«Наши стартапы не боятся умирать». Как организатор Social Weekend стартует бизнесы в Европе (необычно!)
Предприниматель Александр Скрабовский (его фонд проводил конкурс Social Weekend в Минске, помните такой?) уехал в Литву и открыл венчурную студию DŌBRA.
Фишка студии в Вильнюсе — она сама создаёт и развивает стартапы. В 2023 запустили первые четыре проекта.
Сейчас все проекты на этапе софт лонча — запущены в сторах на неприоритетных рынках (например, Канада, Австралия). В ближайшие месяцы запланированы полноценные запуски в США и Западной Европе.
Александр рассказал о концепции проектов, инвестициях и перспективах.
«Сама студия работает как опытный кофаундер»
У студии интересная концепция: она не ищет стартапы, а делает их сама — находит и ресёрчит идеи, затем приглашает продакт-оунеров, дизайнеров, разработчиков и экспертов в соответствующих доменах в команду. Темы — здоровье, безопасность, активное долголетие, устойчивость среды обитания и урбанистика.
Почему выбрали именно эту модель инвестирования? Довольно необычный формат.
Формат показался перспективным, так как позволяет взять лучшее от акселератора и фонда.
Главные особенности: сама студия работает как опытный кофаундер, а новоиспеченные стартапы с первых дней обеспечены профессионалами и деньгами. Их сразу несколько вокруг одной темы, они не боятся умирать и перерождаться, в том числе переформировывая составы команд — оттого быстрее и в лучшем состоянии добегают до следующих стадий. Инвесторы инвестируют портфельно (сразу во множество стартапов), а мы так рождаем стартапы.
Год+ после запуска — всё ещё довольны выбором?
За год с лишним работы наши гипотезы преимущественно подтверждаются.
Из минусов только то, что за последний год появилось много «студий», которые ими не являются. Это либо закамуфлированные акселераторы, либо группа фаундеров, одновременно делающих не один, а несколько стартапов. Внешне может и похоже, по сути совершенно не то.
А много ли сегодня на рынке студий, похожих на вашу?
Венчурная студия — сравнительно новое явление в индустрии стартапов. Если прототип первого венчурного фонда появился еще в 1940-е годы (American Research and Development Corporation), то венчурная студия — в конце 1990-х (Idealab by Bill Gross).
Пока едва ли стоит говорить о каких-то best practices: одни венчурные студии имеют узкий тематический фокус и развивают 2–3 стартапа в год, другие — industry agnostic и запускают сразу 20.
Есть примеры, когда студию создают для внедрения инноваций в корпорациях, но бывает, что ее открывают опытные предприниматели, сделавшие не один экзит, им интересно запускать много разных стартапов и не быть единоличными владельцами.
Основная команда самой студии весь период до Seed раунда является именно операционной командой, распределенной по стартапам, а не только советниками, менторами или членами борда. Это одна из причин, почему сегодня у студий выше показатели по выживаемости проектов, чем у фондов или акселераторов.
«Одна из самых импактовых тем сегодня — ментальное здоровье»
Ваши домены — здоровье, безопасность, активное долголетие, устойчивость среды обитания и урбанистика. Почему именно эти, какие перспективы у таких проектов?
Среди основных причин — рост осведомленности об изменении климата, усиление государственной и корпоративной политики в области устойчивого развития.
Например, EC планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году, а США намерены сократить выбросы на 50-52% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года. Amazon запустил программу Climate Pledge и обязуется достичь углеродной нейтральности к 2040 году, а Microsoft планирует стать углеродно отрицательной уже к 2030 году. Все это обуславливает спрос на устойчивые решения.
В прошлом году перед запуском первого банча мы провели масштабный ресерч. В итоге пришли к выводу, что одна из самых импактовых тем сегодня — ментальное здоровье.
По статистике ВОЗ, в мире каждый восьмой страдает психическим расстройством (970 млн человек) и каждый четвертый в какой-то момент жизни сталкивается с психическими или неврологическими проблемами. В мире насчитывается около 10 тысяч приложений и tech-решений для предупреждения и лечения ментальных расстройств, но лишь единицы существенно улучшают ситуацию. Поэтому эта тема важная и у неё большой потенциал.
Мы провели серию мероприятий под общим названием Grand Prix, чтобы «обстучать» инсайты об идеи и решения, которые предлагали участники.
