Польский офис нанимает беларусов, литовский — нет? Странные практики американского ИТ-гиганта
Недавно Java-разработчик из Беларуси, который уехал в Литву, рассказал devby о том, как рекрутер Cognizant остановила процесс хайринга из-за «ограничений на сотрудничество с гражданами некоторых стран».
После публикации этой истории другой наш читатель сообщил, что устроился в эту же компанию, но в Польше. Проблем с паспортом не было. Разбираемся с юристом о том, как относиться к дискриминации из-за граждаства при найме.
Другой наш читатель недавно устроился в офис Cognizant в Гданьске на позицию Senior Manual QA. Он выслал в компанию резюме с пометкой, что готов как к ремоут, так и к работе в офисе, и недели через три получил предложение пообщаться. Дальше на каждом этапе согласовывалось время созвона в Teams.
— Изначально был разговор с HR, далее был этап технического интервью, последним был этап интервью с представителем команды. Всё — через официальную переписку. Изначально мне нужно было предоставить информацию о гражданстве и основаниях пребывания в Польше. Далее я проходил background check: проверяли документы, учёбу и опыт работы в Минске.
Я общался с представителями компании, среди которых были граждане Польши, Великобритании, Индии и США. Вопросов в связи с моим гражданством не возникало. И да, у меня есть ещё коллеги с паспортами РБ. Но это Польша. Возможно, у Литвы другие правила.
Мы задали вопрос адвокату, английскому солиситору Илье Салею о том, как беларусы могут бороться с дискриминацией по гражданству (да и по другим признакам). Если коротко: де-факто примерно никак, но если очень хочется, можно попробовать судиться. Однако вряд ли это принесёт что-то, кроме морального удовлетворения (и оно тоже не гарантировано).
Комментарий юриста: «Можете идти в суд, если ваш моральный компас этого требует»
В реальной жизни мы все прекрасно знаем, что дискриминация при приёме на работу — это очень частое явление, в том числе в государствах, которые принято считать цивилизованными. Людям отказывают в приеме на работу из-за их пола, возраста, расы, семейного положения, сексуальный ориентации, национальности и так далее.
Проблема заключается в том, что в подавляющем большинстве дискриминационных случаев работодатель (естественно) не признаёт истинную причину отказа в приеме на работу. Ведь обосновать отказ можно как угодно, к примеру, недостаточной, по мнению работодателя, квалификацией, несоответствием описанию вакансии, или вовсе тем, что компания в данный момент решила не нанимать никого на эту позицию.
Но если такое происходит и у вас есть на руках письменный отказ в приеме на работу по дискриминирующему основанию (к примеру, исключительно потому, что вы гражданин Беларуси) — у вас есть основания подавать на такого работодателя в суд с требованием возобновления рекрутингового процесса, и даже выплаты компенсации, вероятность и размер которой будет зависеть от конкретного государства и случая. Компанию также могут привлечь к ответственности за дискриминацию. Но это опять же в теории.
На практике обращение в суд, к сожалению, лично вам вряд ли принесет много практической пользы. Доказать дискриминацию далеко не просто, и даже в случае успеха не думаю, что вы сможете работать в компании, сотрудничество с которой началось с зала судебного заседания.
Возможно, единственной реальной причиной обращения в суд может быть потребность восстановления справедливости, то есть моральное удовлетворение, придание огласки недопустимым действиям компании и недопущение подобного обращения с другими кандидатами в будущем. Но этого, к сожалению, тоже никто не может гарантировать.
Если подытожить:
— никто не должен подвергаться дискриминации при приёме на работу, в том числе по национальному признаку и признаку гражданства;
— тем не менее вероятность того, что работодатель признает, что вас не приняли на работу из-за возраста, расы или цвета паспорта, практически нулевая — существует большое количество законных причин для отказа, которые работодатель может использовать;
— если все же вы полагаете, что вас дискриминируют — требуйте обоснование причин отказа в письменном виде, и если такие причины действительно дискриминационны — можете смело идти в суд, если ваш моральный компас этого требует.
Мы попросили Cognizant подтвердить или опровергнуть ограничения на наём граждан Беларуси — ответа не получили. Опубликуем, когда/если получим.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Возможно в Польше Беларусов больше чем в Литве, возможно даже в пару раз, но не забывайте, что в Литве менее 3 млн населения, а в Польше более 40, и в Польше Беларусы более равномерно распределены, а в Литве все в одном относительно небольшом городе. Вот и получается что концентрация Беларусов в Вильнюсе зашкаливает, и (лично мне) вполне очевидно что нарастает негативное отношение, тем более к таким которые "Живу в Вильнюсе но раз в несколько месяцев еду в РБ к друзьям, родственникам, заодно на заправку заезжаю полный бак заливаю"...
"Живу в Вильнюсе но раз в несколько месяцев еду в РБ к друзьям, родственникам, заодно на заправку заезжаю полный бак заливаю".
Что в этом плохого или они должны порвать с родственниками и друзьями ,если есть возможность этого не делать? С таким успехом можно претензии к дальнобойщикам условной Гиртеки претензии предъявлять, но если начать предъявлять, то Гиртека и т.д. могут закончиться, так как больше всего ВНЖ в Литве получили именно дальнобойщики
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 12:36
Я не вижу смысла отвечать на вопрос "Что в этом плохого". Это просто не нравится жителям Литвы. Вот и всё. Если человеку в РБ ничего не угрожает - такому человеку нет чего делать в Литве (это не мое лчное мнение, это мнение народа)
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 18:42
Anonymous
20 августа 2024, 19:04
-1
"Мнение народа" LOL
Перефразируя известное выражение, замечу, что можно республику вывести из совка, но вот вывести совок из республики - гораздо сложнее.
не закапывайте себя сами общими фразами "не нравится жителям Литвы". Я где-то читал, что в районе 50% дальнобоев в Литве граждане РБ, а логистика в районе 10% ВВП. Им тоже нечего делать в Литве?
