Реклама в Telegram-каналах DzikPic и dev.by теперь дешевле. Узнать подробности 👨🏻‍💻
Support us

«Эйчары злые». Айтишник потерял работу из-за буллинга — найти новую было непросто

Наш читатель из Нидерландов уволился из-за буллинга — пришлось искать новую работу. Было нелегко из-за кризиса. А ещё непонятно, как рассказывать о причинах ухода со старой работы. Вот его монолог.

21 комментарий
«Эйчары злые». Айтишник потерял работу из-за буллинга — найти новую было непросто

Наш читатель из Нидерландов уволился из-за буллинга — пришлось искать новую работу. Было нелегко из-за кризиса. А ещё непонятно, как рассказывать о причинах ухода со старой работы. Вот его монолог.

— С момента решения об увольнении у меня было пять месяцев на поиск новой работы (о такой отсрочке договорились с работодателем), но приступил я не сразу. Никогда в жизни я не искал работу дольше двух месяцев и не представлял, что в этот раз будет так тяжело. 

В ИТ и так кризис, а в регионе Эйндховен большинство компаний не софтверные, а технические, и у них большой соблазн сокращать софтверные отделы. Раньше я сам давал советы новичкам, как искать работу. Но на третьей неделе поисков понял, что весь накопленный за годы опыт сейчас неприменим. Надо изобретать новые схемы.

У нового рынка нет правил, они меняются каждый день. 

Эйчары злые, ищут повод побыстрее от тебя избавиться. Вопросы на собесах звучат в духе «Сигареты, мобила есть? А если найду?».

Главное, что я понял — надо быстро отсеивать бесперспективные варианты. Рекрутеры любят посадить тебя на короткий поводок, кормить завтраками, пропадать на месяц, а потом вдруг объявляться и назначать собеседования. Так, у меня до сих пор всплывают в переписке какие-то посредники и зовут на интервью. Погодите, я уже третий месяц работаю, где вы раньше были?

Рынок сумасшедший, при этом есть ощущение, что он в балансе, просто перебалансировался на более низкую зп. Людям с большим опытом трудно это признать и принять. Но я смог включить рацио и понизить зарплатные ожидания.

Как только я начал просить меньше, процесс активизировался, и я получил оффер.

Это было через два дня после ухода со старой работы. Итого поиски заняли 4 месяца: 3 месяца активных действий + месяц на раскачку. Сейчас я понимаю, что по нынешним меркам это довольно быстро. Специалисты моего уровня ищут работу порядка 6 месяцев. И так или иначе все находят.

В моём случае поиски осложнялись конфликтом на предыдущем месте работы. Когда теряешь работу из-за буллинга, сложно сообразить, как себя вести на интервью. У меня было запущено около 10 процессов собеседований, и везде, естественно, спрашивали, почему я ушел с предыдущей работы.

Я не знал, как отвечать.

Сказать правду про буллинг? Решат, что скандалист. Ничего не объяснять про конфликт —  сочтут, будто ты что-то скрываешь. Рассказывать подробности — будешь выглядеть жалобщиком.

Очень сложно выбрать правильный тон. Может, и стоит сказать коротко, без эмоций, что ушел из-за буллинга. Но лучше так говорить про позапрошлую работу.

Я решил не рассказывать работодателям про конфликт и общался на эту тему только с промежуточным звеном — рекрутерами. Их задача — продать кандидата, в этом смысле они были моими союзниками.

Одного рекрутера я специально вызвал на откровенный разговор, рассказал ей свою историю, чтобы она посоветовала, как мне отвечать на вопрос. Сорвался на эмоции, но она сразу остановила: много негатива. Даже не помню, что она в итоге посоветовала, потому что это всё равно не сработало.

Каждый день читатели Adviser покупают подписку Coursera+. Попробовать

На собеседованиях я каждый раз отвечал немного разное. Говорил что-то расплывчатое и смотрел на реакцию. Никто ничего не комментировал, но по лицу был видно некое недоверие: ааа, всё понятно.

Ещё на собесах задают коварный вопрос: почему вы так часто меняли работу? Хм, «часто» — это как? У меня в среднем три года на одном месте работы. Беларусы говорят, что это нормально. Нидерландцы считают, что часто. Хотя в предпоследнем месте, бодишопе, я работал всего полгода, а до этого был саббатикал, так что да, выглядит, будто я попрыгунчик.

