Этим летом 21-летний разработчик Артём Нестеренко закончил ФПМИ БГУ. Работать в компании LWO он начал на третьем курсе, туда же пошёл по распределению. За последние месяцы парню сделали офферы три компании, но ни в одну из них он не смог перераспределиться — LWO не отпускает. dev.by выслушал историю джуниора, который кодит на 0.75 ставки за «+$250 к попятьсот» и чувствует себя заложником обстоятельств.
Артём, ты работаешь по своей специальности «Компьютерная безопасность»?
Не совсем. Я закончил онлайн-курс по Java, влюбился в язык с первого взгляда, но вот веб-разработка не зашла — решил писать приложения под Android. Взял бесплатные курсы от Google, потом попал в ШАД «Яндекса». Курс по разработке под Android был очень интенсивный, пилили лаунчер для телефона. Из 30 человек под конец осталось около 15, пройти стажировку предложили 2-3. Я уже понимал, что работу мне скорее всего не предложат.
И что ты решил делать?
В конце 2-го курса решил сам искать работу. Зашёл на jobs.tut.by и понял, что даже для Junior-разработчика столько всего нужно знать, что можно за голову хвататься.
И тут мой знакомый рассказал мне о компании LWO. Спросил, не хочу ли я туда.
Дали тестовое — стандартное приложение про погоду. Сначала делал так, чтобы нужная фича заработала, а потом переделывал таким образом, чтобы мне нравился результат. В итоге это заняло около месяца. Делал на Kotlin, которым увлёкся ещё в ШАД. В LWO на нём не писали. Я решил, что это может быть для меня хорошей возможностью — в будущем привнести эти знания в команду.
Расскажи о первом рабочем месте.
Основа всех проектов LWO — банковские приложения: интернет- и мобильный банкинг. Когда я вышел на работу, мне дали проект с крупным государственным банком, один из основных в компании проектов, и сказали: «Разбирайся».
Я был первым человеком, которого взяли в LWO в таком возрасте — 19 лет. Мои друзья и родители гордились мной — самый первый из группы нашёл работу. Я был в эйфории, потому что все мои одногруппники, и я в том числе, пользовались приложением, которое мне предстояло разрабатывать и поддерживать.
В 19 лет ты начал разрабатывать приложение крупного банка. Не страшно было?
Страшно. Проект государственного уровня, вдруг что-то не так напишу, а потом приложение взломают и за мной придут. Я понимал, что на мне лежит ответственность, я должен об этом помнить и не писать абы-што. Страх научил меня копать глубже, рисовать в блокноте блок-схемы переходов в приложении: где какой код вызывается. За две недели более-менее влился, но, конечно, успел обозреть только самые важные части.
Тебя кто-то менторил?
Изначально на проекте работали двое парней и я. Меня никто не менторил. Но позже я менторил джунов, которые приходили к нам в команду после меня.
Накануне распределения ты уже знал, что пойдёшь в LWO?
На третьем курсе с нами начали заводить разговоры о том, куда мы собираемся после вуза. Не могу сказать, почему тогда не начал искать новую работу. Я был зелёным, глупым мальчиком: возможно, испугался, что не успею найти новое место к распределению. А если найду, то не факт, что там будет лучше. К тому же нас запугали, что могут распределить на кафедру или куда-нибудь в регион. Плюс: если у компании нет договора с университетом, придётся собирать бумаги, возить их куда-то. А здесь был проверенный вариант. В общем, я не стал ничего искать. Хотя моя одногруппница, у которой заканчивался контракт, успела найти новую работу и в последний момент всё согласовала — это вполне возможно.
Когда писал дипломную работу, понял, что сглупил.
Ещё до начала распределения окончательно решил, что хочу уйти из этой компании. Меня не устраивали подходы в разработке продукта, бизнес-процессы, технологии.