Я не улавливаю связи между жителями Литвы и условным дальнобойщиком гражданином РБ который колесит по западной Европе допустим работает на Лит. фирму и везет продукты из Италии в Испанию
Объясните
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:32
я к тому, что белорусы обладатели литовского ВНЖ по причине наличия там рабочего места (неважно где, в Гиртеке, ЕПАМе, на стройке и т.д.), которые едут в свои выходные в РБ и могут это делать безопасно, тоже не нравятся литовцам?
"я к тому, что белорусы обладатели литовского ВНЖ по причине наличия там рабочего места (неважно где, в Гиртеке, ЕПАМе, на стройке и т.д.), которые едут в свои выходные в РБ и могут это делать безопасно, тоже не нравятся литовцам?"
Когда человек работает на стройке или гиртеке в Литве - вопросов не возникает - очевидно что если он будет работать в РБ - будет зарабатывать меньше. На такое можно закрыть глаза. Но когда айтишник живет в Литве и посещает РБ - не понятно почему он живет в стране где биг мак стоит 4 доллара если может жить в стране где биг мак стоит 2 доллара и получать достойную ЗП.
Anonymous
20 августа 2024, 22:30
4
Ну как минимум потому, что в Беларуси для него нет работы, а в ЕС есть, во всяком случае в той части ЕС, где низкие зарплаты и модель IT-аутсорсинга продолжает работать.
Это если отбросить тот факт, что в Литве можно не думать каждый день о цвете носков как факторе риска для жизни и здоровья, во всяком случае пока.
И, внимание, самое главное!
Вас-то чего заботят чужие дела? Где считает нужным - там и живёт.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 22:30
Anonymous
20 августа 2024, 19:19
3
Полагаю, что негативное отношение нарастает по более приземлённой причине. Понаехавшие беларусы - это в основном высокий средний класс, с которыми сложно конкурировать на открытом рынке труда, недвижимости, и т.д. Ну и так как пропорционально их действительно много, то приходится заниматься банальным, может даже вульгарным, протекционизмом.
В общем, классическая проблема, когда малоимущие кидают камни в гугловские шаттлы, потому что айтишники всю жилплощадь своими баксами поотбирали. Только в Литве государство помогает кидать такие камни.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:19
Я подозреваю (точнее надеюсь, что Литва адекватное государство), что проблема скорее в большом количестве белорусов, которое стало заметным и многие политики вполне хотят раскачать для рейтинга эту тему (сюда добавим много украинцев, так как из-за русского языка они могут не разделять на улице белоруса и украинца).
Тут вопрос к Литве, сможет ли она сепарировать безболезненно нормальных мигрантов из РБ и интегрировать в общество или нет (это нелегко). Если сможет, то получит новых граждан в будущем, имея плюсы, так как борьба за людей только начинается. Если нет, то это их выбор.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:57
Anonymous
20 августа 2024, 20:07
1
Мне кажется, что не смогут. Но, правда, я бы добавил, что это не их вина, а их беда. Слишком малый срок у их демократии, правовое государство ещё не настоялось, в головах у многих лютый коллективизм, а весьма недавняя история страны - слишком трагична. Как по мне, то у современного литовского государства просто нет никаких сдерживающих механизмов от любых даже самых отвратительных действий в случае ощущения угрозы. Вот прям вплоть до того, что "именем народа" и по просьбам "простых людей" в один день могут загрузить всех по вагонам и отправить на границу, под всеобщее рукоплескание "литовцев по крови". Надеюсь, что до такого никогда не дойдёт, но, повторюсь, каких-то сдерживающих механизмов не вижу.
Ну и политики политиками, но когда приходится конкурировать за рабочее место, квартиру, место в детском саду, столик в ресторане, место на парковке - это всё очень конкретные бытовые моменты, которые задают благоприятный фон как раз для таких вот политиков, которые обещают избавиться от неугодных "лишних" людей под более-менее приличной вывеской.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 20:07
Смогут или нет вопрос философский. В любом случае, с высокой долей вероятности при сохранении статус-кво разница в доходах в РБ и Литве будет расти. Да, Литва небольшое государство и не сможет переварить условный миллион белорусов в отличие от Польши банально из-за размеров, но кусок свой урвать легко может за счет близости к Минску. Но тут вопрос к Литве, а борьба за "белых людей" только начинается и РБ тут явно в проигрыше сейчас (я даже, честно говоря, не вижу выхода, чтобы она вышла из красной зоны здесь)
Захочет ли Литва это делать и сможет ли? Вопрос открытый, но конкуренция будет и та же Германия уже сократила срок до получения паспорта до 3-5 лет для профи, что круто реально. При этом РБ явно в проигрыше однозначно из-за бедности и ситуации в стране
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 20:32
Это про тот высокий средний класс из РБ которые рассрочки на пылесосы и плойки берет и в каждый теме про Польшу стонут на высокую аренду и в мечтах и целях всей жизни наконец накопить на 1 взнос на ипотеку:)?
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 21:32
Должно быть еще желание потратить на это время. Я бы не упустил возможность поср+ться с такой компашкой. Есть надежда, что юристы у них фиговые. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]
А еще лучше, если у них нет штатного юриста. И им придется платить.
Anonymous
20 августа 2024, 13:28
4
Мораль - отмывайтесь от рб паспорта смолоду. Те кто уехал в 2020 получат свое новое гражданство через 6 лет, картополячники получили его уже. Найдете корни своему мужу / жене, сможете получить гражданство на 2 года раньше себе (5 + 3 = 8 лет). Все выше написано про польшу, про литву хз.
Оки. А как ты до 2020 отмывался от белорусского паспорта? И почему 2020 для тебя водораздел?
Anonymous
20 августа 2024, 18:05
3
Я сделал карту поляка в 2015, 2020 это водораздел для всех, тебе надо обьяснять почему? Серьезно? Ну может потому что до 2020 тебя не могли арестовать за цвет носков, лайки в интаграме, за неправильный цвет штор на окне твоей квартиры. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Странно что в 2024 году еще у кого то есть такие вопросы и удивления почему в мире плохо реагируют на рб паспорт.
