«Кто-то страдает три дня, кто-то неделю+». Психотерапевт о том, как вернуться к работе без послеотпускного синдрома
dev.by поговорил с врачом-психотерапевтом Дмитрием Демко о том, почему после пары недель отдыха даже любимая работа кажется порой каторгой, и как «сбросить послеотпускное похмелье», чтобы вернуться к привычной активности быстро и без последствий. Этот материал был впервые опубликован в 2019 году, но советы оттуда не теряют актуальности в 2024-м.
— О послеотпускном синдроме стали говорить в последнее время, а ещё несколько лет назад его существование не признавали. Считали, что это выдумки, чтобы оправдать нежелание работать. Да и очерченного диагноза такого не было, как нет и сейчас.
На самом деле «послеотпускное похмелье» хоть раз в жизни чувствовал на себе каждый: даже школьники 1 сентября говорят, как не хочется им снова садиться за парту. На что им отвечают: надо взять себя в руки, чуть-чуть поднапрячься — так и мы говорим себе обычно. Хотя чувствуем: что-то явно идёт не так.
Почему развивается послеотпускной синдром?
— В отпуске у человека возникает иллюзия свободы: делай, что хочешь — рамок нет. А в остальное время они есть: даже CEO компании не может взять и среди рабочего дня пойти на пляж, а в отпуске — пожалуйста! Получается, человек страдает от того, что его лишили «свободы».
Причина также в том, куда направлено наше внимание: в отпуске оно вовне — сконцентрировано на окружающей действительности, а после, когда человек выходит на работу, — оно повёрнуто внутрь себя. «Ой, как мне, бедному плохо! Что я здесь делаю?». Но если человек обратит всё своё внимание на то, что происходит вокруг прямо сейчас, история будет другой — настроение изменится.
Часто человек начинает осматриваться не сразу, а через несколько дней, когда вольётся в процесс. А до этого он страдает: кто-то — три дня, кто-то — неделю или больше.
Кстати, после отпуска многие страдают ещё и от «джетлага», связанного со сменой образа жизни: человек привыкает вставать и ложиться поздно — а тут снова подъём в 7 или 8. Конечно, это влияет и на его самочувствие, и на работоспособность.
Что интересно, избыточный или недостаточный по продолжительности отпуск тоже может быть фактором, вследствие которого развивается синдром. Человек только-только вошёл во вкус, «разотдыхался» — а ему пора в офис. Или же наоборот — мне знакомы такие истории, когда люди провели в отпуске почти всё лето, а потом страдали страшно. Как сказал один мой пациент: «Плохо так, что кажется, будто стены вибрируют».
Какова оптимальная продолжительность отпуска? Существует мнение, что одна неделя нужна для адаптации, вторая — для того, чтобы отдохнуть, а третья — чтобы прийти в себя и вернуться к работе без последствий для здоровья. Однако, с учётом того, что отпусков по шесть недель почти не бывает, а все хотят отдыхать не менее двух раз в год, — многим, естественно, этого времени не хватает.
Какие симптоматомы послеотпуского синдрома?
— Люди грустны, испытывают разочарование от того, что отпуск прошёл. Они отмечают, что недостаточно энергичны и продуктивны, не могут сконцентрироваться на рабочих задачах. Многие пытаются выговориться, разделить с кем-то свою боль. А ещё часто отвлекаются, пытаясь таким образом заглушить «страдания»: идут попить чаю или кофе, зависают с разговорами у кулера, бегают курить, заходят «на минуточку» в соцсети — и залипают, злоупотребляют тайм-киллерами.
На длительности послеотпускного синдрома сказывается то, как сильно выгорел человек до этого?
— Конечно! Чем сильнее выгорание, тем длительнее должен быть отпуск, чтобы специалист мог восстановиться. Короткий отдых с длительным перелётом, со сменой часовых поясов, ещё глубже затолкнёт его в выгорание.
Как вернуться к работе без послеотпускного синдрома или хотя бы минимизировать его?
Нормализовать свой суточный ритм — уже в конце отпуска начать раньше вставать по утрам и раньше ложиться по вечерам. Тогда не будет такого «отката» по возвращении на работу.
Не зацикливаться на своих переживаниях и «страданиях», не жалеть себя и не муссировать эту тему в разговорах с коллегами.
Постараться включиться, обязательно смотреть по сторонам — и найти что-то интересное, что привлекает внимание.
Самому устраивать маленькие радости, которые позволяют переключить внимание с внутреннего на внешнее. Ведь часто так бывает: офис «жужжит», как улей, все работают, а потом принесли пиццу — и сразу все повеселели.
Ещё вариант — закатить после работы вечеринку: тогда во второй половине дня мыслями человек будет уже там. Это будет греть его и разворачивать внимание из интроекции в окружающую действительность.
Занять себя какой-то интересной задачей, или наоборот — оставить какой-то небольшой «хвостик» перед отпуском и быстро доделать работу: есть нейромедиаторы, которые отвечают за удовольствие от завершения чего-то.
Зависит ли тяжесть послеотпускного синдрома от того, как и где человек провёл свой отпуск: уехал куда-то или наоборот, остался в городе решать бытовые проблемы, заниматься здоровьем.
— У медали две стороны: чем выше контраст с тем, что делал человек до отпуска, тем интенсивнее отдых, но и «послеотпускное похмелье» в таком случае сильнее. А отдых в городе, когда тебе ещё и проблемы решать приходится, и отдыхом особенно не назовёшь.
Тут очень важна субъективная оценка: чувствую ли я, что отдохнул, или нет. Вот кто-то в отпуске днём ремонтирует свою квартиру, а по вечерам «мочит врагов» в любимой «стрелялке» или смотрит любимый сериал — сможет ли он сказать, что хорошо отдохнул? Ведь это так похоже на то, чем он занимался до отпуска, просто «проект» немного другой. А теперь представим, что он поехал делать ремонт в деревню, где нет компьютера, да и телевизора нет, — стереотип его поведения изменился, а значит, он неплохо отдохнёт.
Поистине. Лишь великие, и мудрые люди, отмеченные печатью судьбы начертанной на Скрижалях Иллиййу́на, нисмотря ни на что, могут в одиночку противостоять сонмищу сатаны.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Крах режима коронавирусной правды.
Поистине. Лишь великие, и мудрые люди, отмеченные печатью судьбы начертанной на Скрижалях Иллиййу́на, нисмотря ни на что, могут в одиночку противостоять сонмищу сатаны.