«Лёшу учат писать код, но не программы». Заочник БГУИР о багах системы
На прошлой неделе прозвучала команда «встряхнуть вузы», а то они «закостенели до неимоверности».
На прошлой неделе прозвучала команда «встряхнуть вузы», а то они «закостенели до неимоверности».
Понятно, что вряд ли это «встряхивание» выйдет за рамки идеологического и приобретет форму, например, актуализации программ и подходов. Тем не менее, мы спросили у студентов и выпускников техвузов, где искать реальное «закостенение». Получили много острых реакций — скоро выйдет большой материал.
А пока публикуем самый насыщенный монолог.
— Диплом специалиста я получил довольно давно (и по гуманитарному профилю). Программированию учился самостоятельно, и уже не первый год работаю по своей новой специальности.
В БГУИР пришёл, имея уже достаточный опыт работы в качестве программиста. Достаточный для того, чтобы большинство преподавателей избегало со мной разговора по существу изучаемого предмета, стыдливо оправдываясь. Благо что и возраст мой заставляет их вести себя со мной более менее на равных.
Как «пользователь» могу сказать, что качество образования в БГУИР очень низкое. Радует, что я учусь на заочке и меньше времени теряю впустую. Программы очников и заочников не отличаются ничем, экзамены одинаковые, предметы, сроки обучения и требования — те же. Иногда за семестр надо сдать чуть меньше лаб, чем очникам, но далеко не всегда.
Недостатки образования, на мой взгляд, следующие.
Самая существенная проблема — технологии преимущественно преподаются людьми, не имеющими опыта практической работы с этими инструментами или практического опыта за пределами университета вообще.
Человеку, который за свою жизнь не видел исходный код приложения, не считая курсовых проектов своих студентов, непросто объяснять паттерны асинхронной коммуникации и давать своим ученикам какой-нибудь message broker.
Преподаватель не может объяснить, как пользоваться тем или иным инструментом, потому что сам не понимает, какую проблему этот инструмент решает. Ведь чтобы столкнуться с этой проблемой, надо быть профессиональным программистом, а не преподавателем. Hello World из туториала он дать, конечно, может (как правило), но вот комплексного понимания проблемы у преподавателя за редким исключением нет.
Конечно, качество преподавания конкретной отдельно взятой дисциплины зависит от отдельно взятого преподавателя, но в среднем по больнице пациент скорее мёртв, чем жив.
Разумеется, все можно выучить самому. Но в таком случае у меня вопрос, а зачем эти люди получают зарплату?
И даже если преподаватель — настоящий энтузиаст, работающий в универе на полставки сеньор или тимлид, то всё равно есть и другая проблема, которую он в рамках своей дисциплины преодолеть не сможет — учебная программа.
И я говорю не о перечне тем конкретной дисциплины (преподаватели обладают достаточной автономностью, чтобы протащить в свой предмет что угодно без лишних заморочек — было бы желание и понимание что надо тащить). Я говорю об учебной программе целиком.
На первый взгляд, если изучить учебный план любой технической специальности, программа вроде бы составлена логично и последовательно. Но это только, если не копать глубоко. А так, посмотреть на названия предметов и предположить, что люди, которые читают эти лекции, хоть раз в жизни обсуждали между собой, кого и чему они учат и чему же должны научить.
А упомянутые выше пять дисциплин по одному языку программирования вообще три раза заставляют студентов проходить один и тот же наиболее популярный в этой экосистеме фреймворк.
И не то что бы это некий итеративный подход со все большим погружением на каждом проходе — совсем нет. Ребята просто три раза учат Hello World и делают одни и те же действия, полезность которых стремится к нулю. Складывается такая ситуация потому что преподаватели каждой из дисциплин никак не взаимодействуют между собой и вставляют в свой предмет то, что считают нужным, возможно даже руководствуясь самыми лучшими побуждениями. Но вот получаем мы то, что получаем.
Хотя возникает вопрос, а может ли кто-то из них в самом деле сказать, что действительно должен знать и уметь некий Junior/Middle {название технологии} Software Engineer, чтобы быть востребованным на рынке?
Об уровне подготовки студентов я могу судить по собеседованиям, на которые приходит множество вчерашних студентов БГУИР.