Былыя застабілы такія смешныя. Усе ў іх пачалося ў 2020-м. Не было да гэтуль палітвязняў, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] , арыштаў за колеры.
Anonymous
21 августа 2024, 11:59
0
не было, я купил себе в 2019 бчб кружку и флаг В ЦЕНТРЕ ГОРОДА НА ЯРМАРКЕ )) можешь себе такое представить?
Национальный признак удобен для разделения населения. Раздробленное, погруженное в склоках общество не способно монолитно за себя постоять.
Литва и Беларусь вообще очень близкие общества, и были таковыми веками со времен ВКЛ.
Любой технарь расскажет о преимуществах унифицированных интерфейсов. Но выходя за пределы работы нам кажется что нормально когда делим людей по языку, а потом еще по диалекту, происхождению, цвету паспорта и т.д. Qui bono?
Если недруг написал на С++ код к своей ракете, это не значит что теперь все инженеры на C++ враги. Но именно к такому заблуждению прибегают апологеты Литвы (или Украины).
Это тема уже очень бородатая. Если хотим общаться то нужно унифицировать способ коммуникации.
Вы ведь учите английский, хотите иметь хороший говор как у нэтива? Но боритесь не на жизнь а на смерть что бы вас с соседом не дай Бог не спутали. Как в анекдоте, либо крестик снимите, либо трусы оденьте.
Может и бородатая, но не я ее завел.
У тебя же сразу ошибки.
Вы ведь учите английский, хотите иметь хороший говор как у нэтива?
Как нэтив бритиш? уэльш? американ? индиан?
Не хочу. Мне вполне достаточно говорить с тем акцентом, который у меня есть. Главное, чтоб мы с тем, с кем говорим, друг друга поняли.
Но боритесь не на жизнь а на смерть что бы вас с соседом не дай Бог не спутали.
И тут ты полез в непонятную сторону. Вместо того, чтоб смело ответить на мой вопрос, ты начал заводить рака за камень. Да пусть путают меня с кем угодно. Хоть с немцем, хоть с чеченцем. Мне то от этого что?
Еще раз перечитай мое сообщение про то, уто сейчас апологеты чего и у кого какие заблуждения. Вот на это хотелось бы услышать ответ.
А то ведь и тебя я могу причислить к апологетам РФ. Возможно даже и не безосновательно. И доказывае мне, что в своем апологетстве ты прав, а не заблуждаешься.
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
20 августа 2024, 10:08
-4
Простите, а как давно вы были в Литве? За последние 20 лет многое поменялось и страна далеко впереди Беларуси по уровню развития. На сегодня там живёт более 60000 беларусов. И это число выросло более чем в 3 раза после 2020 года.
Каждый пятый житель уехал из Литвы за время "независимости".
Да, очень уж хорошо жить в Литве.
Сарказм.
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
20 августа 2024, 13:57
1
Да, все верно, уехало много. Но подавляющее большинство уехало ещё в первое десятилетие, когда открылись границы. И ехали на Запад, чтобы заработать денег. И это абсолютно нормально, ведь человек ищет где лучше. Сейчас же уезжают немногие, так как уровень жизни сильно вырос и смысла ехать особо нет.
В Беларуси же с момента независимости исчезло более 2 млн людей. Что аж пришлось статистику закрывать, чтобы не смущать народонаселение шокирующими цифрами. Был в Минске 4 месяца назад, даже визуально заметно что людей гораздо меньше на улицах и движение транспорта более свободное.
имея пылесос в виде стран "старого" ЕС с более высоким по определению уровнем жизни при открытой границе неудивительно. Правда уже лет пять как миграционного оттока нет, а в РБ он еще только начинается, так как разница в доходах растет и с высокой долей вероятности ЕС будет упрощать миграционную политику для квалифицированных кадров.
Интересно, как сочетается ваш тезис про литовцев-шовинистов с тем, что Литва после восстановления независимости дала гражданство всем, кто проживал на территории? Не требуя сдачи экзамена по истории/языку и не разделяя людей на граждан и неграждан. В отличие от соседней Латвии.
Скорее всего вариантов "не дать" не было, т к была бы контрреволюция и возвращение в СНГ.
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
20 августа 2024, 10:39
-1
Хм, вы или слишком юны либо ретранслируете нарративы росСМИ.
Кратко, все было не так. Для примера, даже экономическая и таможенная блокада со стороны СССР не привела к возвращению в лоно союза.
Возможно я ошибаюсь, я просто размышляю. Я был еще ребенком в то время. Представьте маленькую республику, где все говорят по русски, половина людей знает только русский, и вот эта страна для гражданства требует выучить на тот момент полумертвый литовский язык? Это умная политика или нет? Поэтому и не требовали, что и правильно сделали.
Откуда вообще это нездоровая мысль, что для строительства успешного государства необходим свой язык изобретать? Хорошо однако промыли мозги беларусам и украинцам западные пропагандисты.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 10:54
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
20 августа 2024, 11:02
-1
@razrabotchik, поясните пожалуйста свою мысль. При чем здесь язык к теме обсуждения?
Такое чувство, что у вас СДВГ и вы скачаете с темы на тему, не придерживаясь нити обсуждения.
Заранее спасибо.
@Валдис Адаскус
Первоначальный тезис, на который я отвечал, был:
"Литва после восстановления независимости дала гражданство всем, кто проживал на территории? Не требуя сдачи экзамена по истории/языку и не разделяя людей на граждан и неграждан. В отличие от соседней Латвии."
Поэтому я пишу про литовский язык. А вы тут при чем то блокаду экономическую привели. Может вы перепутали, и не тому ответили?
Хорошо однако промыли мозги беларусам и украинцам западные пропагандисты.
