Как польский закон об абортах влияет на планы айтишников в эмиграции
Они вообще собираются заводить там детей?
Почему эта тема
Польское законодательство об абортах — предмет большой дискуссии в обществе, в беларусской диаспоре тоже. Почти тотальный запрет на прерывание беременности многие воспринимают как дополнительный фактор риска при решении завести ребёнка.
Даже тяжёлая патология плода в Польше не причина для аборта, единственные исключения — угроза здоровью/жизни матери и изнасилование. Но и с этим сложности: из-за страха уголовного преследования или «по соображениям совести» врачи могут тянуть до последнего с оперативным вмешательством. Так в конце мая в Новом Тарге на пятом месяце беременности от сепсиса умерла 33-летняя Дорота: врачи не сделали ей аборт, несмотря на преждевременно отошедшие воды. Похожая трагедия случилась в декабре 2021 года с 37-летней Агнешкой в Ченстохове, а перед этим с 30-летней Изабелой в Пщине (сентябрь 2021 года) и c 34-летней Юстиной в Водзиславе-Слёнске (декабрь 2020-го).
В феврале этого года сразу в нескольких больницах Подляского воеводства врачи отказались сделать аборт несовершеннолетней девушке, которую изнасиловал дядя (сделали после вмешательства правозащитников и СМИ).
Каждый такой случай сопровождается протестами, однако непохоже, чтобы законодатели собирались идти на уступки. Значительная часть общества поддерживает такой порядок. Под публикациями о трагедиях, как правило, немало комментариев про то, что смерть женщины — результат врачебной ошибки, а не законов.
dev.by расспросил релоканток/в, которые родили в Польше или только планируют беременность, об их опыте и о том, как повлияло на их планы антиабортное законодательство.
Предупреждаем: только пару человек рассказали собственно о родах, остальные — о своих планах/мыслях в связи с запретом абортов. Отзывы последних — сплошь негативные, многие — очень эмоциональные. Это не то, что делает материал разносторонним и сбалансированным. Но нашей задачей было исследовать проблему как фактор беспокойства/спокойствия релокантов, и предсказуемо откликнулись те, кому болит. Очевидно, что среди мигрантов много и тех, кто благополучно заводит детей, не забивая себе голову разными страхами. Об опыте успешных родов мы писали здесь. Но сейчас о другом.
«На кесарево сказали приходить через 10 дней, потому что мест нет»
Мы с мужем в Польше с осени 2020 года. На беременность тут решились нелегко. Мы не думали, что так долго пробудем в этой стране, ехали просто чуть денег отложить и на море отдохнуть.
Я против запрета абортов и для себя решила, что если что-то пойдёт не так, то скорее вернусь в Беларусь, чем буду обращаться в SOR («скорую помощь»). В середине моего срока мы действительно попробовали вернуться: родители настояли, убедили, что без них не справимся. Мы решили оценить, как чувствуем себя морально, — провели дома 4 месяца и уехали обратно. В итоге справились.
Но Польша — плохое место для ведения беременности. У меня было плановое кесарево по медицинским показаниям. Когда «скорая» привезла меня на госпитализацию с направлением от врача, сначала пришлось ждать пять часов, потом меня шлёпнули рукой по животу, недовольно цмокнули, что сама родить не смогу, и сказали приходить через 10 дней, потому что у них нет мест.
Сомнительная отсрочка, когда счёт идёт уже на часы. На операцию легла в частную клинику, за двое суток пребывания заплатили 1000 евро. Чуть жутко было ехать домой через 48 часов после операции с торчащими из шва нитками, согнутой в три погибели. Никто не интересовался ни кровотечением, ни моим самочувствием. Может, я избалована нашей медициной, но больше не хочу проходить через такой аттракцион.
До этого я побывала в другой частной клинике, там врач на бумажке написал сумму, за которую готов провести операцию (6000 злотых, причём в обычном «шпитале»), и раскрутил меня на ненужные анализы. Тогда я едва говорила по-польски. Заплатила за анализы огромную сумму. Потом узнала, что я не первая такая «иностранка-дура».
Сразу после рождения ребёнка мужу дали две недели отпуска. Первое время он всё делал сам.
В теории здесь есть ещё много больничных и отпусков для родителей, но работодатель редко раздаёт их радостно.
Сейчас дочке почти два года. За это время я поняла, что в Польше всё лечится парацетамолом. Порой мне приходилось настаивать на анализах крови или мазка на коронавирус (коронавирус у ребёнка, кстати, подтвердился), самой следить за календарём прививок.
