Как распределение платников + 5 лет отработки повлияют на ИТ и айтишников? Спросили у причастных
Расспросили нанимателей, преподавателей, будущих абитуриентов и студентов техвузов, как на них и ИТ-отрасль повлияет идея распределять платников + увеличить сроки отработки до 5 лет.
Что происходит — коротко
На прошлой неделе на совещании у Лукашенко обсуждали отъезд ценных специалистов и то, как этому противодействовать.
Решили (пока в теории) удлинить срок отработки по распределению для выпускников вузов, а ещё сделать отработку обязательной не только для бюджетников, но и студентов-платников. Потому что платного образования в стране нет, есть «полуплатное».
— Сегодня платник возмещает не более чем 50-70% от стоимости своего обучения, — заметил министр образования Андрей Иванец. — Фактически в республике нет платного высшего образования — это полуплатное образование, которое субсидирует либо университет, либо государство. Мы эту проблему видим, ее нам необходимо решать. К этому уже приступили.
Лукашенко предложил также увеличить срок отработки и ввести «запретительные меры»:
— По отработке мы определились, — резюмировал он. — Сроки (уже сейчас надо население аккуратно информировать об этом) мы увеличиваем. Мы готовим для себя специалистов. Мы подготовили, даём тебе первое рабочее место — иди и работай. Вот туда нужно, мы тебя туда направляем. Я тоже проходил через распределение, да и многие здесь сидящие, и ничего.
Куда распределялись студенты БГУИР в 2022
С одной стороны, у «технических» студентов, в отличие от многих других, всё ещё есть опция отработки в коммерческих ИТ-компаниях, и этой опцией они всё ещё массово пользуются. Даже сейчас, в разгар многослойного кризиса, когда рынок вакансий пробивает историческое дно, а «джуны не нужны», с этим всё не так плохо.
Например, на сайте БГУИР есть список, куда в 2022 году на кафедре ПОИТ распределили 97 студентов ФКСиС. Подавляющее большинство — 88 студентов — принесли индивидуальные заявки от компаний и пополнили их штат. В списке фигурируют EPAM, ISsoft, SoftTeco, Itechart, Yandex и другие. 9 человек распределили на предприятия: четверых из них забрал информационно вычислительный центр минфина, троих — «Белорусский дорожный инженерно-технический центр», и ещё двух — сам БГУИР. В государственных организациях работают 15 выпускников: один на атомной электростанции, двое — в «Беларусбанке», ещё один в Минском управлении магистральных газопроводов, четверо — в вузах. Заводы и крупные предприятия в списке на распределение не фигурируют.
Можно предположить, что даже в сложном 2022-м распред студента-айтишника в коммерческую разработку — это вопрос мотивации, и у многих она оказалась достаточно высока.
Но как изменит ситуацию распределение еще и платников, а также более чем 2-летние сроки отработки? Вероятно, конкуренция за (сегодня и без того немногочисленные) места в коммерческих компаниях будет всё жёстче, как и порог входа в отрасль и условия для джунов. Те, кто не сможет задействовать достаточно усилий/ ресурса/ связей/ фарта, станут «новыми бюджетниками» в школах и на предприятиях. В любом случае, в динамичной ИТ-отрасли привязка к первому рабочему месту на 5 лет (а степень жёсткости и условия привязки будут зависеть, похоже, в основном от человеческих качеств нанимателя), — так себе старт.
И хотя компании и выпускники наверняка адаптируются и придумают новые «костыли» (как, например, сейчас распред не мешает самым инициативным релоцироваться с компаниями), стимулов предпочесть именно беларусское техническое образование — по крайней мере для самых мобильных абитуриентов — это не добавит и станет +1 фактором оттока талантов. А в тандеме с отменой отсрочки от армии для студентов зарубежных вузов — оттока буквально безвозвратного.
