«Нельзя просто копипастнуть ПВТ». Поговорили с директором IT Ukraine
Мы уже писали об «украинском ПВТ» Diia City и о новых условиях для белорусских айтишников в Украине. Министерство цифровой трансформации говорит, что реформы — во благо, а сама новая система заработает вот-вот.
Константин Васюк, исполнительный директор Ассоциации «IT Ukraine» (она представляет в основном интересы крупных аутсорсинговых компаний) к реформам Минцифры относится аккуратнее, выступает против повышения налогов. Он рассказал dev.by, почему многие идеи чиновников остаются в фейсбуке, сколько ипэшники недоплачивают денег в бюджет и как встречал Wargaming на «танколёте», когда Украина закрыла границы.
В Ассоциацию «IT Ukraine» входят 50+ компаний, которые совокупно формируют 50% всей выручки отрасли в стране. В том числе 5 крупнейших в Украине EPAM, Luxoft, GlobalLogic, Ciklum и SoftServe.
Как Ассоциация участвует в налоговой реформе для айтишников и в Diia City?
Мы, как индустрия, даём обратную связь и предложения Минцифре.
Для понимания. В Украине есть властный треугольник: офис президента, кабинет министров и парламент. Они все взаимодействует и всегда есть точки накала: между кабмином и офисом президента или между офисом президента и парламентом. Вопрос: а хорош ли проект Diia City в плане регуляции? Нужна ли она? Все стороны треугольника этот вопрос понимают по-разному. Каждая продвигает свои интересы, которые часто противоречат позиции другого. Мы взаимодействуем со всеми.
Недавно вместе с Европейской бизнес-ассоциацией, American Chamber of Commerce, Союзом украинских предпринимателей и ассоциацией венчурных инвесторов UVCA мы отправили письмо президенту, где изложили свои позиции по поводу возможных изменений в ИТ-индустрии.
Основные тезисы:
Не вводить дополнительную регуляцию в ИТ-отрасли;
Сохранять действующие ставки налогообложения;
Развивать образование в области IT;
Упростить процедуры для иммиграции в Украину иностранных IT-специалистов.
Письмо — это инструмент?
Безусловно. Когда такие крупные объединения бизнеса высказываются, власть это слышит. Другой вопрос, как письмо потом интерпретируют и какие будут принимать действия. Пока результат такой: после письма президент издал указ о срочных мерах стимулирования индустрии, в которых чётко прописал некоторые наши тезисы.
Минцифры, ссылаясь на этот указ, ускоренно продвигает принятие Diia City. Для них указ — инструмент и для нас — инструмент. Чтобы каждому ссылаться на своё. А талант власти — написать такой указ, который был бы полезен для всех.
Чтобы каждый мог повернуть в свою сторону?
Конечно, тезисы и формулировки обтекаемые.
Вы за то, что налог нельзя увеличивать. Скептики говорят, что когда все сотрудники крупной компании — ФОПы, то речь идёт об уклонении от налогов.
Модель ФОП — совершенно легальная. Нам действительно сейчас предъявляют, что эта модель — схема уклонения. Но вот Институт социально-экономической трансформации опубликовал ежегодное исследование. В нём — схемы уклонения от налогов и потери бюджета.
Схема
Потери (млрд гривен в год)
Нарушение таможенных правил, контрабанда и коррупция на границе
68-96
Зарплаты «в конвертах»
24-94
Оффшорные схемы
23-40
Скрутки (несуществующий фиктивный товар проводят по бухгалтерии, делают оплаты)
Выходит, в стране сотни миллиардов гривен уходят из-за контрабанды, скруток и прочего. ФОП же, как видим, отнюдь не такая проблемная модель для бюджета, как её преподносят. Говорят, через ФОП отмываются деньги, налоги не платят. Мы платим прозрачно: зашла валюта в $5 млрд — с неё пять процентов заплатили в бюджет.
Почему модель ФОП работает? Она наиболее точно отражает потребности как сотрудника, так и компании. Чего не делает КЗОТ (Кодекс законов о труде, — dev.by) 1971 года издания. В ИТ — рынок сотрудника и диктует условия он.
При этом Минцифры предлагает действительно хорошую и классную концепцию, в которой есть новая форма — gig-worker.
А чем gig-worker отличается от ФОПа? И насколько реально взять и ввести новую форму работника?
