Накануне вечером белорусские айтишники собрались в одном из минских кафе-баров, чтобы поговорить о своих факапах — о чём, как правило, никто не рассказывает. dev.by побывал на FuckUp Nights и послушал истории ИТ-предпринимателей, осмелившихся поделиться с публикой своими неудачами.
Минус 20 тысяч пользователей за один день
Первый факап прозвучал от экс-руководиля разработки в Maps.me Александра Матвеенко (сейчас CEO MapData). Он поручил свои обязанности опытному программисту и со спокойной душой отправился в отпуск. Когда переезжал из Испании в Андорру, ему позвонила обеспокоенная коллега.
— Представьте себе ситуацию: я стою на обочине на аварийке, второй час разговариваю по телефону, на меня косо смотрят гаишники, у меня заканчиваются на счету деньги, спасибо оператору — оперативно отключает звонки… Оказывается, наше приложение забрасывает пользователей сообщениями (по 28 пушей каждому) на разных языках с просьбой отказаться от машины — это был всемирный День без автомобиля. А самое интересное в том, что перед моим отъездом мы проговаривали, каким должно быть приложение — максимально дружелюбным (ненавязчивым).
За один день Maps.me потеряло 20 тысяч пользователей: «Как я понимаю этих людей! Кто-то мог в аварию попасть, пока его там забрасывают сообщениями, у кого-то приступ мог начаться».
Часть пользователей отнеслась к ситуации с юмором: в комментариях писали «я уже продал свой автомобиль», «съел права», «перестаньте спамить».
Вопрос: А сколько всего было пользователей в Maps.me на тот момент? И повлиял ли чёрный пиар на дальнейший рост компании?
Ответ: У нас тогда было около 2 миллионов пользователей. На рост этот факап не повлиял, мы потом добрали этих пользователей.
Вопрос: Это был баг парсинга или процесса?
Ответ: Думаю, большая проблема была в парсинге, мы неправильно прописали правила. Приложение должно было доставлять пуши по времени, и мы не могли повлиять на ситуацию.
Вопрос: Куда исчезли 20 тысяч пользователей, если альтернатив всё равно не было?
Ответ: Конкуренты у Maps.me тоже есть, но, возможно, отойдя от обиды, кто-то потом снова вернулся.
Вопрос: Почему вы думаете, что если бы вы были не в отпуске, то ситуация бы была другой?
Ответ: Я бы проконтролировал ситуацию, и команда бы проверила, как отрабатывает новая пуш-система на ограниченном количестве устройств.
Вопрос: Что стало с парнем, который был ответственным в ваше отсутствие?
Ответ: Думаю, он сам себя наказал. Мы никого не уволили — история яйца выеденного не стоила.
Продали банку несуществующий продукт
25-летний CEO Blinger.io Евгений Бессчастнов запустил первый проект — аналог Дневник.ру в 18 лет, но всю прибыль... «прогуливал».
Когда денег совсем не осталось, бизнесмен сменил место жительства и познакомился с человеком, который делал сервис для аренды жилья. Но однажды, проснувшись утром, увидел новость, что министерство юстиции объявило их деятельность незаконной. Лавочку пришлось прикрыть.
Ещё один факап спикера связан с его текущей компанией, которая разрабатывает Helpdesk-систему.
— Мы подняли хайп в Facebook, что у нас есть крутой продукт, хотя на самом деле и одной трети не было готово. Благодаря шумихе в социальных сетях нас заметил «Тинькофф банк», и на следующий же день я вылетел к ним на переговоры. Естественно, набивал нам цену, говорил, что другие крупные банки предлагают ещё большую сумму. Меня легко раскусили с этим обманом, зато не спалили, что нет продукта. В общем, по цене они меня «нагнули», предложили сумму в раз 20 меньше предполагаемой.
Мы подписали договор и через неделю должны были запустить сервис. Через неделю мой Telegramm разрывался от сообщений, и я придумал 20 ох*тельных историй, почему мы ещё не сделали продукт. Так мы выиграли ещё полторы недели, за которые на коленке что-то состряпали. После «Тинькофф Банка» посыпались другие клиенты, но для них повторить то же самое было проблематично.
Вопрос: Почему не получилось для других клиентов сделать то же самое?
Ответ: Мы сделали и для них, но чуть позже, когда наладили процессы. В первый раз вообще на коленке всё было.
Вопрос: У вас была сделка с «Тинькофф Банком», но не было самого продукта. А что вы показывали топ-менеджерам?
Ответ: Мы не показывали, а рассказывали. Это сейчас уже нужен прототип, а тогда достаточно было на словах всё объяснить.
Вопрос: Меня восхищает твоя способность продавать снег эскимосам. Где тебя можно было спалить?
Ответ: Можно было хотя бы MVP попросить, но они не просили.
Вопрос: Какие выводы ты сделал из трёх своих факапов?
Ответ: Таких факапов больше не будет, но будут другие.
Вопрос: Неделя — это было их условие или твоё?
