«Всё плохо с достоинством». Айтишник написал злой пост о сокращениях и трекерах
История о том, как в компании VironIT ввели жёсткий трекинг для удалёнщиков, затронула многих. Фулл-стек веб-девелопер Андрей Позняк написал большой пост о том, как в ИТ появляются руководители, которые на всех ездят, зачем надо помнить, что «программист — главный человек» и почему сложно уйти из компании, даже если там не очень здоровая атмосфера.
По наивности я стал экстраполировать свой опыт на всю индустрию и решил, что у нас в ИТ — Европа и повсеместно скандинавская модель. Тем больше шок от свежих новостей, которые открывают новые горизонты по пробитию дна. Вооружаться защитой коммерческой тайны, чтобы сохранить в секрете, что делаешь каждые N секунд скрины с экранов своих сотрудников на удаленке, — это просто высший пилотаж.
В таких ситуациях меня всегда удивляли две вещи:
Кто руководит такими конторами и как эти руководители попали в ИТ?
Кто работает в этих конторах и почему эти люди не [ушли стремительно] оттуда при первой возможности (из множества)?
По первому пункту: как можно не понимать, что программист — это твой главный ресурс, ну алё?
Да-да, я понимаю, бублик в какой-то мере определяется через дырку в центре; но бублик без дырки ещё имеет право на существование, а вот дырка без бублика — это уже нонсенс.
«Если твой менеджер главный — ты работаешь не в том месте»
Это очень печально, но я давно подметил, что у наших людей очень плохо с достоинством. С гордостью, с уважением, с этим всем. Но если нет само-, то нет и к другим. Вам может показаться, что руководитель, который своих сотрудников считает массой подозрительно разболтавшихся бездельников, как раз очень себя уважает, но нет. Человек, которому свойственно чувство достоинства, никогда не посягнёт на чужое такое чувство. Потому что это поступок недостойный. Например, руководитель не будет лишать своих сотрудников личного пространства.
Вторая сторона медали — бич в виде наглости. «Наглость — второе счастье». Мы некисло погружены в систему ценностей, где наглость — это норма. Мол, если я тебя не буду подпрессовывать, то ты обнаглеешь. Потому что на твоем месте так бы сделал я.
Не раз сталкивался с людьми, которые начинают себя вести как люди, только когда им дашь по морде, потому что до этого они думали, что цивилизованное поведение — это сигнал, что они могут наглеть, пока не лопнут.
Меня всегда интересовало, кто этим людям дал зелёный свет в большой айтишный бизнес в условиях свободного рынка. Я вам скажу кто. У меня для них есть кодовое название — «дырявые свитерки». Нет, представитель этого типа айтишников не обязательно ходит в протёртом свитере. Скорее всего, он неплохо одет и тачидла у него норм. Но чего у него нет, так это понимания, что когда тебя поё****ют, но хорошо платят, но всё же поё****ют, то это — ненормально.
В таких конторах часто девелоперы «вырастают» в манагеров, хотя мне всегда казалось, что это тупейшая идея. Ты же инженер, ты должен любить инженерию, а не скрам с канбаном. Это стыд и скрам какой-то! Однако я знаю, в чём секрет: так ты становишься на ступеньку выше в пищевой цепочке. Теперь ты не просто кодер, а уже чуть-чуть барин.
Был у меня случай, когда мне коллеги такие говорят: «Не ну, а как мы скажем, что он сделал [негодный] код, он же тимлид». К счастью, мы были коллегами совсем недолго по причине моего сверхбыстрого [изумления] от такого дискурса.
Если твой менеджер чуть более главный, а руководитель отдела ещё главнее, то ты работаешь в неправильном месте.
Вот у меня в прошлом году был [умопомрачительный] улов на собеседования. На одном из них руководитель конторы не был спецом в моей области, поэтому он совсем меня по ней не спрашивал (серьезно — вообще ноль вопросов), но решил погонять по тому, что знал сам. Я немного поколебался, не свалить ли сразу, но решил, что [шут] с ним — закалка. Зато когда мы перешли к этапу «беседа на английском», он совсем погрустнел. Видимо, осознал, что его [очень хороших] курсов по бизнес-коммуникации всё же мало и дырявосвитерность просвечивает сквозь костюм. Но самая вишенка была потом, когда он завёл речь о сумме. После того, как я её озвучил, он на 16 миллисекунд дал трещину и сверкнул глазом в свою эйчаршу. Обычно я не могу похвастаться сверхспособностью перехватывать беспроводные сигналы, но в воздухе моргнули слова «какого [лешего] ты его сюда привела?»
Второй пример: в разгар рабочего дня мне позвонила какая-то эйчарка и начала тараторить на инглише. Оказалось, что это «такой тест мы всегда так делаем, а почему бы и нет, многие кандидаты говорят, что это даже прикольно». Но, ребята, это не прикольно, это [ущербно]. Но хуже всего, что а) это вам не очевидно и б) нашлись те, кто сказал, что это «даже прикольно». У меня для вас плохие новости: нет ничего прикольного, если тебя помещают в ситуацию дискомфорта в самом начале отношений. От таких отношений 99% не жди ничего хорошего. Нормальный эйчар позвонит тебе и начнёт адекватный диалог в деловой манере, на родном языке. Желательно, поинтересовавшись, удобно ли тебе говорить.
Надеюсь, такая уродливая айтишечка поспешит свалить в небытие.
Страх или лень? Как не бояться ответственности на любом этапе карьеры
Умение принять ответственность отличает как взрослого от ребёнка, так и хорошего специалиста от просто специалиста. Отвечать за свою, а в перспективе и чужую, работу и карьеру трудно. И даже страшно. Но, как с любым страхом — с этим можно бороться.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.