Да, мой ребёнок — моя зона ответственности, но часто я чувствую себя в растерянности, когда дочь болеет, а врач велит просто отпаивать её чаем.
Муж очень хочет ещё детей, троих, а я пока не готова. Но если так случится, то, я надеюсь, это будет уже не в Польше.
P. S. Перечитала. Кажется, я сильно нагнетаю: большой акцент на негативе. Тема для пылких обсуждений.
«Впечатления — положительные. Но в больнице навязывали смеси»
Я родила в Варшаве 1,5 месяца назад. Впечатления — положительные. В Польше мы год. Законодательство об абортах я не учитывала: в самом крайнем случае поехала бы в Беларусь.
Это была первая беременность, сравнивать мне не с чем. Диагностика и сохраняющая терапия, как мне показалось, на уровне, возможно, из-за запрета абортов. Я лежала в двух больницах, нареканий нет, все знают английский или стараются перевести (я не говорю по-польски).
В больнице после родов помогли наладить кормление. Правда меня удивила их политика: очень навязывали смеси, особенно тем, кому сделали кесарево. «Это нормально, что ты не можешь выкормить своего ребёнка», «Давайте дадим смесь, он голодает», «После кесарева, возможно, не будет молока» и т. п. Обидно было смотреть на растерянных девочек — им, по сути, и выбора не оставили.
Считаю, что это нечестно: нельзя женщинам, и так пережившим сильный стресс, пропагандировать такое. И эта больница («Святой Софии» в Варшаве) ещё в топе по естественному вскармливанию.
У меня были естественные роды, с молоком всё в порядке, но даже моему ребёнку успели один раз подсунуть смесь.
«Скрининги делаем в Польше, если что не так — в Беларусь»
Живём в Польше с конца 2020 года. Детей ещё нет: жена в Польше подтверждала диплом, тянуть семью одному без потери в уровне жизни было бы тяжеловато. Поэтому решили отложить, а вот теперь активно работаем в этом направлении.
Мы ехали в Польшу, не имея детального представления о законодательстве. Страну выбрали по двум факторам: 1) есть работодатель, который возьмётся за релокацию; 2) жена сможет там подтвердить диплом.
Мы с женой убеждены, что аборты — это право женщины. Запрет на аборты приводит только к ужасным кейсам, о которых все в Польше наслышаны. А ещё это стимулирует нежелание рожать. Почему моя жена должна рисковать своей жизнью? Почему мы должны рисковать своей семьёй?
В общем, наш план такой: беременеем в Польше, тут же выполняем всевозможные скрининги, а если что-то идёт не так, едем в Беларусь и даже не пытаемся здесь что-то делать.
«В Польше ещё более тщательно предохраняемся»
Переехала в Польшу с мужем, детей нет. Из-за местного законодательства не планирую оставаться тут надолго: не хочу ни рожать, ни получить срок из-за того, что подвела контрацепция.
У меня фобия беременности и родов, не помню её названия, но сны, в которых я беременна, это кошмары. Фобию лечить не планирую, рожать тоже. Есть желание в будущем пройти школу приёмного родительства и взять подростка из детдома, но пока непонятно, в какой стране это делать.
Про польский закон об абортах я знала, поэтому долго откладывала переезд. Уехать дальше пока не выходит по семейным причинам, так что в ближайшие несколько лет остаёмся здесь, ещё более тщательно предохраняемся и присматриваемся к другим странам.
Пока сочетаю несколько методов контрацепции + регулярно делаю тесты и посещаю гинеколога в Беларуси.
«В итоге желанием заниматься сексом не горю»
Переехала в Польшу с партнёром, не имею возможности поехать в Беларусь и не планирую детей.
Закон об абортах добавляет риски, которые нужно держать в голове. Если ведёшь активную сексуальную жизнь, необходимо иметь два способа защиты на случай, если один не сработает, например, таблетки и презервативы. Однако у многих девушек от оральных контрацептивов сильные побочки, у меня в том числе, плюс это обязывает регулярно обращаться к врачу. Доверять только презервативу страшно: если он порвётся, у тебя нет возможности в тот же день купить таблетку для экстренной контрацепции.
В итоге желанием заниматься сексом не горю. Партнёр, конечно, недоволен тем, как на меня влияет этот закон, но он понимает и разделяет мои страхи.
Да, при переезде в Польшу я держала этот фактор в голове, но плюсы всё равно перевесили. И одного этого закона сейчас недостаточно, чтобы вынудить меня уехать в другую страну.
