$140+ млн только налогов. Посчитали потери из-за оттока айтишников
С весны 2022 года беларусский ИТ-сектор только по официальным данным сократился на 22+ тысячи специалистов. Из ПВТ ушло более 170 компаний.
Из-за оттока айтишников ИТ-отрасль потеряла квалифицированные кадры, а бюджет недополучил налоги. Попытались примерно посчитать, о каких потерях может идти речь.
Многие айтишники работают/работали в компаниях ПВТ. За прошлый год резиденты ПВТ заплатили в бюджет 750 миллионов рублей налогов. Это чуть больше, чем в 2021 году.
Казалось бы, новый рекорд. Но — если бы не масштабный уход компаний и специалистов после 24.02, суммарные налоговые отчисления резидентов Парка по итогам 2022 года вполне могли превысить 1 миллиард рублей.
Сколько налогов платит «средний» айтишник в год
Мы взяли данные о средней зарплате в ИТ с января 2022 по август 2023 года (по данным Белстата). Посчитали примерную сумму подоходного налога (13%) за каждый месяц и всё суммировали.
Получилось, что:
За 2022 общая сумма подоходного с одного ИТ-специалиста превысила 10 тысяч рублей, или 3,8 тысячи долларов (по среднему курсу Нацбанка за 2022).
За январь–август этого года — 6,8 тысячи рублей, или 2,3+ тысячи долларов (по среднему курсу Нацбанка за 8 месяцев).
Потери бюджета
Чтобы оценить общие потери бюджета с весны 2022, мы посмотрели на официальные цифры по оттоку айтишников (они частично спрятаны, поэтому это скорее наша оценка на базе данных Белстата). Отток резко усилился с марта 2022 года. К осени 2023 общие потери ИТ-сектора превысили 22 тысячи специалистов.
Налоговые потери мы считали так: чистый отток специалистов в ИТ за период (начиная с марта)*сумму подоходного налога.
Например, в мае 2022 года чистый отток специалистов (с учетом потерь ИТ-сектора за март–апрель) составил 6 128 человек, а сумма налога за май 2022 (исходя из средней зарплаты) составила 802,8 рубля. Общие налоговые потери: 6 128*802,8=4,9 миллиона рублей.
По нашим (грубым) расчётам, всего с марта 2022 года бюджет недополучил более 222 миллионов рублей подоходного налога, или78 миллионов долларов (по среднему курсу Нацбанка в 2022–2023 годах).
Очевидно, что это лишь ориентировочные цифры из-за недостатка данных и ряда неизбежных погрешностей в расчётах.
Потери ФСЗН
Массовый исход айтишников и ИТ-компаний сказался не только на поступлениях подоходного налога, но и на отчислениях в Фонд соцзащиты.
Посчитали потери на примере резидентов ПВТ. Компании Парка перечисляют обязательные страховые взносы в размере 34% от средней зарплаты по стране, 1% от зарплаты платят работники.
Для расчета потерь мы использовали среднюю зарплату по стране за каждый месяц. Например, в августе этого года средняя зарплата по стране составила 1 962,4 рубля. Взносы за одного сотрудника составили 686,8 рубля: 1962,4*34% (взнос компании)+1962,4*1% (взнос с сотрудника).
Если предположить, что все 22 тысячи ИТ- специалистов, попавших в статистику оттока, работали в компаниях ПВТ, то получится, что ФСЗН недополучил взносов с марта 2022 года на 166,8 миллиона рублей или на 60 миллионов долларов (исходя из среднего курса Нацбанка в 2022–2023 годах).
Всего
И это лишь налоги.
Что говорят эксперты
Известный бизнесмен Александр Кнырович только налоговые потери из-за оттока айтишников оценивает в 72 миллиона долларов за год.
Также он обратил внимание на растущее отрицательное влияние ИТ-сектора на динамику ВВП. По данным официальной статистики, за восемь месяцев этого года вклад ИТ в ВВП — минус 1,1%. Александр Кнырович оценивает отрицательное влияние ИТ-сектора на темпы ВВП в минус 1,5%.