Что говорит экс-преподаватель БГУИР
«Молодой специалист на распределении в разгар рабочего дня в открытую спал на столе»
Попросили авторитетного в образовательной среде экс-преподавателя БГУИР разобрать инициативу властей:
— Распределение на 5 лет (что платников, что бюджетников) лично у меня вызывает больше вопросов, чем ответов. Юридические моменты, как нарушение договоров как у платных, так и у бюджетных студентов, оставим для юристов. Однако помимо очевидной непопулярности данной «решительной инициативы» у студентов и их родителей, можно ещё вспомнить о работодателях.
Так в один из моих визитов в один известный беларусский научно-производственный концерн я видел картину маслом: молодой человек в разгар рабочего дня в открытую спал на столе в лаборатории. На мой немой вопрос в глазах: «Что это такое?» — последовал краткий ответ завлаба: «Молодой специалист на распределении».
Государственные мужи почему-то думают, что они могут одним универсальным постановлением охватить все возможные ситуации трудовых отношений между работодателем и молодым специалистом.
Ну и в целом, срок пять лет в 22-23 года — это очень длительный период времени, в который у многих молодых людей происходит масса событий. Попытка фиксации их status quo (даже частичная) в их самый бурный период жизни, когда они должны методом проб и ошибок найти свою половинку, предназначение и место в жизни, явно противоестественна и ни к чему хорошему в стратегическом плане привести не может.
Что говорит работодатель
«Раньше ИТ вымывала кадры из других отраслей. А сейчас люди сами готовы платить за первое рабочее место»
Обсудили тему с менеджером крупной компании (из мирового топа), а в прошлом — выпускницей ФКСиС БГУИР с опытом работы в том числе на госслужбе.
— Признаюсь: я и сама отрабатывала по распределению, правда, было это почти 20 лет назад. И этот опыт не был бесполезен: руководители, работавшие вместе со мной, действительно были людьми, с которыми хотелось (и моглось) работать. Про таких говорят: «иных уж нет, а те далече…»
Чему сейчас можно научиться в госструктурах — не знаю.
Что же касается самой идеи распределения, то я вообще её не понимаю. Как в ИТ-отрасли вообще можно удерживать людей насильно? Это же высококонкурентная среда!
Если несколько лет назад мы говорили о том, что войти достаточно легко в ИТ с улицы после сравнительно небольшого обучения, то сейчас ситуация изменилась: даже опытные спецы тратят от полугода до года на то, чтобы найти работу. Раньше ИТ вымывала кадры из других отраслей — резиденты ПВТ забирали всё лучшее. А сейчас есть примеры, когда люди сами готовы заплатить за первое рабочее место.
И опять же, если брать новых выпускников, то куда девать старых специалистов?
ИТ-отрасль не может жить в условиях плановой экономики и госплана СССР. 50 лет назад была иллюзия, что «ЭВМ нам помогут» — программы определят, кого куда, и закрепят на местах. Но чем всё закончилось, мы знаем — крахом плановой экономики и самого СССР.
Плюс ещё одна проблема — люди. Все исследования говорят, что те, кому сегодня 20, сменят свою профессию 5 раз за жизнь. Сегодня человек отучился на программиста, а через 3 года пойдёт и выучится на пилота или поступит в мед, чтобы стать микрохирургом — и это нормально.
Вы распланируете жизнь молодого человека на 5 лет вперёд — и он будет страдать, потому что на ФКСиС его мама с папой заставили поступить, и он не мог дождаться, когда окончит его. Не все выпускники БГУИР остаются программистами. Моя двадцатилетняя дочь отказалась идти в ИТ — категорически. И, оглядываясь назад, я думаю: как хорошо, что я не настояла.
Я не вижу никаких предпосылок для реализации идей распределять всех и вся (и надолго) ни со стороны потенциального работодателя, ни со стороны студентов. На мой взгляд это очередная декларация, а на выходе будет пшик.
И тем не менее, предположим, что её реализуют. Это приведёт к 2-3X конкуренции среди студентов за места на распред в коммерческих компаниях?