Нидерландцы хотят знать, почему ты ушел оттуда, а оттуда? Раньше я не задумывался об ответах на такие вопросы, так как знал, что меня возьмут по результатам технического интервью. Но в этот раз у меня было техинтервью, где я ответил на все технические вопросы, а вдогонку меня спросили про профессиональные амбиции.

— Ну, какие у меня амбиции? Работать как работается.

И вот мне уже приходит отказ с формулировкой «не смог ответить на вопрос про амбиции». 

Я потом у всех спрашивал, как надо отвечать на этот вопрос, — никто не знает. Это какое-то продолжение буллинга. Понятно, что у эйчара очередь из 100 кандидатов и ему нужно грамотно дифференцировать одинаковых по техскиллам разработчиков. Но как этот вопрос помогает ему решить проблему?

Я свою проблему решаю просто: подаюсь как можно в большее количество мест, где-нибудь да будет отклик.

Сказать, что кейс с буллингом стал помехой при поиске работы, я не могу. Однако думаю, что вкупе с частой, по их мнению, сменой компаний, это могло стало причиной нескольких отказов.

Так, у меня был один странный отказ, когда, казалось, всё уже на мази. Во время техсобеса я долго разговаривал с архитектором на технические темы, всё шло прекрасно, тот был явно готов меня брать, но… мне не прислали даже ответа. 

Как так? На том собесе присутствовал человек, который сам вопросов не задавал, а просто слушал, кивал, и его лицо то и дело менялось. Не знаю, был ли он наслышан о моей истории, может, я выдумываю, но я не могу иначе объяснить себе отсутствие оффера. Не думаю, что у эйчаров в Нидерландах существуют некие «черные списки», однако если работодатель знает кого-то в твоей предыдущей компании, то, конечно, может спросить отзыв.

Мне кажется, что сейчас, в кризис, люди, особенно с низкой квалификацией, инстинктивно сбиваются в некие кучки, и начинают иррационально выталкивать профессионалов.

Не только я это чувствую. Знакомые, которые искали работу в последнее время, тоже об этом говорят. В этом смысле проблема буллинга и поиска работы имеют что-то общее.

А устроился я в итоге в маленькую техническую компанию. Она такая маленькая, что никаких корпоративных процессов — всё строится на взаимоотношениях с владельцем. В деньгах по сравнению с предыдущей работой не потерял (просто привык менять работу с повышением), но условия стали чуть хуже.

«Ты держись он просто такой человек». Как айтишники отстаивают границы на работе
«Ты держись, он просто такой человек». Как айтишники отстаивают границы на работе
По теме
«Ты держись, он просто такой человек». Как айтишники отстаивают границы на работе

Рекрутер: «Лучше говорить нейтрально»

Спросили у рекрутера, как отвечать на вопрос про причины ухода, если это буллинг. Кажется, хорошего и универсального рецепта тут нет. 

Татьяна Мельничук, CEO и фаундер международного IT-рекрутингового агентства Lucky Hunter:

— О причинах ухода лучше всего говорить нейтрально: работодатели склонны больше доверять другим работодателям. Если кандидат негативно отзывается о прежнем месте работы, он может показаться конфликтным. Например, можно сказать, что «не сработался с коллективом» или «не была близка корпоративная культура».

Однако существуют исключения. Если причина ухода связана с широко известным, резонансным событием, о котором говорят в профессиональных кругах, то ситуация меняется. В таком случае кандидат может более открыто говорить о реальных причинах своего увольнения.

«Я токсик». Айтишники поделились почему «токсики — самые нужные люди в команде»
«Я токсик». Айтишники поделились, почему «токсики — самые нужные люди в команде»
По теме
«Я токсик». Айтишники поделились, почему «токсики — самые нужные люди в команде»
Новый рекламный формат в наших телеграм-каналах.

Купить 500 символов за $150

Читайте также
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
15 комментариев
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
12 комментариев
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

4

Ушел с прошлой работы, потому что что не видел возможностей для роста и развития. Потом посмотреть в глаза рекрутеру, прищуриться немного и спросить, а есть ли возможности для развития в их компании.

Можно еще сказать, что прошлая команда была не достаточно diverse. Тут рекрутер поймет, что имеет дело с профессионалом, выдаст речь о том, как сильно они любят diversity, и перестанет дурить голову всякой ерундой.

table
table Table в Database
-2

и тебя сразу отсеют как чересчур амбициозного кандидата)

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов ФРилансер в Global Freelance
-3

«Сигареты, мобила есть? А если найду?».