— Каждый процент — это существенно в масштабах экономики. Раньше ИТ-сектор выполнял роль локомотива, во многом за счёт него рос ВВП. Даже были планы, что ИТ может занять до 10% экономики. Но сейчас его доля меньше 5%.
И государство не в силах повлиять на эту ситуацию. Нельзя создать госзаказ на работу ИТ-отрасли и нет возможности компенсировать потери. Более того, власти делают вид, что всё нормально и ничего не происходит.
Экономист исследовательского проекта BEROC Анастасия Лузгина напоминает, что до 2022 года вклад ИТ сектора в ВВП Беларуси увеличивался. Если в 2015 году доля сектора «информация и связь» составила 4,1% в ВВП, то в 2021 году — 7,3%, что больше вклада в ВВП таких секторов, как строительство или сельское хозяйство.
— В прошлом году ИТ начало сжиматься. Доля сектора «информация и связь» в ВВП составила 6,6% по итогам 2022 года и 4,5% — в январе–августе 2023 года. В результате вклад сектора в рост ВВП оказался отрицательным в размере 1,1%.
Что касается внешней торговли, то, исходя из заявлений чиновников известно, что только за 2022 год экспорт ПВТ сократился на 700 миллионов долларов (с $3,2 млрд до $2,5 млрд). В 2023 году возможное падение экспорта будет ещё большим. Это серьезная проблема для беларусской экономики, так как доля экспорта ИТ-услуг в 2021 году в общем объеме экспорта составляла около 30%, а в общем объёме всего экспорта страны ИТ-сектор занимал более 6%.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем, вниманием и донатами.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Деньги даже Президент ненавидит. Он вырос в бедной семье, и всегда этих денег не хватало. Бедность всегда давила. Президент другой человек по характеру, он нашел свое счастье у себя дома, на территории Белоруссии.
так нету же стабильности. Там говорят выйранная битва за урожай опять проср*** и надо миллион тонн зерна закупать. Стабильны только репресси, строительство дворцов и сраных хоккейных арен. Все остальное в ****. Мне вот Польская стабильность нравится особенно злотого,
это все потому что марс в центуре венеры. даже в сельском хозяйстве пользуются астрономическим календарем высаживая рассаду. а вы проекты когда стартовали с астрологом консультировались? вот и результат неурожая в айци.
странно но айти рынок даже в 22 году вырос в мире на 0.5%. за 23 год рост составит 5%. Так где там падение мировое то?? Чето по цифрам выходит что нету схлопывания никакого а есть наоборот рост.
Anonymous
12 октября 2023, 21:38
5
Падение в голове у ротоботов, к реальности не имеет отношения.
Anonymous
Developer в GameDevelopment
12 октября 2023, 13:14
20
Ущерб стране в особо крупном размере.
Первая причина - это он.
А вторая весь его О..Н
Третья причина это Пу...
Кто наслал на нас эту чуму?...
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
12 октября 2023, 14:32
-1
Давайте поиграем в слова :)
Слово начинается на у, заканчивается на и, 5 букв :)
Начну:
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
12 октября 2023, 14:32
0
У
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
главное в финансовых потерях страны не налоги, а то, что богатенькие ИТшники всё, что заработали в США и др, тратили в Беларуси. Это сильно другие суммы.
Пользователь отредактировал комментарий 12 октября 2023, 14:04
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
12 октября 2023, 14:35
4
Потери в долгосрочной перспективе 10ки миллиардов, а может и все 100 :(
если ничего не произойдет - да, кроме того будет постоянный отток специалистов из других отраслей.
Если что то произойдет - механика возврата уехавших, в создании намного более лучших условий, чем потенциальные граждане новой страны смогут получить в других государствах. А тут увы все завязано на крупный международный бизнес и насколько активно люди стараются говорить "я беларус, я хочу что бы у меня дома было все хорошо". Без второго, первые даже не рыпнуться в Беларусь.
