За исключением смены работы и перехода в новую компанию подходящий к концу 2013 год не стал для меня богатым на профессиональные UX-события. Конференцию UX Russia 2013 пришлось пропустить — долгое время организаторы не заявляли докладчиков, а прошлый опыт подсказывал, что это делает мероприятие несколько спорным. Полузакрытый WUD-2013 Russia прошел незамеченным, поскольку конференция проходила в офисе компании Mail.ru с предварительным отбором участников. WUD-2013 Belarus был отменен в связи с занятостью организаторов и необходимостью проведения конференции UXPeople 2013. Ну вот и она.
Обсуждая внутри компании и среди знакомых, стоит ли идти на конференцию, вероятно, как и каждому ее участнику, мне пришлось ответить для себя на извечные вопросы — оправдаются ли мои ожидания, увижу ли новые методики, способы решения задач, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Даже после предварительной регистрации сомнения оставались, и я долгое время не оплачивал билет, поэтому, когда дозрел до приобретения билета, был удивлен тем, что билеты уже распроданы. Оказывается, в Минске проживает (или готовы сюда прибыть) около 400 специалистов веб-разработки, для которых тематика UX-дизайна интересна и актуальна.
Откуда взялись все эти люди? Возможно, виной тому интерес ИТ-компаний, который смещается в разработке ПО от выбора языка программирования или среды к работе с интерфейсом, внешним видом программы. Компании начинают задумываться о клиенте, его задачах и требованиях и удобстве использования их продукта. Наличие спроса рождает предложение. Либо это недостаточно удавшийся год в российском сегменте, высокий интерес среди UX-специалистов к минским ИТ-компаниям, активность организаторов.
Учитывая определенную отстраненность Минска от мировой среды разработки, следует отметить, что имена докладчиков были достаточно громкие. Ведь в Минск не приезжают проводить usability-тестирование, в городе нет доступных лабораторий eye-трекинга, что вынуждает даже белорусские компании обращаться к российским разработчикам. Чем привлекли докладчиков организаторы? Возможно, москвичи просто заскучали и решили приехать в Минск, посмотреть город и отдохнуть от суеты мегаполиса. В любом случае Минск посетили именитые докладчики, на выступлении части из них мне удалось побывать.
Виталий Фридман, создатель популярного журнала Smashing Magazine, который читает каждый уважающий себя разработчик. Выступление Виталия отличалось примерами и глубиной. Относительно новая технология, которая нашла применение в направлении Mobile first. В случае если вы пропустили выступление, технология, как и новая парадигма разработки, достаточно хорошо описаны в книгах «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркотта и «Сначала мобильные!» Люка Вроблевски, издательства A Book Apart.
Владислав Головач, создатель известной в рунете электронной книги «Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона» и владелец дизайн-бюро Usethics. Провел мастер-класс о применении программы InDesign в разработке прототипов. Технология, на мой взгляд, не развита и не предоставляет достаточной функциональности по сравнению с другими продуктами. К примеру, такой известный, хотя и нелюбимый мной продукт, как Axure, позволяет создавать интерактивные прототипы со сложной функциональностью. Любимый же и используемый мной Indigo Studio, созданный, к слову, UX-дизайнерами для UX-дизайнеров, позволяет не только быстро и удобно создать интерактивный прототип, но и добавить анимацию, о чем часто просят клиенты, а также экспортировать макет в формате HTML5, защитить его паролем, после чего разместить в облаке на серверах Infragistics.
Юрий Ветров, руководитель команды проектирования и дизайна интерфейсов Mail.Ru, рассказал, каким образом решается проблема внедрения UX-процессов внутри больших компаний. Эта тема оказалась мне особенно близка. Несколько лет назад я также столкнулся с ситуацией, при которой внедрение новых методик UX-проектирования связано с необходимостью завоевания уважения и доверия к тебе как к специалисту и твоим UX-решениям не только среди владельцев бизнеса или высшего менеджмента, но и среди программистов, маркетологов, сотрудников отдела поддержки и многих других специалистов. Выступление Юрия подтверждало мой личный опыт. Без их поддержки придется сталкиваться с натуральным саботажем, а раз получив ее, ты получаешь и их активное сотрудничество: суппортеры и маркетологи помогают исследовать пользователей, разработчики готовы следовать твоим решениям, понимая, что благодаря этому можно избежать бесконечных переделок.
Алексей Копылов, директор по опыту пользователей «Флексис», технический директор и партнер в UIDG, в недавнем прошлом UX Director компании Wargaming, представил доклад о создании Customer Journey Map. В разработке продукта UX-дизайнер использует такие документы, как описание Персонажа (Persona Profile), которое необходимо согласовать с маркетологом и оценить вероятность попадания в целевую аудиторию. Карта путешествия помогает оценить качество взаимодействия одного из персонажей с вашим продуктом в каждой точке контакта и предложить варианты решения.
Человек-загадка Максим Гулевич в своем уникальном стиле сгенерил главную светскую UX-новость года — он вернулся в EPAM Systems в должности Director, Digital Strategy and Experience Design в епамовской Empathy Lab. В стилистике черного юмора Макс рассказал о тенденциях в профессии UX-дизайнера на постсоветском пространстве. Становясь все круче как специалист, вы неизбежно столкнетесь с проблемой выбора: управление и руководство людьми с более высокой компенсаций либо полное погружение в профессию (без более высокой компенсации). Максим выбрал первое, как вы можете видеть из его должности. И так, по его мнению, поступает большинство. Следует также отметить нетрадиционный подход Макса Гулевича к визуальному ряду.
Оправдались ли ожидания от этой конференции? Мои, пожалуй, да. Однако мнения приходилось видеть и слышать разные. С моей точки зрения, наши отечественные посетители подобного рода мероприятий просто не понимают, зачем они нужны. Это, прежде всего, возможность общения между собой, но наши люди почему-то всегда ждут, что приедет какой-то крутой человек и научит их делать сайты, т.е. хотят мастер-класс. Например, выступал докладчик с типами персонажей и проектированием под них. Из зала раздался вопрос: «Ну и что нам с этим делать?» Складывается впечатление, что наши UX-спецы ждут каких-то конкретных указаний. По моему же мнению, здесь просто не нужно было скучать, а надо было знакомиться со всеми. Чем-то похоже на свадьбу, где тамада всех веселит, а если он отлучился — народ и заскучал. На роль тамады из докладчиков в полной мере претендовал только Максим Гулевич со своим как всегда провокационным и живым выступлением. А так, наверное, надо не ждать, что вас будут «веселить». А «веселиться» самостоятельно.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.