У нас по итогу получилось 98 «живых» инсайтов для решений, из которых удалось уже внутри студии предварительно завалидировать 14 концептов технологических продуктов. Их мы отдали на растерзание 40 экспертам, которых специально пригласили в Вильнюс. Выжило 7 из 14 концептов, их мы и забрали в студию для прототипирования.
4 из 7 превратились в пилотные продукты и уже вышли на тестовые рынки:
«Вера в несравненную замотивированность голодного стартапера — миф»
Сколько человек работает над проектами?
В общей команде 17 человек, которые живут в 7 странах и 4 часовых поясах.
Часть команды — core team, которая закрывает такие вопросы как HR, legal, маркетинг, скаутинг экспертов. Еще одна часть — дизайнеры, разработчики, продакты — работают непосредственно над продуктами.
А как построена работа команд, процессы?
Например, продакт-оунер занимается только продуктом. Он не ищет подрядчиков или членов команды для создания дизайна продукта, маркетинга, медицинских консультантов или эдвайзеров. Этим всем занимается core-team, причем работает с командой на операционной основе, каждый день, а не только по офисным часам или встречам на сессиях и бордах. Бордов у нас, кстати, нет — и это огромное облегчение для многих тиммэйтов.
Есть обязательный созвон всей командой раз в неделю. Остальная работа распределена по командам, рабочим группам и отражается в Notion, Miro и подобных инструментах. Продукт ведет продакт-оунер, технологию курирует CTO студии, фандрэйзинг — основатели студии. Все члены команды работают онлайн.
Среди привлеченных экспертов есть ли известные представители ИТ-индустрии из Беларуси?
Есть известные люди в узких стартап-кругах, ИT, с классным track record и founders market fit. В качестве научных консультантов привлекаем экспертов из США, Бельгии, Нидерландов. Также среди них были специалисты из Беларуси. Мы понимаем всю степень сложности домена, поэтому для нас чрезвычайно важно, чтобы в основе продуктов была современная мировая доказательная база. Несколько человек в команды мы нашли благодаря Grand Prix.
Команды стартапов — это наемные сотрудники, которые работают за конкурентную зарплату. Выходит, качеств «настоящих» стартаперов у них может и не быть?
Важно разделять кофаундеров (оунеров) стартапов и остальную команду. Для вторых это рыночные по деньгам, но гораздо более комфортные эмоционально условия работы. Для первых это — сочетание минимального обеспечения ежемесячно, чтобы не отвлекаться на бытовое, но при этом основная финансовая мотивация в доле в стартапе.
Когда проекты студии станут самостоятельными?
Ближе к осени все проекты станут отдельными стартапами на уровне юридических лиц и команд. Студия останется акционером. Дальнейшее развитие (в или вне студии) будет зависеть от пожеланий и возможностей инвестора. Тогда же планируем привлекать внешнее финансирование под каждый из стартапов.
«Всего вложили более 500 тысяч евро»
Кто инвесторы, сколько денег уже вложено?
В проекты вложились частные инвесторы с беларусскими корнями, также мы привлекли грантовые деньги на R&D. Всего более 500 тысяч евро. До осени планируем привлечь еще 400–500 тысяч евро на все 4 стартапа.
Как вообще ищете инвесторов?
Студийный фандрайзинг имеет существенные отличия, и это — задача в большей степени кофаундеров студии, нежели команд стартапов.
Но в целом это те же этапы, что и у обычного стартапа: с пайплайном инвесторов, питч-деками и множеством встреч. Эта работа ведется постоянно: мы привлекаем на постоянной основе, а не от раунда к раунду, примерно 200–250 тысяч евро в квартал.
На начальном этапе фаундер — студия. Для кофаундеров резервируется до 60% доли стартапов. А для чего еще 10% стоимости будущих стартапов резервируете в виде токенов Grand Prix?
Во время работы в Social Weekend я не раз наблюдал ситуацию, когда совет или рекомендация ментора оказывали колоссальное влияние на проект: фаундеры находили не только product-market fit, но и партнерства, инвесторов. И часто люди, давшие этот полезный совет, не получали за свой вклад ничего кроме слов благодарности.
Поэтому при запуске венчурной студии нам захотелось заложить некую механику, позволяющую отблагодарить всех причастных к успеху. В итоге на старте студии 10% стоимости будущих стартапов мы зарезервировали в виде токенов.