Сразу опишу требования которые уже видны невооруженным глазом:
1 школьная система образования - абсолютно нет проблемы платить 1000$ в месяц за школу, но увы действующие методики недотягивают, придется брать за основу British & American school и у праграму дадаваць беларускую мову
2 мат поддержка в виде дешевых кредитов для обучения талантливых студентов в топ 10 ведущих университетов планеты - акцент на "талантливых" а не на "сын прэдседацеля"
3 асноуная мова навучання у школах - беларуская, лiтаратура беларуская i замежная. Другая абавязковая мова ангельская. Трэцяя мова на выбар - хоць кiтайская, хоть нямецкая, хоць руская. я бы у вогуле узяу бы беларускiя школы у выгнаннi i на iх базе пачау адбудоувать нацыянальную адукацыю - беларуская адукацыя праз дзесяц год павiнна стаць нацыянальным брэндам
4 рабочий закон и гарантия исполнения закона и неотъемлемого права на самозащиту на своей частной собственности в виде аккуратного, постепенного вооружения населения
5 з расеяй павiнна адбудавацца ахоуваемая мяжа i вiзавы рэжым
....
1, 4 и 5 на старте - увеличат процент тех кто попробует вернуться, а останутся ли все зависит от того на сколько интенсивно пойдет реализация не озвученных 200 пунктов
Пользователь отредактировал комментарий 12 октября 2023, 16:02
alekseyrr
Дегустатор смузи в ООО "Смузи-много-не-бывает"
12 октября 2023, 18:32
5
Это всё уже есть, но не в Беларуси :(
А ваш рассказ, увы, в жанре фантастики для Беларуси далекого будущего :(
Достаточно пункта про рабочие законы, чтоб люди начали возвращаться.
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
13 октября 2023, 17:14
1
Мне уже недостаточно. Хочу такую же зарплату и общий уровень жизни. Причем не только для себя, а в среднем. Ипотеку под разумный процент. Чтобы вокруг люди не были нищими и тупыми. Чтобы мочиться в подъездах перестали и бырло пить после смены. И много ещё таких хотелок. Я не верю, что всё, что разваливали 30 лет можно починить за меньший срок. Откатываться в качестве жизни с неясными перспективами на будущее - такой себе вариант, когда у тебя и так уже есть многое из желаемого. Может я чрезмерно эгоистичен, но ни у меня, ни у моих близких нету запасных 30 лет жизни, которые я хотел бы подарить процессу восстановления государства.
Полностью согласен. Сейчас с меня деньги капают в 2 страны. В Грузию и в Польшу. Ни копеечки в [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] больше не прийдёт.
Финансы вторичны, репутационные потери значительно хуже, они долгосрочные. Мы десятками лет, очень медленно и старательно зарабатывали хорошее имя беларуских программистов во всем мире. Но все было уничтожено. Сейчас при работе выгоднее дистанцироваться от "Белоруссии".
lookin
Комитёр в доме престарелых для айти-пенсионеров в Нет совпадений
12 октября 2023, 14:18
22
Сейчас государство возьмётся за улучшение ситуации, создадут ленинские комнаты, политинформацию идеологи читать будут, и сразу показатели в рост пойдут. Уже Беларусьфильм получил заказ на съёмку фильма о белорусских программистах. В нём двое потерянных для общества айтишников, Виктор и Анатолий, с мечтами о загранице попадают в НИИ Синезис к передовице производства Наде Берестовой и влюбляются в неё, но, Надя занята созданием новой версии Кипод, так как старая выдает мало результата. И вот, когда Надя уже окончательно разочаровывается в молодых ребятах, они придумывают гениальную идею - разворачивают крышку ноутбука Горизонт ещё на 45 градусов, тем самым увеличивая норму выработки на 20%, и Надина бригада получает за это поощрительную грамоту и премию 10%, и в конце фильма они втроем идут по предрассветному Минску, напевая песенку, как прекрасно жить в самой лучшей стране на свете
А посчитали сколько цепочек в экономике запускалось с подачи высоких айтишных зарплат? Услуги, общепит, дорогие товары, недвижимость, автомобили. Ведь с этого уже другие люди получали ЗП и платили налоги.
