Первый полёт электрической «Алисы» и как закалялась ARM. Техдайджест
Каждую неделю собираем новости технологий, видео и ссылки на полезные статьи.
Каждую неделю собираем новости технологий, видео и ссылки на полезные статьи.
Немецкий гигант сталелитейной промышленности Thyssenkrupp придумал процесс производства «зеленой» стали, для которого не нужна высококачественная руда. И мало того: компания переоборудует под новый техпроцесс часть завода в Дуйсбурге, вложив в это €2 млрд. Чтобы разобраться, почему это может стать началом революции в отрасли, понадобится минимум знаний в области химии и осознание реальности глобального потепления. Выплавляя сталь традиционным образом, мы генерируем до 8% выбросов углекислого газа. Гигантские доменные печи должны остаться в прошлом.
Обычно железную руду плавят, очищая ее от примесей и затем раскисляя, то есть удаляя кислород. Есть разные методы нагревания и удаления кислорода, но суть всегда одинакова. При производстве тонны стали в среднем выделяется две тонны СО2.
Формула получений чистого железа для «зеленой» стали очень простая: добавляем водород, и он забирает из оксида железа кислород, превращаясь в воду. Называется это Direct Reduction Technology.
Проблема в том, что такой процесс очищает оксид железа, но не удаляет другие примеси. С углеродно-нейтральной сталью и водородом экспериментируют ArcelorMittal и шведская H2 Green Steel, но для ее производства с помощью DRT подходит лишь 3% всей железной руды. Разумеется, сталь выходит очень чистая и качественная, но дико дорогая. И что делать с остальными 97%?
Так вот, немцы в Thyssenkrupp вспомнили, что водородом можно не только пшикать в железную руду. Он еще и горит прекрасно, и электричество с его помощью можно генерировать. Так что в Дуйсбурге будет вторая ступень очистки: нагревание электричеством в ходе процесса, который называется Submerged Arc Furnace. В литье стали SAF — это как SSD против традиционного жесткого диска: эффективно, круто, быстро и (пока что) дорого.
Одна маленькая проблемка. Ни в одном пресс-релизе и публикации об этом проекте я не нашел сведений о том, где Thyssenkrupp способен раздобыть водород в промышленных масштабах. Впрочем, производство чистой стали должно начаться в 2026 году, к тому времени разберутся, думаю.
Первый полет электросамолета — это как первый цифровой фотоаппарат. Он маленький, слабый, дорогой, выделяется разве что необычным дизайном… И может многое изменить. Вот как это выглядело: в воздухе Alice от компании Eviation.
Первый прототип «Алисы» компания показала в 2017 году. Тогда у самолета был V-образный стабилизатор, три мотора и дальность полета свыше 800 км. Сейчас мотора осталось лишь два, а для снижения веса пришлось пожертвовать емкостью аккумуляторов, и Alice летает всего на 460 км.
Создатели уверяют, что около трети всех полетов пассажирских самолетов короче, и рынок для них есть. Обещают, что в эксплуатации электросамолет будет в несколько раз дешевле любого турбовинтового. Открыты предзаказы, но цена не называется.
460 км дальности звучит как шутка. Однако создатели Alice уверяют, что около трети всех полетов пассажирских самолетов короче, и рынок для их детища есть. Обещают, что в эксплуатации электросамолет будет в несколько раз дешевле любого турбовинтового. Открыты предзаказы, но цена не называется. Среди клиентов — гигант экспресс-доставки DHL.
Мне кажется, что, проектируя Alice в 2015-м, Дэвис просто надеялся на то, что прогресс в области аккумуляторов будет заметнее. Стали бы они легче и более емкими… Но нет, у нас по-прежнему литий-ионные, и редкий электромобиль весит меньше 1,5 тонн.
Аккумуляторы, которые подойдут для самолетов, еще предстоит придумать. Но улучшить их пытаются во всем мире. В Университете Карнеги-Меллона сделали роботизированный стенд с ИИ, который способен изобрести новый электролит.
Atlantic Council посвятил отдельное исследование альтернативам — аккумуляторам без лития. А Popular Science исследует, вероятно, самое перспективное направление: твердотельные аккумуляторы.
Что такое сила разума? На мой взгляд, лучшая иллюстрация для этого — колоссальный бизнес компании ARM. Она создала самую популярную архитектуру для электроники и зарабатывает миллиарды, не сделав при этом ни одного процессора самостоятельно. О бизнесе и будущем в большом интервью Нилаю Пателю рассказывает CEO компании Рин Хаас.
Меня особенно подкупает, насколько простым языком Хаас рассказывает, за счет чего ARM проник буквально во всю электронику, опутав ведущие компании своими лицензионными соглашениями. Apple, Samsung, Qualcomm — все платят роялти ARM. Каково это — быть умнее стольких умных ребят сразу? И как ARM это удается?
Одна цитата: «Трудно создать команды [как наша]. Большинство компаний смотрят на это и думают так. Если я создаю SoC (систему на чипе), и у меня есть лимит на драгоценных инженеров, чтобы дифференцировать свой продукт, то дифференциация по процессору, вероятно, не лучшее место приложения усилий. Лучше мы займемся камерой, или модемом, или системой ввода-вывода».
Двуногий робот Cassie поставил рекорд скорости на стометровке. Бежит он в три раза медленней Усейна Болта, но, тем не менее, это очень впечатляет.
Задолго до того, как DART врезался в астероид и до фильма с Брюсом Уиллисом у нас уже была игра про взрыв летящей к Земле космической угрозы: она называется The Dig.
HBO показал первый тизер-трейлер сериала по игре The Last of Us.
Археологи в Египте нашли и зачем-то вскрыли древний саркофаг. Вот только проклятья фараона нам в нынешнем году не хватало…
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.