Топ-5 фраз, которые лучше НЕ говорить на собесе. От Павла Вейника
Методичка, которая учит обманывать заказчика, подвигла на обсуждение обмана в ИТ как такового. Компании врут клиентам, разработчики компаниям, хотя обман обману — рознь, считает Павел Вейник.
dev.by ищет обратные примеры, когда бы разработчик на собесе начинал рубить правду-матку в вопросах про причины увольнений или конфликтных ситуаций — интересно, что из этого получилось. Нам пока не прислали ни одной такой истории. Мы всё ещё надеемся их получить (присылайте в @devby_insight_bot и оставляйте свой юзернейм для обратной связи).
А пока вы вспоминаете правдивые собесы, Павел Вейник рассказывает, как кандидаты резались на интервью из-за излишней откровенности, и предлагает топ-5 фраз, которые лучше НЕ говорить нанимателям.
Любой негативный ответ на технический вопрос толкуется не в пользу кандидата. Если человек говорит «не знаю» или «не помню», это интерпретируется как неспособность/нежелание подумать и решить задачу.
Попробуйте ответить на вопрос «Как бы это сделал я?», таким образом вы продемонстрируете самое главное — умение рассуждать.
2. «Я хочу просто спокойно работать на работе 8 часов в день»
— абсолютно нормальное желание и абсолютно табуированная фраза.
Все же ищут сотрудников с горящими глазами. А то, что у человека есть ещё своя размеренная жизнь, мало кого интересует.
3. «Бывший начальник — козёл» («у нас был конфликт», «в бывшей компании были плохие процессы»)
в ответ на вопрос о причинах ухода с предыдущего места работы.
Кто в той компании на самом деле «козёл», наниматель скорее всего никогда не узнает. Но когда кандидат плохо отзывается о предыдущей компании, его априори воспринимают как конфликтного человека. Я не могу вспомнить положительных решений по таким ребятам.
Проговаривать проблемы — это нормально. Но на интервью иногда доходит до крайностей: даже если говоришь про плохие процессы в компании, это могут воспринять, как плохой отзыв о работодателе. Рекрутер рассуждает так: следовательно, он будет плохо отзываться о нас, следовательно, нам такой не нужен.
Всегда можно найти способ рассказать и про факап, и про конфликт таким образом, чтобы это показывало: да, я иногда ошибаюсь, но в принципе я адекватный человек.
4. «Хочу к вам, потому что у вас больше зарплата»
Почему-то среди рекрутеров бытует поверье, что люди работают не за деньги, а за удовольствие работать, или за новый опыт, или за что-то еще. Хорошая работа, конечно, удовольствие. Но первым делом люди ходят на неё зарабатывать деньги.
Стоит ли называть деньги как мотиватор, зависит от нанимающей стороны. Если она декларирует, что платит больше, то это вроде как окей. Но у работодателя могут возникнуть опасения, что если кто-то предложит ещё больше, то соискатель легко уйдёт.
Да, откровенность кандидата на тему денег трактуется как меркантильность, хотя такая трактовка со стороны компании очень недальновидна.
5. «Хорошо тут у вас: много девушек, и ноги у них красивые»
Упаси вас боже произнести сексистскую шуточку в компании, где этого резко не приемлют.
Понятно, что общество движется к либеральным ценностям. В разных компаниях к ним относятся по-разному, в некоторых даже перегибают и порождают обратную дискриминацию. Так что будьте осторожны с высказываниями, которые могут быть расценены как ксенофобное, гомофобное, эйджистское и т. п. И не забывайте, что первым программистом была женщина по имени Ада Лавлейс.
С другой стороны, с порога заявлять о себе, что я феминист, или веган, или чайлд-фри, тоже не стоит. Потому что это не имеет никакого отношения к работе.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Выглядит как набор вредных советов :)
Соискатель, помни!
Если не знаешь ответа на вопрос - сиди молчи, прикинься шлангом, сделай вид что зум барахлит, или ты вообще про статус тайваня спросили
Про свою размеренную жизнь - сиди молчи, а то ещё овертаймить по субботам не станут заставлять
Разбираешься в процессах и видел что было не так - сиди молчи, а то вдруг подумают что ты и на новом месте разберешься
Хочешь денег - сиди молчи, даже когда спросили про желаемый уровень зарплаты - пусть сами думают, это же им надо а не тебе
И самое главное - если вас не взяли на работу это - обратная дискриминация
Anonymous
29 октября 2021, 16:18
-3
мамкин манипулятор.
идет в глубокий лес со своими советами.
Не зразумеў пра працэсы і зп. Я павінен сказаць, што ў мяне на папярэднім праекце ўсё было добра з працэсамі і зп мяне не цікавіць. Тады чаму я змяняю месца працы? Што тэхналогіі былі неактуальныя я таксама сказаць не магу, гэта будзе значыць, што у мяне неактуальны вопыт.
Сказаць, што мяне цікавіць праект? Дык я ж яго яшчэ не бачыў, толькі абяцанкі чуў.
Ці не надакучыў працадаўцам гэты падман?
1 Не знать не страшно. Наниматель обычно тоже не фаанг, прямо скажем, чтобы на собес к нему натаскиваться ночами. Всегда есть, о чем поговорить еще, если какая-то область не в приоритете.
2 Все ровно наоборот: как только контора высвечивает ожидание неуемного овертайма за печеньки и экспириенс -- заканчивать тратить время на интервью, если только нет праздного интереса, куда еще поедет этот цирк.
3 О вас будут плохо отзываться, если у вас плохие процессы. Исправляйте процессы, а не кандидатов: шила в мешке не утаишь.
4 "Хочу к вам не из-за денег"? А вы вообще понимаете, как потом удерживать такого сотрудника, если ему феи в голову чего нового нашепчут? Деньги -- это самый простой из инструментов удержания. Надо радоваться, если кандидат на него ведется.
