Прокуратура Польши расследует возможные нарушения в программе PBH
Визовая программа PBH для айтишников из Беларуси и членов их семей была реализована вне обязательных процедур, без консультации с МИД и без заключения спецслужб. Таковы выводы комиссии по расследованию визового скандала, сообщает Rzeczpospolita.
По информации Rzeczpospolita, вывод следственной комиссии будут включены в доклад, который представят 26 ноября.
Комиссия представит уведомление о неисполнении обязанностей тогдашними членами правительства ― на тот момент премьер-министром Матеушем Моравецким и министром развития Ядвигой Эмилевич, а также Юстиной Орловской, главой программы GovTech Polska.
Этих людей и называют инициаторами и организаторами программы PBH.
По словам председателя комиссии по расследованию визового скандала Марека Совы, «эта чрезвычайно важная в аспекте государственной безопасности программа фактически была введена незаконно».
— Не было принято даже постановление Совета Министров, и МИД поставили перед свершившимся фактом, оказывая давление на консулов, чтобы они даже не проверяли компетентность людей, получивших визы PBH.
Их массово выдавали всем желающим, и единственным противопоказанием была их регистрация в системе SIS II (Шенгенская информационная система). Программа была распространена на многие страны, тоже неизвестно почему, и её реализация никак не контролировалась, — отметил чиновник.
Так сколько виз выдали?
Издание Rzeczpospolita снова напомнило, что программа, изначально рассчитанная на беларуских айтишников, со временем распространилась и на другие страны: Украину, Грузию, Молдову, Армению и Россию.
Однако, как выяснила Rzeczpospolita, визы с самого начала выдавались гражданам стран и за пределами этого списка. В том числе людям из Индии, Ирана, Кореи (не уточнили только, Северной или Южной), Японии и Азербайджана.
Депутат Сова также добавил, что хотя PBH была национальной визой, но на деле она позволяла передвигаться по всей шенгенской зоне. Более того, были случаи, когда граждане Индии отправлялись в США через Мексику по визе PBH.
Всего выдали 93 512 виз: больше всего беларусам, 88 529 штук. Украинцам выдали 1471 визу, россиянам ― 2524. Однако в Польшу въехало 13,5 тысяч человек.
Проверка PAIH
Польское агентство инвестиций и торговли (PAIH), которое выступило посредником между заявителем и фирмами, позже провело проверку программы.
Как удалось выяснить польскому изданию, проверка только что закончилось. В конце октября в прокуратуру было направлено уведомление о возможности совершения преступления.
Какого именно? Общественности пока не говорят, так как делом занялась прокуратура. Однако, по словам представителя PAIH, «достоверность или неточность представленных данных не являлись предметом процедуры внутренней проверки».
— PAIH не имеет возможности, инструментов или полномочий проверить, сколько из заявленных людей в конечном итоге подали заявки на визу или сколько людей в конечном итоге решили переехать, ― говорит представитель PAIH.
По его словам, даже тогдашний командующий погранслужбы генерал Томаш Прага это признал.
Сейчас следственная комиссия Сейма пытается установить, кто вообще придумал PBH.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Не так много как про это говорят. В Польшу въехало ITшников значительно больше чем 13,5 тыс. Хотя бы исходя из количества беларуских ITшников в Польше в настоящий момент. У польских официальных ведомств проблемы с математикой.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 18:21
так еще ж варианты есть и другие кроме пбх - рабочая виза, виза по карте поляка и т.п. Вообще смысла эту статистику смотреть нету без оочень детального анализа, кому была выдана, сколько раз, подавались ли на визу зависимые члены семьи, сколько их было и т.п. А так "мы выдали Х, а приехало Y, все пропало, все подкуплены" - я так тоже могу
Anonymous
15 ноября 2024, 19:08
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Кто въехал и остался - поступил согласно программе. А вот те, кто использовал для покатушек в Европу на закупы и отдохнуть "в цивилизации" - нет. Если для получения визы надо было подписать какой-то документ о том, что виза будет использована для переезда и т.п.,то это грозит воспользовавшимся не для того ограничениями, да.
