«Мы же семья». В ИТ-компаниях ещё так говорят?
Кризис наверняка окончательно разрушил концепцию «мы же семьи», к которой мог прибегать работодатель в старые добрые времена.
Или нет?
Семья — это «срочные задачи в 23:00 и выходные» или «партнёрство и развитие»? LinkedIn спорит
В линкедине нередко ведутся дискуссии, должна ли компания быть «одной большой семьёй».
Часть пользователей считает: если компания зовёт себя так, то с большой вероятностью кандидат столкнётся со всем букетом семейных проблем, в том числе проблем неблагополучных семей.
«Смысл семьи — безусловная любовь и поддержка, смысл в компании — совместный результат. Когда в компании говорят: «Мы — семья», — вам светит:
- работа, чтобы прикрыть косяки непутевого, но всеми любимого «родственника»;
- срочные задачи в 23:00 и выходные;
- сложности с тем, чтобы дать обратную связь сдувающейся звезде-токсику, потому что «это наше всё», или всеобщей любимочке, которая факапит задачи;
- и проблемы с тем, чтобы уйти, чтобы продолжить карьеру.
Мне ближе подход: наша компания — здоровая команда, которая идёт к результату, поддерживает, помогает расти, не растворяя тебя в себе, — раскрывает последствия работы в компании-«семье» для сотрудника один из пользователей.
Другой пользователь объясняет, в чём опасность для работодателя, если его компания — «семья»:
- «в семье очень большая терпимость к ошибкам — мы же семья;
- семейная культура мешает принимать кадровые решения, предприниматели/руководители терпят тех, кто неэффективен, годами;
- расставание с сотрудником в такой среде почти всегда приводит к обидам, шантажу, конфликтам, угрозам.
В правильном бизнесе, все ориентированы на результат. Это норма. Стандарт. Руководитель подбирают людей в команду по принципу «ценности», которую сотрудник может принести команде/компании.
Дружественная, тёплая атмосфера — отличные элементы корпоративной культуры, но они не должны противостоять результату».
Есть и те, кто защищает концепт компании-«семьи». Эти пользователи пишут, что каждый вкладывает что-то своё в слово «семья», и для кого-то оно связано «с партнёрством и развитием».
— У меня был прекраснейший опыт в компании, где все друг друга поддерживали. Приходишь к любому коллеге с идеей, говоришь: «Давай сделаем!» — и в ответ всегда слышишь: «Давай!» И какие крутые проекты получались!
Сейчас продолжаем встречаться с коллегами, и у нас такие тёплые и нежные воспоминания о компании, — пишет ещё один пользователь.
«Давили на чувство вины: мол, некому же работать будет» — опыт читателей devby.io
Java-разработчица Екатерина рассказала, что на старте карьеры (а она в ИТ 6 лет) работала в двух беларусских аутсорсах, «которые активно внушали своим сотрудникам „семейные“ ценности».
— Но поработав после в продуктовых компаниях, я поняла: чем хуже место — тем активнее втирание про «семью», и при этом зарплаты ниже, а работы и манипуляций больше.
Екатерина считает, что концепт «мы же семья» сохраняется и сейчас, но в основном там, где делают ставку на джунов.
— Так как они только вошли в ИТ и боятся вылететь, часто не уверены в себе и не знают правил. А менеджеры, которые ими манипулируют, отчаянно пытаются понравиться руководству: смотрите-ка, я человека не повышаю уже два года, столько денег сэкономил вам, хозяин. Вот я какой полезный!
Сама Екатерина рекомендует из таких компаний уходить:
— Мой товарищ engineering-менеджер считает, что отличный спец в любое время (в том числе и в кризис) на вес золота и найдёт работу — вопрос, сколько времени займёт поиск. Так что, если вы и правда классный специалист, можете не играть в эти игры.
А тем, кто только начинает свой путь в ИТ и боится менять работу из-за нехватки опыта, я бы предложила пройти курс НЛП и по переговорам. Это то, чему менеджеров в аутсорсах (и не только) активно обучают — как манипулировать сотрудниками. Имея понятие об НЛП, новички хотя бы будут понимать в любой момент, что происходит — речь менеджеров для них станет «выпуклой». Есть конечно классные менеджеры, которые уважительно относятся к сотрудникам любого уровня, открытые, честные, но, к сожалению, таких не так много, как хотелось бы.