Брат за брата - так за основу взято )

Alex M
Alex M HR в EPAM
3

Жаль конечно, что автор не рассказал, что же в действительности с ним случилось, но из того, что есть у меня создалось впечатление, что он хороший специалист, но не командный игрок. А этот навык тоже очень важен. Иногда компании предпочитают нанимать людей чуть менее квалифицированных, но с умением работы в команде.
Я думаю это и есть главная причина большинства отказов.

Alex M
Alex M HR в EPAM
5

Как удалить комментарий тут?

Пользователь отредактировал комментарий 11 июля 2024, 20:09

Anonymous
Anonymous
4

AFAIK никак.

zabelarus14
zabelarus14 Инженер в НИИ им. Баца
2

можно выпилится через профиль с удалением всех комментариев

-7

Благодаря статье стало ясно, что голландские эйчары едят хлеб не зря - в основном умеют вычислять и отсеивать токсиков.

6

Причем тут токсики? Он просто не хочет врать рекрутеру и выдумывать какую-то стандартно-нейтральную причину смену работы, как все обычно делают. Собственно, по вашему комменту понятно, почему все так делают.

2

Токсики тут при том, что я вижу токсика в герое двух этих статей, просто сотканных из красных флажков. А выявляются эти особенности личности кучей способов, даже не требующих полного и прямого ответа на вопрос, почему сменялась работа.

6

Рассказывать подробности — будешь выглядеть жалобщиком

Ну в этих материалах тык и выглядит.

У меня в среднем три года на одном месте работы. Беларусы говорят, что это нормально. Нидерландцы считают, что часто.

Не только Нидерландцы так считают.

Хотя в предпоследнем месте, бодишопе, я работал всего полгода, а до этого был саббатикал, так что да, выглядит, будто я попрыгунчик.

Ну вот, сами всё понимаете. Привет васянам +500

Я потом у всех спрашивал, как надо отвечать на этот вопрос, — никто не знает.

Точно так-же как и на вопрос про то кем видите себя через 5 лет. Я отвечал что хочу стать высоко квалифицированным ТЕХНИЧЕСКИМ специалистом в области и быть в состоянии своими знаниями покрыть проект, разобраться во всех деталях и протоколах так как имею личный интерес к теме и вообще в собственной технике хочется покопаться используя полученный опыт.

Это какое-то продолжение буллинга.

У вас прямо какой-то пункт с этим будилнгом. Может таки к специалисту обратиться? Вдруг там глубокая душевная травма?

Но как этот вопрос помогает ему решить проблему?

Очень просто. У посмотрите на мой ответ. У меня были личная заинтересованность стать квалифицированным ТЕХНИЧЕСКИМ специалистом в предметной области. При личной заинтересованности меня не надо дополнительно мотивировать, у меня уже есть мотивация. Я хочу поковыряться в личной подобной технике, естественно отдача будет выше по сравнению с тем кто только ради денег пришёл.

Сказать, что кейс с буллингом стал помехой при поиске работы, я не могу.

Зато очень похоже стал какой-то психологической проблемой. Посчитайте количество слов "булинг" в вашем материале.

Не знаю, был ли он наслышан о моей истории, может, я выдумываю, но я не могу иначе объяснить себе отсутствие оффера.

Это уже какая-то паранойя.

однако если работодатель знает кого-то в твоей предыдущей компании, то, конечно, может спросить отзыв.

У меня на локации даже если не знают - будут спрашивать отзыв.

начинают иррационально выталкивать профессионалов.

Каким образом?

В этом смысле проблема буллинга и поиска работы имеют что-то общее.

Вот опять. Обратитесь к кому-то. Так до фобий не далеко.

Anonymous
Anonymous
-2

"Я отвечал что хочу стать высоко квалифицированным ТЕХНИЧЕСКИМ специалистом в области и..." - мне кажется, очень сложно сымитировать этот ответ, нужно действительно хотеть этого, чтобы правдоподобно ответить.

5

мне кажется, очень сложно сымитировать этот ответ, нужно действительно хотеть этого, чтобы правдоподобно ответить.

А я не имитировал. Я в принципе ищу работу всегда на которой мне персонально будет интересно. В своё время когда искал у меня было несоклько областей которые мне персонально интересны. И только в этом направлении я и искал. Т.е. это были не галеры а продуктовые компании, продукты которых мне интересны сами по себе. Поэтому когда приходил на собеседование я мог объяснить почему именно эта компания и почему мне персонально это интересно.