Рука-лицо. До начала 2022 в Украине люди не обращали внимания на русском или украинском ты говоришь. Даже такие шоу как Мастер-шеф и Лига Смеха в плане учасников были двуязычными. На каком языке хочешь, на том и говори. Теперь сами украинцы не хотят говорить на русском. Это им западные пропагандисты мозги промыли?
P.S. Ну а об изобретении белорусского языка говорят обычно люди, которым просто лень его учить. Мне же вполне комфортно жить билингвом.
Представьте маленькую республику, где все говорят по русски, половина людей знает только русский, и вот эта страна для гражданства требует выучить на тот момент полумертвый литовский язык?
Именно по этому пути и пошла Латвия, вводя свои законы о негражданах. Даже несмотря на все скандалы и вибрации РФ по этому поводу, число неграждан за 30 лет сократилось с 730тысяч до 110 тысяч. Большинство просто выучило язык и сдало на гражданство.
Причём заметьте, Латвия сама по себе меньше Литвы. И число "понаехавших" там было гораздо выше в процентном соотношении — 33% против 9% в Литве.
То есть Латвия при гораздо меньшем населении пошла по пути конфронтации. А Литва не пошла. Но вы же обвиняете Литву в нацизме. Что несколько нелогично.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:21
@rozha-siroga
Я прекрасно знаю и без вас, что в Украине можно было легко общаться на русском языке, даже в западной ее части до 2022 года.
В отличие от вас я много раз там был и все видел своими глазами, а вы скорее всего только из всяких помоек черпаете информацию.
Но что имеем сейчас? Как отказ от русского языка поможет им в дальнейшем? Предполагаю, что в высших учебных заведениях Украины вся литература научная по прежнему на русском языке. Переводить ее? Для чего?
В отличие от вас я много раз там был и все видел своими глазами, а вы скорее всего только из всяких помоек черпаете информацию.
Не, я просто просто балдю с местных предсказателей и экстрасенсов. Да у меня куча родственников там живет. Которых я навещал с завидной регулярностью. Да и сейчас моя польская квартира для них как проходной двор.
Ну да ладно. Не буду ничего тебе доказывать. Напишу в твоем стиле. Про Украину я знаю все, а ты черпаешь иныормацию из помоек. Все в твоем стиле.
Но что имеем сейчас? Как отказ от русского языка поможет им в дальнейшем?
Это какой то смешной вопрос. Не поможет и не помешает. Абсолютно никак не помешает
редполагаю, что в высших учебных заведениях Украины вся литература научная по прежнему на русском языке. Переводить ее? Для чего?
И этот человек еще хвастается, что знает про Украину. Перевели они уже все давно. И никому это не мешает получать образование.
Предположу, что неграждане просто вымерли, т к 30 лет это много.
Кто-то, возможно, и вымер. Но подавляющее большинство вполне успешно интегрировалось в латвийское общество.
Сам работаю с такими, которые с гражданством ЕС работают и живут, где хотят. Несмотря на русские имя/фамилию и язык.
Но я вам задавал вопрос не про Латвию, а про Литву. Вы так и не смогли привести примеров нацизма в Литве. Весь же фактический опыт говорит об обратном. Литва вполне радушно принимала и принимает.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:39
Предположу, что неграждане просто вымерли, т к 30 лет это много.
Те, кому надо было, все получили гражданство в Латвии. Кто-то получил российское гражданство, чтобы получать российскую еще пенсию (была такая дыра одно время), а теперь, правда, надо им сдавать язык, чтобы продлить срок ВНЖ, который перестал быть бессрочным (но это к РФ вопросы по поводу причин).
Кто-то оставил себе фиолетовый паспорт, чтобы без виз ездить постоянно за сигаретами и соляркой из условного Зилупе в РФ.
Есть еще немного [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024], которые не захотели за 30 лет выучить язык и получить гражданство, считая, что им все должны.
ты бы хоть википедию покурил, и тогда бы узнал ключевую разницу между Литвой с Латвией и Эстонией по состоянию на 1991 год. Кстати, в Эстонии давали автоматом гражданство приехавшим белорусам-русским и т.д, у которых была "зеленая карточка" (получить ее было достаточно легко за 2 года до этого). Эти карточки потом активно стремились подделать ,чтобы получить эстонское гражданство, но это другая история.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:26
о современной РФ? о ней много что сказала, например, ситуация вокруг "голой вечеринки" полгода назад, где оказалась куча звезд (отдельные из которых имеют "звезду" на аллее звезд Славянского базара в Витебске), но потом оказалось, что они в специальных костюмчиках туда случайно зашли и все не так поняли.
А еще о современной РФ я знаю, что в Карелии каждый девятый или десятый живет в аварийном жилье и денег на расселение нет. Интересно, сколько людей живет в аварийном жилье в финской части Карелии-Карьялы
С какого перепугу ты лично уверен, что каждый из 565 тысяч приехал в РБ только один раз? И с какого перепугу ты уверен, что половина из этих визитеров, как минимум, не имеет родственников РБ, так как во время СССР из условного Ошмянского района уезжали в Вильнюс жить + есть физически разделенные границей деревни.
Кстати, интересно, а водители-дальнобойщики с литовским паспортом, водители автобусов попадают в этот список или нет?
Назови мне хоть одного литовца (не по паспорту а по крови) который хоть раз в жизни (не важно в каком году: 2024, 2019 или 2002) поехал в Беларусь и заправил свой авто.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 18:40
Я в 2019 году в рамках путешествия по РБ был в Лынтупах (Поставский район). Там есть богом забытая и созданная еще во время СССР заправка. Так вот, она была закрыта в среду и еще какой-то день, но работала по субботам и воскресеньям, так как туда приезжали заправляться литовцы (недалеко был пункт упрощенного перехода границы Лынтупы-Швенченис) и лично во время моей заправки стояло три машины на литовских номерах.
Я правильно понимаю, что в районе Швенчениса нет ни одного литовца по крови и вы сепарируете "по крови" своих сограждан (как, кстати, отличаете)?
