичи и проч.)»
LOL
Shopify выяснила, что на мобильные устройства приходится 73% продаж небольших компаний и брендов, использующих прямые продажи. И в эти 73 входят приложения для медитации. Это прям «новый черный белый русский». Может быть вместо того, чтобы на ощупь лететь в сказочный мир AR/VR, потому что «все туда идут и я иду», можно переработать и пересмотреть бизнес-модель и сделать упор на медитации перед сном, например?
Приложение же хорошее. Просто может быть надо чуть пересобрать модель?
Медитации в телефоне, серьезно? А прогулки перед сном (с женой и\или собакой), физ.активность в течение дня, никаких гаджетов за х часов перед сном, не пробовали?
Айтишники пытаются решить все проблемы через комп\телефон и это смешно.
Серьезно. Я вас удивлю, но сейчас многие делают всё в телефоне. И не только айтишники. Очень круто, что вы весь такой олдскульный. Но как бы вам это не нравилось, мир диджитализируется. И куча людей привязаны к нему больше, чем вы можете себе представить.
Мне их жаль. Так это бизнес на болезни и страдании, выходит. Как ликероводочный завод.
Headspace - отличное приложение. С ним реально проще начать медитировать, так что не нужно такой категоричности.