Анатолий — разработчик, в ИТ 7+ лет. Он начинал в компании-«семье» — и его всё устраивало, пока у него не появилась собственная семья.
— Работал в такой компании сразу после университета — и, если честно, мне очень нравилось:
- я радовался тому, какие мы дружные, — и как мы много времени проводим вместе (пиво с коллегами после работы, игра в «настолки» в пятницу вечером, корпоративы с тим-билдингом на несколько дней — всё было);
- рассказывал друзьям, что у нас как у мушкетёров «один за всех и все за одного». И это правда: я мог попросить помощи у кого угодно из коллег и получал её. Сам же в ответ брался за любую работу, и если нужно было когда-то поработать дольше или выйти в выходные, говорил: «Нет проблем!» Я даже сам добавлял, что мы почти семья (у нас часто звучали эти слова в компании).
А потом я женился и стал по-другому смотреть на вещи, и кое-что замечать:
- например, выйти в субботу — да, по-прежнему без проблем. Но я уже выходил два раза в этом месяце, а сегодня мне нужно остаться дома с ребёнком, чтобы моя жена могла сходить к врачу, — ведь она и ребёнок и есть моя настоящая семья. Но мой руководитель почему-то отчитывал меня, словно я «прогулял» работу.
- или что коллега решил уволиться, потому что ему не поднимали зарплату («непростые времена — надо потерпеть»). Но его не хотели отпускать и давили на совесть — мол, он, такой-разэтакий, бросает семью, что его вырастила.
Было ещё много всего, о чём рассказывать не буду. Скажу, что прозрев, я стал искать и нашёл другую работу — не в «семье» (специально обходил вакансии с этим словом в описании).
Бывшим коллегам и той компании очень благодарен за то, что помогали мне расти и развиваться, но не считаю, что остался в вечном долгу перед ними — я всё вернул трудом.
«Сям’я будуецца на любові, а праца — гэта абмен навыкамі і часам на грошы»: что говорят эксперты
Вопрос о том, сохранились ли в 2024 году компании, которые всё ещё эксплуатируют концепт «мы же семья», мы переадресовали экспертам.
Катя Лысёнок, беларуска в Google и карьерный коуч, а также основательница MyCareerDev — проекта для женщин, которые хотят самореализоваться в жизни и работе, — считает, что к работе более применимо слово «команда».
Сёння шмат кампаній пераходзяць да канцэпцыі «каманда». Гэта значна лепш, бо акцэнт робіцца на супрацоўніцтве і агульных мэтах без эмацыйнага цяжару «сям'і». Гэта больш падобна на спартыўную каманду — вы падтрымліваеце адзін аднаго, святкуеце перамогі, але ведаеце, што гэта ўсё ж такі праца.
Так што, калі хтосьці зноў паспрабуе прадаць вам ідэю «сям'і на працы», памятайце: моцная працоўная каманда — гэта тое, што вам сапраўды трэба! Гэта дазваляе захоўваць прафесійныя адносіны і падтрымліваць здаровы баланс паміж працай і асабістым жыццём.
CEO и фаундер ИТ-рекрутингового агентства Lucky Hunter Татьяна Мельничук согласна с этим мнением:
Как правило, в семьях отношения строятся по другим правилам — если, конечно, не брать в расчет семейный бизнес, где денежные отношения, передача навыков по наследству, совместный труд возможны в рамках близких родственных отношений. Однако даже в таких семьях вряд ли возможны увольнение, отпуск по ТК, KPI, зарплата согласно договору, да и сам договор, скорее всего, отсутствует.
Всё это говорит о том, что модель отношений, которую закладывают в работу некоторые компании — простая подмена понятий и попытка привлечь специалиста нематериальными благами, потому что материальных, вероятно, недостаточно.
Пропаганда ламповой «ми-ми-ми» атмосферы не сработала, как только появилась — на это не покупались кандидаты, поэтому в ИТ эта искусственная атмосфера семьи быстро исчезла. На смену ей пришла адекватная, где люди работают, чтобы получать вознаграждение и обеспечивать желаемый уровень жизни взамен на своё время и скиллы.
Читать на dev.by