Как намерение властей Беларуси раскошелить Skype и Viber соотносится с принципом сетевого нейтралитета? И что об этом думают мобильные операторы? dev.by примерил зарубежный опыт на белорусскую реальность.
Сергей Попков. Фото: Роман Савкив, 42.TUT.BY
В феврале министр связи и информатизации Беларуси Сергей Попков высказал мнение, что компании Viber и Skype, другие операторы систем мгновенных сообщений и IP-телефонии должны отчислять часть прибыли государству.
По словам министра, на ценообразование услуг телефонной и интернет-связи в стране влияет то, что поверх сетевых ресурсов, созданных операторами связи и «Белтелекомом», есть ещё Skype, Viber.
«Таких сервисов в мире около 11 — они не вкладывают ни цента в развитие технологий. Естественная убыль же за счёт прироста услуг подобных технологий составляет порядка 10-15%, по мнению российских и европейских экспертов. И мы с ними согласны. В разных странах с этим работают по-разному, например, монетизируют трафики, которые носят избыточный характер», — подчеркнул он.
На последовавшем заседании общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Минсвязи представители государства пояснили, что «актуальным вопросом для сохранения высоких темпов развития информационно-коммуникационных технологий является поиск компромиссов и достижение баланса интересов между операторами электросвязи, несущими постоянно увеличивающиеся затраты на эксплуатацию и развитие инженерной инфраструктуры, и сторонними поставщиками услуг, использующими их сетевые ресурсы для доступа к своим клиентам».
Вызвавшая резонанс общественности инициатива пока находится в стадии обсуждения, результатом чего может стать законопроект об оплате звонков через сервисы VoIP-телефонии.
Кроме вопросов о целесообразности такого решения встаёт и еще одна проблема — нарушение принципа сетевого нейтралитета.
«За» и «против» нейтралитета
Сетевой нейтралитет в некоторых странах (преимущественно там, где сильны либеральные традиции) является причиной громких споров. Согласно ему, провайдер не должен отдавать приоритет на предоставление услуг определённым сервисам и ограничивать скорость либо доступ к ним. В идеале это означает, что каналы должны работать одинаково: будь то просмотр сериалов, скачивание торрентов, звонки по IP-телефонии и прочее.
Интересно, что идентичный принцип появился задолго до создания интернета — ещё в середине 19 века. Касался он принципа работы телеграфа. Все телеграммы — будь то сообщение на деревню дедушке или секретная информация — доставлялись без приоритета, данные были равны.
То же самое провозглашает сетевой нейтралитет, и здесь начинаются нюансы.
На стороне принципа — интернет-гиганты, а его противники — телекоммуникационные компании. Нейтралитет предполагает полностью равный доступ ко всем сервисам без умышленных ограничений, если только речь не идёт о плате за услугу самого сервиса.
Таким образом, Министерство связи и информатизации Беларуси ставит под сомнение принцип сетевого нейтралитета, утверждая, что владельцы VoIP-сервисов не вкладывают деньги в инфраструктуру и развитие интернета, а также отбирают часть прибыли у мобильных операторов.
Противники сетевого нейтралитета указывают на то, что предоставление доступа к разным сервисам требует разных затрат. Например, для загрузки потокового видео качество соединения должно быть гораздо выше, чем для просмотра новостных сайтов. Поэтому определённый смысл в дифференциации трафика есть. Сейчас все платят за интернет одинаково (в рамках одного тарифного плана), но разные пользователи создают разную нагрузку на сеть: одно дело — ограничиваться сайтами, а другое — активно использовать VoIP, трансляцию видео и прочие ресурсоёмкие сервисы.
Соответственно, идея Минсвязи в том, чтобы компании, чьи сервисы создают большую нагрузку, за это платили.
США и Россия — разные полюса
Беларусь не первая страна, где прозвучало такое предложение. Осенью 2014 года в российской Госдуме предложили запретить Skype и другие похожие сервисы: якобы этими программами активно пользуются террористы, а подмена абонентского номера затрудняет работу спецслужб. Но дальше идеи дело не пошло.
Уже в нынешнем году Федеральная антимонопольная служба России отказалась закреплять в законодательстве принцип сетевого нейтралитета. По мнению властей, принцип и так соблюдается, поэтому в принятии закона нет необходимости.
А вот в Соединенных Штатах принцип сетевого нейтралитета законодательно поддержали 26 февраля. Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) вынесла принятие проекта на голосование: три «за» от демократов и два «против» от республиканцев.
Новые правила запрещают провайдерам блокировать или неоправданно замедлять интернет-трафик и заключать с компаниями контракты на обеспечение более быстрой и беспроблемной загрузки их контента. Противники настаивают, что эти правила представляют собой чересчур масштабное вмешательство властей в работу интернет-сферы.
Примечательно, что в ходе обсуждения новых правил комиссия получила 4 миллиона комментариев от общественности. В поддержку принципа нейтральности высказался и президент США Барак Обама.
VoIP-сервисы наступают
Можно предположить, что в числе главных лоббистов ограничения VoIP-сервисов — мобильные операторы, и им тяжело будет убедить общественность в обратном. Сначала с приходом мессенджеров вроде WhatsApp начала отпадать необходимость в отправке платных SMS. Далее развитие 3G-сетей сделало возможным полноценные звонки через Skype или Viber буквально за копейки, не говоря уже о бесплатных точках Wi-Fi.