И абстрактный Александр, может, и не знает, как выглядят в глаза системные вызовы операционной системы, но это его в целом роднит с 95% других в том числе опытных Python/Java/JS-… программистов, войти в число которых он и стремится. Да и код писать он будет, как ни странно, лучше, чем его конкурент из БГУИР.
Подводя итог, могу обобщить:
С идеологией и прочим я вообще не столкнулся. Возможно, потому что заочка. Но наслышан о том, как подбирают преподавателей.
[Слышал о кейсе, когда одного специалиста] приглашали на 0,25/0,5 ставки преподавать в БГУИР. Руководство факультета было очень заинтересовано, да в целом это была их инициатива — поэтому они пошли навстречу по всем вопросам, дали переписать программу, расписание выбирать и минимальную загрузку по парам оставить, на которую он был согласен (не больше одного вечера в неделю — по две пары за раз).
Когда дело дошло до заявления на приём на работу, его попросили «не указывать свой номер телефона, если пользовался им в 2020 году» — написать другой или завести новый. Сказали, что по номеру проверяют, чем человек занимался во время протестов, — и лучше всех этих проблем избежать. Но закончилось всё тем, что проректор по безопасности не допустил этого человека к преподаванию — он, мол, имеет деструктивные взгляды.
Каково моё мнение о том, что срок обучения в вузах стоит сократить — скажу так: после полугодовых курсов в тренинг-центре EPAM людей разбирали, буквально отрывали с руками и ногами не смотря на их дипломы (или их отсутствие).
Если специалистов готовить так же сфокусировано и ещё более комплексно в течении двух лет, будет интересно посмотреть на этих Uber-солдат? Мой взгляд на этот вопрос — подготовить «специалиста» можно за 2 года на фул-тайм, и он будет просто супер-инженер. Но у него не будет высшего образования.
Другой вопрос, надо ли оно этому специалисту?
Так что если говорить о том, надо ли готовить инженера-программиста 4-5 лет, — однозначно нет, хватит и 2-3. Можно ли дать высшее образование за такой срок — тоже нет: надо больше времени и другой фокус в обучении.
В практической плоскости, интересен опыт EPAM в этом плане. Слышал, они открыли свои программы бакалавриата и магистратуры в Литве и Украине, готовят людей под потребности рынка: если это инженер — у него есть бэкэнд-язык, профильный, клауд, инфраструктура и т. д., в общем весь актуальный стек с нужной глубиной. В магистратуре вроде были архитектура и деливери-менеджмент. За развитием этого процесса не следил, просто однажды увидел новость и порадовался за будущих коллег, у которых будет возможность получить, уверен, отличное техническое образование.
Обидно только, что в числе университетов-партнёров не было ни одного вуза из Беларуси.
(Не) согласны? Делитесь своим видением в комментариях.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Всё верно, но такой же подход в БГУИР (а ранее РТИ) был и в мою бытность обучения там в середине 90-х. Куча устаревших уже на тот момент технологий и ЯП.
Однако был один плюс, за который можно простить всё - очень сильная математика, на которую делали упор. В дальнейшей профессиональной деятельности это помогало неоднократно.
Что то я вообще не понял это утверждение.
На учебе наоборот проходили больше того что напрямую с написанием кода не связанно, а скорее помогает двигаться в сторону тех.лида/архитектора. Я уже плоховато помню программу обучения, но было и проектирование БД, и их нормализация, и разработка требований, программ - UML диаграммы те же.
Как по мне тут скорее претензия в том что Арсению преподают не на том уровне что бы сеньору было интересно и не в той области в которой он сам работает..
можно изменить учебные программы и давать знания о современных фреймворках и методах, но выпускники будут распределены в государственные НИИ и отделения районных банков, где эти знания им никогда не пригодятся. гораздо важнее идеологически подготовить специалиста к работе на государство.
У меня вопрос(ы): зачем senior software engineer пришел в БГУИР? Что он там хотел найти? Может стоило сразу в академию наук в НИИ импортозамещения обращаться?
нужна видно корочка с профильным образованием. иначе за границу раьочую визу не выдадут с дипломом учителя географии
Для рабочей визы образование и опыт работы не нужен. Достаточно приглашения от работодателя. Которому в первую очередь интересен ваши хард и софт скилы.