Для правительства они точно не нужны. Я вообще считаю, что это было их стратегической ошибкой играть в какой-то экономический рост и повышение уровня жизни.
Если бы страна оставалась на уровне развала СССР (а лучше еще немного ниже), то все было бы тихо и спокойно. 99% населения по прежнему бы каждую свободную минуту бежали на огороды, чтобы вырастить себе еду на следующий год. Ни на что другое не было бы времени.
На определенном этапе в росте уровне жизни людей уже не удовлетворяет только дальнейший рост уровня жизни. И чтобы этой проблемы избежать, нужно в принципе избегать этого роста с самого начала.
Причина не в уезде айтишников, уезд - лишь следствие. И если всех уехавших на цепи притащить обратно и приковать в батарее - ничего не поменяется. А причина в том, что страна стала слишком токсичной для иностранных заказчиков чтобы иметь с ней дело. И когда она перестанет быть токсичной - вернутся и заказчики. Вот только говорить о том, что конкретно для этого надо сделать, нельзя. Хотя все и так знают.
как любой мог наблюдать в последние несколько лет, существует круг лиц, лично, коммерчески и политически заинтересованных в том, чтобы выставлять страну токсичной. Не существует такой ситуации, в которой бы действия правительства полностью их удовлетворили.
мало женщин. кочанова не успевает все предприятия удовлетворить в крепком руководстве. если срочно новых не нанять то боюсь лгбт начнется в руководстве хозяйствами
Пользователь отредактировал комментарий 13 октября 2023, 03:13
это вы еще не посчитали, что зарплаты могут быть обеспечением по кредиту, то есть с больших зарплат не только уплачиваются налоги, но эти зарплаты могут помочь банкам создавать деньги, плюс банки могут учиться делать ставки на работающих людей(почти как на лошадей), обучать свои модели оценки рисков, кредитоспособности. А когда покупают в кредит, то в дело вступают еще и страховщики. Когда есть программисты, то есть и спрос на офисные помещения, предприятия берут кредиты на создание офисной недвижимости.
Если уехавшие думают, что эти потери кого-то волнуют или кто-то локти себе кусает - то думать так не стоит. Всем плевать на уехавших. Чем больше уехало яйцеголовиков, тем дешевле народу стало жить.
Я могу и по-другому сказать. Смотря кто будет деньги платить.
Эти оставшиеся ждуны вообще пофиг белорусскому народу. Народ уже давно зарабатывает неплохие деньги в Польше и что там происходит с [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] -ждунами ему пофиг. Меньше памяркоуных [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] вокруг - здоровее общество.
Очень глупая шутка
В чём вина Израиля по твоему мнению? Что когда Хамас выпускает по Израилю тысячи ракет - Израиль эти ракеты сбивает???? В этом вина Израиля????
Израиль должен и дальше думать только о ПВО??? Или он имеет право отомстить агрессору?
Anonymous
15 октября 2023, 01:05
0
В чём вина Израиля по твоему мнению?
А где там что было про Израиль?
Anonymous
15 октября 2023, 00:48
1
Ну 140 млн налогов, можно смело умножить на 8... Это те деньги которые не были потрачены в РБ, и с них тоже не были заплачены налоги. Конечная цифра ущерба может быть раз в 20-30 больше для экономики...
То есть можно говорить о том что страна уже потеряли от 1.5 до 4 млрд у.е.
ИТ ник получил 1000 у.е., заказал себе новый стол у ИП-ника (он платит налог),
ИП-ник заказал материалы на заводе(который то же заплатил налог), а деньги заработанные за работу, сходил на стрижку (налог заплатил парикмахер)...и т.д. цепочка может быть длинной... И на каждом шаге, государство теряет "налоги"...
