Разработчик: уехал после обыска — увольняют. Компания: он исчез (Обновлено)
В бот написал человек, представившийся сотрудником iTechArt. По его словам, с ним «несправедливо поступила компания»: уволила после отъезда из страны. Он просит сообщество рассудить.
В iTechArt прокомментировали историю: сотрудник ещё не уволен, но будет.
Молодой человек написал, что устроился в компанию в октябре 2021 на позицию frontend-разработчика с грейдом strong junior.
— В течение двух месяцев сидел на бенче — удалённо. За это время мне предложили 3 собеседования [с заказчиком]. Как мне показалось, они были нерелевантны моему опыту и рассчитаны на middle+/senior, о чем я спустя 2 месяца сообщил менеджеру.
Я в резюме приукрашивал себя до хорошего мидла, дописывал пару несуществующих проектов, а перед собеседованием обнаруживал переделанное CV, где опыт был умножен на 2 и были дописаны ещё проекты, о которых я даже не в курсе.
В начале декабря, продолжает разработчик, к нему пришли с обыском — и он уехал. Компании не сообщил. «Подумал, что всё равно сижу на бенче, собеседований в графике не предвидится, а менеджер в отпуске до конца декабря. Да и фактор полного шока…»
Молодой человек добавляет, что в тот момент ему страшно было говорить кому-либо, куда он едет, в том числе сообщать компании о планах.
— В конце декабря, когда менеджер узнал о случившемся, он предложил мне уйти по собственному. Сказал, что в противном случае я буду уволен по статье за прогул, так как уезжать из страны я не имел права, не сообщив об этом.
Молодой человек пишет, что испытательный срок у него заканчивался в начале января, и «менеджеру было удобно меня уволить в одностороннем порядке». Разработчик отмечает, что последний рабочий день ему «поставили 31 декабря» (в компании уточняют, что молодой человек до сих пор работает у них — прим. dev.by).
— Когда я попросил назвать причину увольнения, мне предъявили претензию, что в их компании некрасиво жаловаться на нерелевантные собеседования. Что я обязан был сообщить об отъезде из страны. И что я не был продуктивным в изучении Node.js по менторской программе (да, 3 недели после бегства не занимался этим, т. к. было не до этого).
Возможно, я не прав в этой истории, но мне показалось, что со мной поступили несправедливо. Менеджеру я сообщил, что напишу dev.by.
UPD: уже после выхода материала молодой человек прислал в бот уточнение и попросил опубликовать его. Он написал, что «никуда не пропадал и был всё время на связи», например, конкретизирует он, «созванивался по адаптации с эйчаром, но только не сообщал об отъезде».
— Менеджер знал об этом, так как созвон по адаптации был запланированным. Собственно, сам он общался со мной спустя 2 дня после отъезда — ему было известно без деталей, что у меня проблемы. Следующее наше общение с ним было через 12 дней, когда он вышел из отпуска. Каждый день я был на связи в Skype, проверял рабочую почту.
Молодой человек объяснил, почему его не уволили 31 декабря: «нужен был адрес, куда выслать трудовую, а постоянного адреса на тот момент у меня ещё не было, поэтому сместили сначала на 10 января, потом на 31».
— Все эти дни конечно же неоплачиваемые, по факту я уже не работаю там давно, просто числюсь в отпуске за свой счёт.
iTechArt: «Не работал — не показал требуемый прогресс»
dev.by запросил комментарий у iTechArt. Вот что прислала нам компания:
— Как пишет молодой человек, в компании он проходил испытательный срок на позиции джуна. Практически для всех специалистов этого уровня предусмотрено обучение. Это и есть прямая задача, которую некорректно называть бенчем или считать необязательной.
Контракт, заключенный с сотрудником, предполагал работу из офиса. Переход на удалённый формат — только по согласованию с нанимателем.
В декабре сотрудник исчез, ни в какой из форм не предупредив никого из руководителей или коллег. Более 3 недель компания безрезультатно пыталась с ним связаться. Всё это время он не работал и, как следствие, не показал прогресс, требуемый для успешного завершения испытательного срока.
И хотя на данный момент молодой человек работает в iTechArt, в ближайшее время компания действительно планирует с ним расстаться.
Как понятно из комментария, причина увольнения никак не связана с прохождением интервью или отстаиванием своей позиции. Наша корпоративная культура основана на взаимном уважении. Каждый сотрудник может высказать своё мнение и поделиться предложениями по улучшению рабочих процессов.
Комментарий юриста: «По закону молодой человек неправ, потому что не выходил на связь»
Мы попросили юриста Илью Рокача оценить ситуацию с т. зр. трудового законодательства.
— В комментарии iTechArt упоминается, что основным рабочим местом молодого человека являлся офис компании, а режим дистанционной работы был согласован в устной форме между работником и компанией. Я не видел трудовой контракт, но, исходя из своего опыта, предполагаю, что в нём был прописан режим работы в офисе, а режим дистанционной работы отсутствовал. Поэтому молодой человек не является сотрудником-удалёнщиком.
Юрист добавляет, если у сотрудника в контракте не прописан дистанционный режим работы, считается, что он работает в офисе. И даже если он устно договорился с работодателем об «удалёнке», это ничего не значит.
Для сотрудника, в контракте которого прописан режим работы в офисе (или не прописан удалённый формат работы):
— Согласно ч.7 ст. 42 ТК РБ, прогулом является отсутствие работника на рабочем месте:
- без уважительных причин;
- в течение всего рабочего дня либо более трёх часов в течение рабочего дня (непрерывно или суммарно);
- на территории организации, так и на объекте вне территории организации, где он в соответствии с трудовыми обязанностями должен выполнять порученную работу.
Со слов молодого человека, в начале декабря 2021 года сотрудники правоохранительных органов провели у него в квартире обыск, и в результате ему пришлось покинуть страну (насколько я понял, молодой человек не был задержан и осуждён по какой-либо статье КоАП). Я понимаю чувства молодого человека, поскольку сам прошёл через обыски и задержания. Однако, исходя из толкования норм закона, он неправ, потому что на протяжении трёх недель не выходил на связь с компанией. И это является ключевым основанием для увольнения сотрудника по ч. 7 ст. 42 ТК РБ, а именно — для увольнения в связи с совершением прогула.
Для сотрудника-удалёнщика:
По белорусскому закону, как таковой обязанности сообщать о своих передвижениях нет («удалёнка» регулируется ТК РБ).
Но сообщать желательно. У работодателя может возникнуть необходимость связаться с работником «в оффлайне», например — срочно направить ему документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Соответственно, если сотрудник-удалёнщик планирует переезд в другую страну и намеревается осуществлять свои трудовые обязанности из-за рубежа, то работодателю следует об этом знать.
Читать на dev.by