Пользователь отредактировал комментарий 12 июля 2024, 00:32

Anonymous
Anonymous
-1

А я и не говорил, что вы имитировали, и не подразумевал этого тоже )

Просто хочу заметить, что если человек не знает, что ответить на этот вопрос про амбиции, то совет вида "отвечай, что хочешь стать профессионалом" не очень-то поможет. Чтобы правильно ответить, недостаточно знать "правильный ответ", нужно этим правильным ответом как бы быть.

2

не знает, что ответить на этот вопрос про амбиции, то совет вида "отвечай, что хочешь стать профессионалом" не очень-то поможет.

Согласен. Поэтому у меня было написано вот так: "Я отвечал что..."

Я отвечал что...

Прошу обратить внимания. Я не советовал а просто рассказал что отвечал я.

Чтобы правильно ответить, недостаточно знать "правильный ответ", нужно этим правильным ответом как бы быть.

И с этим согласен.

Пользователь отредактировал комментарий 12 июля 2024, 00:52

2

отвечу
1.0. взаимоотношения на проекте надо приводить к рекомендациям методологий проектного управления и оперировать соответствующими понятиями. буллинг понятие неопределенное. есть понятие неправильно выстроенные процессы. в таком и таком случае эффективнее действовать так и так, ибо так гласит такой и такой источник, и это закрывает такие и такие риски.
2. по поводу что говорить на собеседовании. собеседования смотря с кем.
2.1. если там простая недалекая и пугливая эйчарша - то надо сказать "закончил выполнять проект штатно и пошел в поисках лучшей доли, а негативное про прошлого эмплоера говорить - красный флаг, я и не говорю :)". всех больше волнует а не алкаш ли вы, не запороли ли вы проект, и проч, на этом и надо сделать акцент, беря инициативу в свои руки.

2.2. если там реальный техлид толковый или СЕО на собесе то можно говорить что угодно, но как профессионал строго. пример о "буллинге" - нерационально выстроенные процессы в аспектах таких и таких, которые вредили продуктивности так и эдак, и надо было сделать вот так и вот так, потомучто так говорят такието методологии.

я считаю, что традиция "плохо о прежних не говорить" искусственно раздута.

вот к примеру моя история. (как было)
давно я работал в епаме, попросил повышение, ресурсник Хрюшина (фамилии изменены из этики) во время встречи начала предъявлять мне дичь что я плохо работал, выйдя из кабинета меня словил тимлид Зуев (фамилии изменены из этики) и попросил чтобы я ничего письменно не писал, что я своим ходом исправлюсь за 3 месяца. я опасаясь что пахнет подставой, решил письменно ресурснице Хрюшиной отписать отчет по технической части моей работы, и оправдался в обвинениях. С тех пор на протяжении года в компании ресурсница Хрюшина (фамилии изменены) вызывала меня к себе и в форме давления и обвинения утверждала, что все коллеги жалуются на мою конфликтность и хамство, не предоставляя данных кто конктрено пострадал от меня и в чем выразилось мое правонарушение, при этом строго запрещала общаться с командой. Хрюшина (фамилии изменены) была исключительно нагла - на мои корректные вопросы с подвохом "а что вот эти? тоже жаловались? вы с ними говорили?" отвечала утвердительно - а это были те люди с кем я не пересекался ВООБЩЕ. сюр!
В команде была очень хорошая атмосфера, продуктивная и дружеская. На митингах попытки мои поднять вопрос пресекались тимлидом Зуевым под предлогом отсутствия времени, в личных беседах тимлид Зуев отказывался от комментариев.
Так продолжалось и на другом проекте, где тимлид Хренов (фамилии изменены) творил такую же дичь, в приватном разговоре сказав, что у меня "черная метка". вспоминался анекдот "сынок, серьгу в ухе носят или пираты или *****, но я чтото не вижу за окнами черных парусов". вопреки запрету Хрюшиной я общался с коллегами, которые сообщили, что претензий ко мне не имеют, обвинения дичь, с ними вообще никто не говорил, а все происходящее является интригами "менеджеров". после чего я нахренячил разгромные письма в стиле советской пропаганды о борьбе со врагами народа наемному директору департамента Лукашину (фамилии изменены), который, по моему впечатлению, был зол на сам факт моей писанины и предложил не появляться там, где он директор. я ушел на фриланс (не хочу говорить что за оно - но в бабках не потерял).

