Любой технический специалист однажды задумывается о повышении и карьерном росте. Если в узкой нише уже достигнут предел, остаётся один выход — осваивать управленческие позиции, брать на себя риски по управлению проектом и командой. Программа MBA Института бизнеса БГУ на реальных кейсах объясняет, как устроен мир бизнеса. О том, что она даёт айтишникам, рассказал Виктор Смусин, один из лучших преподавателей программы, магистр физико-математических наук, магистр бизнес-администрирования, предприниматель.
Зачем айтишнику идти на МBА?
Если программист до пенсии планирует работать программистом, то, пожалуй, незачем. А если он хочет расти в Team Lead или создать свою компанию, тогда МBА будет очень полезна. Программа помогает открывать глаза на важные бизнес-аспекты, такие как маркетинг, менеджмент (как мотивировать людей, как организовывать их работу), микро- и макроэкономику предприятия.
Я сам был техническим специалистом. И после MBA мне сначала некуда было применить знания в маркетинге, праве. Но спустя пять лет я стал соучредителем ИТ-компании BIVIAR Partners. Никогда не знаешь, когда знания тебе пригодятся. В моём случае учёба в MBA стала той гирькой, которая помогла принять правильное решение.
Кому и когда не нужна MBA?
MBA Института бизнеса БГУ нельзя назвать must have, если вы просто хотите быть менеджером по проекту. Средний возраст слушателей программы — 30 лет. Их карьера — ещё впереди, и она может круто измениться. Если человек знает финансовый учёт, но не знает права и менеджмента, нельзя сказать, что он чувствует бизнес и понимает его. А если он изучил всё в комплексе, тогда у него сформировано представление о том, чем он занимается или собирается заниматься. Совокупность предметов на этой программе даёт цельную картину.
MBA для айтишников — есть какие-то особенности: в преподавании, восприятии, применении?
Глобальных отличий нет. Айтишники — умные люди, но и из других сфер на MBA приходят неглупые. Благодаря тому, что на МBА учатся люди из разных областей, здесь формируется интеллектуальная атмосфера и качественное сообщество.
Но лёгкие отличия между айтишниками и людьми из других областей всё же бывают, и они в среднем в пользу первых: айтишники структурно мыслят, критически принимают информацию, при этом с удовольствием соглашаются с обоснованными утверждениями, даже если сначала были с ними не согласны.
Среди айтишников встречается снобизм и самоуверенность, но не на MBA Института бизнеса БГУ. Так как эта часть айтишников на MBA просто не доходит.
Стартаперам нужно стремиться получить MBA или это совсем другая история?
Стартаперам MBA полезна в первую очередь, потому что они, как правило, недооценивают деловую и маркетинговую часть своего начинания. Многие стартаперы не достигают успеха потому что справляются с технической стороной дела, но не уделяют должного внимания бизнесу. Но нужно сделать оговорку, что стартаперам MBA поможет в следующем их проекте, а не в текущем, потому что программа долгая: длится 2 года. И эффект от неё обычно отсроченный, поскольку MBA Института бизнеса БГУ — это долгосрочного действия программа.
Есть ли у айтишников какие-то предубеждения по отношению к классическому бизнес-образованию на фоне головокружительных историй успеха «из гаража»?
Да, я часто встречаю такие предубеждения, и чаще всего почему-то именно у айтишников. Отсылки к историям из гаража — это классическая «ошибка выжившего», да и просто логическая ошибка. Примеры, когда люди достигали успеха без какого-либо образования, единичны и не говорят вообще ни о чём. Вот если бы были данные о том, насколько процент успеха среди «гаражных» историй выше, чем среди MBA-историй, это было бы убедительно. Но такой статистики мне неизвестно.
Многие ездят за MBA в другие страны, есть ли действительно разница?
Если ехать в Гарвард или Оксфорд, то разница, конечно, есть. Белорусский MBA уступает топовым западным бизнес-школам, но не уступает средним. Я сам учился в Германии, но не на MBA, изучал математику и программирование, много общался с западными бизнес-преподавателями, поэтому знаю о чём говорю.
Но если человек уже сейчас планирует уехать в Америку, то я бы на его месте скорее думал про американскую бизнес-школу. Но не из соображений качества образования, а из соображения того, что во время обучения ты можешь обзавестись новыми связями, поскольку будет много нетворкинга. Поэтому, если вы планируете уезжать в Америку, то лучше накапливать эти знакомства там. А принципы ведения бизнеса, конечно, схожи — мы ведь учим по американским учебникам. Белорусская специфика на некоторых предметах есть, например, на праве, но таких меньшинство. Процентов 80 предметов — универсальны.
Чем отличаются зарубежные преподаватели программы от наших, местных?
На Западе большинство преподавателей бизнес-школ занимаются только преподаванием, часто наряду с исследованиями, но не работают в бизнесе.