Я знаю пример, когда один народ решил, что население соседней страны его часть и оно должно жить с ним или быть управляемым, а так как это населению соседней страны делать не захотелось, то началась война.
Вопрос на засыпку. А отрицание наличия украинского языка (типа диалект русского) это как?
Чел, если я спокойно понимаю (смотрю передачи и читаю) на русском, белорусском, украинском, польском,... я талибанист? Или это ты член мовного талибана, потому что тебе трудно понять что то, кроме как на русском?
Может это ты русский националист, который никогда хорошо не заканчивал?
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:03
@greenelephant про навязывать и мовный талибан это ты про сутки за татуировку Пагони, которая находится в списке "культурного наследия в РБ"? или это другое? Я просто не очень понимаю
@winnie это вы и о "просьбах ветеранов" переименовать проспект Машерова в проспект Победителей, одобренное "простыми людьми" повышение пенсионного возраста в РБ также. Ведь так?)
Anonymous
20 августа 2024, 19:48
2
@aleksby, ну да, о них тоже )
Эти "простые люди" - они, блин, повсюду!
@winnie точно, главное, чтобы политики, прикрываясь "чаяниями и поддержкой простого народа", не решали свои личные проблемы, вгоняя свою страну в полную нижнюю часть спины. Кстати, средняя зарплата в РБ уже ниже, чем в Молдове (интересно ,вообще есть ли в Европе страны, где средняя ЗП ниже, чем в РБ?)
Некоторые вообще на протесты не ходили. Это же не про литовских нацистов месаги писать и кричать "Вильно исконно белорусский город". Это же придется спалить свою связь с органами.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Чот мне больше из всех этих историй кажется что дело скорее во внутренних делах Литвы, где похоже больше не хотят видеть неграждан из СНГ.
Возможно в Польше Беларусов больше чем в Литве, возможно даже в пару раз, но не забывайте, что в Литве менее 3 млн населения, а в Польше более 40, и в Польше Беларусы более равномерно распределены, а в Литве все в одном относительно небольшом городе. Вот и получается что концентрация Беларусов в Вильнюсе зашкаливает, и (лично мне) вполне очевидно что нарастает негативное отношение, тем более к таким которые "Живу в Вильнюсе но раз в несколько месяцев еду в РБ к друзьям, родственникам, заодно на заправку заезжаю полный бак заливаю"...
Что в этом плохого или они должны порвать с родственниками и друзьями ,если есть возможность этого не делать? С таким успехом можно претензии к дальнобойщикам условной Гиртеки претензии предъявлять, но если начать предъявлять, то Гиртека и т.д. могут закончиться, так как больше всего ВНЖ в Литве получили именно дальнобойщики
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 12:36
Я не вижу смысла отвечать на вопрос "Что в этом плохого". Это просто не нравится жителям Литвы. Вот и всё. Если человеку в РБ ничего не угрожает - такому человеку нет чего делать в Литве (это не мое лчное мнение, это мнение народа)
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 18:42
"Мнение народа" LOL
Перефразируя известное выражение, замечу, что можно республику вывести из совка, но вот вывести совок из республики - гораздо сложнее.
не закапывайте себя сами общими фразами "не нравится жителям Литвы". Я где-то читал, что в районе 50% дальнобоев в Литве граждане РБ, а логистика в районе 10% ВВП. Им тоже нечего делать в Литве?
Я не улавливаю связи между жителями Литвы и условным дальнобойщиком гражданином РБ который колесит по западной Европе допустим работает на Лит. фирму и везет продукты из Италии в Испанию
Объясните
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:32
я к тому, что белорусы обладатели литовского ВНЖ по причине наличия там рабочего места (неважно где, в Гиртеке, ЕПАМе, на стройке и т.д.), которые едут в свои выходные в РБ и могут это делать безопасно, тоже не нравятся литовцам?
"я к тому, что белорусы обладатели литовского ВНЖ по причине наличия там рабочего места (неважно где, в Гиртеке, ЕПАМе, на стройке и т.д.), которые едут в свои выходные в РБ и могут это делать безопасно, тоже не нравятся литовцам?"
Когда человек работает на стройке или гиртеке в Литве - вопросов не возникает - очевидно что если он будет работать в РБ - будет зарабатывать меньше. На такое можно закрыть глаза. Но когда айтишник живет в Литве и посещает РБ - не понятно почему он живет в стране где биг мак стоит 4 доллара если может жить в стране где биг мак стоит 2 доллара и получать достойную ЗП.
Ну как минимум потому, что в Беларуси для него нет работы, а в ЕС есть, во всяком случае в той части ЕС, где низкие зарплаты и модель IT-аутсорсинга продолжает работать.
Это если отбросить тот факт, что в Литве можно не думать каждый день о цвете носков как факторе риска для жизни и здоровья, во всяком случае пока.
И, внимание, самое главное!
Вас-то чего заботят чужие дела? Где считает нужным - там и живёт.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 22:30
Полагаю, что негативное отношение нарастает по более приземлённой причине. Понаехавшие беларусы - это в основном высокий средний класс, с которыми сложно конкурировать на открытом рынке труда, недвижимости, и т.д. Ну и так как пропорционально их действительно много, то приходится заниматься банальным, может даже вульгарным, протекционизмом.
В общем, классическая проблема, когда малоимущие кидают камни в гугловские шаттлы, потому что айтишники всю жилплощадь своими баксами поотбирали. Только в Литве государство помогает кидать такие камни.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:19
Я подозреваю (точнее надеюсь, что Литва адекватное государство), что проблема скорее в большом количестве белорусов, которое стало заметным и многие политики вполне хотят раскачать для рейтинга эту тему (сюда добавим много украинцев, так как из-за русского языка они могут не разделять на улице белоруса и украинца).