Для реализации этой идеи и гарантий исполнения данного обязательства у нас заключено соглашение с KOOS.io. Это эстонский стартап, созданный выходцами из юникорнов, который развивает в ЕС тему с community reward посредством таких бонусных токенизированных программ. 52 участника прошлогоднего Grand Prix заработали 382 токена или 3,82% будущей прибыли всего банча.
«Рынок подаёт признаки восстановления»
По вашим наблюдениям, в каком состоянии прямо сейчас стартап-рынок, венчурный рынок, как их меняет кризис?
Мы в 2022 сделали ставку, что осенью 2023 — весной 2024 рынок подаст признаки восстановления. Так и происходит.
В 2020-2021 мы видели тьму перекормленных стартапов, в том числе и в теме mental health. Деньги бежали впереди паровоза. Логично, что должны были случиться убытки, испуг и откат. В 2022 наложились объективные макрофакторы, и все затаились.
Но у каждого инвестфонда есть своя стратегия и обязательства перед инвесторами. И если там прописано распределить 10 миллионов евро в 20 стартапов за ближайшие 3 года, он не сможет ждать дольше. Вопрос: в какие стартапы и когда именно он войдет? Дешевых денег на рынке пока нет, но будет хороший стартап — будут и подходящие деньги.
Спало ли напряжение в стартап-мире по отношению к выходцам из такого «токсичного» региона как Беларусь? И ограничивает ли вас как-то белорусский паспорт?
Чем дальше от «токсичного» региона, тем ниже подобное напряжение. Правильное структурирование — тоже важная часть стратегии. Да, с беларусским паспортом в прилегающем к Беларуси регионе ты сразу закладываешь эти риски и должен прыгнуть на голову выше местных. Сталкивались с ситуациями, что «все хорошо, но ты гражданин Беларуси». Имеют право. Но пока мы имеем право преодолевать и продолжать свое дело, это критичнее.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Куда частному микроинвестору с наибольшей выгодой и наименьшими рисками вложить свои 1-2-3 тысячи долларов на падающем рынке? Вместе с Сurrency.com разобрались в самом термине «рецессия» и выбрали оптимальные способы инвестирования в депрессивное для денег время.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования. [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
А теперь переведи своё умничество на человеческий английский а не на рашиншглиш и напиши как оно пишется. Поверь сразу всем станет понятно. А не вот это ваше рашингливское коверканье.
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 17:09
Есть ещё постинги, фючерсы которые можно реконсайлить. Комиты комитить, откомичивать, спичи которые можно райтить и спичить. Есть ещё луки, которыми можно хорошо лукать и плохо лукать. Вот я люблю чеснок, могу я чесночить? А помидорить?
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 17:21
а чем плохо - тяп ляп не взлетело, деньги получены, в следующий стартап кодить. главное экзит план четко соблюдать, чтоб не кодить без зарплаты за идею
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 20:44
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Это что за зверь такой?) может лаунча?
Сами показанные стартапы, имхо, бесполезны. Ну хоть опыт получат, может дальше что родят.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
Учи инглищ, лонч он и есть лонч.
Девбай, предлагаю это слово в банлист.
Перед тем, как позорится публично, хотя бы в гугл транслит бы закинул, да послушал, как звучит) ротобот позорится, никогда такого не было и вот опять)
Страну целую предлагаешь забанить? Опять же, от ротобота другого я и не ожидал.
другого уровня владения я не ожидал.
Тоже из твоего лексикона? сетуп, инсталл, сервайс
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 12:59
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
А теперь переведи своё умничество на человеческий английский а не на рашиншглиш и напиши как оно пишется. Поверь сразу всем станет понятно. А не вот это ваше рашингливское коверканье.
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 17:09
Это рашинглиш, он такой рашинглиш
Есть ещё постинги, фючерсы которые можно реконсайлить. Комиты комитить, откомичивать, спичи которые можно райтить и спичить. Есть ещё луки, которыми можно хорошо лукать и плохо лукать. Вот я люблю чеснок, могу я чесночить? А помидорить?
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 17:21
у них обед по расписанию, вот и перепутал человек с запуском
Кто вообще согласится работать у таких «товарищей»? Может если стартапу пришло время «умирать» за ним следует отправить и нго куратора?
а чем плохо - тяп ляп не взлетело, деньги получены, в следующий стартап кодить. главное экзит план четко соблюдать, чтоб не кодить без зарплаты за идею
Пользователь отредактировал комментарий 24 мая 2024, 20:44
«Не боятся умереть»