5 Не хотите сексистских комментариев на стадии собеса -- не выпускайте в переговорку формастых дев, займитесь лучше непосредственным делом.
Тут они имеют ввиду что типа ты должен показывать стремление развиваться как хочется компании, говорить что да я синьер, но мечтаю стать лидом, ещё натаскивать джунов и за спасибо проводить 2-часовые интервью. Конечно же я не против ещё и пару проектов параллельно тащить, ведь интересы компании - главное. И ещё не нужно говорить что я хочу стать директором компании. Только всё что позволит использовать вас по максимуму
П5. В одной конторе хр красивые груди на стол положила прямо передо мной, мой комплимент "у вас красивая грудь" ей похоже не понравился... Что у женщин в голове - непонятно :)))))
Нормальный ответ, но всегда стоит уточнить, что не знаешь, но сам сделал бы так-то и так-то, или воспользовался бы таким-то способом, но проблему решил.
Это должно быть не ответом, а свои вопросом. Я еще всегда и сам уточняю про ворк-лайф баланс и овертаймы.
Все так.
Да норм ответ, чем раньше компания поймет, что труд специалиста должен быть достойно оплачен, тем меньше будет иллюзий и неоправданных ожиданий у обоих сторон.
Главное, не сказать это, устраиваясь в литейку тракторного, все остальное может быть поправимо.
Краткое резюме: врите так, как хочется услышать собеседующей стороне. Может посмотреть с другой стороны? Если большинство специалистов скажет, что они продали свои 8 часов жизни в день и не более, что что тогда будут делать компании? Видимо советы для "вайтишников-джуников", которым "абы взяли", имхо.
Пункт 2 - да какие 8 часов) я вообще говорю что хочу работать 4 часа.
На самом деле, совет дельный. Вчера общался с такими товарищами, сказал именно что мои планы - работать хорошо синьором, и не быть супер-героем. Всё. Собес завален.
По-моему это плохо прикрытый наброс, ну или привет из махрового пост-советского феодализма...
К сожаленибю скорее второе .
Опять же кто наши топы? На 90% это так или иначе мажоры, у которых колбаса растет в холодильнике. В школе директор ему улыбалась и спрашивала как здоровье папеньки?, а в институте - декан.
Что это тепличное чудо знает о козлах, конфликтах и как дожить до зарплаты ?
Незнание жизни и людей набивает черепушку мамкиного топа букетом внешних косвенных признаков "хорошего роботника":
Он тепл, мил, улыбчив, айфонен и побрадершопен, до того как придти на собес висел на ветке и зрел набираясь опыта и тоскуя по вашим дивным очам.
Свих на толерантностях и софтскилах доводит фантазии мамкиных нанимателей до абсурда а знания людей и из природы не добавляет , вот и комплектуется наше айти по фасону бородки и формальной "неконфликтности" а пускать пыль в глаза считается навыком важнее чем любой хардскил.
Проблема "мыла" в общении в том, что завтра таким же размытым окажется обсуждение вообще всего от рабочих моментов, до бытовых банальностей.
А тот кто действительно хоть что-то в своей жизни сделал прекрасно знает что без крови пота и психов работы не бывает, бывает только имитация работы.
Работодатели врут гораздо чаще, например про интересные проекты (а они работали и видели код?) Или про команду единомышленников (а они знают как я мыслю?)
Советы говорить то что хотят услышать - это самые лучшие советы. Говорите что вы трудоголик и 12 часов в день - прекрасно, что в выходные часто нечего делать и почему бы не поработать, что был опыт руководства командой из 2-3 человек (оптимально, если больше то подумают что вы метите в менеджеры) и что часто собеседование проводите. Цель же какая - зачастую это получить оффер и придти с этим оффером к текущему работодателю. А даже если и пойдете работать - забейте на то что обещали, как забивают работодатели на свои обещания. В общем, статья хорошая и остаётся в закладках.
Anonymous
29 октября 2021, 14:06
2
Нужно говорить дозированную правду.
Например когда спрашивают про опыт работы над процессами - отвечать, что конечно работал (что работа над процессами обычно заканчивалась увольнением некомпетентного менеджера - лучше не упоминать). Или когда спрашивают про овертаймы - конечно не проблема, если не чаще раза в квартал, но если чаще - уже повод работать над процессами (см. выше)
Не помню точно, но кажется на моей прошлой работе я неспокойно работал 9 часов в день под руководством козла. У нас было мало девушек, все с некрасивыми ногами, плохие процессы и низкая зарплата. Там было плохо. Я не знаю чего я к вам пришел, но возьмите меня пожалуйста.
Трудоголики-джуны, пашущие по 16 часов в сутки за 300 баксов ради опыта и не смотрящие на девушек)
Я бы лучше зотел представить качество проектов после такой конторы)
если уже при трудоустройстве нужно нести пургу и приукрашивать, то представьте каких высот в этих навыках достигают в люди, прошедшие через собеседование и продвинувшиеся по карьерной лестнице. На уровне управленцев советы уже, вероятно, "постарайтесь не сказать ни слова правды"
Нормальный ответ, обычно додумывания кончаются потоком бреда, не связанным с темой вопроса, нормальный интервьюер в такой ситуации может попытаться вывести в нужное русло наводящими вопросами и как правило если человек действительно подзабыл - это поможет освежить в памяти и вспомнить забытую инфу. Не стесняйтесь признавать незнание - никто не идеален и лучше иметь человека, который это честно признает и готов закрывать пробелы, чем самоуверенного болвана, который усугубляет свою некомпетентность попытками ее скрыть.