Просто очень удобно сейчас подавать цифры так, что как-будто проблемы нет...
Ведь по другому у нас и быть не может.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
лучше жить бедно но зато стабильно. с уверенностью в завтрашнем дне. нам такое айци не надо, что на западные деньги тут беспорядки устраивало
жить стабильно бедно это хорошо, да еще никто не запрещает вам это говорить, везет же
Деньги даже Президент ненавидит. Он вырос в бедной семье, и всегда этих денег не хватало. Бедность всегда давила. Президент другой человек по характеру, он нашел свое счастье у себя дома, на территории Белоруссии.
так нету же стабильности. Там говорят выйранная битва за урожай опять проср*** и надо миллион тонн зерна закупать. Стабильны только репресси, строительство дворцов и сраных хоккейных арен. Все остальное в ****. Мне вот Польская стабильность нравится особенно злотого,
Злотый очень нестабилен, то туда то обратно его носит. Вот рубль строгим курсом идёт, стабильно вниз.
Да чо вы его минусите, не видите что ли, что чел прикалывается
Видим, но все равно минусим. Тролит он толсто, неряшливо
Ещё недополученный НДС, налог на прибыль и т.д.
Сумма выходит не маленькая, но все же и мировой рынок схлопывается, кризис.
Поэтому я бы не был уверен в продолжении роста прибыли ПВТ даже без влияния событий 2022 года на РБ.
это все потому что марс в центуре венеры. даже в сельском хозяйстве пользуются астрономическим календарем высаживая рассаду. а вы проекты когда стартовали с астрологом консультировались? вот и результат неурожая в айци.
странно но айти рынок даже в 22 году вырос в мире на 0.5%. за 23 год рост составит 5%. Так где там падение мировое то?? Чето по цифрам выходит что нету схлопывания никакого а есть наоборот рост.
Падение в голове у ротоботов, к реальности не имеет отношения.
Ущерб стране в особо крупном размере.
Первая причина - это он.
А вторая весь его О..Н
Третья причина это Пу...
Кто наслал на нас эту чуму?...
Давайте поиграем в слова :)
Слово начинается на у, заканчивается на и, 5 букв :)
Начну:
У
Х
О?
Д
И
главное в финансовых потерях страны не налоги, а то, что богатенькие ИТшники всё, что заработали в США и др, тратили в Беларуси. Это сильно другие суммы.
Пользователь отредактировал комментарий 12 октября 2023, 14:04
Потери в долгосрочной перспективе 10ки миллиардов, а может и все 100 :(
если ничего не произойдет - да, кроме того будет постоянный отток специалистов из других отраслей.
Если что то произойдет - механика возврата уехавших, в создании намного более лучших условий, чем потенциальные граждане новой страны смогут получить в других государствах. А тут увы все завязано на крупный международный бизнес и насколько активно люди стараются говорить "я беларус, я хочу что бы у меня дома было все хорошо". Без второго, первые даже не рыпнуться в Беларусь.
Сразу опишу требования которые уже видны невооруженным глазом:
1 школьная система образования - абсолютно нет проблемы платить 1000$ в месяц за школу, но увы действующие методики недотягивают, придется брать за основу British & American school и у праграму дадаваць беларускую мову
2 мат поддержка в виде дешевых кредитов для обучения талантливых студентов в топ 10 ведущих университетов планеты - акцент на "талантливых" а не на "сын прэдседацеля"
3 асноуная мова навучання у школах - беларуская, лiтаратура беларуская i замежная. Другая абавязковая мова ангельская. Трэцяя мова на выбар - хоць кiтайская, хоть нямецкая, хоць руская. я бы у вогуле узяу бы беларускiя школы у выгнаннi i на iх базе пачау адбудоувать нацыянальную адукацыю - беларуская адукацыя праз дзесяц год павiнна стаць нацыянальным брэндам
4 рабочий закон и гарантия исполнения закона и неотъемлемого права на самозащиту на своей частной собственности в виде аккуратного, постепенного вооружения населения
5 з расеяй павiнна адбудавацца ахоуваемая мяжа i вiзавы рэжым
....
