В 8.45 я подходил к ДК “МАЗ”, где в этом году проходил второй ежегодный форум SEF.BY2Students, организованный Ассоциацией «Инфопарк» и Администрацией Парка высоких технологий при поддержке Министерства Образования Республики Беларусь. В это время в холле уже было довольно многолюдно, хотя регистрация должна была начаться только в 9.00. Вот уж не спится студентам, привычка что ли? Хотя вряд ли, мне в студенческие годы сложно было к 9 прийти на пары. Все дружно регистрировались, брали раздатку, заполняли билеты для участия в розыгрыше планшета и решали тестовые задания от “Сбербанк Технологий”. К 9.30 вся эта студенческая братия переместилась в зал. И понеслась!
Первым с приветственным словом выступил Владимир Басько, который определил главную задачу форума так: “чтобы студенты смогли сориентироваться пораньше в выборе профессии”. Он отметил два основных тренда за минувший год. Это начало активной работы профессиональных сообществ и формирование учебных центров для постдипломного образования, потому что “никакой университет не даст такого образования, чтобы быть профессионалом всю оставшуюся жизнь”. Бодро, ёмко, кратко, и тут нечего больше добавить.
Александр Мартинкевич рассказал, что отрасль развивается, к нам начинают приходить зарубежные высокотехнологические компании. В минувшем году в ПВТ вступили 3 ведущие израильские компании. Как и в прошлом году, он еще раз напомнил студентам, что “работа в ИТ – высокооплачиваемая, интересная и перспективная”. Он отметил, что “когда зарплата высокая, то на первое место выходит интерес”. С этим не поспоришь, психологи и экономисты говорят, что когда человек удовлетворяет свои базовые потребности, то для мотивации нужно удовлетворить и потребности другого плана, такие как интерес, приятный коллектив, бесплатный кофе, булочка.
Александр Юруть в докладе “Белорусские ИТ-специалисты. Кто эти люди и что они делают?” представил статистику по работникам ИТ-сферы. Всего в отрасли занято более 20.000 человек. Среднестатистический айтишник – это мужчина (88%) в возрасте от 25 до 27 лет с высшим образованием (67%), разработчик (52%), работающий в Минске (90%). Как и в прошлом году, самые популярные технологии – Java и .NET. Набирает обороты мобильная разработка (уже 7%). В плане занятости 96% опрошенных работают в компаниях и только 3% занимаются фрилансом. По зарплате: у специалистов по наиболее востребованным технологиям зарплата стабильно растет, только у двух категорий опрошенных она особо не меняется – это Junior-сотрудники (потому что от Junior-ов первые месяцы толку нет, только все портят) и С++ специалисты (просто С++ продолжает потихоньку терять свои позиции). Большинству работа нравится (таких 50%), устраивает 33–35%, а недовольных только 15–17%. В целом в ИТ-сфере нет панических настроений, более 88% опрошенных считают, что без работы они не останутся.
Елена Локтева, “Lifelong Learning для ИТ-специалиста”. Lifelong Learning – концепция обучения в течение всей жизни. Казалось бы, достигнуто многое, зарплата высокая, так зачем продолжать обучение? “Если остановиться, то через год я не смогу получать ту же зарплату”, – заметила Елена. Она отметила три стадии LLL (Lifelong Learning):
- от 6 до 24 лет. В это время обучение занимает основную часть времени. Мы проходим формальное обучение в школе и университете и неформальное – в кругу семьи. Отличительной особенностью формального образования является одинаковое знание для всех. Единственная отдушина и возможность уйти в сторону – это кружки, секции, форумы, стажировки.
- 25 – 60 лет. После того, как вы ушли из университета, вам уже никто ничего не должен. Это возраст, когда не интересно чему-то учиться. Основными факторами для развития в этот период являются дополнительное образование, научная работа, путешествия и хобби. “Вы не имеет права останавливаться”, – подытожила Елена.
- 60+ лет. Это тот период времени, когда зачастую жизнь только начинается: дети выросли, возможно, вы уже на пенсии и в итоге можете рассчитывать только на себя. В этот период обучаются тому, что интересно и на что не хватало времени раньше.
- Наличный опыт. Когда вы чего-то не знаете, то вы снова должны учиться.
- Управление своим обучением. Вы должны понимать, куда развиваться и что развивать.
- Метаобучение. Понимать, как вы будете обучаться.
- Самоконтроль. Вы должны научиться контролировать свои достижения и результаты.
- Удалось сделать экшн без крови, насилия и жестокости. Также считается, что игра не вызывает зависимости и не оказывает негативного влияния на психику (с этим не соглашусь. Любая интересная игра, особенно у неокрепшей детской психики, вызывает зависимость, но это уже проблема родителей).
- WoT является условно бесплатной игрой. Человек платит деньги, только если он хочет получить дополнительный сервис.
- Игра изначально была задумана, как короткая. Нет длительных уровней, а бой обычно не продолжается дольше 10-15 минут. Это позволяет поддерживать высокую динамику игры.
- Ушли от фэнтези и комиксов. Все уже устали от этого. WoT – реалистичная игра, которая не уводит человека из реальности. По сути, это симулятор-тренажер (а мне нравилось играть эльфом =( )
- English. С изобретением Skype и Ryanair были стерты все границы. Можно легко общаться и путешествовать, а без знания английского за рубежом не обойтись. Ведь, по его опыту, даже дворник в Германии знает английский и реально может помочь.
- Участвуйте в различных Community. На всех мероприятиях сообществ можно познакомиться со многими интересными и нужными людьми, а заодно и примелькаться в среде тех, кто в теме.
- Одно слово – Conferences. Это реально круто, когда в резюме указываешь все конференции, в которых участвовал.
- Находите людей, которые опытнее вас. Они могут давать вам советы и проверять ваш код.
- Читайте книги и тематические блоги.
- Вас пробивают по социальным сетям. Если у вас не очень крутой профиль, то вероятность попасть на собеседование у вас ниже.
- Резюме. Если вы пришлете помимо шаблона ссылку на собственноручно сверстанный сайт, то у вас повысится шанс быть замеченным.
- Самообразование (можно почитать книжек, правда, они все на английском).
- Курсы по бизнес анализу (сейчас их уже довольно много).
- Стажировка в компании (если согласны работать за еду. Именно так и поступил в свое время Роман).
- ОИ знает, что он знает не все.
- ОИ не боится совершать ошибки. Это его основной источник знаний.
- ОИ ждет всегда ждет конструктивной критики его работы (у тебя руки кривые и твой код такой же – конструктивной критикой не считается. За это ОИ может и в глаз дать=)). В свою очередь ОИ также критикует конструктивно.
- Опытный инженер развивает остальных (когда придешь к нему за помощью, он не будет за тебя делать твою работу, а поможет советом или сделает ее вместе с тобой).
- ОИ не практикует CYAE (Cover Your Ass Engineering). Оставлю это без комментариев.
- ОИ ценит своих коллег.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.