По-правде, введение категории gig-worker будет крайне сложно реализовать. Но концепция — классная, хорошо выглядит. Наше предположение: когда её начнут реализовывать и описывать юридически, многие вещи не пройдут. Потому что есть Конституция, интересы других (промышленных) групп.
Многие мои собеседники из ИТ в Киеве говорят, что не хотят платить налог больше 5%, потому что не понимают, на что они пойдут. Лукавство?
Здесь мяч на стороне правительства — им, видимо, нужно лучше объяснить, куда они тратят деньги из бюджета. Считаю, люди будут платить любые налоги, которые установит государство. Вопрос: как это повлияет на конкретную индустрию, на объёмы налоговых поступлений? Если налог повысить, часть людей не будет платить их здесь, часть — уйдёт в тень, часть — оптимизирует. Та ставка, которая есть, позволяет индустрии развиваться на 25-30% в год. В этом году тоже, думаю, будет не менее 20.
Ещё один пункт в Diia City: гарантии всем резидентам от вмешательства в работу силовиков. Будто государство не только признаёт, что силовики давят на компании, но и предлагает крышу тем, кто станет лояльным резидентом. Поправьте меня, если ошибаюсь.
Логично защищать не избранный бизнес, а всех участников рынка. Когда мы общались с белорусскими коллегами, у них было два негативных стереотипа относительно Украины:
Если говоришь не по-украински, будут проблемы;
Постоянные силовые наезды на бизнес.
И первое, и второе неправда. Первое — вообще. По второму: в 2015 году у нас были массовые отпечатки лиц на дорогих офисных коврах, но сейчас таких историй меньше. Есть самодеятельность силовых органов на местах и есть «пограничные бизнесы» — гемблинг, беттинг. Бывает конкурентная борьба — кто-то заказал конкурентов.
Когда говорят, что в Diia City компании будут под защитой, возникает вопрос: а не убрать ли нам эту угрозу вообще, для всех? У Ассоциации есть законопроект об этом — «Маски-шоу стоп 3», который зарегистрировали депутаты. Правда, уже не супер фаворитной фракции «Голос». Поэтому законопроект никуда не проходит. Думаем, как его перезапустить.
Президент в указе написал, что нужно усовершенствовать порядок, «с целью невозможности необоснованного вмешательства в деятельность юрлиц в сфере ИТ». Это делается, чтобы поднять привлекательность режима. Визуальный это эффект или реальный — покажет время.
Вообще это деление на группы — атавизм. Как и концепция технопарков. Белорусский ПВТ — классный. Но его нельзя взять и копипастнуть на Украину, хоть процесс этот уже начали. Страна другая и время, когда создавали ПВТ — тоже. В каком году это было?
В 2005-м.
Ну вот. Почему бы не сделать из всей Украины оффшор, в хорошем смысле. Если специальные условия, то для всех.
А сильное сейчас напряжение между ИТ и не ИТ-бизнесом?
Если запустят Diia City — будет много разногласий. Но скажем прямо: проект пока только зашёл в парламент.
Пока мы говорим так: у айтишников доход в целом выше среднего по стране, они — социально активные люди, которые потребляют товары и услуги в Украине. Их деньги делают два-три оборота в экономике. С них каждый раз поступают налоги в бюджет. И если условия для ИТ ухудшатся, уменьшится доход домохозяйства, то пострадают и сами бизнесы: ритейл, сфера услуг, недвижка.
Парадокс в том, что именно неайтишные бизнесы говорят, что у них проблема со штатными сотрудниками, высокими налогами — неравные условия. Может, стоило бы уделить внимание вначале этим отраслям, а уже потом менять что-то в ИТ-отрасли, у которой и так все плюс-минус хорошо.
Ещё два месяца назад говорили, что срок пребывания для иностранцев увеличат с 90 дней до 180, но этого так и не произошло. Иногда создаётся ощущение, что в этом законотворчестве больше маркетинга. Как вы оцениваете, насколько быстро решения будут приниматься в Diia City?
Как я упоминал, у нас есть треугольник власти. Желание кабмина принять быстро закон заходит в парламент, у которого, может быть, такого желания нет. Или наоборот, парламент захочет внести какие-то изменения, которые кабмин встретит не очень позитивно.
