Этим летом в Минск официально пришла рекрутинговая компания Crossover и объявила о готовности платить белорусским разработчикам американские зарплаты. Dev.by узнал, как им там работается за анонсированные $8 тысяч в месяц.
«Очень изматывает»
Евгений Довнар, Backend, Full Stack, DevOps, в Crossover 1,5 года.
— 2 ноября — последний день моей работы в Crossover. Ушёл я не потому, что мне здесь не нравилось — наоборот, я был доволен своей командой, проектом, гибким графиком, мог в любое время отлучиться, если нужно. К тому же, я бы не ушёл на другие деньги.
Дело в том, что в Crossover ты работаешь «реальных» 40 часов в неделю, что равносильно, по ощущениям, 50-60 офисным часам. И вроде бы справедливо, что за такие деньги — у меня рейт $50 в час — ты столько вкалываешь, но в итоге получается очень напряжно и сильно выматывает.
В феврале 2017 меня захантили через Linkedin. Деньги предлагали хорошие, и я решил попробовать. Процесс собеседований был долгим: сперва проверяли английский, потом на адекватность. Затем звонил какой-то человек, вроде бы из Филиппин, и спрашивал, готов ли я работать 40 часов в неделю. Потом был технический скрининг и трёхдневное техническое задание (за год до моего прихода оно было недельным). Напоследок — беседа с тем, кто проверял мой тест (он, по ходу, всех инженеров ревьюил). Сейчас многое изменилось. Люди не хотят тратить столько времени на выполнение тестового задания. Поэтому этот этап упростили, интервью проводит только менеджер твоей будущей команды.
Crossover — это не фриланс, а «бодишоп», удалённый аутсорсинг. На фрилансе нужно оценить стоимость задачи, сделать накрутку, правильно продать себя. В Crossover ты не продаёшь себя или количество тасков, ты инвестируешь своё время. Если на Upwork можно две недели только искать заказ, то в Crossover можно вообще не менять место работы, всё время быть в одной команде. Меня, например, никогда не онбордили и не сокращали.
После того, как в Crossover пришла Ирина Максимова, меня наняли «волонтёром». Мне было интересно узнать, как устроена внутренняя кухня агентства, поэтому согласился. Присутствовал на турнирах (hiring tournaments) и рассказывал, каково это — работать в Crossover. По идее, я должен был ещё проводить встречи с кандидатами и т. д., но на деле там оказалось мало работы.
Что касается основной работы, то Crossover как таковой меня практически не касается: я работаю в компании Aurea, и мои метрики трекает только менеджер заказчика. Смысл бизнеса Aurea в том, что она поглощает компании и пытается сократить их расходы. Конкретно моё подразделение уменьшает затраты на хостинг. Мы переносим сервисы компаний на Amazon с помощью нашей платформы. У нас в команде 10 человек. Начинать работу можно в любое время, но в моём случае согласоваться с командой, которая находится в основном в Южной Америке, получается только в 15.00 по Минску. Проблем с коммуникацией, на мой взгляд, в Crossover нет — всё то же самое, что и в офисе, общаемся в Slack.
За прозрачностью работы следит программа учёта времени, которая периодически делает снимки экрана. WorkSmart делает скриншоты и фотографии при помощи установленной веб-камеры (наличие такой камеры — одно из условий работы). В Crossover такие порядки, что ты не можешь работать по 30 часов в неделю. Выработка в 40 часов — это must have. В это время можно читать документацию, кодить, быть на митинге. А вот обед, разговоры по телефону и пр. — это, конечно, не учитывается в трекере.
Рейт (почасовая ставка) привязан к твоей должности. Уровней рейта в Crossover немного, и это, на мой взгляд, минус:
- а) $15 в час или $30 тысяч в год;
- б) $30 в час или $60 тысяч в год;
- в) $50 в час или $100 тысяч в год;
- г) $100 в час или $200 тысяч в год — это только для VP.
- д) $200 в час или $400 тысяч в год SVP (senior vice-president).