КАК Я ГОВОРИЛ НА ИНТЕРВЬЮ
спустя 5 лет фриланс проекты по моему направлению сдулись потомучто я забил болт на инновационную деятельность, где она была как воздух нужна и не вывез и пошел в найм.
Решил пойти в Епам на новое для себя направление на внутренние курсы.

прособеседовался с эйчаршей и рассказал так, как написал в пункте 2.1. написал приложение тестовое, все ок. на встрече с техлидом серьезным показал прилагу, и рассказал что было как есть, но языком профессионала: "ресурсные менеджеры заигравшись в интриганство предъявляли сфабрикованные лживые, неконкретизированные обвинения от лица команды, запрещая с ними общаться, местные тимлидера также запрещали обсуждать это, чем фактически запрещали применение рекомендованых методологиями проектного управления процессов о медиации конфликтов при их возникновении. при том команда (такието люди) говорили, что это дичь творится от их имени, и они боятся сами беспредела. я старался исправить процессы в соответствиями с требованиями методологии управления проектов код ХХХ-ХХХ ЦЦЦ-ЦЦЦ, эскалировал вопрос, что не принесло результатов, как следствие, как уважающий себя человек я покинул сие место. О том, что критика предыдущей работы считается табу осведомлен, однако если у вас на проектах такаяже дичь - то нам не к вам, я за здравое следование процессам, и обоснованность слов.

Я был взят на внутренний курс.
Однако пока я на нем был - у меня фриланс темы подвоскресли еще на некоторое время, и я начал опять поднимать бабла и к тех собесу подготовился не очень хорошо и не вывез исключительно по техническим причинам тех собес, отношение ко мне было отличное, то что я слабоват технически я знал идя на собес и на самом собесе тоже. никто меня не притеснял.

когда фриланс темы сдохли окончательно спустя пару лет, я опять пошел на интервью и действовал точно также как описал. хорошо устроился и много лет на одном месте где хорошо платят чего и всем желаю

Пользователь отредактировал комментарий 13 июля 2024, 01:59

1

у меня было пять месяцев на поиск новой работы (о такой отсрочке договорились с работодателем)
Хотя в предпоследнем месте, бодишопе, я работал всего полгода

Работал 6 месяцев из них 5 месяцев увольнялся.

За месяц бедолагу забулили?

За месяц я даже имена коллег, которые раз в неделю в офис ходят не запомню.

Пользователь отредактировал комментарий 13 июля 2024, 14:55

0

У автора статьи прямо нимб над головой. Не совсем понимаю, как с таким уровнем наивности он находил работу в Беларуси

Пользователь отредактировал комментарий 14 июля 2024, 05:36

1

Видно как вам хочется высказаться о своём токсик месте, так написали бы статью на каком хабре, половили бы коментов, выпустили бы пар. А так нафик никому это не надо слышать. И "сабатикал" можно повернуть скажем в отпуск за уходу за ребёнком или заботой о больном дяде. А так показывает как кандидату надо или срочный хаг, или печенюшку с молоком или начать бухать в пабах и душу изливать случайным ушам, если не хочется к психотерпевту сходить )))

-1

бедненький/ая ранимый, иди мою посуду помой и по дому это самое

Пользователь отредактировал комментарий 15 июля 2024, 19:08

0

Я уже как-то писала, что вопрос, почему вы ушли с прежней работы, не нужно задавать на собеседованиях.
Чтобы ответить на него как есть, нужно сначала выразительно описать, что происходило в прежней компании, описать других людей в меру своих способностей рассказчика, и только потом себя. Все это неэтично и не имеет никакого отношения к рекрутеру из новой компании. А придуманные ответы тем более не имеют смысла.
Конфликты в коллективах есть всегда. Кто-то умеет выходить из них внешне красиво, кто-то наоборот. "Порядочного человека можно легко отличить по тому, как неуклюже он делает подлости"(с).
Просто нужно знать основные линии рабочих конфликтов, и понимать кто перед вами.
Например, есть конфликт между теми, кто пришел в профессию по большому призванию и теми, кто пришел за деньгами. Как  музыканта бесят фальшивые ноты, так и  программиста бесит некрасивый код "войтивайтишников", которые  "безобразность" своего кода даже не замечают.
Есть отношения "Моцарт и Сальери".
Есть конфликт "хорошего специалиста" и "хорошего человека".
И так далее. Более подробно написала в комментариях под обеими историями.
Тем не менее, каждому найдется свое место, если специалист по подбору персонала  - и специалист, и человек (а не ИИ).

Пользователь отредактировал комментарий 16 июля 2024, 00:52