Суд: не удалёнка, а прогул. В деле джуна из VironIT — 700 скриншотов десктопа
6 октября в суде Советского района столицы огласили решение по иску джуна ООО «ВАСофт» (торговая марка — VironIT) Евгения К. Мы рассказывали, что уволенный «за прогулы» инженер-программист просил изменить формулировку в трудовой книжке и взыскать с компании невыплаченную зарплату и моральный ущерб. Председательствующая по делу Светлана Солопан отказала в удовлетворении требований в полном объёме.
Как отмечено в решении, «истец не вышел на работу в офис 4 июня 2021 года по требованию нанимателя без уважительных причин, следовательно, совершил прогул, поэтому у нанимателя являлись все основания для увольнения».
У сторон есть 15 дней для обжалования решения. Если оно вступит в силу, Евгений К. должен компенсировать расходы «ВАСофт» на представителя в размере 1050 рублей.
Главный свидетель не явился
Решение стало результатом судебного заседания 5 октября, на котором интересы истца представила адвокат Юлия Старикович. Юрист консультировала ряд сотрудников «ВАСофт», готовых судиться с нанимателем.
Сторону ответчика представляли адвокат Майя Пальчевская и семеро сотрудников «ВАСофт» во главе с двумя замдиректора по развитию Максимом Осиповым и Алексеем Граковым.
Свидетель со стороны истца — менеджер по персоналу «ВАСофт» Елена Бакач — на заседание не явилась. Как следовало из показаний Осипова, это после её приглашения жителю Браслава работать из минского офиса с 4 июня 2021 года и начался конфликт.
Корреспонденция ушла по минскому адресу, где ранее был зарегистрирован молодой человек, хотя менеджеры, которые с ним общались, знали о фактическом проживании Евгения в Браславе.
Когда письмо с опозданием дошло до адресата, Евгений сперва воспринял его как ошибку из-за просроченных дат. А затем приехал в минский офис, где написал претензию. Работу он продолжал выполнять из Браслава, уверяя, что менеджеры принимают её, как и прежде.
30 июля программу учёта рабочего времени TimeSummary для Евгения закрыли, этот день стал последним в «ВАСофт» — инженера-программиста уволили за прогулы.
Истец факт разговора о прекращении удалёнки с Бакач отрицает — якобы та предлагала взять отпуск за свой счёт. Судя по всему, суд принял позицию Осипова, который сообщил: в Минск Бакач приглашала по его распоряжению.
Скриншоты десктопа: 80-90% времени смотрел видео — по работе или нет?
Спор между истцом и представителями ответчика возник не только из-за прогулов.
— Отмена возможности работать из дома была мотивирована тем, что мы увидели, что эффективность исполнения практических задач очень сильно упала, — пояснил Осипов, отвечая на вопросы суда. — Именно по скриншотам проверяли. Программист давал задачи, они исполнялись очень медленно.
В ответ Евгений К. пояснил: ему дали задание на изучение темы, никаких практических задач не было. Он действительно находился за рабочим местом, повышая уровень своих знаний.
Удалёнка «на время»
О том, что он уволен за прогулы, Евгений К. узнал во время судебного заседания по первому иску к «ВАСофт» о признании некоторых пунктов трудового договора недействительными. Ответчик связывает увольнение не с судом — а с отказом джуна выходить на работу в минский офис. Некоторым сотрудникам позволяют работать из дома, но «лишь на время». В трудовом договоре с «ВАСофт» пунктов об удалёнке нет, только минский офис.
— В моем понимании дистанционная работа — это когда работник не имеет права работать на офисе, а имеет право и обязан работать только вне офиса, — пояснил в ходе разбирательств по иску об увольнении Осипов. — В данном же случае он обязан работать из офиса. Но если нет острой необходимости, и мы не требуем вернуться на офис, он может поработать какое-то время из дома, это немножко разные вещи.
Приказов о том, что сотрудник работает удалённо, не оформлялось, поскольку «работникам не предоставлялась возможность работать дистанционно в понимании законодательства». Рабочее место в минском офисе у Евгения было «в одном из кабинетов». Там, в офисе, трудится основное количество сотрудников, «на дистанционной основе работает несколько человек».
Рабочее время сотрудника контролирует не только программа TimeSummary, но также видеонаблюдение в офисе и сканер отпечатка пальца.
Внезапный свидетель — инженер-программист
Показания Осипова неожиданно поставил под сомнение свидетель со стороны истца — инженер-программист «ВАСофт» Артем С., который решил уволиться и с сентября этого года перестал выходить на работу.
По словам С., при устройстве в «ВАСофт» в феврале 2021 года «спросили, где я хочу работать — удалённо или на офисе, потому что, если удалённо, мне предложили оплатить такси и вывезти технику компании. Я начал работать на офисе». Рабочее время контролировалось программой TimeSummary, о чём сотрудника уведомляют в первый рабочий день, отправляя инструкцию о работе в программе.
О дублерах трекинга свидетелю не известно. По его словам, сканер отпечатков пальцев появился на входе в офис компании летом этого года и выполнял роль замка, открывая двери только сотрудникам. Примерно в это же время появились камеры видеонаблюдения.
Свидетель пояснил, что в офисе работают около 20 человек, остальные на удалёнке. Места в офисе хватает — «при необходимости можно поставить стол».
Адвокат джуна: «Факт прогула не доказан»
Выступая в прениях, представитель истца пояснила: «факт прогула стороной ответчика не доказан».
Как следует из речи защитника, письмо, где истца пригласили на работу в минский офис, не содержит даты, с которой надо приступить к своим обязанностям, продолжение выполнять функции на удалёнке не вызвало претензий. Работу принимали, трекеры фиксировали время нахождения на рабочем месте — в Браславе.
О том, что сотрудник проживает в Браславе, нанимателю было известно, по минскому адресу оно направлено «по недоразумению либо осознанно, чтобы работник не получил своевременно указанное письмо».
Прекращение трудовых функций произошло по инициативе нанимателя в день увольнения, когда истцу прекратили доступ к программе.
Приказы о работе на удалёнке, которая существует на предприятии, должны оформляться приказом — как и то, что эта удалёнка прекращается.
Адвокат компании: «Факт прогула доказан»
Об этом заявила в прениях представитель ответчика Майя Пальчевская. «Прогул подтверждается актами, докладными записками, объяснительной истца, где он признает, что его не было на рабочем месте».
Место работы — минский офис — определено правилами внутреннего трудового распорядка, с которыми истец ознакомлен в ходе подписания контракта.
А довод, будто бы он не обеспечен рабочим местом в офисе, стоит считать «голословным»: даже свидетель показал, что «когда надо, столы приносили».
Закон предоставляет сторонам по делу обжаловать решение суда. Евгений К. сообщил dev.by, что воспользуется этим правом.
Читать на dev.by