Джей Джемисон – партнер в организации «BlueRun Ventures», где он исследует возможности бизнеса в сфере мобильных проектов и потребительских услуг на раннем этапе развития. В своем блоге Джей анализирует стартапы, возникающие в Силиконовой Долине, а также пишет в Твиттере как @jay_jamison. Его статья для Techcrunch – обязательное чтение для всех, кто когда-либо задумывался о монетизации мобильных приложений.
Птицы самого высокого полета, Facebook и Zynga, на прошлой неделе произвели не лучшее впечатление на публичных торгах, оказавшись не в силах продолжить свой путь так же бодро, как они его начинали. Реальность публичных торгов оказалась совсем не такой, как предсказывали оптимистические прогнозы. Принимая во внимание размер, масштаб и влияние этих двух компаний на всю экосистему, имеет смысл проанализировать, что эти результаты означают в контексте мировых тенденций.
Согласно аналитическим данным с Уолл-Стрит, компания Zynga продемонстрировала «ужасный» отчет за второй квартал текущего года. По мнению «Нью-Йорк Таймс», несколько отрицательных факторов слились воедино, что и привело к такому неутешительному результату.
«Выпуск важнейшей новой игры, «The Ville», был отложен. Другая новая игра, «Mafia Wars II», просто получилась недостаточно качественной, и разработчикам пришлось признать неудачу. Проект «Draw Something», приобретенный в марте и старательно раскрученный, оказался обычной блажью без всяких шансов на долгое успешное существование. Некоторые старые испытанные проекты также стали терять популярность»
Но проблемы Zynga, так или иначе, – это больше, чем просто неудачные квартальные показатели. Ричард Гринфилд, финансовый аналитик из компании «BTIG», обрисовал сложности, с которыми столкнулась Zynga, как еще более глубокие, и заявил: «В настоящий момент в Zynga все идет неправильно. В условиях стремительно меняющегося интернет-ландшафта, который все лучше приспосабливается к мобильным устройствам, маловероятно, что эти проблемы окажутся временными».
Не намного лучше обстоят дела и у Facebook – компания недавно впервые обнародовала информацию о своих доходах. Если учесть нечто вроде симбиоза между Zynga и Facebook, то несложно обнаружить, что слабые показатели Zynga негативно сказались и на Facebook. Неудивительно, что на Уолл-Стрит были разочарованы прибылями Facebook.
Из отчета Facebook следует три основных тенденции. Объективный факт: замедлился рост двух ключевых пользовательских показателей – DAU (ежедневные активные пользователи) и MAU (ежемесячные активные пользователи). Пока что сложно сказать, стоит ли беспокоиться по этому поводу. Если в сетях Facebook уже оказался весь западный мир, то вряд ли у MAU и DAU остался потенциал для роста (если только Facebook не начнет завоевывать Китай). Территория уже захвачена.
Второй показатель, рост которого очень важен, – это, конечно же, доходы. Сможет ли Facebook монетизировать свою общественную популярность? Разумеется, Facebook еще многое предстоит доказать, но старт был очень сильным. За второй квартал Facebook заработал 1,2 млрд. долларов, что значительно превышает прогнозы аналитиков. Увеличение доходов за второй квартал на 32% сравнимо с годовым приростом показателя DAU. Однако опасения вызывает именно это равенство квартального роста по одному показателю и годового – по другому. С одной стороны, если бы выручка росла синхронно с DAU, это означало бы, что Facebook эффективно монетизирует участие каждого пользователя. В то же время, если рост DAU и далее будет замедляться – а это неизбежно произойдет – то возникнет вопрос: как заставить доходы Facebook и дальше расти быстрее, чем DAU? Ответ пока неясен. Пожалуй, по этому поводу будет сломано немало копий.
Эти проблемы, касающиеся роста и выручки, подводят нас к третьей и наиболее важной проблеме, с которой столкнулись Facebook и Zynga. Проблема – в МОБИЛЬНОСТИ. Мы уже знаем, что мобильные разработки – самая стремительная волна технологий, которую только видел мир. Очень сложно оценить всю важность, масштабы последствий, а также разрушительность этой волны. Квартальные отчеты Facebook и Zynga, опубликованные в этом месяце, свидетельствуют со всей ясностью: два ведущих инноватора и первопроходца, сформировавшие сам феномен социальных сетей, теперь сталкиваются со сложностями финансового характера. Доходы социальных сетей будут зависеть от того, насколько им удастся интегрироваться в мобильную среду.
Что же происходит в ИТ? А происходит в них «мобилизация». А если точнее, то в области информационных технологий за последние 20 лет наблюдались следующие волны. Во-первых, это подключение к сети, гигантами эпохи «веб 1.0» были AOL, Yahoo и Google, а всеобщим катализатором выступал браузер Netscape. «Веб 2.0» был социальным, основы для этого были заложены компаниями Facebook, Linkedin, Zynga, Twitter, а также присоединившейся к ним впоследствии Quora. Силу и влияние этого «социального» слоя сложно переоценить: традиционные крупные корпорации и индустрия в целом (не говоря уже о некоторых государственных режимах) столкнулись с огромными проблемами, пытаясь конкурировать с такими сетями.
