Мы поговорили с Андреем Горяйновым, управляющим директором SAP в Беларуси. В первую очередь, о супертрендовом buzzword ИТ-бизнеса — big data — применительно к тому, что делает SAP. Во-вторую — о прославленной сложности и консервативности решений этой компании. В-третью — о месте SAP в университетах нашей страны. И немного о том, как попадают в ряды SAP в Беларуси, в т.ч. без всякого опыта, но с большим желанием.
SAP и инновации... Да, правда?
Мы — инновационная компания и действительно много материальных и нематериальных ресурсов инвестируем в это направление. Наш крупнейший успех в R&D за последние годы — это создание платформы SAP HANA, основанной на революционной технологии In-Memory. В нее мы вложили не только душу, знания и опыт, которого у компании SAP — уже более 40 лет, но и вполне конкретные инженерные решения, которые обеспечивают обработку больших массивов данных.
Что для нас «большие данные»? Возьмем, к примеру, компанию McLaren. На одном автомобиле команды McLaren, которая участвует в «Формуле-1», установлено около 150 различных датчиков. Они собирают информацию о болиде в режиме реального времени — такие показатели, как скорость, давление в шинах, температура моторного масла и так далее. За один круг, который проезжает болид, накапливается два гигабайта подобной информации, за всю гонку — считайте, за полдня, — база данных вырастает на три терабайта. Вот это — big data.
А что если взять данные по статистике всех соревнований с участием команды McLaren за последние 10 лет, да к тому же учесть тестовые заезды… Именно такой массив данных должна обрабатывать компания McLaren, и уже полтора года они делают это с помощью программной платформы SAP HANA.
Председатель правления McLaren сказал об этом так: «Big data is only going to get bigger». И это относится в первую очередь к ним самим — вот пример предприятия, на котором объем данных очень быстро растет. Быстрее, чем ее инженеры обслуживают автомобиль на пит-стопе!
Больше данных, еще больше...
Есть отрасли, в которых генерируется очень много данных, и это далеко не всегда связано с размером предприятия. (К слову, во всей компании McLaren работает меньше людей, чем на некоторых наших проектах в Беларуси.) Можно привести другой пример — медицинские учреждения. Сейчас SAP разрабатывает решение для здравоохранения — мы видим в этой отрасли большой потенциал. Это решение уже сформировано, и в конце года компания будет презентовать его глобально. И уже существует большой интерес со стороны медицинских учреждений — ведь объемы данных, с которыми они работают, растут по очень крутой линейной зависимости. В ближайшие двадцать лет, по нашему мнению, анализ этих данных произведет впечатляющий прорыв в медицине. Это наше будущее, и с помощью наших решений мы помогаем здоровью планеты.
Представим, к примеру, что в одном гене — примерно 200 мегабайт данных, доступных нам для анализа. С тех пор, как в середине прошлого века американские ученые впервые расшифровали структуру ДНК, произошел значительный прогресс, и сегодня код ДНК расшифровывают в среднем примерно за два-три дня. А с помощью SAP HANA наши клиенты из медицинского сектора делают это за двадцать минут, то есть в 261 раз быстрее. Согласно внутренним исследованиям одной японской клиники, при анализе данных SAP HANA превосходит по производительности традиционные дисковые системы в 408 000 раз. А «расшифровка» генома ДНК в реальном времени в конечном счете делает более доступным комплексное лечение пациентов в их борьбе с раком.
Можно приводить еще много примеров — лично мне очень нравится пример компании NBA. Представьте себе срез статистики по всем передачам, блокшотам и штрафным, по всем игрокам и минутам игры, по всем командам за все годы. В NBA перевели всю эту статистику на SAP HANA, и она доступна каждому пользователю на сайте nba.com. Любой поклонник баскетбола может воспользоваться ей в режиме реального времени.
Но это все, наверное, не про нас?..
Если мы вернемся к белорусским предприятиям, которые пользуются решениями SAP, то здесь у нас есть два очень хороших примера — это одна большая компания и одна сравнительно поменьше. Компания «Газпром трансгаз Беларусь» и компания «Белвест».
В компании «Газпром трансгаз Беларусь» внедряется платформа SAP ERP — и, понимая, что через пять лет большинство приложений будет работать в оперативной памяти, в компании приняли решение внедрять технологию In-Memory. Буквально 15 минут назад в Минск прилетел один из ведущих немецких экспертов по SAP HANA, который три недели будет работать на этом проекте в рамках наших партнерских отношений.
Теперь вернемся к компании «Белвест». 90% прибыли в этой компании тратится на инновации — на новые линии, новые технологии и на развитие, и мы очень рады, что многие решения SAP находят здесь правильное применение. Еще летом в «Белвест» решили, что дальнейшее развитие технологий SAP у них будет реализовываться на решении SAP HANA. Это показывает, что выгода от скорейшей обработки данных видна не только в больших компаниях, но и в среднем бизнесе.
SAP vs. UI/UX
Нужно ли бороться с репутацией чрезмерной усложненности продуктов SAP? Да, нужно. Исторически мы действительно вышли из сложных, комплексных систем, которые были разработаны двадцать, а то и тридцать лет назад. Но мы стараемся, чтобы нашим пользователям было удобно — это важная часть любого проекта. И новые возможности интерфейса, которые мы недавно продемонстрировали на «SAP Форуме» в октябре, не остались незамеченными. Выступление нашего эксперта по интерфейсам на базе решения Screen Personas вызвало фурор и заинтересовало всех без исключения наших клиентов в Беларуси.