Вполне нормальное желание, но его скорее следует сформулировать иначе - "Дорогая контора, я готов работать на результат, если сам не впишусь в дедлайн, чуток переработаю и закрою к дате X свой косяк. Но если вам надо чтобы я работал в выходной или свое личное время - будьте добры, оплатите свои хотелки"
Максимально лицемерный пункт. Лучше говорить как есть и не кривить душой. Если были плохие процессы - так и говорим, чтобы наниматель еще на интервью мог уточнить проблемы в процессах, которые натолкнули тебя на мысль об увольнении и мог понять, выйдет ли у вас сотрудничать илии же у него самого процессы не лучше. Опять же - всю вину не валим в 100% случаев на прошлого работодателя. У меня лично есть еще со времен когда был джуном, строчка в резюме о том что работал всего 2 месяца в одной конторе, честно на вопрос о том месте отвечаю что было такое и просто не вытянул, завалил испытательный. Откровенность подкупает больше чем если говоришь только то, что хотят услышать рекрутеры
Деньги как единственный мотиватор это конечно не очень хорошо звучит, но если вам действительно нравится проект и вам еще и хотят больше платить на нем, чем вы зарабатывали раньше, то почему бы и не сказать "Чувствую что будет интересно с вами работать, плюс вы предлагаете действительно хорошую мотивацию в плане дохода"?
Ни разу не сталкивался с настолько отбитыми соискателями, выглядит как высосанная из пальца ситуация
В итоге у меня лично складывается впечатление что либо автор советов не сталкивался с наймом, либо же работает в шаблонной галере в зудшем ее представлении, с бесплатными овертаймами на постоянку, лицемерием на каждом шагу и желании чтобы сотрудники работали за еду
Я просто не понимаю почему нельзя обычную нумерацию списка в стиле "цифра.") Вроде для хранения коммента нет особых ограничений на бэкэнде) Но учту на будущее, просто тут недавно и пока не знал о таких моментах)
Прекрасная теория, увы не часто соответствующая практике.
Например
который это честно признает и готов закрывать пробелы, чем самоуверенного болвана, который усугубляет свою некомпетентность попытками ее скрыть
На лбу таланты не написаны. С точки зрения стороннего интервьюира - здесь мы имеем человека который не знает 100% что-то, и человека который что-то отвечает в вопросе. Даже может быть любой ответ трактован как верный потому что иногда спрашивающий сам темой не сильно владеет.
"Не знаю но выучу" - увы не работает это
Когда у человека условно 7 лет опыта с нужным вам стеком, пусть symfony/php как более близкие мне, и он условно не помнит как пользоваться symfony form или не помнит некоторых нюансов работы с twig, то это не говорит о его непрофессионализме, всего лишь указывает на то, что он этим пользуется крайне редко, если вообще пользуется. Вам ничто не мешает натолкнуть его на некоторые мысли по поводу темы вопроса, возможно что из опыта и всплывет, плюс если вам критичны такие моменты прям до того, что их незнание является поводом для отказа в работе, то скорее всего ваш проект уже на пути к легаси. То же самое можно и про теорию сказать - я лично без подготовки и поднятия знаний в памяти могу писать код по солиду, но поименно принципы солид так сразу из головы не вспомню, могу без названий описать смысл, но не ответить какой из них является принципом Барбары Лисков например, это не значит что я этого не знаю, просто ассоциация "название-суть" может теряться и ты вполне можешь знать и даже использовать то, что тебя спрашивают, но сразу сходу по формулировке вопроса просто не сориентироваться. В вашем же подходе, как и у человека в статье как-то все однобоко. Не вспомнил = плохой специалист. Не стал нести чушь вместо признания что что-то подзабылось = некомпетентный безинициативный овощ с полным отсутствием логики
Люто соглашусь с первым пунктом. лучше честно сказать, что не знаешь/не помнишь, чем пытаться выехать на каком-то потоке сознания. Он и работать потом так же будет?
Так в том и дело. И ладно работа. Человек например заявляет что сам релиз проведет, в процессе у него падает деплой из-за кривого конфига, который на девах работал нормально и он вместо того, чтобы попросить помощи у знающего коллеги будет всеми силами замалчивать проблему, а возможно пытаться решить методом тыка, чем еще усугубит ситуацию и это без учета что у него продакшн лежит все это время
Это советы или для джунов-вайтишников, ищущих первую работу, или малоскиловых, которым нужно во что бы то ни стло попасть в новую компанию, потому что из старой выгоняют. Здесь соискатель почему-то в подчененной позиции и ему это нужно больше, чем работодателю. В реале же нужно вести себя естественно, как в жизни, задавать контр-вопросы и знать себе цену, т.к. не только тебя выбирают, но и ты, и тебе точно так же может не понравится работодатель и ты так же можешь ему отказать. Если, к примеру, тебя бесят геи, феминистки, веганы и пр., (или ты сам кто-то из них и тебя бесят фобы), то почему нельзя спросить, как здесь к этому относятся, тебе же работать с ними, терпеть и возможно даже иметь конфликты на этой почве!
Вполне адекватная статья. В идеальном мире, где идеальные кандидаты приходят на собеседование к идеальным интервьюерам - эта статья была бы не нужна.
Не обязательно же всем этим советам следовать. Просто принимаем во внимание, что такое бывает. А дальше решаем для себя. Кто-то возьмёт на вооружение один пунктик из пяти - уже для него какой-то профит.
И это работает в две стороны. Можно по принципу реакции интервьюера на эти моменты и компанию отсеивать. :)
Статья в стиле "хочешь узнать верный ответ - опубликуй неверный". Но выше уже рассказали почему неверно.
А теперь, что нельзя говорить на собеседованиях .
Один. Неправду.
Два. Про то, что не спрашивают.
Три. Лукавить.
Четыре. Преувеличивать про себя.
Пять. Про свои личные проблемы.
Один. Неправду. - почему? Практика показывает что рекрутёры как невесты - обещай луну с неба, это они любят. Не мы такие - жизнь такая. Если цель - просто получить оффер - тем более лучше преувеличить свои достижения.