Могут и в общую европейскую базу запретов внести на несколько лет.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 10:02
В базу запретов не могут внести. Это не преступление. Любая виза - это право поехать в страну, а не обязанность. Нет ни в одной стране мира такой программы, что иностранец именно обязан переехать жизнь в страну. Но выдача визы - это так же право, а не обязанность консула. Поэтому тем кто не по назначению ее использовал могут в дальнейшем отказывать в выдаче польских виз.
Опять же. Вопрос не в поехать, а в переехать. Если добровольно подписался, что собираешься переехать и даже работодателя предоставил, а потом катался год туда-сюда, то могут впаять и запрет на въезд. Формально это не запрещено, а времена сложные.
Сейчас следственная комиссия Сейма пытается установить, кто вообще придумал PBH.
Тому, кто придумал такую визу премию надо. В других странах где-то уже приняли визу цифрового кочевника, где-то ещё думают. В США та же гринка это привлечение спецов. А тут PBH как привлечение ИТ спецов и в идеальное время.
Искренняя благодарность автору программы PBH.
А вот к реализации и расширнии программы - вот тут могут быть вопросы.
А дырявость виз ... то рабочие визы они тоже дырявые.
Вот с электронной системой въездов возможно будет меньше дыр.
Пользователь отредактировал комментарий 15 ноября 2024, 21:34
вроде так уже и делают, решение на границе страж гранична принимает, могут не впустить и визу аннулировать, и никакой закон им это не запрещает и помещать не может
Документы не проверяли - так кто вам мешал проверять?
Подлиники дипломов и трудовых книжек предъявлились в VFS, проверяйте, месяц же был на выдачу визы.
Далее - визы выдали но не все поехали, так это нормально для визы, виза - это возможность въехать в другую страну, а не обязанность.
Опять же если въехало меньше почему есть претензия что кто-то не тот въехал?
В целом не особо понятно чем проверки по PBH должны были отличатся от тех, которые выполняются при выдаче любой другой визы или визы в правом работы?
"Далее - визы выдали но не все поехали, так это нормально для визы, виза - это возможность въехать в другую страну, а не обязанность."
Это проблема формулировки в статье.
Въезжали как раз по многу раз и выезжали назад. Но цель визы была в переезде в Польшу. И если получатель визы подписывал какую-то бумагу, что планирует переезд и будет пользоваться этой визой только для этого - могут быть проблемы
Почему сразу привет?
Компания оффер только давала, а контракта же на момент выдачи визы не было. Так что вполне можно было отказаться или сменить компанию получив другой оффер. Виза давалась на год, а за это время много чего могло поменяться. Сама виза к работодателю никак не привязана.
это позже стало - с этими списками. В самом начале никаких списков не было, можно было записаться самому в ВЦ и притащить с собой пакет доков (ит диплом, причем не все спецухи считались итшными) или трудовую где итшного опыта больше года (и там тоже не все специальности считались). Ну и какая-то справка от фирмы шла, + позже стали требовать умову заключенную с уже польским филиалом, т.е. подтверждение что уже есть договор в польским працодавцом. Поэтому о чем там они сейчас воют что ничего не проверяли - это фигня полная, пускай формально но проверка была, доков просили предоставлять прилично (один оригинал трудовой чего стоит)
Пользователь отредактировал комментарий 18 ноября 2024, 12:18
Далее - визы выдали но не все поехали, так это нормально для визы, виза - это возможность въехать в другую страну, а не обязанность.