Ответ: С моей стороны это была пыль в глаза. Чтобы у компании была уверенность, что мы клёвые ребята. Плюс деньги хотелось получить поскорее.
Вопрос: Что происходило с командой в этот момент, какая была этажность мата?
Ответ: У нас тогда было три с половиной человека. Делали по ночам, подвозили к офису виски, и с партнёром пытались решить текущие задачи (я не технарь, но его поддерживал).
Вопрос: Какая разбежка в цене вашего продукта?
Ответ: Около пяти тысяч. Одна компания платит $250, а вторая $1200, хотя услуги мы им предоставляем одни и те же.
Вопрос: А «Тинькофф Банк» уже в курсе, что у вас тогда не было продукта?
Ответ: Думаю, да. Но они не говорят об этом, потому что это был их фейл, что они допустил такое — дали деньги непонятным парням from Minsk.
Фитнес-приложение от не фанатов ЗОЖ
На хакатоне в 2014 году CEO SplitMetrics Максим Каменков создал приложение, которое по фото определяет калорийность еды: при этом фотографии анализировала не нейросеть, а «девочка в Китае». На презентации приложения случился факап.
— У нас в руках был банан, на котором мы хотели продемонстрировать работу приложения, но тут выбегает какой-то парень и говорит: не верю, покажите, как оно работает, на драниках! Мы фотографируем его драники, долго ждём и — о чудо! — приложение выдаёт результат.
Юра Гурский заинтересовался разработкой и предложил сделать фитнес-приложение, но с условием, что три месяца он будет его тестировать в реальной жизни, а потом скажет, «полетит» оно или нет.
— Мы начали делать календарь калорий, но потом поняли, что люди не будут туда ничего вносить: им нужна большая мотивация. Тогда мы решили делать другую штуку — рекомендательную систему, которая будет советовать, что и когда есть. В итоге Юра сказал, что так нё пойдет. Нужно было искать человека из фитнес-индустрии, который бы проталкивал приложение в массы, что-то вроде Натальи Водяновой у Flo. Мы в таких кругах особо не крутимся, поэтому ничего подходящего не нашли и решили это прекратить. Видимо, фитнес — не моё. Не верил я, что из этого что-то получится.
Вопрос: Почему отказались от календаря калорий?
Ответ: Китайцу нужно было платить за каждую фотографию. Мы не могли финансово решить эту проблему. А вообще, если человек следит за питанием, то ему не влом будет руками посчитать.
Вопрос: Если бы Гурский дал неделю, то сделали бы продукт за это время?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Что тебя возбуждает в бета-тестировании?
Ответ: Это интимный вопрос. Домен и маркетинг не сильно возбуждают, а вот работа с B2B мне нравится, но я бесполезен, если ко мне приходит масс-маркет.
Вопрос: Веришь ли ты, что крутой проект можно сделать на заказ инвестору?
Ответ: Это зависит от проекта и ситуации. Если канонический проект делать, который требует большой отдачи, то не верю. Не зря же ведь, заключая сделки с инвесторами, фаундеры стараются сохранить за собой большую долю в компании.
Вопрос: Складывается ощущение, что в ИТ-тусовке всего 20 человек, которые придумывают проекты и делают экзиты, а во главе стоит известный супермен. Как сделать так, чтобы людей было больше?
Ответ: Я верю, что это возможно. Школы предпринимательства учат растить проекты, а нужно растить людей. Я считаю, что нужно вкладывать в людей, чтобы они не боялись факапить. Мне пришлось проделать большую работу над собой, чтобы понять: деньги — это всего-лишь ресурс и, если его потерял, то не проблема найти в другом месте. Два факапа привели меня к тому, что я их теперь не боюсь.
Уехал в отпуск, а по возвращении не узнал компанию
По словам директора «ЛегендаСтрой» Дмитрия Богданова, они с партнёром хотели сделать фирму, которая естественным образом монополизирует белорусский рынок производства компьютерной техники (блоки, мыши, клавиатуры). Для получения преференций (помогают выжить компании) им необходимо было нанять около 50% сотрудников с инвалидностью. Первый факап — очередь из желающих работать не выстроилась. Таких людей пришлось долго искать в закрытых комьюнити и мотивировать их идти на работу.
Следующий факап произошёл, когда Дмитрий уехал на три месяца в Азию. Он назначил лучшего специалиста в компании на роль и.о. в его отсутствие.
— Когда мы вернулись, оказалось, что фирма находится в таком плачевном состоянии, что мы, можно сказать, перешли на хлеб и воду. Мне пришлось поднимать её с колен, — поясняет спикер.
Выводы, которые сделал бизнесмен: не стоит начинать бизнес с теми, с кем уже был неудачный опыт, и не стоит рассчитывать, что люди бросят свои дела и «пойдут за вами, чтобы помогать вам делать ваш бизнес».
Организовали встречу стартап-акселератор Insight и обладатель лицензии Fuckup Nights в Беларуси Денис Гурленя.
Фото: Александр Корсаков, dev.by
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.