Бизнесмен Виктор Прокопеня в минувшее воскресенье написал HR-пост в фейсбуке с заголовком «Как гуманитарию начать получать ИТ-шную зарплату?». Через два дня в «Беларусском журнале» появился материал «Классовая ненависть как тренд. Айтишники, гуманитарии и щедрость Виктора Прокопени» Татьяны Светашёвой. И лучше бы его не было.
Расхожее представление о том, что отношения между людьми технических и гуманитарных специальностей не складываются, появилось, вероятно, в послевоенном СССР. Условным «физикам» легче было чувствовать себя значительными на фоне «лириков», которые часто вынуждены были решать идеологические задачки. Надуманное напряжение дало реальный результат.
В технических вузах Беларуси значения гуманитарных наук систематически принижают. Из поколения в поколение в инженерных династиях передают наказы вроде «Учи, сынок, физику. Шекспира ты и так почитать сможешь, а наоборот не выйдет». Технари не очень понимают, чем занимаются их воображаемые антагонисты.
Это плохо сказывается на ИТ-сфере. Она страдает от лобовых профессионалов с ограниченным кругозором, которые упираются в свой профессиональный и карьерный потолок за пару лет. Сотни белорусских компаний на десятилетия застряли в однообразных низкомаржинальных сервисных проектах. Производство успешного продукта — во многом задача гуманитариев.
Заголовок поста Прокопени, не самый блестящий и не вполне «политкорректный», как раз об этом. Гуманитарии, алло, вы нужны в ИТ. А там хорошо платят. Так уж случилось, извините, пожалуйста. Отличным таском для гуманитариев было бы придумать, как сделать так, чтобы как можно больше белорусов, гуманитарных и негуманитарных, за пределами ИТ начали получать «айтишные» зарплаты. Вряд ли айтишники с этим справятся, а вот гуманитарии как раз могут. Если будут практиковать системное мышление, демонстрировать понимание законов, по которым развивается общество, генерировать идеи и т.п.
Помешать им может, например, социология, сделанная облизанным на ветру пальцем. И аналитика, в основу которой положены наблюдения сына мамкиной подруги. Автор Светашёва пишет: «Айтишников в Беларуси тихо ненавидят». Всё может быть. Давайте разыщем доказательство этого тезиса в материале.
«Но сами они (айтишники) удивительным образом выбрали в качестве объекта презрения гуманитариев – тех, кто испытывает к ним меньше всего эмоций». Оставим в стороне безответственное обобщение, которое превращает Прокопеню в коллективных айтишников, удивительным образом занятых поиском предметов для презрения. Обнаружим, что, оказывается, айтишников ненавидят все, кроме гуманитариев. Гуманитарии безэмоционально относятся к айтишникам.
«У обывателей айтишные доходы вызывают шок и зависть». К сожалению, автор не предоставил ссылку на хоть какой-нибудь опрос белорусских обывателей, шокирующе завистливых.
«Медиа подливают масла в огонь...», «читатели жадно рассматривают фотографии дивных див внутри офисов беларусских IT-гигантов...». Допустим.
«В массовом сознании айтишники превратились в особую привилегированную касту. Работяги мечтают отправить их на завод. Матери мечтают выдать за них своих дочерей». Редакции dev.by не удалось получить доступ в массовое сознание, мечты рабочих и матерей. Просим автора Светашёву расшарить его. Оупенсорс — это хорошо.
Автор утверждает: «У меня набралось достаточно кейсов, чтобы сделать смелое широкое обобщение: айтишников презирают» и «айтишникам не просто завидуют: их ненавидят». Редакция dev.by таки нашла подтверждение в тексте автора и даже составила список кейсов:
— «как-то таксист, везший мою подругу к офису EPAM...»,
— «еще один друг, ложась в больницу...»,
— «у меня был приятель, который...»
— «одна дискуссия чуть не переросла в драку, когда бывший знакомый...».
Остается открытым вопросом, насколько бурная социальная активность автора и умение проникать в сознание официантов и барменов, которые «улыбаются, но тоже втайне ненавидят и, возможно, даже плюют им (айтишникам) в «Лонг-Айленд»», может быть точным барометром настроений в белорусском обществе.
Можно ли доверять автору и ее «факельным» фантазиям? Почему ей так хочется обнаружить ненависть к классу, к которому относится и большинство айтишников, и большинство авторов. Классу людей, которые меняют свои таланты и мозги на деньги.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.