Это только в белорусских госпредприятиях смотрят на корочку при приеме на работу. Да и то, не всегда.
я вас очень сильно разочарую
И чем же? Сотни тысяч беларусов уехали и им не требовалась никакая корочка. Только приглашение от работодателя.
Если у вас есть другая информация - выложите сюда. На сайте визового центра есть и на русском языке, можете посмотреть и ознакомиться.
сейчас. шнурки поглажу и тут же выложу
||сейчас. шнурки поглажу и тут же выложу
Понятно, когда нечего написать по существу - начинается уход с темы.
Госпропагандисты они такие.
да. мы такие. успехов вам
|| очевидный релобот на ставке
Адкажу вершам беларускага паэта:
Яшчэ ў люстэрка свае глянь
Што бачыш там?
– Сябе самога.
– Так вось: люстэрка і акно –
Са шкла – і тое, і другое.
Дадай жа срэбра ты ў адно –
І адлюструецца табою…
Многие программы получения ВНЖ (а без этого оффер не имеет смысла) типа RWR австрийской или BlueCard EU требуют набора минимального
количества баллов для старта процедуры. И диплом профильного вуза и опыт работы по специальности там сразу большую часть и закрывает.
Ну да, были времена когда диплом РТИ был показателем, но эти времена давно прошли. Чтобы получить работу нужно уметь конкурировать, а сам по себе диплом отечественного вуза мало чем может тут помочь.
в уходящий вагон ПБХ вайти хотел, не? цитата из пбх условий с гов.пл:
"Документы которые подтверждают наличие у Вас годового опыта работы в IT (например: копия трудовой книжки, рабочие контракты, налоговые декларации ИП и тд.) или технического образования в сфере IT (диплом о IT образовании)".
второго пункта у пассажира не было. а о первом мы не знаем - может "партизанил" без уплаты налогов. или работодатель зашкварный, что в профайл стыдно указать
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 12:00
Зачем новых грепцов учить?
Готовых то с баркасов скидывают.
Знания, как из доллара сделать два всегда пригодятся для выживания.
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 11:56
А потому что дешевле взять 3 июней на поппиццот, чем платить матерому сеньору 5к. Кстати, заметил что, на крупных галерах типа епама и гудела, стали активно набирать на менторинги для trainee. Хотя найм обычных грепцов практически заморожен.
кому эти знания нужны, если доллар скоро обвалится вместе с американской экономикой. надо осваивать гончарное ремесло - делать из глины свистульки для монгольских пастухов
а глину закупать в Индии! на доходы от продажи свистулек!
правильно, за рупии от продажи нефти
А меня учили только матрицы умножать. Когда пришел на первую работу, с порога спросил: Ну, и где ваши матрицы, которые нужно умножить?
А мне отвечают: - А про ленту Мёбиуса слыхал?
А я парень образованный: Слыхал, - говорю.
А мне дают ленту - ну, тогда иди принтеры заправляй, если такой умный.
и диплом пригодился, под ножку стола подложить чтоб принтер не шатался на столе
Ничуть не идеализирую уровень образования в БГУИР, но вижу, что если всё исправить в соответствии с критикой автора, то БГУИР будет образцово-показательным ПТУ, однако никак не университетом.
Что лучше: плохой университет или хорошее ПТУ - вопрос, конечно, дискуссионный.
Так есть же коледж РТИ/Связи, зачем он пошел в ВУЗ "сушить" мозг математикой и физикой.))
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 14:46
Придет время, синьёры и за место в БГУИР или в Гданьской политехничке будут драться, чтобы рассказать про успешный успех.
"Вот помню времена сынки, был human readable code, скрепы, традиции, code review, спринты, скрамы, аджайл, смузи, тыквенный латте и сырки.
Тьфу, не то что сейчас... И девки тогда сами из трусов выпрыгивали, когда слышали что я из ИТ."
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 12:29
агропрограммисты из кобрина релоцируются в минск, став сеньерами из минска в краков. из кракова через комиссию по релокантам обратно в кобрин. круговорот айци в природе, об этом в школе на уроках геополитической географии рассказывают, как хорошо в Белоруссии айцишнекам
А лабы епама / итры ушли уже из БГУИРа? Вроде же там приходили "живые спецы" и учили чему-то реальному.