Но я слежу за тем, как развивается ситуация, будет ли либерализация законодательства или, наоборот, ещё больше будут ущемляться права женщин.
«Настоящий сигнал для переезда»
Мы с мужем релоцировались в Польшу вместе год назад. Оба работаем в ИТ. Мне почти 30, и я не планирую иметь детей в ближайшие пять лет. Мы с мужем давно обсудили этот вопрос и приняли решение делать аборт, если что-то пойдёт не по плану.
В Беларусь мне дорога закрыта, так что единственной возможностью станет Чехия, куда, насколько я знаю, ездят делать аборты польки.
Однако сама ситуация, в которой я, словно преступница, должна организовывать себе «поездку на аборт», сильно меня тревожит. Я считаю это попыткой контроля над женским телом, вмешательством в личную жизнь и нарушением моих прав.
По этой же причине я не горю желанием переезжать в США — там в некоторых штатах тоже запрещены аборты. Я не понимаю, почему в демократическом государстве в 2023 году до сих пор возникает этот вопрос. Как вообще могут принимать такие законы.
С переездом ещё не определились. Сейчас возможен только релокейт вслед за работой. Если предложат хорошие условия в другой стране, то, вероятно, перееду. Но важно, в какой именно стране. Я бы согласилась только на ступень выше, и возможность сделать аборт — как раз такая ступень.
«Скорее всего, заморозим яйцеклетки»
Мне 32. Я считаю, что польское законодательство по абортам — это кошмар, и не собираюсь здесь рожать.
В Беларуси есть подвязки с хорошим роддомом, возможно, до 2020 года рожать поехала бы туда. Теперь риски стали высоки, вернуться домой не могу. Поэтому придётся отложить беременность или решать вопрос как-то ещё. Последняя история (гибель Дороты в Новом Тарге. — dev.by) говорит о том, что, если что-то произойдёт внезапно, польские врачи не помогут.
При планировании переезда об этом факторе мы не думали, стояла задача вырваться в цивилизованный мир, горизонт планирования был очень маленьким. Теперь он увеличился. И угроза стала осознаваться сильнее.
Тем не менее на планы закрепиться в Польше закон об абортах не повлиял: мы именно в Польшу собирались уже много лет. Ну, и дети для нас не приоритет. Тем не менее варианты решения есть: либо заморозить яйцеклетки и ждать, пока это всё закончится, либо всю беременность жить в другой стране, Чехии или Литве. Но это возможно лишь через пять лет, после получения ПМЖ. И надо подкопить денег.
Скорее всего, заморозим яйцеклетки.
А вот ещё мнения беларусов, которым страшно заводить детей в Польше
— Я белоруска, живу в Варшаве уже год и в ближайшие пару лет планирую ребенка. С самого переезда меня терзает этот вопрос, что если что-то пойдёт не так: ребенок — инвалид или ещё какие-то осложнения. Мне важно знать, что в этом случае мне сделают аборт.
— Я женщина, и мне стрёмно рожать в Польше. Скорее всего, не буду. Мне кажется, это закон для социального скотоводства бедных. Средний класс и выше в любом случае сможет поехать в соседние страны и сделать аборт там. Уверена, что никто этих женщин искать не будет.
— Страшна тут цяжарыць. Гэта яўна не матывуе. Калі штосці пойдзе не так, не хочацца паміраць, дзякуй.
— Моя жена тоже сказала, что здесь рожать не будет. Плюс мы уже столкнулись с польской медициной: если у врача есть возможность отказаться что-то делать, он откажется. Многие ещё не понимают, что при осложнении аборт нужно делать сразу, времени на размышления нет. Закон же такой свободы не даёт, и это дополнительный риск здоровью женщины, а то и её жизни. Так что, женщины, тут я на вашей стороне.
— При выборе между Литвой или Польшей одним из весомых аргументов против Польши было как раз отношение государства к абортам. Не вижу свою жизнь в стране, которая так относится к людям и их выбору по этому вопросу. Для меня это звоночек. Моё личное наблюдение: в тех странах, где церковь активно вмешивается в политику, принимают самые странные и неэтичные законы. При том, что в остальном Польша восхитительная страна, этот фактор на меня бы морально давил.
В результате переехали с супругом в Литву.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем и вниманием. А 210 читателей поддерживают нас донатами.В 2023 году мы хотим собрать 1000 читателей-подписчиков.
Помочь нам можно через Patreon.
И ещё криптой, тут кошельки.
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Читать на dev.by