1, 4 и 5 на старте - увеличат процент тех кто попробует вернуться, а останутся ли все зависит от того на сколько интенсивно пойдет реализация не озвученных 200 пунктов
Пользователь отредактировал комментарий 12 октября 2023, 16:02
Это всё уже есть, но не в Беларуси :(
А ваш рассказ, увы, в жанре фантастики для Беларуси далекого будущего :(
да, это про фантастику.
Достаточно пункта про рабочие законы, чтоб люди начали возвращаться.
Мне уже недостаточно. Хочу такую же зарплату и общий уровень жизни. Причем не только для себя, а в среднем. Ипотеку под разумный процент. Чтобы вокруг люди не были нищими и тупыми. Чтобы мочиться в подъездах перестали и бырло пить после смены. И много ещё таких хотелок. Я не верю, что всё, что разваливали 30 лет можно починить за меньший срок. Откатываться в качестве жизни с неясными перспективами на будущее - такой себе вариант, когда у тебя и так уже есть многое из желаемого. Может я чрезмерно эгоистичен, но ни у меня, ни у моих близких нету запасных 30 лет жизни, которые я хотел бы подарить процессу восстановления государства.
Полностью согласен. Сейчас с меня деньги капают в 2 страны. В Грузию и в Польшу. Ни копеечки в [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] больше не прийдёт.
Финансы вторичны, репутационные потери значительно хуже, они долгосрочные. Мы десятками лет, очень медленно и старательно зарабатывали хорошее имя беларуских программистов во всем мире. Но все было уничтожено. Сейчас при работе выгоднее дистанцироваться от "Белоруссии".
Сейчас государство возьмётся за улучшение ситуации, создадут ленинские комнаты, политинформацию идеологи читать будут, и сразу показатели в рост пойдут. Уже Беларусьфильм получил заказ на съёмку фильма о белорусских программистах. В нём двое потерянных для общества айтишников, Виктор и Анатолий, с мечтами о загранице попадают в НИИ Синезис к передовице производства Наде Берестовой и влюбляются в неё, но, Надя занята созданием новой версии Кипод, так как старая выдает мало результата. И вот, когда Надя уже окончательно разочаровывается в молодых ребятах, они придумывают гениальную идею - разворачивают крышку ноутбука Горизонт ещё на 45 градусов, тем самым увеличивая норму выработки на 20%, и Надина бригада получает за это поощрительную грамоту и премию 10%, и в конце фильма они втроем идут по предрассветному Минску, напевая песенку, как прекрасно жить в самой лучшей стране на свете
Гениально! Полные кинозалы обеспечены первичками БРСМ. только надо "старая не дает" четче обозначить что это версия программы
Пользователь отредактировал комментарий 12 октября 2023, 14:29
А посчитали сколько цепочек в экономике запускалось с подачи высоких айтишных зарплат? Услуги, общепит, дорогие товары, недвижимость, автомобили. Ведь с этого уже другие люди получали ЗП и платили налоги.
а сколько вреда итишники сделали? это ж милиция в три смены работала чтоб их всех посадить.
а с чего вы взяли что деньги для Белоруссии это хорошо? бедными рабами гораздо проще управлять, проще оккупировать территории.
Для правительства они точно не нужны. Я вообще считаю, что это было их стратегической ошибкой играть в какой-то экономический рост и повышение уровня жизни.
Если бы страна оставалась на уровне развала СССР (а лучше еще немного ниже), то все было бы тихо и спокойно. 99% населения по прежнему бы каждую свободную минуту бежали на огороды, чтобы вырастить себе еду на следующий год. Ни на что другое не было бы времени.