Итак, данных становится все больше и больше, и руководство компании должно принимать решения на основе все большего количества признаков. Не секрет, что все эти данные кому-то приходится вводить. Но мы стараемся, чтобы как можно больше данных вносилось в систему автоматически — наследовалось из карточек поставщиков, карточек материалов, и чтобы, по возможности, все больше значений подставлялось автоматически, например, при постоянной работе с определенной товарной группой.
Легко ли освоить систему конечному пользователю? Когда мы начинаем внедрение решения SAP, у нас есть четыре группы пользователей. Первая группа — те, которые были в проекте изначально и вместе с которыми создавался прототип решения. Они участвовали в тестировании — назовем их «ключевые пользователи» — и уже хорошо знакомы с системой. Вторая группа — обычные пользователи — допустим, они узнают о том, что им надо научиться работать с системой, за месяц до запуска проекта в продуктивную эксплуатацию. За это время они проходят обучение, и уже после этого им дается доступ к системе SAP. Третья группа — те, кто раньше работал с решениями SAP на других предприятиях. Они уже знают, что это такое, и пришли из этого же сектора — из нефтехимии, из банковского сектора, из ритейла, — они могут сразу приступать к работе. И наконец, четвертая группа, о которой тоже нельзя забывать, — это студенты, которые проходили обучение в институтах, сотрудничающие с глобальной программой SAP University Alliance. Около 100—150 студентов в Беларуси ежегодно заканчивают университеты уже со знаниями о том, как работать с приложениями SAP.
Как поставлена работа с молодежью?
Глобальная программа SAP University Alliance по работе с высшими учебными заведениями в Беларуси работает уже несколько лет, причем активно поддерживается нашими партнерами: EPAM Systems работает с БГЭУ, IBA помогает БГУ, а Itransition — БГУИР. В начале программы SAP самостоятельно обучил всех преподавателей, которые прошли сертификацию по решениям SAP и преподают для различных специализаций ИТ, экономики и бизнеса. Где-то раз в месяц к нам обращаются новые кафедры с просьбой распространить программу обучения и на них — например, в этом месяце к нам обратилась кафедра по управлению недвижимостью БГУ с просьбой, чтобы мы обучили их сотрудников, а они, в свою очередь, обучили студентов работать с продуктом SAP Real Estate.
Базовое решение, которое обычно преподается студентам, — SAP ERP. Это годовая программа, обычно ее проходят на пятом курсе, хотя некоторые начинают изучать и на четвертом. Если взять выпуск 2013 года, то 50 человек сразу же поступили на работу в компании-партнеры, и партнеры готовы брать больше — но только лучших.
В 2013 году два наших партнера — IBA и EPAM Systems — открыли у себя структурные отделения, которые занимаются именно SAP HANA. Суммарно они уже обучили и сертифицировали более 50 консультантов именно по этому решению. В EPAM Systems уже сегодня можно прийти и посмотреть на работающую систему, загрузить в систему свои отчеты, которые работали на текущих версиях SAP, и посмотреть, насколько быстрее они начнут обрабатываться. А IBA, которая тесно сотрудничает с разными вендорами в плане hardware, может показать, как это работает на платформе IBM. Для нас эти две компании — ключевые партнеры именно для внедрения решений In-Memory.
Как приходят в SAP?
Я пришел в компанию в 2007 году из компании-конкурента. В какой-то момент я заметил, что мы начинаем постоянно проигрывать SAP во всех проектах — даже если мы брались за что-то раньше, чем они, почему-то SAP все равно была впереди! Я начал с того, что в течение полугода изучал английский язык, а потом отправил резюме в московский офис SAP. Мне перезвонили, спросили, мол, чего ты хочешь? «Хочу работать в SAP, — ответил я, — заниматься продажами». — «Вы раньше занимались продажами?» — «Нет». — «Вы знаете SAP?» — «Нет». — «Есть у нас вакансия — младший консультант по SAP Financials. Знаете бухгалтерский учет?» — «Нет…» Мне предложили зарплату на 1000 долларов ниже, чем у меня тогда была, но я согласился. За первые три месяца я прошел более тридцати курсов по SAP и сдал сертификат по SAP Financials, потом еще один.... Если честно, мы вообще очень любим работать, и у нас нет в команде людей, которые не разделяли бы принципы работы компании SAP и не стремились бы сделать все так, как лучше для пользователей наших решений.
Как бы я поступил сейчас, если бы был еще студентом, допустим, пятикурсником? Я бы пошел работать стажером в одну из партнерских компаний. У нас девять партнеров в Беларуси, они все очень разные, специализируются на разных отраслях — кто-то в банковской сфере, кто-то в нефтехимии, бизнес-аналитике и управлении персоналом. Можно выбрать отрасль, с которой тебе интересно работать, и уже после окончания вуза стать полноправным консультантом по внедрению SAP ERP и прочих наших решений, которых у нас, кстати, 3000.
Второй путь: нашим клиентам тоже нужны ресурсы, и они готовы в это инвестировать. Многие компании испытывают серьезную нехватку персонала и готовы брать молодых специалистов, даже студентов, и самостоятельно их обучать. Возможно, я не пошел бы сразу на внедрение SAP — да никто и не пустит! Но всегда можно найти место где-то рядом, показать себя с лучшей стороны, доказать, что ты стремишься развиваться, и изучать SAP.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.