Да это нормальность, а если с этой визой кто-то летал там в Франци. или Италию на пару недель - то это уже нарушения цели выдачи виз, и например Польша таким может повторно отказать
нет, цель PBH это перезд в Польшу и работа в ней - если ты не открыл там ИП или не устроился на работу - а просто поехал во Францию, то ты использовал ее не по целевому назначению
Цель любой визы - разрешение пересечь границу и находится в стране. Данный тип визы давал еще право на работу, какой переезд? Выдача этой визы не обязательство визополучателя переехать в Польшу, это противоречит конституции по которой человек имеет свободу передвижения
Согласен. То что визы выдавали индусам и иранцам - это не вина индусов и иранцев. Эти все вопросы должны быть адресованы к польским чиновникам и консулам, а не получателям.
И да, виза - это право, а не обязанность. Некоторые люди с серьезными намерениями ехали в Польшу, но там что-то шло не так и люди возвращались или ехали в третью страну. Если бы польская власть давала деньги за переезд, то тогда могла бы от этих людей что-то требовать. Но этого же не было.
Программы PBH уже нет. Инициатива в целом была правильной, но реализована сумбурно и косячно. Кто-то въехал, кто-то не въехал, кто-то въехал и выехал. Какая уже разница и какую проблему пытаются решить? Сейчас в польском стиле еще десять лет будут искать виноватых, перекладывать бумажки, делать громкие заявления и воду в ступе толочь. Причем уверен, что результата от такой деятельности будет ровно ноль. Занялись бы чем-то действительно важным и полезным.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 16:27
учитывая скорости с которыми все в Польше делается - если б они начали обсуждать как правильно это реализовать с учетом всех мнений - эта программа до сих пор бы проходила слушания, а реализовалась бы дай бог через 3-4 года. А так - сделали и сделали, Польша свой профит получила, а то что сейчас происходит - это тупо охота на ведьм
Мне вот интересно, это в роте теперь ночные дежурства по субботам или лахтовики ночами трудятся...
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
17 ноября 2024, 08:16
0
Что-то происходит. Уже почти неделю как подняты по тревоге и активно за***ают не только русскоязычные ресурсы, но и на других языках. Причем используя гуглопереводчик, над чем активно потешаются носители языка.
Виза PBH делалась для привлечения квалифицированных налогоплательщиков. Чтобы оценить эффективность программы PBH, достаточно сопоставить получателей визы с данными из ZUS. Спустя более года разговоров это не было сделано.
Продолжаем следить за развитием событий.
Пользователь отредактировал комментарий 17 ноября 2024, 20:44
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Так удобно было в Грецию/Италию/Испанию ездить.
Пользователь отредактировал комментарий 18 ноября 2024, 16:20
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
А попить смузи в Испанию, Грецию, Францию, Германию по PBH визе сколько слетало?
Думаю у миллиардеров не PBH визы.
Остальные в здравом уме могли и на Зыбицкой смузи попить или на Октябрьской на крайний случай.
это милиардеры стоят сутками на машинах на границе?
Так это смузи попить едут, и стоят не пивши?
Не так много как про это говорят. В Польшу въехало ITшников значительно больше чем 13,5 тыс. Хотя бы исходя из количества беларуских ITшников в Польше в настоящий момент. У польских официальных ведомств проблемы с математикой.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 18:21
так еще ж варианты есть и другие кроме пбх - рабочая виза, виза по карте поляка и т.п. Вообще смысла эту статистику смотреть нету без оочень детального анализа, кому была выдана, сколько раз, подавались ли на визу зависимые члены семьи, сколько их было и т.п. А так "мы выдали Х, а приехало Y, все пропало, все подкуплены" - я так тоже могу
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Какой пратакол, это все ради дешёвого хайпа и популизма делается
Ну пускай поляки ищут, кто и в чем у них виноват.
они уже все определили - во всем виноват коррумпированный ПиС
Т е все мы въехали получается незаконно и когда будем просить ПМЖ или следующие ВНЖ нас попросят на выход?
С какого перепугу такие мысли? Поделись
сфигали?) а вот кто брал визы для туризма - в следующий раз могут визу не дать уже любую
виза - это право въезда, а не обязанность
Кто въехал и остался - поступил согласно программе. А вот те, кто использовал для покатушек в Европу на закупы и отдохнуть "в цивилизации" - нет. Если для получения визы надо было подписать какой-то документ о том, что виза будет использована для переезда и т.п.,то это грозит воспользовавшимся не для того ограничениями, да.