А у нас большинство преподавателей — практики.
Какие конкретные айтишные кейсы разбираете во время программы?
Например, в прошлом учебном году мы разбирали кейс, как реальная крупная американская компания, внедряя информационную систему, катастрофически не уложилась в бюджет. Изучали ситуацию с разных сторон: что и почему там произошло. Также обсуждали внедрение CRM-системы в банке, инновации в построении бизнес-модели Amazon, работу небольших онлайн-платформ и пр.
Немало примеров я привожу из деятельности компании BIVIAR Partners, где я соучредитель и руководитель проектов в Германии.
Какие позиции в ИТ-компаниях занимают ваши слушатели? И меняется ли зарплата специалиста после получения MBA?
В основном, это Team Lead, но есть и топ-менеджеры, и программисты. На Западе зарплата специалиста после получения MBA меняется, у нас таких исследований не проводили, поэтому сложно сказать однозначно. Но, на мой взгляд, она меняется не автоматически, а скорее потому, что человек, приобретя новый багаж знаний, сам начинает двигаться вперёд, ищет новые челленджи. В конечном итоге зарплата повышается, потому что человек начинает вести себя по-другому. Плюс MBA развивает soft skills, которые могут привести к росту зарплаты.
Какой процент ИТ-специалистов в группах и есть ли смысл в том, чтобы делать исключительно айтишные группы?
Сейчас в среднем 20 процентов людей в группе — это ИТ-специалисты. Знаю, что несколько лет назад проводили эксперимент: была собрана группа для MBA из сотрудников одной ИТ-компании. И это привело к не очень хорошему результату. Дело в том, что на MBA люди часто работают в группах над проектами, и в данной ситуации получилось, что у людей был одинаковый опыт, и они обменивались одними и теми же идеями. Я там не присутствовал, но мне это представляется довольно скучным. Поэтому, думаю, это хорошо, что на MBA группы смешанные.
Предполагается ли перевод программы на белорусский язык?
Можно считать, что такая программа уже есть. Я в этом учебном году проведу свои блоки курсов «Інфармацыйныя тэхналогіі ў кіраванні» и «Бізнес-прэзентацыя» на белорусском языке. Я уже четыре года с домочадцами разговариваю только на белорусском языке, поэтому «нiчога складанага не бачу ў тым, каб весцi заняткi па-беларуску». Знаю, что процентов 30 слушателей похожих программ стараются отвечать на белорусском, если лектор белорусскоязычный. По моим ощущениям, у большинства белорусов есть скрытая симпатия к родному языку.
Как проходит процесс обучения на МВА? Какие современные методы из ИТ вы применяете на занятиях?
Обычно процесс обучения происходит в виде обсуждения кейсов, технических и стратегических вопросов внедрения информационных систем. Приведу пример: во время разработки ИТ-продуктов часто люди не укладываются в сроки и нанимают больше разработчиков, чтобы быстрее завершить проект. В IТ это приводит к тому, что проект ещё больше затягивается. И на занятиях мы рассматривает, что можно сделать в таких ситуациях. Также, я стараюсь вставлять операционные фишки, лайфхаки из личной практики.
У нас есть активность, в которой участники группы презентуют какую-то технологию, например, 3D-печать, спутниковый мониторинг транспорта, распознавание отпечатков пальцев, автоматизированную разведку оценки конкурентов и пр. За минуту нужно максимально полно рассказать о технологии и её применение в бизнесе. Людям очень нравится эта активность, потому что буквально за час перед ним появляется целый калейдоскоп интересных фишек.
На программу MBA Института бизнеса БГУ приходят самые мотивированные?
Могу сказать, что слабо мотивированные люди попадают на MBA разве что по случайности и обычно отсеиваются быстро. Когда у меня спрашивают, идти на MBA или нет, я всегда говорю «идти», но с двумя оговорками: первое — не рассчитывать на мгновенный эффект и второе — подумать, есть ли у тебя на это время (где-то 20 часов в неделю). Когда я учился, у меня была только работа и учёба, и это уже было тяжело. А люди, которые совмещают MBA, +работа, + семья — вообще герои. И таких случаев немало. В основном люди в один голос твердят «ой как сложно, ничего не успеваю», но не воспринимают это как повод, чтобы прекратить занятия. Эта атмосфера засасывает, потому что это и интересное содержание программы, и яркие преподаватели, и группа, которая тебя поддерживает. Люди стонут хором, но гребут. MBA, с одной стороны, это инвестиция денег и времени, а с другой — огромная польза, которая даже не знаешь, где проявится.
Контакты магистерской программы MBA Института бизнеса БГУ
+375 29 188 37 00
E-mail: [email protected]
Адрес: Минск ул. Московская, 5, каб. 304
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.