А будут ли заявки в коммерческие компании? Давайте опираться на открытые источники, много ли вакансий на том же devby.io?
Коммерческие компании находятся в состоянии сокращения и реструктуризации штатов, и на текущий момент нет ни одной предпосылки для роста. Причём если бы это был только локальный тренд, то можно было бы с этим что-то делать. Но на сегодняшний момент он является частью общемирового кризиса.
Беларусское ИТ (если не считать разработчиков продуктов для внутреннего потребления, коих всего 10%, если не ошибаюсь) — это аутсорс. Количество проектов в аутсорсе сокращается, их замораживают.
Окей, в любом случае ужесточится конкуренция за эти немногочисленные места — а значит, и порог входа в профессию, и условия…
А вот здесь я вам расскажу, как бывший чиновник, как всё будет: эта «указивка» пойдёт на минобразования. Минобразования начнёт думать, как перераспределить ответственность, какие-то цифры показать. Люди, живущие в режиме плановой экономики, создадут план для вузов — и те начнут фейкать статистику. Скорее всего это история по пристраиванию тех, кого надо. Лучшие всё равно не победят в этой неконкурентной борьбе. Одна из моих любимых фраз: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Вот поверьте, у каждой бездарности будет фейковое место, к которому он окажется прикреплён.
Я просто не вижу никакого разумного экономического стимула для реализации этой инициативы.
Отток самых талантливых усилится — ещё на стадии выбора вуза в пользу заграницы? Причём мальчики уедут надолго?
Нет, это не так. Я вспоминаю свой поток, на котором было 98% мальчиков, и прикидываю, у кого бы родители могли бы себе позволить отпустить их — таких ну 5%. Отправляя детей учиться за границу, родители понимают, что не только оплатить обучение, но и обеспечить проживание, питание и так далее. При уровне жизни в Беларуси это доступно 3-5% населения, которые и так скорее всего уже уехали.
Плюс, к сожалению, в нашей реальности любой вуз рассматривается как легальное средство отсрочить службу в армии. Сегодня ни БГУИР, ни ФПМИ БГУ не являются местом обретения профессии. Место обретения профессиональных знаний — это Coursera и иже с ними.
Для айтишника это плохой старт карьеры — когда тебя на 5 лет прибили гвоздями к одному работодателю. Для отрасли тоже плохо — недорогая бесправная рабочая сила…
ИТ — это креативная отрасль: ей нужен талант, независимость, свобода мышления, критическое мышление, ну какие монагут быть рабы в ИТ? Только здоровая конкуренция и добрая воля могут порождать рост.
Хорошо, вот прибили мы «гвоздями» молодого человека к компании (пусть даже коммерческой). Но вы представляете, сколько нужно сил, чтобы вчерашнего студента БГУИР превратить в специалиста. «Корочка», если ты нигде не работал, — это пшик. Через мою жизнь прошло такое количество специалистов разного уровня, что я знаю точно: не диплом определяет айтишника. Иного краснодипломника ещё 2 года должен тянуть старший товарищ, пока он «дойдёт до готовности».
Что думают студенты технических вузов
«Не присмотреться ли к вузам в близлежащей стране»
— На мой взгляд, идея с увеличением сроков отработки студентов-бюджетников и распределением платников ужасна. Лично меня как будущего абитуриента это уже заставило задуматься: а стоит ли вообще получать высшее образование на родине.
Раньше я рассматривал варианты поступления в БГУИР или же в БГУ и был уверен, что останусь тут. Сейчас же такой уверенности нет. Думаю, не присмотреться ли к вузам в близлежащей стране. Что ужасает меня в перспективе отрабатывать после университета — то, что я вряд ли приобрету полезный опыт, а условия работы скорее всего будут так себе.
«Считаю, наше образование и так не стоит тех денег, которые мы за него платим»
— Учусь в БГУИР на ФКСиС — поступил в этом году, при этом уже работаю на коммерческом проекте.