зам ректора по идеологии провел работу
Могу сказать как сеньер с 15летним опытом, закончивший бгуир в 2009м, что мнение этого студента расходится с моим. Его критика, применимо ко всему вузу, звучит несостоятельно и невпопад.
В частности, программа по которой я учился, была довольно грамотно составлена. Преподы по лабам имели практический опыт разработки в продакшне, большинство сейчас очень успешны.
Там не учат React поэтому днище, вы что не понимаете?))
Сколько же де***ов по обе стороны баррикад, это пичально.. )
ну так не только БГУИР айтишников делает
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
Ооо 2 года в ФИТУ благо ушел даже нет смысла рассказывать что там было, это обычное ПТУ для [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] из деревень даже близко не В\О.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
[censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie]
А вот согласен с автором, тоже пошел на заочку в бгуир будучи синьором с далеком доковидном году, чтобы был диплом, мало ли захочется уехать в условную Австралию и не собирать 10+ рабочего опыта с непрофильным образованием. Хватило на семестр, когда каждый день возникали а зачем я здесь? :) Зато написал на Паскале программу по подсчету закрывающих и открывающих скобок 🤣 По итогу, решил, что Австралия не мое, много всяких гадов 🤣 и не стоит тратить время на все это
Что то я очень сомневаюсь что на паскале учили, его наверное уже лет 20 нигде нет
в бгуир был лет 5 назад 😉 Можешь сходить проверить, потом расскажешь 🤣
На какой именно специальности?
Меня лично на c/c++ и c# учили
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 22:19
Доброжелатель, пожелавший остаться анонимным, беспощадно вскрывает пороки системы образования, не теряя надежды получить диплом.
надо как-то вычислить этого парня, пока он не разболтал свое know-how в Индию, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, иначе нам всем через 2 года будет п(лохо)ц. Все же какой хороший человек, патриот, может поставить мир хайтека на колени за пару лет, жестоко демпингуя, но решил начать с малого, с национальной системы образования.
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 16:50
Закончил БГУИР в 2016м. Впечатление осталось противоположное данной статье. Автор будто очень аггрегирует всё обучение до какого-то одного предмета, либо очень узкой специализации. Учился я очно, было очень много различных предметов, и проектирование систем, и uml диаграммы, и код писать тоже учили (это плохо быть кодером?.. в том числе надо уметь), и 1С-ку показали :) и языки тоже захватили разные (с, с++, жава, .нет), и веб приложения, и десктоп, и математику хорошую дали, алгоритмизацию, сетевые протоколы, шифрование. Вот уже все 8+ лет своей практики я понимаю, что всё то, что нам тогда давали в качестве базы, мне полезно и актуально до сих пор. База, конечно, очень обширная, многие вещи в дейли активности не входят, и вообще хорошо если сетевые протоколы вспоминаю раз в год, но на то он по идее и универ, чтобы вы уже в жизни потом сами как-то не пропали, а могли опереться на разные направления, которые вам и дали.
При этом, я учился на инженерно-экономическом факультете, т.е. нас учили не то чтобы на 100%-х прогеров.
забыл упомянуть, что и преподаватели в своём предмете разбирались хорошо (ну у них же 99% студентов вообще без опыта как бы обучается, поэтому оценивать компетенцию преподавателя с моей стороны не оч корректно - любой препод будет разбираться лучше студента). А лабы принимали молодёжь (22-30 лет), многие из которых параллельно работали где-то.
также добавлю, что знакомые и друзья с определённых других факультетов вообще не рады были иногда своим программам. Так что универ очень большой, чтобы сводить всё к одному конкретному мнению о нём. У меня тоже были предметы (напр, Основы хозяйственной деятельности) - где преподша не засчитывала мне задачи как правильно решённые, когда я в ответах вместо 100 килоВещей писал 1 * 10^5 Вещей. - какой-то тупняк, который как раз вряд ли я с пользой смогу применить в своей жизни.