А теперь наступили времена «веб 3.0», мобильного интернета, и эта эпоха уже в самом разгаре. У «мобильного веба 3.0» есть некоторые черты, унаследованные с прошлых стадий. Но при этом у него есть и ряд отличительных черт, совершенно не похожих на все, что было раньше. К этим элементам относятся:
• работа в реальном времени;
• вездесущность (вы всегда подключены к сети, «веб» везде с вами);
• возможность определять местоположение устройства;
• специальные небольшие экраны;
• высококачественная камера и аудио.
Эти факторы порождают две важнейшие проблемы, которые определяют будущее сегодняшних лидеров и завтрашних аутсайдеров.
Как нам уменьшиться? Ведь мы разрабатываем в первую очередь для мобильной среды. Благодаря маленьким экранам, с которыми приходится иметь дело в мобильном «вебе», пользователи привыкли к таким способам работы с сайтом, которые оказались новаторскими даже для сегодняшних лидеров интернет-разработки. Большинство компаний, которые сегодня занимают лидирующие позиции в области информационных технологий (за исключением Instagram) на момент появления были ориентированы на работу с ПК (подход «веб 1.0»). При разработке ПК-центричных веб-сервисов на сайте постепенно размещалось все больше информации, так как размер монитора неуклонно рос. К примеру, взгляните на страницу Facebook в браузере вашего домашнего компьютера. Она похож на аналитический портал «Блумберг» – масса всяких дней рождения, событий, статусных обновлений, рекламы, болтовни. Экран напоминает рог изобилия, из которого льется информация.
Любая компания, которая начинала с разработки для «веб 1.0», оказывается перед серьезной проблемой: необходимо все уменьшить. Попытка просто ужать сайт для ПК таким образом, чтобы он уместился на экране смартфона, себя не оправдала. У вас может быть пользовательская аудитория – у Facebook она, конечно же, есть. Но любого пользователя легко потерять, если он открывает на телефоне ваш сайт и видит, что информация теснится на экране, как селедки в бочке.
Специфика мобильных сайтов такова: компании-новички, сразу сориентированные на разработку сайтов для мобильных устройств, создают и дорабатывают такие сайты и приложения, которые наиболее удобны именно для работы с маленьким экраном. Instagram – живой пример подобного чисто мобильного социального сервиса, ориентированного на работу с фотографиями. Instagram не пытается вместить на экран мобильного устройства целый вагон информации, а пользуется изображениями, которые, как известно, могут стоить тысячи слов (и миллиарды долларов).
Сервис Instagram – мобильный по определению, он предназначен для обмена визуальной информацией и благодаря этому превратился в полноценную альтернативную социальную сеть. В итоге, когда аудитория компании выросла до 80 миллионов пользователей, а стоимость – до одного миллиарда долларов, она была приобретена Facebook. Среди других мобильных сервисов, ориентированных, в первую очередь, на мобильные платформы, следует назвать Foursquare, Path, Foodspotting, Banjo, Pulse и др. Каждый из этих сайтов благодаря сознательному уменьшению размеров страницы собрал собственную аудиторию и создал новый бренд, который может занять лидирующее положение среди сайтов, зародившихся во времена господства ПК.
Выход в «реал» (ведь виртуальные мобильные платформы продвигают вполне реальную коммерцию).
Основная цель мобильных проектов – монетизация, будь то ориентированный на смартфоны стартап Path или такой гигант, как Facebook, Вероятно, получение прибылей в мобильной сфере будет эволюционировать иначе, чем это происходило в мире ПК. Специфика такого заработка заключается в следующем: мобильные ресурсы должны иметь для пользователя самую что ни есть реальную и конкретную ценность.
И вот почему. В эпоху «веб-1.0» Google попал в точку, впервые применив рекламную модель «Cost per Click» (плата за каждый щелчок по рекламному объявлению). Поскольку поисковик Google значительно превосходил по качеству все аналоги, компания быстро стала серьезным игроком на этом рынке: ведь Google действительно знал, чем же интересуются пользователи. Для рекламодателей это был настоящий прорыв: наконец они смогли эффективно измерить действенность рекламного объявления. Им удалось вырваться из безумного мира, где деньги рекламодателя тратились и на телевизионную, и на печатную, а также на баннерную рекламу, эффективность и контролируемость которой были весьма сомнительны.
Итак, в Google появилась возможность показывать рекламу именно тем людям, которые заняты поиском тематически близкой информации. Эта модель позволила повысить качество измерения эффективности рекламы, что сделало ее более удобным способом вложения рекламного бюджета.
«Веб 2.0» поднялся на волне социальных сетей. В настоящее время Facebook предлагает нам рекламу, которая может нас заинтересовать, с учетом тех интересов, которые мы указали на странице, а также с учетом отзывов от наших друзей. Эта модель во многом повторяет и продолжает ту, что предложил Google, но потенциально даже сильнее. Facebook знает, как изменяются наши интересы (а также интересы наших друзей). Добавьте к этому крайне подробную демографическую информацию, которую указывают сами пользователи – таким образом, возможности рекламодателей оказываются просто необозримыми. Facebook и далее будет совершенствовать свою модель работы с рекламой. Поэтому практически нет сомнений, что его рекламный бизнес, составляющий финансовую основу компании, и дальше будет расти и развиваться.