Например, я захотел перейти с Java на Python, а здесь такой возможности нет. Зарплата — это тоже хорошая мотивация, но далеко не главная для меня, я готов согласиться на меньшие деньги ради интересного проекта и интенсивного обучения. Зарплата меня в принципе устраивает, я получаю «+$250 к попятьсот» за 6 часов.
Как ты сделал выводы о процессах в компании, если в других местах не работал?
Я ведь не дурачок и не обезьянка, чтобы просто выполнять задания, которые мне дают. Естественно, я интересовался тем, что происходит в индустрии, читал блоги, посещал митапы, общался с друзьями из разных компаний.
В частности, поскольку мобильные приложения требуют много времени на сборку и доставку, многие компании автоматизируют эти этапы. Мы же это делаем вручную. На первых порах было интересно, но сейчас только отнимает рабочее время. Плюс, если ты болеешь или уходишь из компании, должен оставаться кто-то «в теме». Подвижки в этом направлении есть, в том числе и по моей инициативе, но пока что это не проторенная дорожка для компании.
Как бы ты сформулировал причины, по которым хочешь уйти? В порядке приоритета.
- Сменить направление разработки;
- Уйти от Java-технологий;
- Увидеть более налаженные процессы разработки;
- Получить более интересные проекты;
- Карьерный рост;
- Более профессиональный коллектив;
- Зарплата.
В итоге ты решил походить по собеседованиям?
Да, и через какое-то время у меня уже было два оффера, но в каждом случае не совсем то, что искал: фулстек- и Android-разработка. Думал согласиться на первый, но услышал от друга про ещё одну крутую компанию, в которой работает часть команды MSQRD, — AR Squad. Их эйчар запостила три вакансии: на Android, React Native и Python-разработчика. Я посмотрел, что требуется для Python-разработчика, понял, что моих знаний не хватит. Но друг настаивал: «Сдался тебе аутсорс, у этих ребят свой продукт!».
В итоге я закинул резюме в AR Squad, думал, что всё равно откажут, но ребята сразу ответили: «Приходи, пообщаемся» — ого, а так можно было? Собеседовали меня три человека: СЕО Андрей Янчуревич, парень, который представляется как Флоп Бутылкин, и еще один разработчик, имя которого я не запомнил. Общались мы не в митинг-руме, как это обычно бывает, а в релакс-комнате с мягкими диванами. Это была достаточно забавная картина.
Что ты имеешь в виду?
Пока один парень разговаривал со мной, остальные сидели в телефонах и залипали в свои «сны». Они делают приложение для сна с красивыми сказочными картинками, которые отрисовывают на Unity. А вокруг всего этого — обёртка в виде приложения под Android. Под конец они говорят: «Ты видел наше приложение?». Я отвечаю: «Да, по ссылке ходил, промо-ролик смотрел, но больше информации в интернете не нашёл». На что они ответили: «Вот, держи телефон, поиграй, тебе ведь разрабатывать это приложение». Приложение было выпущено только для iOS, и ребята собирали команду, чтобы разработать его для Android, поэтому можно было собственными глазами увидеть, с чем предстоит столкнуться. Я с первой минуты начал в него залипать, оно классное.
И тут я понимаю: вот она — работа моей мечты. Это лучше, чем всё, куда я до этого пытался попасть.
Мне провели небольшую экскурсию по офису, атмосфера там здоровская. Очень дружная команда, всего — 11 человек. Ребята используют большой стек технологий, это значит, что в мои задачи входила бы не только разработка под Android, но и React Native, и Python. Тебе дают задачу, и ты сам выбираешь, с помощью каких инструментов будешь реализовывать её, а можешь вообще делегировать.
Тебе сделали оффер?
Мне предложили испытательный срок на три месяца, но в моём случае так нельзя: перераспределение должно быть бесшовным. Поэтому ребята нашли альтернативу испыталке — тестовое задание. Нужно было разработать мини-игру на Unity. Никогда не имел дело с этим движком, пришлось с нуля изучать. Я почувствовал прилив энергии, мотивации. Старался побыстрее всё сделать и накосячил: перечитал условие уже после того, как отправил выполненное задание, и заметил, что один пункт реализовал по-другому. Поэтому объяснил ребятам, что, на мой взгляд, эта реализация лучше указанной в задании, такие пироги, сорян, уже не стал переделывать. Флоп посмотрел и ответил: «Круто, этот способ действительно лучше».