Два. Про то, что не спрашивают. Почему же. Сказать между слов что я например настраивал деплой приложения на Ажур
Три. Лукавить. - Нет. Быть честным и правдивым - это плохо. Лучше лукавить, ибо самое страшное слово для девочек-HR - это "я не знаю"
Четыре. Преувеличивать про себя. - Именно это и нужно делать. Учитывая что у нас в РБ итак низкая самооценка у большинства.
Пять. Про свои личные проблемы. - Тут полностью согласен.
По-моему главное, что не надо говорить на собеседовании - что ты не знаешь технологию, которая упомянута в cv. Мы искали php-разработчиков со знанием react. Почти у всех откликнувшихся в cv был указан react. В результате собеса - кандидаты начинали говорить что-то вроде "ну я когда-то читал про реакт, но никогда с ним не работал ". И не могли ответить не то что на вопрос по реакт, но и чем отличается var от const.
Ох, знакомая тема, я на одном из первых люмест работы плотно работал с реактом и готовился в фуллстеки, пока не начало тошнить от js в принципе, с тех пор у меня в резюме все еще осталось указание что писал на реакте, но при вопросе честно отвечаю что когда-то писал, знаю основы как js, так и фреймворка, но не могу сказать что прямо шарю и не возьмусь работать с актуальным) Видимо стоит залезть и вообще удалить упоминания, сэкономлю всем время)
Вот кстати по поводу глаз. Порой кажется что рекрутёры смотрят на отсутствие знаний в какой-то технологии как на отсутствие глаза у человека. Ааааа, у вас только один глаз, извините, не подходите, заказчику нужен человек с двумя глазами, жаль-жаль. Иначе как можно объяснить ПОЛНОЕ игнорирование ответов типа "я не знаю пока, но обязательно выучу".
Говорит и реагирует адекватно - не тупит и не "быкует" - технические знания примерно соответствуют и готов быстро подтянуть то что еще может понадобится - можно брать :)
Anonymous
29 октября 2021, 23:52
2
программист меняет работу или из-за денег или его уволили с прошлого места. какие-то другие варианты это 1 кандидат из 100 в лучшем случае. не хотите честных ответов - не задавайте глупых вопросов на собеседовании.
Другие варианты все же встречаются чаще (унылый процесс, токсичные коллеги, печальное легаси -- это все деньгами не всегда зальешь), но питч про них действительно мало у кого хорошо подготовлен, а слушать чужое нытье -- такое себе.
Вредный совет.
Я получал много офферов отвечая "не знаю/не помню" на половину вопросов.
Когда сам провожу собесы не беру тех кто врет, тк если он врет на собеседовании то скорее всего будет врать и по работе.
Anonymous
30 октября 2021, 00:53
5
Странная аргументация, мягко говоря. Зачем брать к себе в команду человека, который будет врать и процесс этот начнётся с собеседования? Как тест на изворотливость - сойдёт. Но принимать решение на основании таких критериев - такое себе наверное. Человек может не знать чего-то по техчасти, а ещё ему реально может реально нравиться зарплата и девушки в офисе. И на предыдущем месте работы тоже могло пойти что-то не так. И если чел так сказал на собесе, но подходит вашей команде, то с ним даже и проще работать будет, потому как знаете, что от него ожидать. Если я правильно понимаю, то мы берём людей, чтобы максимизировать прибыль компании и заказчика, а не чтобы нам по ушам на собесе проехал кандидат и потом "нежданчик" случился.
А такой вариант: "я очень ленивый разработчик, поэтому под себя продавливаю процесс который позволяет мне решать задачи быстро и с первого раза, в результате чего на меня уменьшается нагрузка и я начинаю работать не больше 4х часов в день"
Обычно после этого встречный вопрос потенциальному работодателю:"какие возможности вы предоставляете что бы я увеличил заработок в 2 раза в течении года?"
Нормальные советы в статье ИМХО. Вот головой понимаю, что нормальные, но не всех я сам придерживаюсь. Всегда говорю, что хочу денег, да, это не единственное пожелание, но оно среди топов. Всегда сразу оговариваю своё отношение к овертаймам: положительно, если очень редко и оплачиваемые, иначе не приемлю, посколько это считаю признаком плохо поставленных процессов. Считаю, что если мне отказали после этого, то это как выиграть приз - поэтому как если бы я туда попал, то это вылилось бы по итогу во что то не совсем конструктивное.
Если бы я проводила интервью, мне бы не хотелось, чтобы соискатель перед встречей начитался советов как себя со мной вести и заготовил дежурные фразы на большинство моих вопросов.
Все же, идеальное собеседование - то, которое помогает максимально раскрыть обе стороны.
Цель у обеих сторон - получить не лучшее, а подходящее. Поэтому гармонично, когда слабые работают в слабых компаниях, сильные - в сильных, а звезды - в звездных.
Трудность в том, что слабые специалисты при общении преувеличивают свои достоинства, а сильные - преуменьшают (потому что знают, сколько они всего не знают и о чем слабый специалист даже не догадывается).
Вторая трудность - в ИТ на собеседованиях оцениваются знания, а на работе нужны умения. И это очень разные вещи. (Например, любой футбольный болельщик знает о футболе все, умеет в него играть. Но вряд ли, ему готовы платить деньги за такое умение.)
Третье, рассказывать о работе и делать работу - тоже разные умения, как правило, обратно пропорциональные в любом деле. Но научиться разбираться, что правда, а что нет - еще более важное "умение" в жизни, чем все перечисленные.
