Ирина Цумарева, сооснователь агентства Kraftblick, написала для dev.by колонку о том, чего стоит белорусским ИТ-компаниям их элита — и можно ли повысить ставки.
Среднестатистический белорус страшно завидует айтишникам: средняя зарплата в ИТ — $1800 — как бы намекает на автоматическую выдачу пропусков в дольче виту. Как-то в Facebook я увидела коммент одного владельца веб-студии, что-то вроде: «Какие могут быть проблемы у джавистов? Горой денег, которую они получают, можно заткнуть любые житейские трудности».
Не секрет, что при этом элитными в народе считаются не технические профессии как таковые. Нет моды на инженеров-металлургов и инженеров-механиков. Инженеры в массе живут так же неважно, как и все. Флёр элитарности окружает именно программистов, потому что они идут на экспорт. Приносят валюту в страну и себе в карман.
Чего стоит ИТ компаниям их элита?
Если программисты и катаются как сыр в масле, то жизнь и судьба их компаний не такие феерические. Часовая ставка значительной части белорусских ИТ-компаний для клиентов варьируется в пределах $20-$50.
К примеру, Clutch знает 95 компаний по разработке мобильных приложений из Беларуси. У подавляющего большинства из них — 79 компаний — средняя часовая ставка $25-$49.
Много это или мало? Давайте посчитаем, сколько стоит разработчик своей фирме.
Возьмём медианную зарплату по рынку ИТ (снова данные dev.by) в $1600. Если её разделить на среднее количество рабочих часов в месяце (168), то стоимость одного часа составит $9,5. Но сюда ещё надо прибавить:
- подоходный налог (9% для компаний, состоящих в ПВТ, и 13% для не состоящих)
- отчисления в ФСЗН (35% от средней зарплаты по стране для ПВТ и 35% от начисленной зарплаты для всех остальных)
- отпуск (около 8% от годовой зарплаты, плюс всё те же налоги с отпуска)
Итого выходит, что в лучшем случае час разработчика будет обходиться компании в полтора раза дороже — то есть $14. На деле, конечно, сильно больше.
При таком соотношении внешних и внутренних рейтов — 25/h к $14/h — делать проекты для клиентов и получать прибыль крайне сложно. Ведь разработчики периодически сидят на бенче, то есть простаивают и съедают деньги.
В нагрузку ИТ-компаниям идут налоги на доход, зарплаты непроизводственному персоналу (маркетологи, продавцы, HR и др.), оплата аренды. Зарплатный фонд ИТ-компаний внушителен, а клиенты приходят и уходят. Низкая маржинальность способна убить компанию, не говоря уже про рост и развитие.
Поэтому большинство компаний по разработке в нашей стране полностью или частично работают по модели аутстаффинга. Они продают своих разработчиков зарубежным компаниям. Маржа в случае аутстаффинга выходит невысокой, но и геморроя от такой модели работы гораздо меньше, чем при проектной. Аутстаффинг позволяет продать программиста как единицу и выдохнуть: теперь он себя отобьёт. Никакой ответственности за результат. Не болит голова за дедлайны, качество и временной бюджет проекта. Программиста менеджерит кто-то на стороне клиента, значит, нужно меньше менеджеров в штате.
Чем больше программистов в штате при такой поштучной продаже, тем лучше, так как срабатывает экономика масштаба. В зарубежных ИТ-компаниях редко встретишь 100-200 разработчиков. Не случайно работу в больших ИТ-компаниях иногда сравнивают с галерой.
Насколько всё это сообразуется с возвышенным образом программиста, который рисует у себя в голове белорусский народ? Время и мозги белорусского программиста покупают подешевле, а продают подороже. Как вещи из Турции.
Плохо это или хорошо? Это достижение капитализма. Хорошо то, что выживает в конкурентной борьбе. Что бы это ни было.
Что с этим делать?
Для примера сравним часовые ставки американских компаний по разработке. Для этого введём в Google гео-запрос типа «software development company nyc».
С неравенством самим по себе можно ничего не делать, это вопрос гордости. Некоторые руководители ИТ-компаний хотели бы законсервировать мир как он есть, чтобы модель аутстаффинга работала и дальше. Ложе жёсткое, это правда, кости хрустят, но ведь привычно.
Проблема в том, что в затылок белорусской сервисной разработке дышат украинские и российские, а также гораздо более дешёвые индийские и филиппинские девшопы. Рынок аутсорса перегревается, и остаётся демпинговать и плакать.
Альтернатива — повышать ставку, однако за красивые глаза ценник не поднимешь. Назревает потребность перемен:
- Повышать ценность продаваемых рук
- Увеличивать привлекательность компании и усиливать бренд
Здесь существует win-win решение и для программиста, и для компании. Чтобы разработчик стал более ценным для клиентов, его из услуги надо превратить в solution. Для этого разработчику будет полезно качать смежные области — бизнес-анализ, управление проектами, ведение переговоров и т.д. То есть не просто кодить по вдохновению, а пытаться решать бизнес-проблему заказчика.
Чем больше у разработчика кроссдисциплинарных знаний, тем более качественный результат он может предоставить на выходе и тем выгоднее он становится своему работодателю: нужно меньше подпорок в виде толпы менеджеров и тестировщиков.
Вместе с тем резюме разработчика пополняется новыми скилами. Его стоимость на рынке труда возрастает.
P. S. Привлекательность ИТ-компании зависит и от того, как она несёт себя миру. Вот есть статья как раз об этом: как получать больше лидов и увеличить ставку, продвигая решения, а не руки девелоперов.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.