Чтобы законопроект быстро прошёл первое и второе чтение, нужно набрать голоса в парламенте. Не доберут голоса — закон не пройдёт (по последнему опросу, правящая партия «Слуга народа» по-прежнему лидирует в парламенте, но теряет голоса, — dev.by). Парламент только вышел из карантина из-за COVID. Дальше законопроект должен ещё пройти через парламентские комитеты. В общем, думаю, закон могут принять в этом году в первом чтении, но второе чтение он пройдёт вряд ли.
Не могу сказать, что министерство занимается только маркетингом. Министерство занимается «реалізацію державної політики у сфері цифровізації». Но конечно это и маркетинг тоже. Потому что иначе, как доказать, что министерство появилось не зря? И мы с ними делаем много классных вещей, «єМалятко» — система в роддомы, «Дия». Но коллеги, не надо резко менять правила игры для 200 тысячной индустрии.
Как Ассоциация помогает белорусам?
Как только в Беларуси началась история с протестами, первое, что мы сделали на второй день или на третий: рассылку с нашими контактами и гайд по релокации.
Президент в 20-х числах августа заявил, что поддерживает белорусов. Но 28 числа кабмин принял постановление о временном закрытии границы на месяц для всех иностранцев. При этом, утром уже летели рейсы — летел Wargaming на «танколёте». Из Минска. Мы помогали коллегам из белорусских ИТ-компаний пройти паспортный контроль, готовили приглашения для айтишников.
28 вечером мы лично звонили начальникам смен в Борисполь, в Жуляны, проводили вручную четыре рейса. И ребят с семьями пропустили. Текста приказа о группах, на которые запрет не распространяется, тогда ещё не было — его писали. И благодаря нам, в приказ попала строчка, что в Украину могут въезжать технические специалисты по приглашениям компаний и профильных ассоциаций. Правда, мы забыли написать об этом на фейсбуке, как принято среди наших чиновников.
Мы подняли вопрос, пошли в Минцифры. Показали им, что проект не рабочий. И теперь вместе с ними и Госмиграционной службой занимаемся тем, чтобы модель действительно заработала. Задумано так, чтобы иностранец мог оформить ФОП 3-й группы, до того, как получит вид на жительство.
Когда начнется Diia City, есть риск, что многое — аналогично — не заработает. Есть противоречия: президент обратился к иностранным инвесторам, сказал, что у нас самый низкий налог для ИТ — 5%. А потом глава налогового комитета Даниил Гетманцев на прямой вопрос: «Вы поддерживаете предложение президента о 5%, и если да, как видите его реализацию?» ответил: «5%? Вы будете 10% платить!». Бизнес сейчас и так в напряжении.
А инвесторы — тоже напрягаются?
Пока не критично. Если что, скажем: «Ребята, красная зона». Сейчас мы активно действуем, чтобы не было резкого повышения налогов. Даже если налог установят в 15%, наша задача — сделать так, чтобы повышение происходило постепенно. Нам говорят, посмотрите, будет английское право! Реально, прецедентное право в Украине? О чём вы? Помните, как в истории о Левше? Если хочешь сразу всех превзойти — будут подковы на блохе, но блоха будет дохлая. А нам нужна живая.
Прогноз такой: мы точно найдем понимание с Минцифрой. Мы знаем, что в стране всё сложно. Но мы с вами видели исследование: ФОПы — не самые страшные звери для бюджета. Других, наверное, нельзя трогать — вот в чём прикол.
Олигархи?
Не буду отвечать. Но скажу, что также не выгодно трогать 200 тысяч айтишников, которые могут вместе с семьями уйти в негатив. А это может и к падению рейтинга власти привести. Вдруг он упадет?
Что посоветуете белорусским компаниям, которые может и думают сюда приехать, но боятся серых зон?
Приглашаю присоединиться к Ассоциации. Поможем наладить бизнес и избежать сложных ситуаций. Мы ваши партнеры и мы — на стороне бизнеса.
Наше достижение, что, несмотря на все факторы нестабильности (военные действия на части территории Украины, перемены на глобальном рынке, COVID, рост конкуренции) — страна сохраняет лидирующие позиции в Европе как ИТ-destination. Мы развиваем бренд страны и генерируем только хорошие новости, о которых так красиво пишет Минцифры в своём фейсбуке.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.