Тут вопрос к Литве, сможет ли она сепарировать безболезненно нормальных мигрантов из РБ и интегрировать в общество или нет (это нелегко). Если сможет, то получит новых граждан в будущем, имея плюсы, так как борьба за людей только начинается. Если нет, то это их выбор.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:57
Мне кажется, что не смогут. Но, правда, я бы добавил, что это не их вина, а их беда. Слишком малый срок у их демократии, правовое государство ещё не настоялось, в головах у многих лютый коллективизм, а весьма недавняя история страны - слишком трагична. Как по мне, то у современного литовского государства просто нет никаких сдерживающих механизмов от любых даже самых отвратительных действий в случае ощущения угрозы. Вот прям вплоть до того, что "именем народа" и по просьбам "простых людей" в один день могут загрузить всех по вагонам и отправить на границу, под всеобщее рукоплескание "литовцев по крови". Надеюсь, что до такого никогда не дойдёт, но, повторюсь, каких-то сдерживающих механизмов не вижу.
Ну и политики политиками, но когда приходится конкурировать за рабочее место, квартиру, место в детском саду, столик в ресторане, место на парковке - это всё очень конкретные бытовые моменты, которые задают благоприятный фон как раз для таких вот политиков, которые обещают избавиться от неугодных "лишних" людей под более-менее приличной вывеской.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 20:07
Смогут или нет вопрос философский. В любом случае, с высокой долей вероятности при сохранении статус-кво разница в доходах в РБ и Литве будет расти. Да, Литва небольшое государство и не сможет переварить условный миллион белорусов в отличие от Польши банально из-за размеров, но кусок свой урвать легко может за счет близости к Минску. Но тут вопрос к Литве, а борьба за "белых людей" только начинается и РБ тут явно в проигрыше сейчас (я даже, честно говоря, не вижу выхода, чтобы она вышла из красной зоны здесь)
Захочет ли Литва это делать и сможет ли? Вопрос открытый, но конкуренция будет и та же Германия уже сократила срок до получения паспорта до 3-5 лет для профи, что круто реально. При этом РБ явно в проигрыше однозначно из-за бедности и ситуации в стране
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 20:32
Это про тот высокий средний класс из РБ которые рассрочки на пылесосы и плойки берет и в каждый теме про Польшу стонут на высокую аренду и в мечтах и целях всей жизни наконец накопить на 1 взнос на ипотеку:)?
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 21:32
Хмурая и не красивая страна, с такими же обиженными людьми с комплексами внутри, хорошо понимаю почему Беларусы оттуда убегают в Польшу.
Если есть доказательства - надо подавать в суд.
Должно быть еще желание потратить на это время. Я бы не упустил возможность поср+ться с такой компашкой. Есть надежда, что юристы у них фиговые. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]
А еще лучше, если у них нет штатного юриста. И им придется платить.
Мораль - отмывайтесь от рб паспорта смолоду. Те кто уехал в 2020 получат свое новое гражданство через 6 лет, картополячники получили его уже. Найдете корни своему мужу / жене, сможете получить гражданство на 2 года раньше себе (5 + 3 = 8 лет). Все выше написано про польшу, про литву хз.
Оки. А как ты до 2020 отмывался от белорусского паспорта? И почему 2020 для тебя водораздел?
Я сделал карту поляка в 2015, 2020 это водораздел для всех, тебе надо обьяснять почему? Серьезно? Ну может потому что до 2020 тебя не могли арестовать за цвет носков, лайки в интаграме, за неправильный цвет штор на окне твоей квартиры. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Странно что в 2024 году еще у кого то есть такие вопросы и удивления почему в мире плохо реагируют на рб паспорт.
Да какая разница, когда ты сделал карту поляка? До 2015 или 2020 ты жил и не тужил в Беларуси. А потом вдруг прозрел, что надо бежать.
Ну а тот факт
всего лишь продолжение того, что началось много лет назад. Ни разу ни водораздел.
Былыя застабілы такія смешныя. Усе ў іх пачалося ў 2020-м. Не было да гэтуль палітвязняў, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] , арыштаў за колеры.
не было, я купил себе в 2019 бчб кружку и флаг В ЦЕНТРЕ ГОРОДА НА ЯРМАРКЕ )) можешь себе такое представить?
Национальный признак удобен для разделения населения. Раздробленное, погруженное в склоках общество не способно монолитно за себя постоять.
Литва и Беларусь вообще очень близкие общества, и были таковыми веками со времен ВКЛ.
Любой технарь расскажет о преимуществах унифицированных интерфейсов. Но выходя за пределы работы нам кажется что нормально когда делим людей по языку, а потом еще по диалекту, происхождению, цвету паспорта и т.д. Qui bono?
Если недруг написал на С++ код к своей ракете, это не значит что теперь все инженеры на C++ враги. Но именно к такому заблуждению прибегают апологеты Литвы (или Украины).
Погоди. Остановись на минутку. Это апологеты Украины утверждают, что такого государства нет, а украинский язык это диалект русского?
Это тема уже очень бородатая. Если хотим общаться то нужно унифицировать способ коммуникации.
Вы ведь учите английский, хотите иметь хороший говор как у нэтива? Но боритесь не на жизнь а на смерть что бы вас с соседом не дай Бог не спутали. Как в анекдоте, либо крестик снимите, либо трусы оденьте.
Может и бородатая, но не я ее завел.
У тебя же сразу ошибки.
Как нэтив бритиш? уэльш? американ? индиан?
Не хочу. Мне вполне достаточно говорить с тем акцентом, который у меня есть. Главное, чтоб мы с тем, с кем говорим, друг друга поняли.
И тут ты полез в непонятную сторону. Вместо того, чтоб смело ответить на мой вопрос, ты начал заводить рака за камень. Да пусть путают меня с кем угодно. Хоть с немцем, хоть с чеченцем. Мне то от этого что?
Еще раз перечитай мое сообщение про то, уто сейчас апологеты чего и у кого какие заблуждения. Вот на это хотелось бы услышать ответ.