Пользователь отредактировал комментарий 20 февраля 2024, 19:02
Заканчиваю в этом году БГУИР и у меня совершенно другие впечатления. Не могу утверждать, что ситуация на моей специальности такая же, что на остальных, но:
Нас учат проектировать программы. У меня был один прикладной предмет по полному циклу разработки и парочку теоретических по созданию систем. Полученные знания приходится использовать для написания курсовых. У всех преподавателей есть опыт коммерческой разработки по предметам связанных напрямую с разработкой, если нет, то приглашали специалистов с таким опытом. Полностью могу согласиться с несогласованностью программы, но в моем случае я виню две вещи: смена программы обучения и краткосрочность в целом очного образования. Нам дают очень много базы, но в очень сжатые сроки. Иногда программа менялась на ходу и задания с методичками появлялись постепенно на протяжении всего семестра. Курсовые не всегда по теме совпадали со связанными с ними предметами, приходилось доучивать многое самостоятельно. Это неприятно, но опыт хороший. С чем я частично могу согласиться так это с тем, что прямо не учат писать чистый код. Да об этом говорят, приводят примеры чистого кода, но де-факто чистота кода на совести студента. Но негласно принято на групповых проектах писать более-менее чистый код, хотя бы для того, чтобы ночью твой собрат по несчастью не придушил тебя подушкой.
На самом деле я многое упустила и хорошего и плохого, но в целом я довольна полученным опытом. Не думаю, что смогу получить эквивалентный на каких-нибудь курсах. Но второй раз повторять данный опыт не буду, очень много нервов потрачено.
А почему имя другой стороны не изменено? Обсудить проблему можно и на абстрактном примере.
Опять, "изданию об IT в Беларуси" захотелось издалека позлословить о ком-то в Беларуси, ограничив (своими условиями) возможность для ответа другой стороне.
Из высокомерного рассказа "пользователя" непонятно, за каким "продуктом" он пришел в вуз. Все же, высшее образование - это не потребление, а изменение вас, в результате чего у вас появляется больше возможностей, воспользоваться которыми может получиться, а может и нет.
Это не обучение частностям, как на курсах, его эффективность в системности (которую герой получил в другом направлении изначально).
И оно должно, на мой взгляд, быть фундаментальным, несколько идеалистичным, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное" и держать высокую планку.
Оно учит вас языку вашей профессии. Это очень заметно лет через 5 на встрече одноклассников, которых учили разному это время.
Никто не сможет научить вас писать программы. Даже если преподаватель - хороший программист (что необязательно, т.к. у него другой опыт), его задача - дать вам необходимые знания и показать как ими пользоваться, главное - в доходчивой форме.
А учиться писать программы нужно самим у талантливых программистов - на работе, или где-то еще, у которых, кстати, могут быть проблемы с умением вас чему-то научить.
То же самое с "этикой" в программировании, то есть, заботой о тех, кто будет иметь дело с вашим кодом. Она закладывается в вузе, но потом зависит от добросовестности каждого.
И, конечно, нужно иметь способности для этого, как в любой профессии: например, вас могут научить как-то нарисовать лицо человека, его тело, но вас не научат писать Джоконду.
Пользователь отредактировал комментарий 21 февраля 2024, 00:55
действительно, какой то свидетель анонимный в маске не из милиции которому почему-то все должны верить на слово
Пользователь отредактировал комментарий 21 февраля 2024, 14:52
"Почему вы не учите доскональному обращению с инструментом А" вопрошает автор статьи? Да потому что сегодня в моде инструмент А, а завтра будет Б. Не в этом суть. Суть в подходе. Именно поэтому во всяких гуглах и прочих маангах на собесах не спрашивают о том как устроен фреймворк такой-то. А спрашивают алгоритмы и прочий системный дизайн. Вообщем, автор в БГУИРе не учится, а числится. И вот это имхо главная проблема БГУИРа - то что таких ребят не гонят в шею, как это, по слухам, было в РТИ.
правильно подмечено, критиковать как учат в БГУИРе это надо могилевский педуниверситет окончить с дипломом историка!
Вы не поверите, но открывает. У всех польских вузов есть контакт с компаниями, которым нужны люди для работы. И в рамках практики студенты идут туда практиковаться. Если человек не лентяй и хорошо себя зарекомендует, то и после практики остаётся там работать. Все в выигрыше. Студент с рабочим местом, компания с работником, которого растит согласно своих бизнес-процессов.
Что-то похожее есть и в РБ, но выполняет другие функции - обеспечить колхозы и убыточные госпредприятия почти бесплатной рабочей силой.
сказочник
Да, господин, все именно так как вы говорите, спасибо что поправили меня.