Могут и в общую европейскую базу запретов внести на несколько лет.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 10:02
В базу запретов не могут внести. Это не преступление. Любая виза - это право поехать в страну, а не обязанность. Нет ни в одной стране мира такой программы, что иностранец именно обязан переехать жизнь в страну. Но выдача визы - это так же право, а не обязанность консула. Поэтому тем кто не по назначению ее использовал могут в дальнейшем отказывать в выдаче польских виз.
Опять же. Вопрос не в поехать, а в переехать. Если добровольно подписался, что собираешься переехать и даже работодателя предоставил, а потом катался год туда-сюда, то могут впаять и запрет на въезд. Формально это не запрещено, а времена сложные.
Тому, кто придумал такую визу премию надо. В других странах где-то уже приняли визу цифрового кочевника, где-то ещё думают. В США та же гринка это привлечение спецов. А тут PBH как привлечение ИТ спецов и в идеальное время.
Искренняя благодарность автору программы PBH.
А вот к реализации и расширнии программы - вот тут могут быть вопросы.
А дырявость виз ... то рабочие визы они тоже дырявые.
Вот с электронной системой въездов возможно будет меньше дыр.
Пользователь отредактировал комментарий 15 ноября 2024, 21:34
ну там и с рабочими визмами что-то делать хотят - например требовать умову о праце сразу
вроде так уже и делают, решение на границе страж гранична принимает, могут не впустить и визу аннулировать, и никакой закон им это не запрещает и помещать не может
Что-то много разнонаправленных претензий.
Документы не проверяли - так кто вам мешал проверять?
Подлиники дипломов и трудовых книжек предъявлились в VFS, проверяйте, месяц же был на выдачу визы.
Далее - визы выдали но не все поехали, так это нормально для визы, виза - это возможность въехать в другую страну, а не обязанность.
Опять же если въехало меньше почему есть претензия что кто-то не тот въехал?
В целом не особо понятно чем проверки по PBH должны были отличатся от тех, которые выполняются при выдаче любой другой визы или визы в правом работы?
"Далее - визы выдали но не все поехали, так это нормально для визы, виза - это возможность въехать в другую страну, а не обязанность."
Это проблема формулировки в статье.
Въезжали как раз по многу раз и выезжали назад. Но цель визы была в переезде в Польшу. И если получатель визы подписывал какую-то бумагу, что планирует переезд и будет пользоваться этой визой только для этого - могут быть проблемы
никакой бумаги там не было вроде, как помню просто указывал компанию, в которой буду работать
А компании подтверждали?
ну компании емнип какие-то справки давали для консульства типа подтверждаем что этот чел релоцируется с нами и будет на нас работать
Ну тогда привет компаниям
Почему сразу привет?
Компания оффер только давала, а контракта же на момент выдачи визы не было. Так что вполне можно было отказаться или сменить компанию получив другой оффер. Виза давалась на год, а за это время много чего могло поменяться. Сама виза к работодателю никак не привязана.
Я думаю что да, потому что именно они подавали списки в PAIH
это позже стало - с этими списками. В самом начале никаких списков не было, можно было записаться самому в ВЦ и притащить с собой пакет доков (ит диплом, причем не все спецухи считались итшными) или трудовую где итшного опыта больше года (и там тоже не все специальности считались). Ну и какая-то справка от фирмы шла, + позже стали требовать умову заключенную с уже польским филиалом, т.е. подтверждение что уже есть договор в польским працодавцом. Поэтому о чем там они сейчас воют что ничего не проверяли - это фигня полная, пускай формально но проверка была, доков просили предоставлять прилично (один оригинал трудовой чего стоит)
Пользователь отредактировал комментарий 18 ноября 2024, 12:18
Цель визы - разрешить въезд и работу и визы давали на год.