На определенном этапе в росте уровне жизни людей уже не удовлетворяет только дальнейший рост уровня жизни. И чтобы этой проблемы избежать, нужно в принципе избегать этого роста с самого начала.
Не согласен. Рост уровня жизни всегда удовлетворяет. Китай тому пример
Ну надо повышать налоги тем кто остались - пусть возмещают ущерб
запоздалое решение, надо родителей в оборот брать кто уехал неплатить налоги
Причина не в уезде айтишников, уезд - лишь следствие. И если всех уехавших на цепи притащить обратно и приковать в батарее - ничего не поменяется. А причина в том, что страна стала слишком токсичной для иностранных заказчиков чтобы иметь с ней дело. И когда она перестанет быть токсичной - вернутся и заказчики. Вот только говорить о том, что конкретно для этого надо сделать, нельзя. Хотя все и так знают.
как любой мог наблюдать в последние несколько лет, существует круг лиц, лично, коммерчески и политически заинтересованных в том, чтобы выставлять страну токсичной. Не существует такой ситуации, в которой бы действия правительства полностью их удовлетворили.
мало женщин. кочанова не успевает все предприятия удовлетворить в крепком руководстве. если срочно новых не нанять то боюсь лгбт начнется в руководстве хозяйствами
Пользователь отредактировал комментарий 13 октября 2023, 03:13
колхозами заменят lmao
это вы еще не посчитали, что зарплаты могут быть обеспечением по кредиту, то есть с больших зарплат не только уплачиваются налоги, но эти зарплаты могут помочь банкам создавать деньги, плюс банки могут учиться делать ставки на работающих людей(почти как на лошадей), обучать свои модели оценки рисков, кредитоспособности. А когда покупают в кредит, то в дело вступают еще и страховщики. Когда есть программисты, то есть и спрос на офисные помещения, предприятия берут кредиты на создание офисной недвижимости.
пока к ним не придет кризис доткомов. тогда будет крах как в америке. хорошо что у нас этого всего нет и не будет
для того, чтобы пришел только(и всего лишь) кризис доткомов, каждый должен очень старательно просить своих богов, а если их нет - завести и просить
Если уехавшие думают, что эти потери кого-то волнуют или кто-то локти себе кусает - то думать так не стоит. Всем плевать на уехавших. Чем больше уехало яйцеголовиков, тем дешевле народу стало жить.
ага, только президентскому народу ))
Я могу и по-другому сказать. Смотря кто будет деньги платить.
Эти оставшиеся ждуны вообще пофиг белорусскому народу. Народ уже давно зарабатывает неплохие деньги в Польше и что там происходит с [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] -ждунами ему пофиг. Меньше памяркоуных [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] вокруг - здоровее общество.
я тоже так считаю. раньше жизнь стоила дорого, а сейчас дешевле стала. примерно как палестинца в секторе газа. копейки
Очень глупая шутка
В чём вина Израиля по твоему мнению? Что когда Хамас выпускает по Израилю тысячи ракет - Израиль эти ракеты сбивает???? В этом вина Израиля????
Израиль должен и дальше думать только о ПВО??? Или он имеет право отомстить агрессору?
А где там что было про Израиль?
Ну 140 млн налогов, можно смело умножить на 8... Это те деньги которые не были потрачены в РБ, и с них тоже не были заплачены налоги. Конечная цифра ущерба может быть раз в 20-30 больше для экономики...
То есть можно говорить о том что страна уже потеряли от 1.5 до 4 млрд у.е.
ИТ ник получил 1000 у.е., заказал себе новый стол у ИП-ника (он платит налог),
ИП-ник заказал материалы на заводе(который то же заплатил налог), а деньги заработанные за работу, сходил на стрижку (налог заплатил парикмахер)...и т.д. цепочка может быть длинной... И на каждом шаге, государство теряет "налоги"...
Просто очень удобно сейчас подавать цифры так, что как-будто проблемы нет...
Ведь по другому у нас и быть не может.