Время с моим ответом на уже имеющийся оффер поджимало, хотя AR Squad мне ещё не сделали предложение, но я решил — всё или ничего.
Замдиректора сказал: «Мы тебя не отпускаем»
А как в это время обстояли дела на работе?
Получив оффер № 1 (в Itexus), я пришёл к своему начальству в LWO и сказал, что хочу уволиться и перераспределиться. Поговорил со своим менеджером, он попросил дать ему неделю. Я согласился и пошёл работать. Прошла неделя, я снова ему пишу: «Как решим мой вопрос?». Он отвечает: «Я в командировку уезжаю, давай поговорим, когда приеду». Я разозлился, но ничего не поделаешь, давай подождём. Приезжает он из командировки, я жду. Он молчит, моё увольнение никак не продвигается. Обстоятельства складывались таким образом, что ещё неделю мы с ним не пересекались, рабочие задачи мне поступали, но вопросы решались через кого-то другого. Складывалось впечатление, что он меня избегал.
Через месяц после этого я получил оффер от AR Squad.
Наконец-то появился повод с ним поговорить — нужно было обсудить вопросы по проекту. Я пришёл к нему в кабинет, и он намекнул, что помнит про моё увольнение, мол, мы об этом ещё поговорим. Ничего в тот день мы так и не обсудили. Тогда я сказал AR Squad, что, чтобы начать перераспределение, нужно сделать несколько шагов, один из них — прислать официальное письмо на имя компании, где я работаю.
AR Squad прислали письмо в LWO?
Да, ребята подготовили сразу два письма: на имя университета и LWO. Когда я пришёл в нашу бухгалтерию, там удивились: а согласовал ли я с кем-нибудь своё увольнение? Я объяснил, что говорил с начальником, он вроде как не против. Какого-то чёткого обсуждения не было, поэтому я пришёл к вам с письмом. Стал ждать, но ответа не было. К слову, мой текущий работодатель так и не прислал официальный ответ на это письмо.
Прошло ещё несколько недель. По первому разговору с начальником я помнил, что меня не особо хотят отпускать, но я-то хочу уйти. Было ясно, что, если работодатель не соглашается на перераспределение, то ничего не поделаешь. Я стал изучать, какие ещё есть варианты, чтобы меня уволили. Можно было пойти более грубым путём и поискать нарушения в моём оформлении на работу, тогда я мог бы обратиться в Минтруда и попросить перераспределение. Я вспомнил, что LWO не перезаключила со мной как с молодым специалистом новый контракт на два года, мы просто продлили текущий. Я подумал, что здесь что-то не так. Начал рыть информацию и наткнулся на один пункт в Трудовом кодексе, который говорит о том, что работодатель может так делать, а значит — на таком основании я не могу уйти.
Была ещё одна зацепка. Так вышло, что в LWO я работаю 6 часов, а не 8. Это время закрепилось за мной ещё со студенчества, на 8 часов никто не предлагал перейти, а я и не настаивал. Думал, может здесь есть какое-то нарушение, но оказалось, что молодых специалистов на законных основаниях можно трудоустраивать и на 0.5, и на 0.25 ставки.
А с директором пробовал разговаривать?
После того, как я понял, что с моим менеджером Ромой ничего не получается выяснить, я решил поговорить с Олегом, директором компании. Но с ним побеседовать не удалось — только с его заместителем.
В первую нашу встречу я не был подготовлен, и зам меня немного морально задавил, сказал: «Мы тебя не отпускаем». Я подумал: вот это я попал.
