Спикер конференции CSSMinskJS и Google developer expert Хьюго Жирудель рассказал в интервью dev.by о проблемах веб-разработки с точки зрения обеспечения доступности контента для пользователей с различными болезнями и нарушениями.
Доступность и инклюзивный дизайн стали очень популярны в последние годы. Отчего такой «хайп»?
Я не думаю, что он стал популярен именно сейчас. Возможность предоставить доступ к контенту для широкого круга пользователей — давняя проблема. В последнее время разработчики стали понимать, что дело не только в «читателях экрана», что существует намного больше способов улучшить доступность веб-страниц для людей с самыми разными проблемами. Универсального решения нет, и нам нужно добиться удобства для каждого.
Важность этого вопроса диктуется правами человека и тем, чтобы делать Хорошие Вещи. Если вкратце, то приверженность веб-доступности — это немного эмпатии и заботы о каждом пользователе без исключения.
Почему при всей важности темы по-прежнему немногие готовы платить за использование A11y? Как убедить менеджеров и клиентов, что веб-доступность нужно внедрить в проект?
Мне не нравится идея «хайпа» вокруг темы доступности. Она не должна быть модной и преходящей — наоборот, вокруг неё должна строиться вся современная веб-разработка. Несмотря на это, уговорить клиента тратить на инклюзивность по-прежнему сложно. Тем не менее, это можно сделать.
К примеру, каждый фронт-енд дизайнер или разработчик с опытом в области скажет, что не нужно делать больше работы — нужно делать её правильно. Доступность — это не вишенка на вершине торта, её стоит учитывать на протяжении всего процесса разработки, от дизайна и проектирования до тестирования.
Кроме этого, когда говорят, что для бизнеса важно количество пользователей, имеют в виду количество активных пользователей. Разработка с мыслью об инклюзивности всегда приводит к лучшим результатам, достижение которых не требует больших трудозатрат.
Насколько возможно добиться всего этого при работе с медиа и интерактивными элементами?
Меня всегда смущает формулировка «Canvas/WebGL не инклюзивны». О ком идёт речь? Как правило, люди говорят о людях, которые лишены зрения, но есть и другие пользователи. Например, те, кого быстро укачивает: активная анимация может вызвать проблемы со здоровьем у таких пользователей, а это и есть проблема доступности.
Если речь заходит о том, чтобы сделать видео и анимацию доступными для «специальных возможностей», нужно помнить про несколько способов потребления визуальной информации. Видео со звуком и субтитрами, без звука, короткое описание для изображений, большие описания для диаграмм и таблиц.
Основная задача — предоставить доступ каждому к основному контенту, независимо от того, как именно пользователи пользуются интернетом. А после этого заняться улучшением пользовательского опыта для всех.
Как решать проблемы доступности на мобильных устройствах, какие инструменты есть для этого?
Не думаю, что в этом есть фундаментальные отличия от веб-приложений для десктопа, поскольку речь идёт о том же наборе технологий. Правда, изменяются подходы к проектированию: нужны увеличенные элементы управления, размер шрифта, доступный зум, акцент на производительность и работу с медленными соединениями.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.