«Стал чаще бывать на улице». Айтишники о том, как пандемия изменила их жизнь
Пандемия сбила с привычного жизненного ритма почти всех. Многие ИТ-компании перешли на удаленку, сотрудники стараются реже выходить из дома. Какой стала их жизнь в самоизоляции? Вместе с VELO мы спросили у пяти айтишников, как изменились их работа и досуг, какие привычки они приобрели и как жить по новым правилам.
Контроль и продуктивность
Примерно в десятых числах марта ведущие компании мира, включая некоторых наших партнеров, начали переводить сотрудников на удаленную работу. Наши сотрудники стали заметно больше обсуждать на кухне или во время кофе-пауз ситуацию с вирусом. Начало чувствоваться напряжение, а если кто-то чихал или кашлял — оно усиливалось в разы. Общая продуктивность заметно снижалась. Мы учли это и на очередном совете директоров решили перевести компанию на удаленку. В таком формате мы работаем уже больше месяца.
Обычно мы разрешаем нашим сотрудникам работать удаленно до 30% рабочего времени. В основном процессы компании были адаптированы под такой режим, но сложности всё равно возникли. Новые сотрудники вовлекаются медленнее, эффективность коммуникаций снижается. Не хватает «рабочей атмосферы».
Мы добавили ежедневные встречи со всеми проджект-менеджерами и организовали дополнительные стендапы. Каждый сотрудник отчитывается о результатах работы ежедневно, гарантирует доступность в рабочее время в мессенджерах.
Мы рекомендуем сотрудникам использовать календарь, чтобы планировать ежедневную загрузку. Это помогает дисциплине, ведь все мы понимаем, что в таком режиме неизбежна прокрастинация: сотрудники менее внимательны, им сложно следить за потраченным временем, они больше проводят времени в соцсетях, читают новости в рабочее время.
На удаленке мы еще больше сплотились как команда. По утрам вместе делаем онлайн-зарядку, ребята запустили онлайн-йогу. В офисе, естественно, «производственной гимнастикой» никто не занимался, сейчас жалеем. По себе ощущаю, как снижение физической активности влияет на продуктивность. А вечерами мы встречаемся онлайн, поддерживаем друг друга, делимся рецептами и лайфхаками, потому что обычного «кухонного» общения очень не хватает.
Режим дня
Свой распорядок дня я держу в строгой дисциплине уже много лет, поэтому в самоизоляции он особенно не изменился. Рабочий день начинается в 10 утра и длится до 19 часов. У меня есть рабочий кабинет — место, где я провожу 6-8 онлайн-встреч в день. Иногда приходится выходить на связь и в 10 вечера, и в час ночи. Для онлайн-общения используем несколько инструментов, всегда под рукой 4-5 вариантов, чтобы избежать форс-мажоров.
Несмотря на удаленный режим работы компании, мы продолжаем платить аренду наших двух офисов, хоть сейчас они и не нужны. Структура управления бизнеса сейчас похожа на Scrum: мы отказались от долгосрочного планирования и теперь принимаем решения только на ближайшие две недели.
Новые привычки
В самоизоляции все находят себе всякие занятия или посвящают больше времени хобби. Мое хобби — это роботостроение, поэтому сейчас я увлечен новым дачным роботом и работаю над ним.
Для одного проекта по недвижимости мы разрабатываем виртуальную реальность, поэтому у меня есть шлем, куда я установил пару игрушек. Очень увлекает и нравится! И немного отвлекает от того стресса, в котором я нахожусь как соучредитель.
На мне множество обязательств перед сотрудниками и клиентами. Что касается моих ощущений: повысилась чувствительность ко всем сообщениям. Решения принимаю более осознанно, всегда нужно иметь план «Б» на случай форс-мажора.