Оплата автоматически приходит каждую неделю, никаких задержек или недостач у меня не было. Всё — как по часам.
Изменить свой рейт в Crossover невозможно. Единственный вариант — уволиться и устроиться заново на другой рейт.
Знаю, такие случаи были. У парня был какой-то нестандартный рейт, и ему предложили либо уменьшить рейт, либо пройти тесты и стать VP. Он выбрал второй вариант и вернулся на почти максимальную ставку — $100 в час. Я бы, может, и хотел повысить свой рейт, но не уверен, что управление — это то, что мне интересно. Там много политики, нужно уметь продавать, всех строить на митингах. Мне не очень такое нравится.
В Беларуси Crossover не предоставляет соцпакет. В России вроде бы собирался, но не знаю, что из этого получилось. В Киеве есть коворкинг, где сотрудники Crossover могут работать. В Беларуси у рекрутингового агентства такого места нет. Если хочешь пойти в отпуск, его нужно согласовать за месяц. Здесь всё просто: говоришь, что «нужен vacation», и в этот период тебе не начисляется зарплата. Знаю, что многие в СНГ ездят на зимовку в Таиланд, Индонезию и прочие жаркие страны и работают удалённо — часто вижу в системе Crossover русские имена с азиатскими таймзонами. Я тоже так ездил.
«Два месяца жил в Европе, по две недели на город, куча впечатлений»
Роман Захаренков, Chief Architect, проработал в Crossover около года, до октября 2018-го.
— Есть некоторые минусы, но в целом я остался полностью доволен.
Зарплата. Если отрабатываешь 48 недель в году (4 недели отпуска), то зарабатываешь $96000. Отнимаем 5% на налоги и комиссии в банке, остаётся $91200 (или $7600 в месяц чистыми).
Я прошёл много собеседований в разные компании и скажу честно, что при запросе больше 6K все работодатели делают квадратные глаза и говорят: «ну мы можем пересмотреть зарплату, и может у вас через год так и выйдет, если будете тащить 5 проектов и воспитывать 10 джуниоров».
Отпуск. Кто и где вам даст честных 4 недели отпуска? Я указывал столько в своих расчётах, но вы можете взять меньше или больше, как вам угодно. Я думаю, все не раз сталкивались с ущербностью КЗоТ (Кодекс законов о труде, — прим.ред.), когда вам говорят: «вы не можете взять 12 дней отпуска, чтобы не сжигать его на выходные, вы должны взять не менее 14 дней». В итоге получается 2 недели + 10 дней. В Crossover я могу взять 2 дня отдыха, когда мне хочется, и устроить длинные выходные. Всем всё равно, как я разбиваю свой отпуск. Я считаю, что это справедливо. А белорусские работодатели пускай и дальше продолжают прикрываться КЗоТом и совковыми нормами.
Отпуск и выходные в Crossover, как правило, согласуются заранее. И тут тоже всё зависит от проекта и менеджера. Обычно двухнедельный отпуск согласуется за 1-3 месяца. Если нужно взять 1-2 выходных, то это лучше за пару недель сделать. Мой текущий проект довольно расслабленный, нет метрик разработчиков и никто в шею не гонит. На предыдущем проекте с планированием было строже, просили о двухнедельных отпусках сообщать до начала квартала. И, конечно же, пока вы в отпуске, вас никто не уволит.
Нагрузка и проекты. Я работал на внешнего заказчика, с командой из менеджера и двух опытных разработчиков (т.е. не приходилось ни за кем дописывать и воспитывать кого-то). KPI никто не измерял (во всяком случае, работа шла, проект прибыльный, и всех всё устраивает, меня никто ни разу не поторопил). Бывают проекты похуже, где менеджер спрашивает каждую неделю: «почему закрыл 3 таски, а не 4, как было в нашем плане». Тут уж как повезёт. В любой аутсорсинговой компании бывают заказчики с тараканами в голове. Хорошая новость: в Crossover вы можете всё это выяснить на этапе собеседования и согласиться или отказаться от предложенного проекта. Вы часто такое в офисе встречали? Я нет.