А то ведь и тебя я могу причислить к апологетам РФ. Возможно даже и не безосновательно. И доказывае мне, что в своем апологетстве ты прав, а не заблуждаешься.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Простите, а как давно вы были в Литве? За последние 20 лет многое поменялось и страна далеко впереди Беларуси по уровню развития. На сегодня там живёт более 60000 беларусов. И это число выросло более чем в 3 раза после 2020 года.
Каждый пятый житель уехал из Литвы за время "независимости".
Да, очень уж хорошо жить в Литве.
Сарказм.
Да, все верно, уехало много. Но подавляющее большинство уехало ещё в первое десятилетие, когда открылись границы. И ехали на Запад, чтобы заработать денег. И это абсолютно нормально, ведь человек ищет где лучше. Сейчас же уезжают немногие, так как уровень жизни сильно вырос и смысла ехать особо нет.
В Беларуси же с момента независимости исчезло более 2 млн людей. Что аж пришлось статистику закрывать, чтобы не смущать народонаселение шокирующими цифрами. Был в Минске 4 месяца назад, даже визуально заметно что людей гораздо меньше на улицах и движение транспорта более свободное.
имея пылесос в виде стран "старого" ЕС с более высоким по определению уровнем жизни при открытой границе неудивительно. Правда уже лет пять как миграционного оттока нет, а в РБ он еще только начинается, так как разница в доходах растет и с высокой долей вероятности ЕС будет упрощать миграционную политику для квалифицированных кадров.
Интересно, как сочетается ваш тезис про литовцев-шовинистов с тем, что Литва после восстановления независимости дала гражданство всем, кто проживал на территории? Не требуя сдачи экзамена по истории/языку и не разделяя людей на граждан и неграждан. В отличие от соседней Латвии.
Странный он какой-то, литовский шовинизм.
Скорее всего вариантов "не дать" не было, т к была бы контрреволюция и возвращение в СНГ.
Хм, вы или слишком юны либо ретранслируете нарративы росСМИ.
Кратко, все было не так. Для примера, даже экономическая и таможенная блокада со стороны СССР не привела к возвращению в лоно союза.
Возможно я ошибаюсь, я просто размышляю. Я был еще ребенком в то время. Представьте маленькую республику, где все говорят по русски, половина людей знает только русский, и вот эта страна для гражданства требует выучить на тот момент полумертвый литовский язык? Это умная политика или нет? Поэтому и не требовали, что и правильно сделали.
Откуда вообще это нездоровая мысль, что для строительства успешного государства необходим свой язык изобретать? Хорошо однако промыли мозги беларусам и украинцам западные пропагандисты.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 10:54
@razrabotchik, поясните пожалуйста свою мысль. При чем здесь язык к теме обсуждения?
Такое чувство, что у вас СДВГ и вы скачаете с темы на тему, не придерживаясь нити обсуждения.
Заранее спасибо.
@Валдис Адаскус
Первоначальный тезис, на который я отвечал, был:
"Литва после восстановления независимости дала гражданство всем, кто проживал на территории? Не требуя сдачи экзамена по истории/языку и не разделяя людей на граждан и неграждан. В отличие от соседней Латвии."
Поэтому я пишу про литовский язык. А вы тут при чем то блокаду экономическую привели. Может вы перепутали, и не тому ответили?
Рука-лицо. До начала 2022 в Украине люди не обращали внимания на русском или украинском ты говоришь. Даже такие шоу как Мастер-шеф и Лига Смеха в плане учасников были двуязычными. На каком языке хочешь, на том и говори. Теперь сами украинцы не хотят говорить на русском. Это им западные пропагандисты мозги промыли?
P.S. Ну а об изобретении белорусского языка говорят обычно люди, которым просто лень его учить. Мне же вполне комфортно жить билингвом.
Именно по этому пути и пошла Латвия, вводя свои законы о негражданах. Даже несмотря на все скандалы и вибрации РФ по этому поводу, число неграждан за 30 лет сократилось с 730тысяч до 110 тысяч. Большинство просто выучило язык и сдало на гражданство.
Причём заметьте, Латвия сама по себе меньше Литвы. И число "понаехавших" там было гораздо выше в процентном соотношении — 33% против 9% в Литве.
То есть Латвия при гораздо меньшем населении пошла по пути конфронтации. А Литва не пошла. Но вы же обвиняете Литву в нацизме. Что несколько нелогично.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:21
@rozha-siroga
Я прекрасно знаю и без вас, что в Украине можно было легко общаться на русском языке, даже в западной ее части до 2022 года.
В отличие от вас я много раз там был и все видел своими глазами, а вы скорее всего только из всяких помоек черпаете информацию.
Но что имеем сейчас? Как отказ от русского языка поможет им в дальнейшем? Предполагаю, что в высших учебных заведениях Украины вся литература научная по прежнему на русском языке. Переводить ее? Для чего?
@bacek
Предположу, что неграждане просто вымерли, т к 30 лет это много.
твои размышления не имеют ничего общего с реальностью и просто банальные фантазии на базе своих тараканов, а не реальности
Не, я просто просто балдю с местных предсказателей и экстрасенсов. Да у меня куча родственников там живет. Которых я навещал с завидной регулярностью. Да и сейчас моя польская квартира для них как проходной двор.
Ну да ладно. Не буду ничего тебе доказывать. Напишу в твоем стиле. Про Украину я знаю все, а ты черпаешь иныормацию из помоек. Все в твоем стиле.
Это какой то смешной вопрос. Не поможет и не помешает. Абсолютно никак не помешает
И этот человек еще хвастается, что знает про Украину. Перевели они уже все давно. И никому это не мешает получать образование.
Кто-то, возможно, и вымер. Но подавляющее большинство вполне успешно интегрировалось в латвийское общество.
Сам работаю с такими, которые с гражданством ЕС работают и живут, где хотят. Несмотря на русские имя/фамилию и язык.
