В Минске прошла конференция The Eastern Partnership (EaP) — инициатива между ЕС и его восточными партнёрами, на которой гости из Эстонии и Польши поделились своим опытом создания ИТ-страны. А белорусские учёные обсудили насущные проблемы: интеграцию образования, науки и государства, разницу зарплат учёных и айтишников, применение исследовательских разработок в бизнесе.
Опытом создания бизнес-инкубатора из научной лаборатории поделился специалист из Польши, начальник сетевого департамента Артур Бинчевски.
«Наши лаборатории работают как бизнес-инкубаторы: оказываем финансовую и консультационную поддержку стартапам. Инфраструктура государственных научных институтов должна быть открыта для коммерческих организаций. Наука может предложить бизнесу новые услуги, где будут поддерживаться защита авторских прав, конфиденциальность и пр.», — пояснил он своё видение.
Об эстонском подходе к образованию рассказала директор фонда ИТ-инфраструктуры для образования Кристина Лиллеметс из Эстонии. «Мы фокусируемся на образовании в детских садах, обучаем воспитателей, показываем им технологии, чтобы они демонстрировали их детям. Мы прошли этот путь за 20 лет, надеюсь, Беларусь преодолеет его быстрее, за счёт поддержки и помощи других стран», — обнадёжила Лиллеметс.
Белорусские же исследователи больше говорили о важности объединения вездесущего треугольника: науки, образования и бизнеса. «Мы имеем хорошую образовательную и исследовательскую базу, но ИТ-индустрия пока не заинтересована в сотрудничестве с исследовательскими институтами. К тому же низкие зарплаты деятелей науки отталкивают молодёжь от этой области, вынуждая их идти в промышленный сектор», — пояснил генеральный директор ОИПИ Национальной академии наук Александр Тузиков.
Поддержал коллегу заместитель генерального директора по науке и инновациям «Софт Клуб» Владимир Анищенко. «У нас есть хорошая научная школа, которая может помочь превратить Беларусь в цифровое информационное государство. Сейчас создаётся ИТ-кластер, который объединит науку, образование и бизнес. Этот процесс (переход к сплочённости, — прим. ред.) готовился давно. Сейчас нам нужна поддержка государства и бизнеса», — поделился предприниматель с 30 летним стажем в науке.
«Любое правительство ждёт решений, которые ему принесут на блюдечке. Но с такими зарплатами, как у научных деятелей, чудес ждать не стоит, — добавил учёный из Института проблем информатики НАН Беларуси Василий Ковалёв. — Доля магии в науке есть, но иногда её недостаточно. Деньги правят миром, как бы это не было грустно или весело».
По мнению учёного, белорусским компаниям не хватает давления со стороны конкуренции: «Если на рынке ИТ-услуг появится большее количество стран, то они окажут давление на аутсорсинг Беларуси. И тогда наши ИТ-специалисты начнут шевелиться».
Представитель белорусской ИТ-компании возразил учёному: «Основной двигатель нашей сферы — это не деньги, а люди с горящими глазами. Надеюсь, что новая (цифровая) экономика позволит сотрудничать с компании и исследовательскими центрами. Чтобы развивать экономику, нам нужна помощь исследователей. Нам нужно быть более объединёнными, собственно, для этого я сюда и пришёл».
Гость конференции из Азербайджана поинтересовался у белорусских исследователей финансированием национальных программ («у вас наверное есть какие-то органы, которые этим занимаются?») и зарплатами учёных.
Александр Тузиков пояснил коллеге, что в Беларуси есть несколько уровней финансирования научных исследований, существуют государственные программы и инвестиционные фонды. Однако сейчас вся эта система не очень эффективна. «Для развития чего-либо нужна финансовая независимость, хотя бы на уровне выживания. Сейчас средняя зарплата ученого — $300-350. Этого недостаточно, чтобы иметь мотивацию для работы. Я надеюсь, что когда-нибудь эта система будет работать лучше».
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.