Тайм-трекинг. У меня камера была отключена, поэтому совсем не напрягала. На некоторых проектах и скрины отключены. Если мне нужно было отойти на 5 минут, трекер не выключал. Если на экране ничего не происходит 10 минут, он сам эти 10 минут не засчитывает. Я считаю, что это вполне честно. Да, по факту работаешь 36-40 часов в неделю (с учётом округлений), и это больше, чем в офисе с чаёчком-кофиёчком и перекурами. В итоге меньше читаешь Onliner и больше работаешь.
Соцпакет. Если сравнивать с США, то, возможно, не очень выгодно (хотя, если брать не Калифорнию, а средний штат, то не такая уж пропасть выходит). А вот если вы про белорусский соцпакет, то не смешите, он есть только для галочки, по факту его практически нет.
Фриланс и другие биржи труда. Crossover — это не фриланс, тут не нужно искать себе работу каждые две недели и перебиваться fixed-price халтурами. Я пробовал odesk/upwork, и от шлака, которого там, кстати, 90%, меня воротит.
Путешествия. У меня была мечта больше путешествовать, и с Crossover я воплотил её. Осенью, когда у нас была грязь и слякоть, я два месяца жил в Европе, пять городов, куча впечатлений. Проводил примерно по две недели в каждом городе, брал точечно выходные, чтобы посмотреть окрестности. Даже с 40-часовой неделей у меня хватало времени на прогулки почти каждый день. За последний год у меня было много поездок на 7-14 дней в разные страны и города, и мне такой формат очень нравится. Поездок могло быть больше, но мы путешествуем с двумя маленькими детьми. Это единственное, что удержало от зимовки в Таиланде или Вьетнаме.
Увольнение. Если не устраивает работа или команда, можно уволиться, предупредив за две недели. Вполне справедливо, не правда ли? Раньше, когда работал в офисе, я сидел на контракте 1-2 года. Чтобы уйти с контракта, нужно было ругаться, а не хотелось. В итоге все сидели, как крепостные: предложили хорошую работу, а у тебя контракт ещё на год. Кто с этим не сталкивался?
Но не всё так безоблачно, конечно. Crossover — это биржа труда, после прохождения всех интервью вы попадаете на маркетплейс, и там уже вас нанимают на конкретный проект. Crossover не гарантирует вам занятость, это нужно понимать. Но, как показывает практика, работа есть.
О сокращении на проекте (сокращали всю команду — бизнес, ничего личного) меня уведомили заранее, и я считаю, это честно.
Было две альтернативы:
- Сидеть и ждать окончания моего текущего assignment, потом попасть на marketplace и ждать нового проекта. Это скорее всего сработает, и простой будет не больше нескольких недель.
- Поискать проект и найти себе новую позицию заранее. Я выбрал этот путь, поспрашивал у знакомых и запланировал три потенциальных новых проекта.
Да, в таких ситуациях, как моя, надо покрутиться, выйти из зоны комфорта, чтобы не остаться без работы. Возможно, для кого-то это негатив, но я по этому поводу совсем не переживаю. Знаю, что востребованный специалист без работы не останется. Это, кстати, у меня профиль ещё не самый востребованный (Ruby + Javascript), под Java и .Net вакансий порядком больше. Собственно, как и на белорусском рынке вакансий.
Ушёл я в итоге потому, что переехал в США и для погружения в контекст решил поискать работу в офисе, устроился в Drip.
«Задумался, не поискать ли удалёнку без трекера»
Артём Куц, Python/Ruby/JS разработчик, в Crossover 1,4 года.
— Я долго работал в офисе и даже не думал об удалёнке. Но потом на проекте выпала возможность поработать несколько недель удалённо, чем я и воспользовался. В итоге получил хороший опыт и понял, что мне подходит такой формат.
