Все ждут рецессию — она придёт? Участники ИТ-рынка объясняют, к чему готовиться
Сокращения, заморозка, бенч — это всё всерьёз и надолго? Спросили экспертов.
Кризис в ИТ кажется уже чем-то повсеместным и само собой разумеющимся. Мировые ИТ-гиганты режут штаты и сокращают вакансии, аутсорс-компании в разных регионах отправляют сотрудников на бенч и восвояси. Наш регион — не исключение. У крупного аутсорса сократились заказы, а вместе с этим замерз и наём, и зп, и оптимизм. Кажется, все ждут рецессию.
Правда совсем недавно на фондовом рынке случилось оживление: акции компаний заметно подросли. Особенно отличилась Apple: её капитализация за один день 10 ноября выросла на $191 млрд. Причина потепления, как пишет Bloomberg, в более мягких, чем ожидалось, данных по инфляции в США. Но успех впечатляет лишь на коротком отрезке, в сравнении с прошлогодними котировками всё по-прежнему плохо.
dev.by поговорил с участниками рынка о том, что происходит и как глобальный тренд сказывается на ИТ в нашем многострадальном регионе.
«Сокращения не приостановятся»
Игорь Маханёк, венчурный инвестор, управляющий партнёр Geek Ventures:
Некоторые компании, например, в сфере недвижимости, начали увольнять ещё весной. Кто-то делал это на всякий случай, видя, что рынок падает. А в четвёртом квартале волна сокращений докатилась и до технологических компаний.
В технологических компаниях основные затраты — на людей. И в период с 2017 года они сильно увеличились: зарплаты, акции, бенефиты — для сотрудников всё было супер-френдли.
И когда пришло время резать косты, то логичным оказалось начинать с сотрудников.
Конечно, есть крайние случаи. Когда Twitter увольняет 50% персонала, это следствие не рыночных факторов, а смены руководства: просто Илон Маск меняет стратегию компании.
Проще всего увольнять в аутсорсе: там, как правило, нет больших выходных пособий, сокращения не сопряжены с пиар-ударом или ударом по культуре компании. И когда одни компании массово увольняют, другим легче нанимать. Эти факторы работают вместе.
Фактор пандемии — это не только лёгкие деньги. Из-за ковида выросли затраты на удалённых сотрудников, их negotiation power возросла. В результате леверидж зарплат уменьшился. Аутсорс уже не может делать сервисы намного дешевле по сравнению с тем, как если бы заказчик нанимал разработчиков сам.
На каждое сокращение рынок реагирует позитивно. Как только Meta объявила lay off, её акции пошли вверх. Не потому что увеличились доходы, а потому что уменьшились расходы.
То же самое с Apple и Amazon. Другое дело, что компании не могут поменять кадровую политику только потому, что их акции растут два дня подряд — важна динамика в более длинной перспективе. К тому же рынок может реагировать на позитивные ожидания сильно заранее.
Вопрос лишь в том, зацепит ли компании по второму разу.
В мобильной разработке дополнительный фактор влияния — ATT (App Tracking Transparency) правило Apple. Сделать прибыльный бизнес в мобильной сфере сейчас сложнее, чем год-два назад.
«Периоды спада впереди»
Родион Житомирский, основатель GP Solutions:
Тут есть ряд факторов, которые действуют разнонаправленно, подкрепляя и снижая спрос. С одной стороны, снижение спроса на белорусских разработчиков и та же рецессия. С другой — снижение предложения услуг из Украины в связи с техническими, психологическими, логистическими трудностями, возникающими у разработчиков.
Поживём — увидим. Основные «рецессионные» периоды впереди — это четвёртый квартал этого года и первый квартал 2023-го. Правда «рецессионность» четвёртого квартара станет понятна не раньше декабря, так как статистика ВВП за октябрь была позитивной как для ЕС, так и для США.
«Рецессия как Годо: все ждут, что она придёт завтра»
Борис Концевой, основатель Intetics:
Про рецессию все говорят, но причин особо не называют. Якобы выросла инфляция, покупательная способность беднейших слоев, наоборот, упала — отсюда и рецессия. Но не уверен, что покупательная способность беднейших может оказать такое влияние.
Другой фактор — кредитные ресурсы стали дорогими, и это уже серьёзнее. В результате какие-то инновационные проекты не получат инвестиций и не состоятся. С другой стороны, стартапы редко финансируются кредитами. А для венчура риск остаётся прежним.
Private Equity, консервативные частные инвесторы, могут променять стартапы на банковский сектор. Но доходность там всего 3% — мелочь по сравнению с желаемыми 12-25%.
В общем, почему все дёргаются [в мире], мне непонятно.
Правда мысль материальна — может, и придёт.
Вот у РБ совсем другие проблемы. К Беларуси рецессия на Западе, если она и случится, не имеет никакого отношения.
Читать на dev.by