Контроль и продуктивность
И на мою работу повлияла мировая эпидемиологическая обстановка. Наша компания зависит от Москвы. Ситуация в России несколько сложнее, чем у нас. Поэтому некоторые сотрудники — административный офис, сопровождающие службы — начали уходить на удаленный формат работы. Но некоторые, как ИТ-отдел, не могут полностью перейти на такой формат, потому что лаборатория работает в штатном режиме и удаленно проводить исследования невозможно. Нужно все время следить за тем, чтобы техника работала четко, и устранять сбои максимально быстро. Мы с коллегами решили, что будем ходить на работу вахтовым методом: 50% нашего отдела ходит 2 недели, а следующие люди сменяют их в следующие 2 недели. Такой срок мы определили, исходя из рекомендаций ВОЗ.
Режим дня
Я продолжаю ходить на работу. Во всех кабинетах мы поставили рециркуляторы воздуха и периодически делаем кварцевание. В масках ходить необходимости нет. Требуем это только в случае, если кто-то почувствовал недомогание. Поэтому мы даже шутим с коллегами, что в офисе безопаснее находиться, чем дома.
Среди топ-менеджеров компании есть рабочая группа по коронавирусу. Мы обсуждаем, как будем защищать наших сотрудников. В офисе всех обеспечили всеми необходимыми средствами защиты.
Среди моих друзей очень большое количество людей сидит сейчас на удаленке и пишет мне, как им скучно и как бы хотелось вернуться в офис.
Новые привычки
В свободное время я никуда особо не хожу, да и времени нет. Как сейчас все шутят в интернете: «Нам дана прекрасная возможность спасти мир, лежа на диване». Я, конечно, не буквально это разделяю. Но выхожу куда-то значительно реже. Не вижу смысла подвергать опасности себя и других людей.
Привычки немного съехали по временной шкале. Если раньше можно было выйти на пробежку в 6 вечера, то сейчас стараешься делать это позже, чтобы не напрягать окружающих и минимизировать соприкосновение с людьми.
Мы с друзьями нашли такую тему, как онлайн-бары. Интересный опыт. С коллегами-друзьями на работе мы контактируем вживую. Попробовал заказывать еду с доставкой, но в дальнейшем не буду использовать эту вещь постоянно. Мне нравится побыть в социуме и погулять по магазину.
Контроль и продуктивность
Уже три недели, как я перешел на удаленную работу. На самом деле моя жизнь сильно не изменилась. Единственное различие в том, что не надо ехать в офис и обратно. На рабочий график это никак не повлияло. С коллегами созваниваемся по утрам через приложение Slack. У меня никогда не было проблем с дисциплиной. А эффективность при таком раскладе, наоборот, даже повысилась: никто не отвлекает лишний раз на кофе или разговоры.
Режим дня
Начать работу для меня просто: сел в кресло-мешок, надел наушники — так и определил свое рабочее пространство. Но на днях всем сотрудникам домой привезли их рабочие столы, стулья и мониторы. Поэтому теперь можно максимально реалистично воссоздать офисную атмосферу.
С друзьями общаемся через мессенджеры, иногда выезжаем на природу и стараемся не подходить близко друг к другу. Спортом занимаюсь пока что как и раньше: хожу в зал по утрам. В это время там совсем нет людей.
Я пока что не пробовал никаких онлайн-развлечений: после работы хочется отойти от экрана, отложить телефон и просто прогуляться. Так что стал больше бывать на улице, исследую район. С покупкой продуктов тоже всё осталось прежним: сажусь в машину и еду в магазин. Но я выезжаю туда реже обычного: не срываюсь в магазин за сигаретами. Я в январе отказался от табака, теперь использую никотиновые паучи VELO. Удобно, кстати, что их можно использовать, даже когда ты в маске.
Контроль и продуктивность
Обычно я живу и работаю в Нью-Йорке, но вышло так, что сейчас я в Беларуси и моя самоизоляция проходит в Минске. Но я продолжаю работать по американскому времени. Эти обстоятельства не дают ощущения снижения продуктивности. Точно улучшается эффективность от постоянного отсутствия комьюта. Себя дисциплинировать проблемы нет, а вот время на еду увеличивается. Потому что при наличии плиты и холодильника хочется питаться качественно, а не готовой или полуфабрикатной едой.