Очень ценю рекрутеров - это те люди, которые помогают мне зарабатывать деньги в соответствии с моими интересами. Однако, не говоря ничего личного о вас и не обобщая, хочу сказать, что некоторые рекрутеры часто проецируют свое личное представление о компании, о работе в ней, о подходящем для компании кандидате, о работе инженера в принципе. И эти проекции сваливаются на кандидата, который к ним часто совсем не готов, более того, у него свои проекции, которые падают на рекрутера и компанию. Добавим сюда еще кучу личных страхов и тревог, в среднем заниженную самооценку, комплекс самозванца с обеих сторон - и получим гремучую смесь. Я работал в некоторых компаниях, которые так "развили процессы найма", что через них не прошли бы лучшие инженеры этих самых компаний - их бы просто отсеяли как "несоответствующих ценностям компании" или "некоммуникабельных".
В такой ситуации - в среднем - спасают лишь социальные маски. Точно также как собаки обнюхивают друг друга, также и кандидат/рекрутер демонстрируют выполнение общепринятого ритуала. Если ритуал выполнен учпешно - значит, есть шанс на продуктивное сотрудничество. А понять как действительно человек себя покажет, можно лишь в процессе совместной работы с ним, испытательного срока в неделю, месяц или три месяца.
Ой, Вейник тот еще товарищ! Помню его еще по Москве, когда он швырнул компанию одну на сервера (украл) и обманывал с зарплатой (нанимал мертвых душ). Пусть по этим моментам советы даст, например!
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Выглядит как набор вредных советов :)
Соискатель, помни!
Если не знаешь ответа на вопрос - сиди молчи, прикинься шлангом, сделай вид что зум барахлит, или ты вообще про статус тайваня спросили
Про свою размеренную жизнь - сиди молчи, а то ещё овертаймить по субботам не станут заставлять
Разбираешься в процессах и видел что было не так - сиди молчи, а то вдруг подумают что ты и на новом месте разберешься
Хочешь денег - сиди молчи, даже когда спросили про желаемый уровень зарплаты - пусть сами думают, это же им надо а не тебе
И самое главное - если вас не взяли на работу это - обратная дискриминация
мамкин манипулятор.
идет в глубокий лес со своими советами.
Не зразумеў пра працэсы і зп. Я павінен сказаць, што ў мяне на папярэднім праекце ўсё было добра з працэсамі і зп мяне не цікавіць. Тады чаму я змяняю месца працы? Што тэхналогіі былі неактуальныя я таксама сказаць не магу, гэта будзе значыць, што у мяне неактуальны вопыт.
Сказаць, што мяне цікавіць праект? Дык я ж яго яшчэ не бачыў, толькі абяцанкі чуў.
Ці не надакучыў працадаўцам гэты падман?
Нужно что бы собеседование проводил один человек. Тогда будет честный разговор. А то они смотрят друг на друга.
"эмоциональное выгорание" - норм отговорка для хров ;)
ПС: "я эмоционально выгорел а тут вы мне предложили +50%"
Что не позволит выгореть вам у нас через полгода ?
1 Не знать не страшно. Наниматель обычно тоже не фаанг, прямо скажем, чтобы на собес к нему натаскиваться ночами. Всегда есть, о чем поговорить еще, если какая-то область не в приоритете.
2 Все ровно наоборот: как только контора высвечивает ожидание неуемного овертайма за печеньки и экспириенс -- заканчивать тратить время на интервью, если только нет праздного интереса, куда еще поедет этот цирк.
3 О вас будут плохо отзываться, если у вас плохие процессы. Исправляйте процессы, а не кандидатов: шила в мешке не утаишь.
4 "Хочу к вам не из-за денег"? А вы вообще понимаете, как потом удерживать такого сотрудника, если ему феи в голову чего нового нашепчут? Деньги -- это самый простой из инструментов удержания. Надо радоваться, если кандидат на него ведется.
5 Не хотите сексистских комментариев на стадии собеса -- не выпускайте в переговорку формастых дев, займитесь лучше непосредственным делом.
Тут они имеют ввиду что типа ты должен показывать стремление развиваться как хочется компании, говорить что да я синьер, но мечтаю стать лидом, ещё натаскивать джунов и за спасибо проводить 2-часовые интервью. Конечно же я не против ещё и пару проектов параллельно тащить, ведь интересы компании - главное. И ещё не нужно говорить что я хочу стать директором компании. Только всё что позволит использовать вас по максимуму
Спасибо, но за все вот это вот вы хотите мне предложить только зарплату?! :)
На собесе надо говорить что да) Чуть ниже подробнее свои мысли расписал.
Пришел сюда, чтобы оставить такой же комментарий.
П5. В одной конторе хр красивые груди на стол положила прямо передо мной, мой комплимент "у вас красивая грудь" ей похоже не понравился... Что у женщин в голове - непонятно :)))))
Ай, ерунда это всё.
Нормальный ответ, но всегда стоит уточнить, что не знаешь, но сам сделал бы так-то и так-то, или воспользовался бы таким-то способом, но проблему решил. Это должно быть не ответом, а свои вопросом. Я еще всегда и сам уточняю про ворк-лайф баланс и овертаймы. Все так. Да норм ответ, чем раньше компания поймет, что труд специалиста должен быть достойно оплачен, тем меньше будет иллюзий и неоправданных ожиданий у обоих сторон. Главное, не сказать это, устраиваясь в литейку тракторного, все остальное может быть поправимо.
Вашу мать, девбай, почините уже парсер.
Краткое резюме: врите так, как хочется услышать собеседующей стороне. Может посмотреть с другой стороны? Если большинство специалистов скажет, что они продали свои 8 часов жизни в день и не более, что что тогда будут делать компании? Видимо советы для "вайтишников-джуников", которым "абы взяли", имхо.
Пункт 2 - да какие 8 часов) я вообще говорю что хочу работать 4 часа.
На самом деле, совет дельный. Вчера общался с такими товарищами, сказал именно что мои планы - работать хорошо синьором, и не быть супер-героем. Всё. Собес завален.
По-моему это плохо прикрытый наброс, ну или привет из махрового пост-советского феодализма...
К сожаленибю скорее второе .