Получился не очень приятный разговор. Не успел я сказать о том, что у меня есть оффер, и объяснить причины, по которым хочу уйти, он начал монолог о том, почему не хочет, чтобы я уходил, и почему не отпустит. Чётких аргументов, почему компания не может меня уволить, не было. Логика была простая: вот мы хотим, чтобы ты на нас ещё поработал. По идее, они имеют право мне отказать и обязать работать до конца контракта.
После нашего разговора я поговорил с более опытными ребятами, родителями, мать звонила на горячую линию юристам, чтобы узнать, как это можно решить. Есть вариант — через университет без согласия работодателя перевестись, но неизвестно, сколько бы это тянулось, и вряд ли AR Squad всё это время ждал бы меня. Я не стал этим заниматься. Ещё более радикальный вариант — обращаться в Министерство образования и там объяснять, почему и куда я хочу уйти. Но это ещё более сложный и долгий вариант.
А есть ещё какие-нибудь варианты?
Можно прийти на работу в нетрезвом виде. Не секрет, что немного вина подстёгивает программиста к более интенсивной работе. Но это всё-таки может наложить отпечаток на карьеру.
Ещё как вариант — увольнение по статье, но это тоже не самый лучший сценарий для молодого специалиста: повод для нового работодателя задуматься.
Ты эти экстремальные варианты не рассматривал?
Я решил снова попытать удачу: собрал доводы и аргументы, почему не хочу здесь оставаться и почему работодателю невыгодно меня удерживать, и пошёл опять к заместителю директора.
Я даже обратился за помощью к знакомым из банка, для которого мы делали приложение, чтобы они попросили меня отпустить.
И пока я ждал встречи возле двери, знакомые позвонили и сказали, что пообщались — однозначно «нет». Но я решил всё-таки дождаться. Мы поговорили, всё кончилось тем же.
Ты попытался выдвинуть свои условия? Программист «через не могу» — вряд ли хороший программист.
Да, когда понял, что уйти мне не удастся. Сказал, что мне неинтересно здесь работать, поэтому хотя бы дайте мне 0.5 ставки. На что мне ответили: «Нет, даже не проси». Тогда я сказал, что хочу повышение зарплаты в полтора раза. Ответ был очевидным: сразу не можем повысить, давай разберём, достоин ли ты этого, измерим твою эффективность и пр. В итоге сказали, что зарплату повысят, но не сразу и не в полтора раза, и для этого нужно перейти с 6 на 8 часов. Я решил, что меня такой вариант не устраивает, поэтому остаюсь на прежней зарплате. После нашей встречи я случайно пересёкся с моим менеджером, и он сказал, что будет мне повышение.
Кстати, когда зам узнал, что я работаю 6 часов вместо 8, его это повергло в шок. Я сказал, что меня никто не спрашивал, хочу ли я перейти на 8, просто продлили контракт и всё. Он спросил, уверен ли я, что это законно. При мне стал звонить кадровикам и спрашивать: «У вас что, Нестеренко работает 6 часов? Почему столько?». Я не знаю, что ему говорили, но понял, что ему ответили: «Так получилось». Наш эйчар услышала не самые приятные слова за мои 0.75 ставки и за то, что контракт только на год заключили. А я услышал фразу, которую нужно остерегаться всем молодым специалистам: «Политика компании теперь — брать выпускников вузов только на полную ставку». Можно сказать, что мне повезло.
Что собираешься делать?
Я уже перестал заводить разговоры про моё увольнение. Единственное, что мне остаётся — ждать, пока закончится контракт, 9 месяцев. Ещё можно найти удалённую работу, но я уже искал, совсем мало вариантов, а те, что есть, не особо интересны. AR Squad, естественно, отказались взять меня на полставки, им это невыгодно. Замдиректора я предупредил, что, когда закончится контракт, не буду его продлевать. Хотя бы здесь он поступил как человек: пообещал, что подпишет заявление об увольнении, когда я доработаю. По крайней мере, он так сказал.
Комментарий вуза и юриста здесь.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.