Но я вам задавал вопрос не про Латвию, а про Литву. Вы так и не смогли привести примеров нацизма в Литве. Весь же фактический опыт говорит об обратном. Литва вполне радушно принимала и принимает.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:39
Те, кому надо было, все получили гражданство в Латвии. Кто-то получил российское гражданство, чтобы получать российскую еще пенсию (была такая дыра одно время), а теперь, правда, надо им сдавать язык, чтобы продлить срок ВНЖ, который перестал быть бессрочным (но это к РФ вопросы по поводу причин).
Кто-то оставил себе фиолетовый паспорт, чтобы без виз ездить постоянно за сигаретами и соляркой из условного Зилупе в РФ.
Есть еще немного [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024], которые не захотели за 30 лет выучить язык и получить гражданство, считая, что им все должны.
Все, кто хотел, получили гражданство.
ты бы хоть википедию покурил, и тогда бы узнал ключевую разницу между Литвой с Латвией и Эстонией по состоянию на 1991 год. Кстати, в Эстонии давали автоматом гражданство приехавшим белорусам-русским и т.д, у которых была "зеленая карточка" (получить ее было достаточно легко за 2 года до этого). Эти карточки потом активно стремились подделать ,чтобы получить эстонское гражданство, но это другая история.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:26
Эти события отделяют больше тридцати лет. Общества трансформируются, не всегда в лучшую сторону.
Песня "Голубая луна" стала лауреатом Золотого граммофона в 1998. Не будем же мы на основе этого делать каких-то выводов о современной РФ?
Ну почему же. Будем, будем... 🤣
о современной РФ? о ней много что сказала, например, ситуация вокруг "голой вечеринки" полгода назад, где оказалась куча звезд (отдельные из которых имеют "звезду" на аллее звезд Славянского базара в Витебске), но потом оказалось, что они в специальных костюмчиках туда случайно зашли и все не так поняли.
А еще о современной РФ я знаю, что в Карелии каждый девятый или десятый живет в аварийном жилье и денег на расселение нет. Интересно, сколько людей живет в аварийном жилье в финской части Карелии-Карьялы
С какого перепугу ты лично уверен, что каждый из 565 тысяч приехал в РБ только один раз? И с какого перепугу ты уверен, что половина из этих визитеров, как минимум, не имеет родственников РБ, так как во время СССР из условного Ошмянского района уезжали в Вильнюс жить + есть физически разделенные границей деревни.
Кстати, интересно, а водители-дальнобойщики с литовским паспортом, водители автобусов попадают в этот список или нет?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Назови мне хоть одного литовца (не по паспорту а по крови) который хоть раз в жизни (не важно в каком году: 2024, 2019 или 2002) поехал в Беларусь и заправил свой авто.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 18:40
А что это такое "литовец по крови"?
Я в 2019 году в рамках путешествия по РБ был в Лынтупах (Поставский район). Там есть богом забытая и созданная еще во время СССР заправка. Так вот, она была закрыта в среду и еще какой-то день, но работала по субботам и воскресеньям, так как туда приезжали заправляться литовцы (недалеко был пункт упрощенного перехода границы Лынтупы-Швенченис) и лично во время моей заправки стояло три машины на литовских номерах.
Я правильно понимаю, что в районе Швенчениса нет ни одного литовца по крови и вы сепарируете "по крови" своих сограждан (как, кстати, отличаете)?
Я знаю пример, когда один народ решил, что население соседней страны его часть и оно должно жить с ним или быть управляемым, а так как это населению соседней страны делать не захотелось, то началась война.
ого, это что за репресии?
Поддержу ваш комментарий. Хочу услышать (не)выдуманные истории про мучения (простых) беларусов в застенках литовского гестапо.
@wapoye5631, товарищ ефрейтор, не злитесь.
Нет ничего страшнее, когда белорусский националист начинает наезжать на прибалтийских националистов.
Ой, сорри, перепутал. Не страшнее, а смешнее.
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:21
Но при этом "нацисты" в Литве, ага
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 11:27
Вопрос на засыпку. А отрицание наличия украинского языка (типа диалект русского) это как?
Чел, если я спокойно понимаю (смотрю передачи и читаю) на русском, белорусском, украинском, польском,... я талибанист? Или это ты член мовного талибана, потому что тебе трудно понять что то, кроме как на русском?
Может это ты русский националист, который никогда хорошо не заканчивал?
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:03
Чтоб тебе проще было.
Украинцы в подавляющем большинстве знают украинский и русский.
Россияне только русский.
Где тут мовный талибан?
@greenelephant про навязывать и мовный талибан это ты про сутки за татуировку Пагони, которая находится в списке "культурного наследия в РБ"? или это другое? Я просто не очень понимаю
Да хорош уже меня смешить.
Практически невозможность использования никакого другого языка кроме русского в РФ "это другое"? Да или нет?
Всё очень просто: народ это по другому говоря просто люди. На английском - people
Больше не знаю как еще объяснить...
Пользователь отредактировал комментарий 20 августа 2024, 19:27
@mariuslt, я знаю нескольких политиков в истории, которые говорили от "простых людей". Я не уверен, что Литва такая
@aleksby, а я вот уже смирился с тем, что от темы "простых людей" нам тут никуда не деться :)
@winnie это вы и о "просьбах ветеранов" переименовать проспект Машерова в проспект Победителей, одобренное "простыми людьми" повышение пенсионного возраста в РБ также. Ведь так?)
@aleksby, ну да, о них тоже )
Эти "простые люди" - они, блин, повсюду!
@winnie точно, главное, чтобы политики, прикрываясь "чаяниями и поддержкой простого народа", не решали свои личные проблемы, вгоняя свою страну в полную нижнюю часть спины. Кстати, средняя зарплата в РБ уже ниже, чем в Молдове (интересно ,вообще есть ли в Европе страны, где средняя ЗП ниже, чем в РБ?)
"Языкавы талібан" у нас на паволжы, які намагаецца рускі язык падняпроўя, што мае дзве мовы, замяніць сваім каланіяльным дыялектам.
Некоторые вообще на протесты не ходили. Это же не про литовских нацистов месаги писать и кричать "Вильно исконно белорусский город". Это же придется спалить свою связь с органами.