Опять же кто наши топы? На 90% это так или иначе мажоры, у которых колбаса растет в холодильнике. В школе директор ему улыбалась и спрашивала как здоровье папеньки?, а в институте - декан.
Что это тепличное чудо знает о козлах, конфликтах и как дожить до зарплаты ?
Незнание жизни и людей набивает черепушку мамкиного топа букетом внешних косвенных признаков "хорошего роботника":
Он тепл, мил, улыбчив, айфонен и побрадершопен, до того как придти на собес висел на ветке и зрел набираясь опыта и тоскуя по вашим дивным очам.
Свих на толерантностях и софтскилах доводит фантазии мамкиных нанимателей до абсурда а знания людей и из природы не добавляет , вот и комплектуется наше айти по фасону бородки и формальной "неконфликтности" а пускать пыль в глаза считается навыком важнее чем любой хардскил.
Проблема "мыла" в общении в том, что завтра таким же размытым окажется обсуждение вообще всего от рабочих моментов, до бытовых банальностей.
А тот кто действительно хоть что-то в своей жизни сделал прекрасно знает что без крови пота и психов работы не бывает, бывает только имитация работы.
Работодатели врут гораздо чаще, например про интересные проекты (а они работали и видели код?) Или про команду единомышленников (а они знают как я мыслю?)
Советы говорить то что хотят услышать - это самые лучшие советы. Говорите что вы трудоголик и 12 часов в день - прекрасно, что в выходные часто нечего делать и почему бы не поработать, что был опыт руководства командой из 2-3 человек (оптимально, если больше то подумают что вы метите в менеджеры) и что часто собеседование проводите. Цель же какая - зачастую это получить оффер и придти с этим оффером к текущему работодателю. А даже если и пойдете работать - забейте на то что обещали, как забивают работодатели на свои обещания. В общем, статья хорошая и остаётся в закладках.
Нужно говорить дозированную правду.
Например когда спрашивают про опыт работы над процессами - отвечать, что конечно работал (что работа над процессами обычно заканчивалась увольнением некомпетентного менеджера - лучше не упоминать). Или когда спрашивают про овертаймы - конечно не проблема, если не чаще раза в квартал, но если чаще - уже повод работать над процессами (см. выше)
Не помню точно, но кажется на моей прошлой работе я неспокойно работал 9 часов в день под руководством козла. У нас было мало девушек, все с некрасивыми ногами, плохие процессы и низкая зарплата. Там было плохо. Я не знаю чего я к вам пришел, но возьмите меня пожалуйста.
Всё, что нас не убивает, делает нас высококвалифицированным специалистом
Lead HR в Nietzsche & Co.
Вы нам не подходите!
... а вот контакты козла оставьте
Представьте себе компанию, набранную по этим советам.
Трудоголики-джуны, пашущие по 16 часов в сутки за 300 баксов ради опыта и не смотрящие на девушек)
Я бы лучше зотел представить качество проектов после такой конторы)
если уже при трудоустройстве нужно нести пургу и приукрашивать, то представьте каких высот в этих навыках достигают в люди, прошедшие через собеседование и продвинувшиеся по карьерной лестнице. На уровне управленцев советы уже, вероятно, "постарайтесь не сказать ни слова правды"
Нормальный ответ, обычно додумывания кончаются потоком бреда, не связанным с темой вопроса, нормальный интервьюер в такой ситуации может попытаться вывести в нужное русло наводящими вопросами и как правило если человек действительно подзабыл - это поможет освежить в памяти и вспомнить забытую инфу. Не стесняйтесь признавать незнание - никто не идеален и лучше иметь человека, который это честно признает и готов закрывать пробелы, чем самоуверенного болвана, который усугубляет свою некомпетентность попытками ее скрыть. Вполне нормальное желание, но его скорее следует сформулировать иначе - "Дорогая контора, я готов работать на результат, если сам не впишусь в дедлайн, чуток переработаю и закрою к дате X свой косяк. Но если вам надо чтобы я работал в выходной или свое личное время - будьте добры, оплатите свои хотелки" Максимально лицемерный пункт. Лучше говорить как есть и не кривить душой. Если были плохие процессы - так и говорим, чтобы наниматель еще на интервью мог уточнить проблемы в процессах, которые натолкнули тебя на мысль об увольнении и мог понять, выйдет ли у вас сотрудничать илии же у него самого процессы не лучше. Опять же - всю вину не валим в 100% случаев на прошлого работодателя. У меня лично есть еще со времен когда был джуном, строчка в резюме о том что работал всего 2 месяца в одной конторе, честно на вопрос о том месте отвечаю что было такое и просто не вытянул, завалил испытательный. Откровенность подкупает больше чем если говоришь только то, что хотят услышать рекрутеры Деньги как единственный мотиватор это конечно не очень хорошо звучит, но если вам действительно нравится проект и вам еще и хотят больше платить на нем, чем вы зарабатывали раньше, то почему бы и не сказать "Чувствую что будет интересно с вами работать, плюс вы предлагаете действительно хорошую мотивацию в плане дохода"? Ни разу не сталкивался с настолько отбитыми соискателями, выглядит как высосанная из пальца ситуация
В итоге у меня лично складывается впечатление что либо автор советов не сталкивался с наймом, либо же работает в шаблонной галере в зудшем ее представлении, с бесплатными овертаймами на постоянку, лицемерием на каждом шагу и желании чтобы сотрудники работали за еду
И куда-то послетала нумерация пунктов, в итоге мой коммент максимально нечитабелен, простите)
Нумерацию тут нужно отделять пробелом безо всяких знаков запинания, за пропуск другой в публикацию редакцию наказывают кнутом.
