Реклама в Telegram-каналах DzikPic и dev.by теперь дешевле. Узнать подробности 👨🏻‍💻
Support us

Как отличается возраст сеньоров в аутсорсе и продукте, исследование dev.by

Оставить комментарий
Как отличается возраст сеньоров в аутсорсе и продукте, исследование dev.by

dev.by проанализировал возраст сеньоров в продукте и аутсорсе, опираясь на данные прошлогоднего исследования белорусской ИТ-индустрии (а сейчас мы проводим новое, присоединяйтесь!) — 4660 анонимных анкет. 

Главная боль белорусского айтишника, который по долгу службы собеседует кандидатов, — несоответствие уровня в CV реальным знаниям и опыту. В первую очередь это касается сеньоров. Предполагается, что сеньор способен быстро включиться в работу и успешно развивать проект. В реальности же многие лидеры команд могут рассказать истории про «опытных» соискателей, уровень которых колебался между «конкретно этого я не знаю» и «надо вспомнить». А возраст подразумевал скорее «горящие глаза», чем критический взгляд на проекты мирового уровня и динамично развивающиеся стартапы.

​все материалы исследования

Логично здесь задавать вопросы рекрутингу, через сито которого проходят такие варианты. Но в случае массового процесса, а не охоты за конкретными головами, всегда есть KPI по количеству кандидатов с определённым статусом. Компании выставляют вакансии в первую очередь сеньоров — и рынок труда подстраивается, требования становятся более гибкими. Получается, чем горячее рынок, тем больше разговоров в вейперках о том, что на серьёзную позицию опять собеседовали неофита.

«22-летние сеньоры» ещё существуют

Белорусская ИТ-индустрия выросла на аутсорсе и до сих пор функционирует во многом на его базе. Именно ему приписывают градацию сотрудников по уровню. Рейты за эти уровни чётко прописаны для заказчиков, а значит, есть стимул для компании побыстрее «продвигать» работников.

Кроме того, раздача титулов и звёздочек на натруженные плечи — дополнительная мотивация для самих работников. Отсюда и возникают стереотипы о засилье в аутсорсе 22-летних сеньоров. 

По данным исследования dev.by, более 10% сеньоров в компаниях-аутсорсерах ещё не достигли 25 лет.

22-летние ведущие разработчики скорее клише, но вот Senior-программисты 23-24 лет — вполне реальность даже в повзрослевшей белорусской индустрии аутсорсинга. 

Доля молодых сеньоров в продукте действительно значительно ниже. Совсем уж юные встречаются в два раза реже, чем в разработке под заказ. Тем не менее, и среди них хватает ведущих программистов 25-27 лет. Очевидно, часть из них успела «засеньорить» ещё в аутсорс-компаниях, где стартовали карьеру, но погоня за статусами существует и на продуктовом уровне. Можно долго говорить на конференциях о том, что программисты бывают хорошие и плохие, а не сеньоры и джуниоры, но без принятия правил игры на рынке через фильтры не пройти. 

Когда уходят в продукт, а потом возвращаются обратно (не обязательно)

Перелом в выборе компании и её модели работы наступает в 28 лет: программист набрался первого опыта в аутсорсе и пробует искать себя в продукте. Соотношение сеньоров после этой отметки сильно смещается в сторону продуктовых бизнесов. 

Затем разница постепенно сглаживается, но для любителей нумерологии и конспирологии можно выделить «Пик Разочарования» в 31 год, когда многие разработчики возвращаются из продукта в привычные стабильные опенспейсы и уютные корпоративные рассылки. В аутсорсе проще вход и быстрее рост, в продуктах — больше захватывающих перспектив (ну или хотя бы того самого ощущения причастности). Но по мере взросления разработчиков их предпочтения по модели работы нанимателя приобретают менее эмоциональный характер.