К решению распределять платников (я сам на «платке») + увеличить сроки отработки до 5 лет отношусь негативно: с какой стати я должен отрабатывать 2 года за 700 рублей в какой-то деревне, когда мог бы вырасти и в должности, и по зарплате в разы?!
Понимаю, что нужны кадры, которые будут работать за копейки, как рабы. Но в чём тогда смысл учиться на «платке»? Я поступал на платное, чтобы получить «свободный диплом». Жаль, но сейчас скорее всего его уже не будет. И если так случится, то я покину Беларусь. Если же уехать не удастся, попробую распределиться к себе же в компанию.
Единственное, что важно и хорошо — это то, что тут большое комьюнити таких же ребят, как и ты. Есть вроде неплохие стажировки в бигтехах Беларуси, но всё это не стоит 4+ тысячи рублей в год, которые приходится платить студентам с дневного отделения. Хотя, если выбирать из того, что есть — БНТУ, БГТУ, и прочих, то лучше БГУИР, он по-прежнему лидер среди вузов.
У сокурсников настроения плюс-минус такие же, как и у меня — положительных эмоций новости про распределение не вызвали. Кто-то даже всерьёз подумывает забрать документы.
«Заплатив 20К за обучение, я должен буду пойти на условный «Интеграл»
— Я учусь на первом курсе БГУИР, факультет — ФИТиУ. Поступил на платное, изначально не было желания отрабатывать по распределению после обучения. Постфактум выяснилось, что на бесплатное и не прошёл бы — не хватило бы одного балла.
Теперь думаю: интересно получается — заплатив около 20К за обучение, я всё же должен буду пойти отрабатывать на условный «Интеграл», БелАЗ и им подобную компанию, связанную с ИТ только косвенно. А почему — да потому что ещё около 40% суммы (со слов министра образования Андрея Ивенца, около 50-30% — прим. ред.) вносит государство. Меня это возмущает!
Если это способ привлечь кадры на предприятия, то я верю в то, что они должны на равных конкурировать за специалистов со всеми остальными компаниями. К тому же я вижу, что есть проблема: у нас готовят инженеров-программистов, а на предприятия больше требуются условные сисадмины, а не программисты. Я сам работаю в школе инженером-программистом, хотя моя работа заключается больше в администрировании парка машин на Windows и заправке принтеров. Однако у нас не готовят более узких специалистов — по крайней мере, в БГУИРе я узкой специализации по системному администрированию не видел.
Получается, что условный студент идёт в университет, чтобы впоследствии работать программистом, а по распределению попадает в условную школу (прошлый сисадмин так и попал к нам). Я считаю, тот, кто оплачивает свое обучение, должен выбирать, где ему работать по желанию, а не по указке.
У нас в университетской группе новости редко обсуждают (не знаю, почему: либо сокурсники боятся выносить свои мысли в публичное пространство, либо их это не сильно волнует). Несколько человек, с которыми у меня был разговор об этом, уже морально готовятся отрабатывать. В целом общая реакция скорее негативная.
Интересно, что ребят больше волнует то, что платников могут заставить отрабатывать распределение, чем увеличение срока отработки для бюджетников.
Эта история, как многие другие, появилась благодаря читателям devby. Уже 16-й год подряд мы объединяем и сохраняем беларуское ИТ-комьюнити. Мы быстро реагируем на любые, особенно тревожные, сообщения наших читателей. Объективно и взвешенно рассказываем, что происходит с индустрией: новые проекты, успехи и неудачи, лютый кринж и глитч надежды на фоне страшных кризисов, которые мы все переживаем.
Давайте пройдем этот путь вместе! Поддержите работу команды на любую сумму: на Patreon, через Donorbox (удобно из Беларуси) или криптой, чтобы мы могли делать больше и оперативней. Ежемесячные платежи делают планы редакции более прогнозируемыми, так мы можем планировать. Спасибо!
Читать на dev.by