Тогда же Crossover рассылал приглашения на Hiring Tournament, заманивал специалистов баснословными суммами в $100 тысяч в год. Я довольно случайно узнал об этом, и по факту даже не был на него официально приглашён. Оказалось, что турнир был достаточно лайтовым, ничего суперсложного там не было. Я сел, почитал внимательно задания и довольно успешно со всем справился. После этого мне и предложили работу. Получился лёгкий и быстрый вход. Хотя знаю, что, если устраиваешься стандартным способом, через онлайн-тесты, то это долго.
Crossover сложно с чем-то сравнивать. Upwork и Toptal — это просто фриланс-биржи, а Crossover — это скорее контрактная работа с постоянной занятостью. На Toptal и Upwork никто не гарантирует долгосрочные проекты, а на Crossover ты можешь годами сидеть на одном проекте, тебе не нужно думать, куда бы приткнуться. Есть «Большой брат» — трекер, который считает, сколько времени ты отработал. Да, на других площадках нет такого жёсткого трекера, но там есть региональные рейты: работая в Штатах, вы будете получать условные $200 тысяч в год, а в Восточной Европе на той же позиции объективно можно рассчитывать на $70-80 тысяч. На мой взгляд, это отталкивающий и несправедливый нюанс.
В Crossover я не сразу приступил к работе. После оффера мою анкету разместили на маркетплейсе — внутренней бирже, но я выставил дату в профиле, что смогу начать работать только через 4 недели. За это время мне нужно было закрыть свои дела на текущей работе, открыть ИП и банковский счёт. Crossover выслал договор оферты и предоставил данные в платёжную систему Payoneer (Crossover производит оплату только через неё).
Всё это время в моём профиле стоял статус «невидимка», но это не помешало двум менеджерам меня найти: один из финтех-стартапа, а второй из компании, которая занимается облачными сервисами поверх Amazon.
Собеседования в обе компании были несложными. Спросили про опыт и пару типовых вопросов задали. Глубокого копания в скилах я не заметил. Первый менеджер был довольно странный, предлагал пойти на рейт ниже. Конечно, я отказался. Во второй компании тоже забавно было: вместо того, чтобы меня расспрашивать, парень рассказывал про проект и в большей степени хотел заинтересовать меня, чем проверить мои знания, насколько я понял. Причём это был не менеджер, а разработчик, нанятый компанией ещё до того, как она начала сотрудничать с Crossover. В общем, мы с ним нашли общий язык. Плюс меня подкупило то, что у этой компании хороший имидж среди Ruby-сообщества.
Первую неделю я слабо понимал, что делаю, просто писал код. Всё казалось таким сумбурным. Можно сказать, что я сразу прыгнул с места в карьер, никакого онбординга, никто меня не посвящал в то, как работает проект. Просто сказали: «У нас около 10 тысяч репозиториев, вот твоя задача — разбирайся». Вот и приходилось разбираться.
В плане менеджмента там было не всё гладко. На первых порах, пока компания не наладила Crossover-процессы, царил некоторый хаос, а со стороны бизнеса не было чёткого представления, куда двигаться дальше. Но, когда топ-менеджмент более или менее определился, начались вещи в духе квартальных планов и отчётов.
Основной мой проект — EngineYard. В своё время это был главный конкурент Heroku. По сути, это PaaS, который даёт возможность клиентам разворачивать свои ruby/node/php/elixir-приложения в пару кликов. Со стороны продукта есть команда поддержки для разного рода тонкой настройки серверов и самих проектов клиентов. Через наш интерфейс даже неподготовленный человек можно настроить балансировку нагрузки, масштабирование серверов, докеризацию и т. д. Я на проекте выступаю в роли разработчика из Feature-команды, которая занимается разработкой новых фичей, а не исправлением старых багов.