Учту на будущее)
Обратный слеш перед симоволом. Эх бекендеры-бекендеры.... Ничего про UI не знают. (шутка, уважаю всех бекендеров)
Я просто не понимаю почему нельзя обычную нумерацию списка в стиле "цифра.") Вроде для хранения коммента нет особых ограничений на бэкэнде) Но учту на будущее, просто тут недавно и пока не знал о таких моментах)
1) Поешь
2) Ещё
или так
- Этих
- Французских
или так
• Булочек
... а потом они починят таки свой парсер
Прекрасная теория, увы не часто соответствующая практике.
Например
На лбу таланты не написаны. С точки зрения стороннего интервьюира - здесь мы имеем человека который не знает 100% что-то, и человека который что-то отвечает в вопросе. Даже может быть любой ответ трактован как верный потому что иногда спрашивающий сам темой не сильно владеет.
"Не знаю но выучу" - увы не работает это
Когда у человека условно 7 лет опыта с нужным вам стеком, пусть symfony/php как более близкие мне, и он условно не помнит как пользоваться symfony form или не помнит некоторых нюансов работы с twig, то это не говорит о его непрофессионализме, всего лишь указывает на то, что он этим пользуется крайне редко, если вообще пользуется. Вам ничто не мешает натолкнуть его на некоторые мысли по поводу темы вопроса, возможно что из опыта и всплывет, плюс если вам критичны такие моменты прям до того, что их незнание является поводом для отказа в работе, то скорее всего ваш проект уже на пути к легаси. То же самое можно и про теорию сказать - я лично без подготовки и поднятия знаний в памяти могу писать код по солиду, но поименно принципы солид так сразу из головы не вспомню, могу без названий описать смысл, но не ответить какой из них является принципом Барбары Лисков например, это не значит что я этого не знаю, просто ассоциация "название-суть" может теряться и ты вполне можешь знать и даже использовать то, что тебя спрашивают, но сразу сходу по формулировке вопроса просто не сориентироваться. В вашем же подходе, как и у человека в статье как-то все однобоко. Не вспомнил = плохой специалист. Не стал нести чушь вместо признания что что-то подзабылось = некомпетентный безинициативный овощ с полным отсутствием логики
Люто соглашусь с первым пунктом. лучше честно сказать, что не знаешь/не помнишь, чем пытаться выехать на каком-то потоке сознания. Он и работать потом так же будет?
Так в том и дело. И ладно работа. Человек например заявляет что сам релиз проведет, в процессе у него падает деплой из-за кривого конфига, который на девах работал нормально и он вместо того, чтобы попросить помощи у знающего коллеги будет всеми силами замалчивать проблему, а возможно пытаться решить методом тыка, чем еще усугубит ситуацию и это без учета что у него продакшн лежит все это время
Это советы или для джунов-вайтишников, ищущих первую работу, или малоскиловых, которым нужно во что бы то ни стло попасть в новую компанию, потому что из старой выгоняют. Здесь соискатель почему-то в подчененной позиции и ему это нужно больше, чем работодателю. В реале же нужно вести себя естественно, как в жизни, задавать контр-вопросы и знать себе цену, т.к. не только тебя выбирают, но и ты, и тебе точно так же может не понравится работодатель и ты так же можешь ему отказать. Если, к примеру, тебя бесят геи, феминистки, веганы и пр., (или ты сам кто-то из них и тебя бесят фобы), то почему нельзя спросить, как здесь к этому относятся, тебе же работать с ними, терпеть и возможно даже иметь конфликты на этой почве!
Вполне адекватная статья. В идеальном мире, где идеальные кандидаты приходят на собеседование к идеальным интервьюерам - эта статья была бы не нужна.
Не обязательно же всем этим советам следовать. Просто принимаем во внимание, что такое бывает. А дальше решаем для себя. Кто-то возьмёт на вооружение один пунктик из пяти - уже для него какой-то профит.
И это работает в две стороны. Можно по принципу реакции интервьюера на эти моменты и компанию отсеивать. :)
Статья в стиле "хочешь узнать верный ответ - опубликуй неверный". Но выше уже рассказали почему неверно.
А теперь, что нельзя говорить на собеседованиях .
Один. Неправду.
Два. Про то, что не спрашивают.
Три. Лукавить.
Четыре. Преувеличивать про себя.
Пять. Про свои личные проблемы.
Объясняю почему вы неправы
Один. Неправду. - почему? Практика показывает что рекрутёры как невесты - обещай луну с неба, это они любят. Не мы такие - жизнь такая. Если цель - просто получить оффер - тем более лучше преувеличить свои достижения.
Два. Про то, что не спрашивают. Почему же. Сказать между слов что я например настраивал деплой приложения на Ажур
Три. Лукавить. - Нет. Быть честным и правдивым - это плохо. Лучше лукавить, ибо самое страшное слово для девочек-HR - это "я не знаю"
Четыре. Преувеличивать про себя. - Именно это и нужно делать. Учитывая что у нас в РБ итак низкая самооценка у большинства.
Пять. Про свои личные проблемы. - Тут полностью согласен.
По-моему главное, что не надо говорить на собеседовании - что ты не знаешь технологию, которая упомянута в cv. Мы искали php-разработчиков со знанием react. Почти у всех откликнувшихся в cv был указан react. В результате собеса - кандидаты начинали говорить что-то вроде "ну я когда-то читал про реакт, но никогда с ним не работал ". И не могли ответить не то что на вопрос по реакт, но и чем отличается var от const.
Ох, знакомая тема, я на одном из первых люмест работы плотно работал с реактом и готовился в фуллстеки, пока не начало тошнить от js в принципе, с тех пор у меня в резюме все еще осталось указание что писал на реакте, но при вопросе честно отвечаю что когда-то писал, знаю основы как js, так и фреймворка, но не могу сказать что прямо шарю и не возьмусь работать с актуальным) Видимо стоит залезть и вообще удалить упоминания, сэкономлю всем время)
Спасибо, что прочитал этот Бред!