Рабочее пространство я определил для себя в отдельной комнате, я ее использую как офис. Там есть, например, специальный стол, где я могу работать стоя. Чтобы настроиться на рабочий лад, мне достаточно закрыть двери в комнату и включить музыку.
Режим дня
Рабочий день у меня начинается с 16 часов и длится до полуночи. Я встречаюсь с коллегами в Zoom. С утра же до 16 часов я решаю личные дела и остаток рабочих вопросов, которые не относятся к фултайм работе (это инвесторские и другие проекты).
Новые привычки
Одна из важных и полезных привычек, которую я приобрел до коронавируса, — это тренажерный зал. Я каждый день до самоизоляции утром приходил туда в 7:30, но теперь пришлось купить домой штангу, гантели и заниматься в домашних условиях. Что труднее всего: теперь я меньше общаюсь с людьми. Я экстраверт, общение и встречи важны для меня. Поэтому сейчас приходится больше общаться онлайн.
Самое классное, что я на данный момент нашёл из онлайн-развлечений, — это квизы, интеллектуальные командные игры. У меня есть команда в Нью-Йорке, и мы играем онлайн как минимум раз в неделю, делаем это через Zoom. С другой компанией друзей играем онлайн в покер. Получается здорово. Выходит читать и больше книг, сейчас перечитываю Нассима Талеба. Книга о том, как выживать в эпоху кризиса. И она очень, кстати, актуальна.
Я вообще не заказываю еду из ресторанов, готовлю только дома. Хоть для меня это необычно, но очень нравится! Месяц не ел в заведениях и этим доволен. Думаю, что готовка — это тот скилл, который у меня прокачался круче всего за время самоизоляции. Я встречаюсь с коллегами в Zoom в 16 часов, и пока самая интересная сложность — это успеть приготовить и съесть ужин до этого времени.
Контроль и продуктивность
За две недели самоизоляции моя жизнь особо не изменилась. Я стала чаще звонить или писать друзьям, больше общаться с домашними.
Я думала, что во время самоизоляции не смогу вставать вовремя на работу, так как по жизни я всегда просыпаю и опаздываю, но у меня даже появился какой-то график! Я ложусь и встаю пораньше, и это получается само собой. Рабочие встречи проводим в онлайн-формате, но в этом нет ничего нового для меня.
Есть небольшое ощущение потери продуктивности, но я думаю полноценная рабочая атмосфера выстроится сама, как и режим сна. Я оптимистично настроена.
Я выделила себе отдельную комнату и попросила у компании рабочую технику: разграничила личное и рабочее.
Режим дня
Все мои привычки до карантина были связаны с домом, так как я не очень люблю выходить из него, кроме как на работу. Час молчания после работы или Dota перед сном, а Sims — на выходных. Теперь же я спускаюсь в гостиную или на кухню. Мне хочется полежать на диване под телевизор, хотя обычно я его не смотрю.
Развлечения тоже вышли на онлайн-уровень: каждый вечер созваниваемся в скайпе с друзьями, играем в онлайн-игры, можно сказать, общаться стали чаще. Только с тиммейтами общаемся так же стабильно, как раньше. Звоним без темы: просто узнать, как жизнь, обмениваемся карантинными новостями с теми, кто из других стран. С некоторыми даже создали канал в Дискорде под названием «Офисный шум», чтобы работать под живое рабочее шуршание.
Незадолго до начала всей это ситуации я начала ходить на йогу, но перестала: как-то некомфортно с моей паранойей по вирусу. Недавно мне позвонили из студии и сообщили о наборе онлайн-группы. Жду начала занятий.
Новые привычки
На самоизоляции я добралась до ремонта в своей комнате, благо, у нас множество онлайн-магазинов с товарами для дома. К чтению книг сейчас решила отнестись, как к чтению на лето в школе.
Что касается готовки: я не умею этого делать. У меня готовит мама, и я ее обожаю за это. В семье у нас только один человек ездит в магазин, но мы задумываемся о доставке продуктов. Проблема в том, что ни одна доставка не привозит сигареты и стики. Но когда они у меня заканчиваются, я использую паучи c ягодным вкусом.
Читать на dev.by