Т.е. виза это временное разрешение.
Для переезда нужен минимум временный вид на жительство.
Да это нормальность, а если с этой визой кто-то летал там в Франци. или Италию на пару недель - то это уже нарушения цели выдачи виз, и например Польша таким может повторно отказать
с какого перепугу? какой закон нарушен? что с польской визой нельзя полететь в Италию? Можно подробнее прочитать этот закон
Закон есть - что посольство может не дать тебе визу не объясняя причин - посмотрят прошлую историю получения виз и откажут
Вон сейчас люди подаются на очередную рабочую визу, но на деле на прошлых они использовали как просто шенген - и уже поулчают отказ, что
Эти визы польские национальные, как с ними полететь во Францию можно было? Тем более что самолёты уже посадили
Только въехал в Польшу по сухопутному автомобильному погран переходу.
А это значит - визу использовали по назначению.
нет, цель PBH это перезд в Польшу и работа в ней - если ты не открыл там ИП или не устроился на работу - а просто поехал во Францию, то ты использовал ее не по целевому назначению
Цель любой визы - разрешение пересечь границу и находится в стране. Данный тип визы давал еще право на работу, какой переезд? Выдача этой визы не обязательство визополучателя переехать в Польшу, это противоречит конституции по которой человек имеет свободу передвижения
и у каждой визы есть цель получение - и нарушение цели выдачи
Согласен. То что визы выдавали индусам и иранцам - это не вина индусов и иранцев. Эти все вопросы должны быть адресованы к польским чиновникам и консулам, а не получателям.
И да, виза - это право, а не обязанность. Некоторые люди с серьезными намерениями ехали в Польшу, но там что-то шло не так и люди возвращались или ехали в третью страну. Если бы польская власть давала деньги за переезд, то тогда могла бы от этих людей что-то требовать. Но этого же не было.
Программы PBH уже нет. Инициатива в целом была правильной, но реализована сумбурно и косячно. Кто-то въехал, кто-то не въехал, кто-то въехал и выехал. Какая уже разница и какую проблему пытаются решить? Сейчас в польском стиле еще десять лет будут искать виноватых, перекладывать бумажки, делать громкие заявления и воду в ступе толочь. Причем уверен, что результата от такой деятельности будет ровно ноль. Занялись бы чем-то действительно важным и полезным.
Пользователь отредактировал комментарий 16 ноября 2024, 16:27
учитывая скорости с которыми все в Польше делается - если б они начали обсуждать как правильно это реализовать с учетом всех мнений - эта программа до сих пор бы проходила слушания, а реализовалась бы дай бог через 3-4 года. А так - сделали и сделали, Польша свой профит получила, а то что сейчас происходит - это тупо охота на ведьм
Мне вот интересно, это в роте теперь ночные дежурства по субботам или лахтовики ночами трудятся...
Что-то происходит. Уже почти неделю как подняты по тревоге и активно за***ают не только русскоязычные ресурсы, но и на других языках. Причем используя гуглопереводчик, над чем активно потешаются носители языка.
Видимо, у кого-то где-то что-то подгорает))
уже ротация стульев неоднократно была произведена
Виза PBH делалась для привлечения квалифицированных налогоплательщиков. Чтобы оценить эффективность программы PBH, достаточно сопоставить получателей визы с данными из ZUS. Спустя более года разговоров это не было сделано.
Продолжаем следить за развитием событий.
Пользователь отредактировал комментарий 17 ноября 2024, 20:44
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Так удобно было в Грецию/Италию/Испанию ездить.
Пользователь отредактировал комментарий 18 ноября 2024, 16:20
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
В общем все плавно идет к сворачиванию виз и кто не успел - тот опоздал)
Мне уже пугаться или ещё немного подождать?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Это ты к чему сейчас?
Пользователь отредактировал комментарий 17 ноября 2024, 20:34
@А. А., был тут бот, пропагандирующий скрепные ценности. Удалился и вместе с ним его сообщения.