Копейка, как известно, рубль берёжет, и использование приложений набирает популярность в том числе для ежедневных звонков. Конечно, есть нюансы. Во-первых, нужен смартфон, а не обычная «звонилка». Во-вторых, у адресата вызова должен быть установлен нужный сервис, иначе набирать, допустим, с Viber на телефонный номер не имеет смысла: выйдет гораздо дороже обычного разговора (7533 рубля — за минуту по Беларуси через Viber и 27,4 рубля — с городского на городской номер). В-третьих, есть ещё человеческий и технический факторы. Порой дозвониться на Skype или Viber проблематично: то пользователь убрал уведомления для этих программ, то интернет-трафик закончился, то 3G пропал, а скорости Edge не хватит для нормального разговора.
Мобильный трафик растёт
Белорусские операторы сотовой связи в целом подтверждают озвученные выше пункты, хоть никто из них не признал причастность к озвученной Минсвязи инициативе.
Отвечая на вопрос dev.by о популярности мобильного интернета среди пользователей сети, представитель life:) Юлия Шпак отметила, что в декабре 2014 был зафиксирован прирост числа мобильных интернет-пользователей на 23% за год. В компании считают, что этому способствуют не только общие тенденции, но и предлагаемые безлимитные интернет-пакеты, что развязывает абонентам руки в использовании мобильного трафика.
Другой интересный момент — действительно ли пользователи стали реже обращать внимание на выгодные условия голосовых звонков, и активнее берут тарифные планы с большим количеством интернет-трафика?
«Прирост потребления голосового трафика на одного абонента составил порядка 10%, а потребление интернет-трафика увеличилось в среднем на 40%, — говорит представитель life:). — Наиболее популярным на сегодня является тариф «М» c включенными минутами во все сети и интернет-трафиком. Это подтверждает вывод о том, что голосовой трафик наравне с мобильным интернетом занимает важное место в ассортименте наиболее востребованных мобильных услуг».
Схожая ситуация у оператора МТС. В пресс-службе компании dev.by сообщили, что мобильным интернетом МТС пользуется порядка 2 миллионов абонентов (из 5,42 млн всех пользователей), и их число стремительно растет. Только за последний год они сгенерировали на 27% больше интернет-трафика, чем в прошлом году — 15,6 Пбайта.
«Увеличение трафика обусловлено ростом доли смартфонов, снижением стоимости мобильного интернета и возросшей потребностью пользователей в data-сервисах», — отмечают в МТС.
В компании говорят, что сегодня все больше абонентов выбирают интернет-ориентированные предложения. Так, тарифные планы линейки «СМАРТ» с включенным интернетом и минутами за год вышли на второе место по количеству клиентов. «Кроме того, меняется принцип выбора интернет-услуг. Раньше наиболее востребованными были пакеты 500МБ — 1 ГБ, а сегодня наши абоненты всё чаще выбирают безлимиты», — рассказали в компании.
Рост потребляемого трафика у оператора velcom зафиксирован на уровне 40,5%, и по прогнозам руководства компании, цифра будет расти. Популярность голосовых звонков также увеличивается, но не так быстро. Это обстоятельство, по словам гендиректора УП «Велком» Гельмута Дуза, не означает, что абонентам не нужна голосовая связь. Ведь ей пользовались и ранее, а высокоскоростной мобильный интернет — относительно свежее явление.
«Компания velcom в равной степени заботится о предоставлении как выгодных тарифов только для интернета, так и смешанных, с включенными минутами бесплатных звонков. Мы учитываем тенденции: например, не так давно увеличили объём включенного интернет-трафика для ряда тарифных планов в два раза», — отметил Гельмут Дуз в комментарии dev.by.
Кстати, представители velcom уверили, что полностью готовы к подключению стандарта LTE до конца 2015 года, но пока всё упирается в получение разрешения на его использование.
Кому придётся платить?
Действительно ли VoIP-сервисы наносят ощутимый вред мобильным операторам?
«Сегодня операторы по всему миру столкнулись с ситуацией, при которой современному абоненту с каждым днём необходимо больше интернет-услуг, — ответили нам в пресс-службе МТС. — Поэтому мобильные компании непрерывно инвестируют в инфраструктуру, чтобы обеспечивать качественную связь и высокие скорости мобильного интернета. 3G-инфраструктура позволяет абоненту смотреть мобильное ТВ и потоковое видео, комфортно пользоваться личным облаком и так далее. Доходы от дополнительных сервисов частично поступают оператору и частично возмещают затраты на инвестиции».
В МТС отмечают, что мобильные компании Европы и Китая уже объединили усилия, чтобы создавать и продвигать собственные интернет-мессенджеры и программы для видеозвонков.
«Это говорит о том, ситуация с использованием инфраструктуры операторов сторонними сервисами остро стоит во всём мире. С технической точки зрения интернет-мессенджеры не наносят никакого вреда, поскольку это, по сути, передача данных. Но с точки зрения доходов складывается ситуация, при которой мессенджеры массово бесплатно используют инфраструктуру мобильных компаний, не вкладывая средств в её развитие», — убеждены в МТС.
Глава velcom Гельмут Дуз также признаёт, что сервисы VoIP-телефонии «безусловно наносят ущерб мобильным операторам».
«Сервисы вроде Skype и Viber используются по всему миру, это общая тенденция. Операторам нужно учитывать желание абонентов звонить не по голосовой связи, а через IP-телефонию», — сказал Дуз.
С большой вероятностью можно предположить, что платить в конечном счете будут не владельцы сервисов, а абоненты. То есть, мы с вами. Для провайдеров нет ничего сложного в вычленении трафика, используемого при IP-телефонии.
Обсуждение вопроса в Беларуси отложено на второй квартал 2015 года.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.