Сплю и вижу господина-синьора с 10+ стажем с горящими глазами. После пары выгораний глаза горят только в пятницу вечером
Вот кстати по поводу глаз. Порой кажется что рекрутёры смотрят на отсутствие знаний в какой-то технологии как на отсутствие глаза у человека. Ааааа, у вас только один глаз, извините, не подходите, заказчику нужен человек с двумя глазами, жаль-жаль. Иначе как можно объяснить ПОЛНОЕ игнорирование ответов типа "я не знаю пока, но обязательно выучу".
Говорит и реагирует адекватно - не тупит и не "быкует" - технические знания примерно соответствуют и готов быстро подтянуть то что еще может понадобится - можно брать :)
программист меняет работу или из-за денег или его уволили с прошлого места. какие-то другие варианты это 1 кандидат из 100 в лучшем случае. не хотите честных ответов - не задавайте глупых вопросов на собеседовании.
Другие варианты все же встречаются чаще (унылый процесс, токсичные коллеги, печальное легаси -- это все деньгами не всегда зальешь), но питч про них действительно мало у кого хорошо подготовлен, а слушать чужое нытье -- такое себе.
«Я не знаю/не помню»
Вредный совет.
Я получал много офферов отвечая "не знаю/не помню" на половину вопросов.
Когда сам провожу собесы не беру тех кто врет, тк если он врет на собеседовании то скорее всего будет врать и по работе.
Странная аргументация, мягко говоря. Зачем брать к себе в команду человека, который будет врать и процесс этот начнётся с собеседования? Как тест на изворотливость - сойдёт. Но принимать решение на основании таких критериев - такое себе наверное. Человек может не знать чего-то по техчасти, а ещё ему реально может реально нравиться зарплата и девушки в офисе. И на предыдущем месте работы тоже могло пойти что-то не так. И если чел так сказал на собесе, но подходит вашей команде, то с ним даже и проще работать будет, потому как знаете, что от него ожидать. Если я правильно понимаю, то мы берём людей, чтобы максимизировать прибыль компании и заказчика, а не чтобы нам по ушам на собесе проехал кандидат и потом "нежданчик" случился.
А такой вариант: "я очень ленивый разработчик, поэтому под себя продавливаю процесс который позволяет мне решать задачи быстро и с первого раза, в результате чего на меня уменьшается нагрузка и я начинаю работать не больше 4х часов в день"
Обычно после этого встречный вопрос потенциальному работодателю:"какие возможности вы предоставляете что бы я увеличил заработок в 2 раза в течении года?"
:)
Нормальные советы в статье ИМХО. Вот головой понимаю, что нормальные, но не всех я сам придерживаюсь. Всегда говорю, что хочу денег, да, это не единственное пожелание, но оно среди топов. Всегда сразу оговариваю своё отношение к овертаймам: положительно, если очень редко и оплачиваемые, иначе не приемлю, посколько это считаю признаком плохо поставленных процессов. Считаю, что если мне отказали после этого, то это как выиграть приз - поэтому как если бы я туда попал, то это вылилось бы по итогу во что то не совсем конструктивное.
Если бы я проводила интервью, мне бы не хотелось, чтобы соискатель перед встречей начитался советов как себя со мной вести и заготовил дежурные фразы на большинство моих вопросов.
Все же, идеальное собеседование - то, которое помогает максимально раскрыть обе стороны.
Цель у обеих сторон - получить не лучшее, а подходящее. Поэтому гармонично, когда слабые работают в слабых компаниях, сильные - в сильных, а звезды - в звездных.
Трудность в том, что слабые специалисты при общении преувеличивают свои достоинства, а сильные - преуменьшают (потому что знают, сколько они всего не знают и о чем слабый специалист даже не догадывается).
Вторая трудность - в ИТ на собеседованиях оцениваются знания, а на работе нужны умения. И это очень разные вещи. (Например, любой футбольный болельщик знает о футболе все, умеет в него играть. Но вряд ли, ему готовы платить деньги за такое умение.)
Третье, рассказывать о работе и делать работу - тоже разные умения, как правило, обратно пропорциональные в любом деле. Но научиться разбираться, что правда, а что нет - еще более важное "умение" в жизни, чем все перечисленные.
Очень ценю рекрутеров - это те люди, которые помогают мне зарабатывать деньги в соответствии с моими интересами. Однако, не говоря ничего личного о вас и не обобщая, хочу сказать, что некоторые рекрутеры часто проецируют свое личное представление о компании, о работе в ней, о подходящем для компании кандидате, о работе инженера в принципе. И эти проекции сваливаются на кандидата, который к ним часто совсем не готов, более того, у него свои проекции, которые падают на рекрутера и компанию. Добавим сюда еще кучу личных страхов и тревог, в среднем заниженную самооценку, комплекс самозванца с обеих сторон - и получим гремучую смесь. Я работал в некоторых компаниях, которые так "развили процессы найма", что через них не прошли бы лучшие инженеры этих самых компаний - их бы просто отсеяли как "несоответствующих ценностям компании" или "некоммуникабельных".
В такой ситуации - в среднем - спасают лишь социальные маски. Точно также как собаки обнюхивают друг друга, также и кандидат/рекрутер демонстрируют выполнение общепринятого ритуала. Если ритуал выполнен учпешно - значит, есть шанс на продуктивное сотрудничество. А понять как действительно человек себя покажет, можно лишь в процессе совместной работы с ним, испытательного срока в неделю, месяц или три месяца.
Ой, Вейник тот еще товарищ! Помню его еще по Москве, когда он швырнул компанию одну на сервера (украл) и обманывал с зарплатой (нанимал мертвых душ). Пусть по этим моментам советы даст, например!
Оо, если ты хочешь поворошить грязное белье Сибдела, давай это сделаем!
Кто такой Вейник и почему его форсят на девбае? Советы отстой, кстати. Honesty is the best policy, а тут всё ровно наоборот