Ядро аутсорса — мидлы, а не сеньоры

Ещё один стереотип про аутсорс-компании: основа успеха в этом бизнесе — умение продать заказчику джуниоров по цене сеньоров, а дальше пускай он как-то сам разруливает. На практике гораздо выгоднее по возможности торговать рабочим временем специалистов среднего и начального уровня. Зарплаты их отличаются от сеньорских в разы, а вот рейты — совсем не так значительно. И даже с учётом одинаковой стоимости overhead’а прибыль компании от работников попроще может быть заметно выше. Вот только без достаточного количества опытных разработчиков проекты сами себя не вытянут.  

И действительно, в аутсорс-компаниях ядро разработчиков — это именно мидлы, а джуниоров около 25%, немного меньше, чем сеньоров. Лидов мало. 

Ещё немного конспирологии: можно предположить, что компании разделяют внутренний и внешний статус разработчиков. Но истина скорее в том, что по мере взросления рынка аутсорса ужесточились правила аттестации, и путь к сеньору удлинился. Регалии реже раздают за количество отсиженных часов. 

Специфика аутсорс-проектов часто в том, что это не разработка с нуля, а развитие и поддержка. Такие проекты — не сплошной rocket science, где каждый должен выдавать максимум и придумывать решения, а скорее реализация расписанных задач. И вот здесь всем сторонам подходит вариант с градацией разработчиков по уровням компетенции. 

«Даже формы в нашей компании правят топовые специалисты» (не всегда)

В продуктовых компаниях часто щеголяют отбором исключительно самых лучших специалистов, потому что нет привязки к рейтам, а важен только результат.

Доля сеньоров и лидов в продукте — больше 50%. Вот он тот, самый креативный пул из опытных специалистов, которые двигают индустрию вперёд и творят. Но задачи попроще всё равно кому-то надо воплощать, так что джуниоров тоже немало — 15%. Ну и успешный проект, особенно крупный, в итоге по распределению задач для сотрудников не так и сильно отличается от аналогичной работы на стороннего заказчика. 

Стоит отметить и тему воспитания кадров. За «мозги» на рынке конкурируют все, и вариант с взращиванием ведущих программистов внутри компании продуктовики тоже рассматривают. Не в таких масштабах, как в аутсорсе, но любая сложившаяся практика на рынке будет использоваться практически на всех уровнях.

Белорусская ИТ-индустрия матереет, средний возраст программистов растёт. Но под давлением рынка сеньоры всё равно «стареют» медленно. В офисах и аутсорсеров, и продуктовиков всё ещё достаточно много молодых и дерзких опытных разработчиков. Главное отличие при этом аутсорс-опенспейсов от продуктовых лофтов в почти зеркальном отражении долей Middle и Senior специалистов: аутсорсинг берёт мидлами, а продукт может себе позволить избыток сеньоров. 


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

По теме
Все материалы по теме
Новый рекламный формат в наших телеграм-каналах.

Купить 500 символов за $150

Читайте также
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
Belka Games уволила сотрудников в Беларуси, России и Литве
22 комментария
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
Российская «Леста» стала 100%-м собственником «Гейм Стрим»
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
VK заплатил около $4 млн за беларусского разработчика мобильных игр
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
В DEIP из-за обвала курса от $1,1 млн осталось $350K, зарплаты не платят. CEO разбирает, как так вышло
Блокчейн-стартап DEIP больше двух месяцев не платит зарплату сотрудникам. Об этом dev.by рассказали несколько человек из компании: «официальная причина — стартап неправильно распорядился финансовыми ресурсами и денег нет. Подробностей не знаем». Сотрудникам сообщили, что топ-менеджмент ищет дополнительный капитал для погашения задолженности и дальнейшего развития. Но часть команды уже ищет новую работу.Мы также поговорили с СЕО DEIP Алексом Шкором — он рассказал, из-за чего у стартапа возникли сложности, как команда пыталась их решать и что собирается делать дальше. «Хочу поделиться опытом, чтобы на нём смогли научиться другие фаундеры, которые хотят идти в web3», — говорит Алекс. Ниже — подробный разбор.
9 комментариев

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.