Белорусских эйчаров взбудоражил анонс маркетингового исследования, который кадровое агентство «Административный ресурс» разослало по ИТ-компаниям с предложением купить.
Источники получения информации:
- Легендированные опросы и интервьюирование.
- Инсайдеры (специализированные опросы участников рынка труда).
- Собственная база соискателей.
- Деловые связи в бизнес-среде (собственники и руководители, HR директоры).
- Отчётность компаний.
- Статистическая информация.
- Job-сайты, профессиональные форумы и сообщества, специализированные интернет-ресурсы, СМИ, информационные порталы.
- Закрытые источники.
«Маловероятно, что стали бы давать эту информацию»
Претензии эйчаров касаются списка компаний, которые автор исследования упомянул в анонсе.
— Без какого-либо согласия упомянута компания, которая по факту не покупала результаты, не представляла информацию о зарплате и никак с ними не сотрудничала, — говорит Ольга Островская, HR Strategist в IHS Markit.
По словам Ольги, информацию о зарплатах агентство «Административный ресурс» в IHS Markit даже не запрашивало.
А если бы они запросили, вы дали бы?
Маловероятно, что стали бы давать. Если бы решили, что надо дать, то всё было бы согласовано с юристами и детально изучено.
Эйчар другой ИТ-компании, попросивший об анонимности:
— Мы предоставляли данные только в ПВТ, и ПВТ прислал свою аналитику под семью печатями, наложив строгие ограничения на её использование (шаг вправо, шаг влево — расстрел). И вот сейчас я вижу, что имя компании значится в отчёте агентства, которое делает массовую рассылку по ИТ-компаниям. Эти данные мы им не давали, а они их продают, как вы уже догадались.
«Мы не исследовали отдельно Epam, Flo или Pandadoc»
dev.by обратился за разъяснением к директору агентства «Административный ресурс» Алексею Немковичу.
Он рассказал, что компания сознательно не запрашивала официальную информацию о зарплатах у ИТ-компаний, так как считает её невалидной, то есть ненадёжной.
— Информация от компаний — это, скорее, способ манипулирования: что в сельском хозяйстве, что в рознице, что в производственной сфере. По крайней мере, я неоднократно в этом убеждался за 6 лет работы агентства.
Агентство регулярно отслеживает заработные платы в различных отраслях, а такой детальный мониторинг зарплат в ИТ-секторе сделало впервые. В нём — 95 позиций: технические специалисты в разрезе квалификации (Middle, Senior, Lead, Team lead) и административный персонал. Алексей Немкович опроверг предположение, что в исследовании содержится информация в разрезе компаний.
— Нас не интересует, сколько зарабатывает «джавист» в Epam, для рынка эта информация ценности не представляет. Ценна информация о том, сколько в среднем зарабатывает человек на позиции Middle Java-разработчик по компаниям, представленным на ИТ-рынке. Моя задача — собрать большое количество информации из разных источников, проверив её валидность.
Информация только тогда становится информацией, когда она находит подтверждение как минимум из трёх источников: из исследования dev.by, Ernst & Young, tut.by, Personal Invest, из того, что говорят люди на собеседованиях в компаниях — мы каждый день проводим анализ рынка. Кроме этого, мы занимаемся подбором персонала. Чтобы оказывать эти услуги профессионально, мы и начали проводить исследования.
В вашем исследовании примерно тот же разрез, что и на dev.by?
Думаю, у нас шире. Мы брали также административные и редкие позиции. Наши коллеги концентрируются на разработчиках, причем не на всём пуле, а на самых популярных позициях: Java, .Net, Python, PHP, C++. Мы пошли дальше, потому что наши клиенты спрашивают: за какие деньги мы можем нанять людей на позицию SAP BI с таким-то опытом? Мы выполняем запрос рынка.
Но узнать, сколько получает человек на этой позиции в конкретной компании, из вашего исследования нельзя?
Конечно, нет. Откуда у меня такая информация? Я не знаю, сколько зарабатывают «джависты» или «саперы» в Epam, а сколько в Wargaming.
И даже, какова средняя зарплата, допустим, в Epam?
Да вы что! Откуда мне знать?
А что тогда означает список компаний, указанный в анонсе?
Это значит, что люди, которых мы исследовали, работают в этих компаниях. Но мы не исследовали отдельно Epam, Flo или Pandadoc.
В источниках информации вы упоминаете легендированный опрос и интервьирование. Что это такое?
Это звонок в компанию. Понятно, что мои сотрудники не говорят: здравствуйте, это «Административный ресурс», а скажите-ка свою зарплату.
То есть ваш сотрудник представляется соискателем на определённую позицию и спрашивает о зарплате?
Да. Или говорит, что у него такой-то стек технологий, он работает столько-то в такой-то компании. И интересуется, на какую сумму может рассчитывать, если будет искать работу в данной компании. А дальше начинается разговор. В советское время в учреждениях висели плакаты: «Болтун — находка для шпиона».
Но это только один из способов. Есть другие. Например, к нам на собеседование приходят эйчары, бухгалтеры, финансовые менеджеры, специалисты по управленческому учёту. Подумайте о том, какое количество людей является носителями той или иной информации, и всё станет понятно.
Сбор информации по крупным компаниям идёт очень просто. Сначала заходишь на сайт ПВТ, там указана штатная численность компаний, на dev.by — там огромное количество контактов эйчаров. Это всё открытая информация. Если ты знаешь носителя информации по сотням людей, то… Потом эту информацию надо проверить — подтвердить или опровергнуть. А потом нужен хороший социолог, который умеет складывать цифры. На самом деле, в Беларуси — огромный массив информации, с которой почему-то никто не работает.
Как думаете, почему в среде эйчаров возникло возмущение?
Честно говоря, о возмущении я узнал от вас. Не люблю делать предположения, но предположу, что люди просто не могут себе представить, каким образом собирается информация, где она может находиться, каким образом она может компилироваться. Людям кажется, что они — единственные носители информации о компании и единственный способ её получить — спросить у эйчара.
«То, что компании сделаны объектами исследования, не является нарушением»
dev.by обратился за комментарием к юристу.
Насколько правомочно агентство использовало в анонсе расследования названия ИТ-компаний, при условии, что за информацией к ним оно не обращалось и данных о зарплате в разрезе компаний в исследовании нет?
Алексей Козлюк, сооснователь правозащитной организации Human Constanta, юрист:
— Не имея текста исследования, однозначно говорить о том, есть ли здесь нарушение, невозможно. Но из той информации, которая представлена в анонсе, нарушений гражданского, административного или уголовного права не усматривается. В нём нет информации, которая одновременно была бы недостоверной и наносила ущерб деловой репутации компании.
Если бы в исследовании была информация о том, что в Wargaming зарабатывают столько-то, и это не соответствовало бы действительности, то мы бы говорили о спорном с точки зрения закона моменте. Но если это агрегированное исследование рынка, то может быть вопрос только о его чистоте — действительно ли оно отражает реальную картину? С точки зрения права же я никакой проблемы не вижу. В анонсе нет информации, которая бы не соответствовала действительности.
Упоминание названий компаний без их разрешения не является нарушением?
В анонсе ничего не говорится о том, что компании являются партнёрами исследования, или о какой-то форме сотрудничества с ними. То, что компании взяты как объекты исследования и они прямо поименованы, не является нарушением законодательства, так как никто не может запретить исследовать тот или иной аспект деятельности компании из открытых или иных источников.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.