Всё общение с командой у нас происходит в Slack, также есть ежедневные звонки. Но эти митинги не регламентированы. Менеджер может создать ивент в календаре, и разработчики скажут, удобно им это время или нет. Если у всей команды не получается собраться в одно время, то могут провести несколько митингов. В этом плане всё демократично. Но у менеджеров может быть по несколько проектов сразу, поэтому чаще разработчикам приходится под них подстраиваться. Раньше у меня был менеджер из Бразилии, а PМ из Малайзии, а это, как вы знаете, +7 и — 5 часов разницы. Сейчас почти вся моя команда в Европе, а это всего пару часов разницы.
В Crossover ты работаешь сам на себя, поэтому соцпакета, праздничных выходных и прочего у тебя нет. Есть только время, которое ты отработал. Если нужен отпуск, просто говоришь об этом менеджеру и в этот период не получаешь зарплату. Сколько раз ходить в отпуск — твоё дело. Если менеджер не против, можешь хоть полгода не появляться на работе. Но сомневаюсь, что такое возможно. У меня, например, был отпуск сразу после того, как я пришёл в Crossover.
К сожалению, в Crossover нет возможности установить график, сколько часов ты бы хотел работать. В редких случаях можно договориться отработать меньше, чем 40 часов, но это не на постоянной основе. В интересах разработчика не перерабатывать. Если овертаймы оговорены, то создаётся отдельная менеджерская активность, за которую начисляют дополнительную плату, которая не показана в графе основного заработка. В других случаях это не будет оплачено. Деньги проходят раз в неделю по-белому в банк.
Рейт, кстати, тоже нельзя изменить. Сколько бы ты ни работал, всегда будешь получать одинаково. Расти можно только в менеджмент, а в программировании упираешься в потолок, который очень чётко обозначен ещё на входе. Меня взяли на позицию Chief Architect, которая не предполагает дальнейшего роста в разработке.
В Crossover считают метрику производительности специалистов, количество закрытых задач по разработке нового функционала и пр. Если не укладываешься в график, менеджер просит назвать причину. В принципе, здесь ничего страшного нет, просто в Google Doc пишешь «объяснительную»: мол, задача слишком большая, не валидированная и пр., чтобы менеджер мог отчитаться перед начальством. Статус как специалиста тебе не снизят.
Слышал, что некоторых людей переводили на другие проекты, ставя их перед фактом. Но сокращений как таковых не встречал. Обычно, если проект застаивается, людей просто отправляют на биржу, где находят им новых заказчиков. Никто не заинтересован в том, чтобы тебя выкинуть.
Работа с трекером напрягает это только поначалу, потом привыкаешь. Он следит за интенсивностью работы мышки и клавиатуры и выстраивает на портале тайм-карту. Если никаких манипуляций не происходит, это время на карте будет помечено как «простой». Если у тебя в это время был митинг, ты можешь внести изменения в карту. Но гораздо тяжелее привыкнуть к другому: к тому, что нужно работать по 8 часов. Ты вроде бы целый день за компьютером, а на трекере только 6 часов накапало. Я, например, не могу целый день писать код, мне нужно походить, размяться. И это, конечно, не засчитывается в рабочее время. В последнее время ощущается тенденция на закручивание гаек в виде более жёстких требований по метрикам трекера.
Спустя почти полтора года работы в Crossover я чувствую, что утомился. Если проект и задачи нормальные, то, в принципе, можно работать по 40 часов в неделю так, чтобы мозги не закипели. Напрягает, когда задач мало, и тебя пытаются загружать хоть чем-нибудь, чтобы ты не бездельничал. YouTube посмотреть, как в офисе, не получится. Менеджер, если нет работы, сбрасывает баги 10-летней давности, где чёрт ногу сломает, или может временно перебросить на другой проект до появления задач на текущем. В таких условиях работать продолжительное время психологически очень тяжело.
Я уже стал задумываться над тем, чтобы поискать другие форматы работы — например, удалёнку в Штатах, но без трекера. В офис можно было бы вернуться, но даже не знаю, что может быть на рынке с таким же рейтом, как у меня сейчас. Я всё-таки ограничен технологиями, пишу на Ruby и JS, в меньшей степени на Go. В офисе за такие деньги ждут рокстаров, а не обычных людей.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.