В колонке для dev.by арт-директор минской компании PRAS Алексей Кульбицкий рассказывает о проблеме, которая, по его мнению, тормозит белорусские продуктовые разработки.
В Беларуси высокотехнологичный программный продукт очень редко делают с нуля, от начала и до конца. Суть заказов из-за границы — купить время наших программистов. Там придумывают программу и исследуют её, а сюда отдают прописывать код. Почему так происходит?
Дело в том, что поучиться UX/UI-проектированию и попрактиковаться в нём в Беларуси банально негде. При этом специалистов такого профиля, если судить по базе вакансий, у нас очень много. Но это в большинстве своём люди с интуитивным понятием о UI либо люди с образованием не местного розлива. То есть разработчики или талантливо и безотчётно копируют удачные решения, пользуясь фреймворками и гайдами, или идут по сложному пути, работая и общаясь с заграничными заказчиками и нередко обучаясь за границей. Но заимствовать готовые решения — не значит создавать что-то новое. Так очень сложно стать флагманом и законодателем мод.
Вспомним, что такое UX и UI.
UX (User Experience) — это фидбек пользователя, впечатление от работы с вашей программой, а также его часто неосознанные ожидания от будущего продукта. UI (User Interface) — интерфейс, ориентированный на пользователя. UX/UI проектирование предполагает создание эстетичного и удобного интерфейса с опорой на поведение целевой аудитории.
В идеале дизайн каждой программы должен быть именно таким.
Поэтому качественной разработке обычно предшествуют исследования. Берёте контрольную группу, даёте её участникам прототип своего продукта и проверяете, удобный интерфейс вы нарисовали или нет. Вносите изменения и проверяете снова. И так несколько раз. В итоге получаете продукт, с которым можно выходить на международный рынок.
Давайте честно — кто проводит исследования продукта у нас? Даже при осуществлении крупных государственных проектов исследования в бюджет почти никогда не закладываются. Продукт выпускается и идёт в свободное плавание, хотя какое-то время его ещё можно было бы потестировать и поизменять, улучшив на порядок.
Сейчас дело обстоит так: наша ИT-компания получает задание от иностранного заказчика вместе с результатами уже проведённого исследования. Вот, у нас всё готово, говорят из-за границы, а вы просто запрограммируйте. Возьмите любого аутсорсера. Заказы, которые они выполняют, — это заказы крупных иностранных компаний. Соответственно, все исследования проводятся в странах, которым эти иностранные компании принадлежат.
Белорусы на белорусах ничего не тестируют, не работают даже с заграничной статистикой. Снова приходим к тому, что за границей — мозг, а здесь — техническое решение.
Хотя интересные идеи у нас есть, и программы мы могли бы полностью — от и до — разрабатывать сами. Но без соответствующих знаний и исследований ничего не изменится. Нельзя просто сесть, нарисовать эффектную красную кнопку, потому что тебе нравится красный или какой-то авторитетный дизайнер нарисовал такой же элемент, и надеяться на рост и развитие. К сожалению, пока что всё наше развитие — продажа удачных идей.
Первое, что приходит на ум, — Viber и Maps.me. Эти разработки купили в других странах и там продолжают их развивать. Выстрелившее год назад приложение MSQRD, например, приобрёл Facebook. Приложение Flo создано белорусами, но с опорой на американский рынок.
Назову основные причины, по которым, с моей точки зрения, тестирование продуктов у нас не проводится.
1. Прибыль от таких исследований косвенная. Теоретически хорошая идея может удачно реализоваться сама по себе.
2. Любое основательное исследование предполагает колоссальную затрату ресурсов. У нас нет результатов предыдущих тестов, на которые мы могли бы опираться. Нет по-настоящему опытных в этом смысле специалистов. Белорусскому парку высоких технологий по сравнению с Кремниевой долиной, можно сказать, несколько дней. И заточен он изначально под программирование, а не под продуктовые решения.
3. Развитие любой идеи — это, грубо говоря, инвестирование. Средства вы чаще всего получаете лишь в долгосрочной перспективе, «здесь и сейчас» финансовой отдачи скорее всего не будет.
4. Продвигаться на международный рынок белорусам непросто. Сказывается плохое знание английского. А с начала этого года — ещё и налог на Google. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы как можно скорее продать свою разработку и забыть о ней.
Но, если ничего не предпринимать, какое будущее нас ждёт? Будущее сырьевого придатка. Заказчики у нас есть, а вот пользователей, которые нас ценят, ждут новые продукты и готовы за эти продукты платить, — нет.
Недавно был подписан тот самый декрет №8, в котором фигурирует пункт о поддержке ИT-образования. Было бы здорово, если бы внимание обратили и на обучение UX/UI — как на область серьёзных исследований и аналитики. Надо приглашать специалистов читать лекции, вникать, расти и переходить к тестированиям разработок. Тогда нас перестанут считать дешёвой рабочей силой и начнётся совсем другая история. Результаты исследований помогут в создании следующих проектов с пониманием того, что нужно человеку 21-го века.
*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.