Однако вместе со вступлением в эру «веб 3.0» новые способы работы с сайтом позволяют перейти и на новый уровень рекламы и продвижения товаров и услуг. Теперь технологические сервисы могут ориентироваться не только на графики социологических данных, подобные тем, которыми располагает Facebook, но и использовать гораздо более оперативную информацию, получаемую в реальном времени. Теперь становится известно, где вы в данный момент находитесь, какая там погода, какова ситуация на дороге, есть ли рядом определенные торговые точки или, например, ваши друзья, как часто вы бываете в конкретном магазине, и т.д. (Всю эту информацию уже можно получить или можно будет получать в ближайшем будущем). Мобильная среда еще сильнее приближает рекламодателей к самому моменту транзакции. В связи с этим возникает вопрос: зачем платить за клик, если вы можете получить реального клиента? Именно в этом заключается привлекательность мобильного «веба» для рекламодателей и других бизнесменов. Перспективы огромны – как для чистого заработка, так и для разрушения уже привычных механизмов работы в сети. Модели интернет-рекламы с оплатой за клик неизбежно будут развиваться.
Вот некоторые из компаний, которые уже сейчас заслуживают внимания в этом дивном новом мире: Waze, ShopKick и Foodspotting. Waze – социальный сервис, использующий картографическую информацию и данные GPS. Здесь предоставляются пошаговые указания о том, куда двигаться – плюс оперативная информация о дорожном движении и маршрутизация более чем с 20 миллионами пользователей. Многие пользователи выбирают Waze, стараясь найти кратчайший и наименее загруженный маршрут в определенную точку. Теперь же этот сервис также сообщает информацию о ценах на бензин по всему пути следования. Пользователи получают реальную выгоду, а торговцы – реальные прибыли.
ShopKick – это мобильное приложение, использующее игровой подход к розничной торговле. Пользователи, открывающие это приложение, получают призы за выполнение различных задач или квестов, предлагаемых на сайте. ShopKick продемонстрировал ритейлерам, что пользователи начинают тратить в магазине существенно больше денег, если играют в это приложение. Дело в увлеченности процессом, а еще в том, что приложение само мотивирует посетителя совершить покупку. Опять же, реальная выгода для пользователей – реальные доходы для предпринимателей.
Foodspotting – это сайт, рассказывающий о расположенных поблизости точках питания. Программа выяснит, где вы находитесь, и покажет иллюстрации лучших блюд, предлагаемых в близлежащих ресторанах. В Foodspotting имеется информация более чем о 2 миллионах блюд, причем, только в США сеть охватывает более полумиллиона ресторанов. Пользователи могут сообщать, какие рестораны и какая кулинария им нравится. Foodspotting, который сегодня объединяет довольно широкое сообщество пользователей, обращается к ресторанам с промо-предложениями. Сайт помогает рекламировать кухню данного ресторана именно тем пользователям, которым она нравится, и которые находятся поблизости. Опять же, это полезно как для клиентов, так и для держателей заведений.
Итак, «мобильный веб 3.0» более чем интересен. Но необходимо учитывать: не всякому дано представлять реальную ценность для пользователя, да еще и зарабатывать на этом деньги. Сайты, создававшиеся на этапе «веб 1.0», должны не просто перенести свои рекламные платформы в мобильную среду. Монетизация в мобильном пространстве протекает тем успешнее, чем ближе реклама подходит к самому бизнес-процессу. В общем, сомнений нет: мобильные приложения начинают пользоваться все большей популярностью среди рекламодателей. Необходимость в покупке кликов отходит на второй план, важнее становится войти в контакт с самим потребителем или организацией. И лидерами мобильного интернета станут сервисы, которые смогут оптимально адаптироваться к такой модели.
Источник
Читайте также
Инвестидея: как вложиться в зеленую энергетику через блокчейн
Инвестидея: как вложиться в зеленую энергетику через блокчейн
Крипторынок и зеленая энергетика обычно находятся по разные стороны баррикад: блокчейн-транзакции требуют больших энергозатрат и считаются неэкологичными. Но криптомеханизмы можно использовать и для поддержки чистой энергии. Рассказываем, как это работает и в токены каких компаний на «зеленом» рынке имеет смысл вкладываться.
Что такое USDT и как его использовать?
Что такое USDT и как его использовать?
В отличие от обычных криптовалют, стейблокины привязаны к курсу фиатной валюты — например, евро или доллара. Один из самых популярных «стабильных токенов» — это USDT от Tether. Рассказываем, что такое USDT, где купить токен и что учесть при покупке.
25 комментариев
Соцсеть на мели: Meta хочет больше платных функций в Facebook, WhatsApp и Instagram
Соцсеть на мели: Meta хочет больше платных функций в Facebook, WhatsApp и Instagram
1 комментарий
Meta полностью прекратит поддержку приложения Facebook Gaming
Meta полностью прекратит поддержку приложения Facebook Gaming
Обсуждение
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.