Релиз самой ожидаемой игры года Cyberpunk 2077 оказался противоречивым: студия CD Projekt RED успела разочаровать и геймеров, и инвесторов, и даже своих сотрудников.
Как получилось, что несколько лет разработки и промоушена игры привели к провалу? И что будет со студией дальше?
Один из инвесторов компании CD Projekt RED Микола Ожеховский заявил, что готовит коллективный иск к авторам экшена. По мнению Ожеховского, действия компании подпадают под статью 286 Уголовного кодекса Польши, то есть речь о мошенничестве или введении в заблуждение с целью получения финансовой выгоды.
Так инвестор отреагировал на отказ руководства компании раскрыть реальное состояние версии игры на консолях. Если суд удовлетворит иск, то руководству CD Projekt RED грозит лишение свободы на срок от полугода до восьми лет. Но, по мнению экспертов, такое дело выиграть непросто, и шансы истцов невысоки: игровой бизнес сам по себе связан с рисками, и доказать умышленность действий компании непросто.
«Будут ли в игре мемы?»
Cyberpunk 2077 — видеоигра польской студии CD Projekt Red, которая считалась одной из самых ожидаемых игр прошлого года. С 2012 года польская студия держала геймеров в напряжении, пообещав захватывающую игру, которая погрузит пользователя в фантастическую вселенную. Впечатляющие тизеры, участие Киану Ривза, Граймс, ASAP Rocky и заголовки публикаций подогревали интерес в течение нескольких лет.
По сюжету персонаж V путешествует по дистопичному городу Найт-Сити, который расположен на Западном побережье Северной Америки. Пользователь сам может выбрать пол, параметры внешности и прошлое персонажа. Игровой мир состоит из шести уникальных районов, в которых присутствует полный цикл дня и ночи. Студия обещала геймерам революционный опыт с большими возможностями настройки персонажа и обширным миром для исследования.
Студию CD Projekt Red основали в Варшаве в 1990-х два школьных друга — Марчин Ивински и Михал Кичиньски на волне роста игровой индустрии. Они начали импортировать игры из США и переиздавать их в Польше. Ивински вспоминал, что часто они прогуливали занятия в школе, чтобы играть сутками напролет. Их энтузиазм опережал возможности студии: анонимно сотрудники компании признались, что зачастую начальники требовали от них невозможного. Руководство студии делало ставку на собственную разработку и отказывалось приобретать лицензии на стороннее ПО — в итоге по характеристикам игры уступали конкурентам студии.
После появления «Ведьмака» — культовой игры студии — у франшизы появилось большое число фанатов. Выпущенное продолжение «Ведьмак 3» получил награды за детализированную вселенную и проработанный сюжет, однако многочисленные баги разочаровывали геймеров.
В итоге фанаты смирились с тем, что для CD Projekt Red это в порядке вещей: выпускать проекты еще «сырыми» и сталкиваться с критикой пользователей. То же случилось и с Cyberpunk 2077. Еще в июле 2018 года один из пользователей в Twitter спросил создателей: «Будут ли в игре мемы?». Официальный аккаунт игры ответил: «Вся игра будет мемом». В каком-то смысле эти слова оказались пророческими для студии.
Задача — выпустить
В течение долгого времени после анонса игры в 2012 году Cyberpunk 2077 не выходила из стадии препродакшена.
В 2015 году студия заявила, что разработчики в основном заняты завершением «Ведьмака 3», поэтому Cyberpunk 2077 откладывается, однако выход не отменили.
Позже компания вовсе отказалась делиться информацией об игре до 2017 года.
Вновь интерес к игре возник в 2019 году, когда на выставке E3 2019 студия представила трейлер и анонсировала дату релиза — 16 апреля 2020 года. Пользователям открыли предзаказ для всех основных игровых платформ. На выставке игру представил Киану Ривз, который исполнил одного из персонажей саги — рокера Джонни Сильверхенда.
Показательным стал уход нескольких топ-менеджеров студии, в том числе ключевых членов правления компании. По данным The New York Times, рядовые сотрудники студии понимали, в каком состоянии находится игра. В Discord на внутренних серверах студии они часто обсуждали, насколько сильно игра отстает от графика.
В итоге релиз переносили три раза. Еще в январе 2020 года руководители СD Projekt RED говорили о готовности игры, что на самом деле было не так. По мнению сотрудников, к срывам привели нереальные сроки, установленные менеджерами, которые вводили всех в заблуждение, а также конфликты в руководстве компании и его некомпетентность.
По информации журналиста Джейсона Шрайера, работники студии на очередном совещании с руководством высказали свое недовольство и задали много неудобных вопросов. «Владельцы относятся к компании как к машине для зарабатывания денег и видят в сотрудниках не людей, а данные в таблице», — признался один бывший работник студии.
В январе 2020 года CD Projekt RED объявила, что релиз переносится на 17 сентября, так как «работа еще не закончена».
И тут случилась пандемия коронавируса — компания отправила всех на удаленную работу, а релиз перенесла на 19 ноября, чтобы выиграть время «для исправления ошибок». В октябре стало понятно, что и ноябрь — не реалистичная дата.
Руководство было вынуждено перенести все на декабрь 2020 года.
Игра вышла 10 декабря.
Ещё 7 декабря появились первые рецензии журналистов: средний рейтинг игры на агрегаторе рецензий OpenCritic оказался высоким — 91/100. Журналисты хвалили игру за проработку, внимание к деталям, сюжет и постановку, но отмечали проблемы с производительностью.
Генеральный директор CD Projekt RED Адам Кичиньски заявил, что сейчас основная задача — это выпустить игру, а уже потом говорить о ее будущем.
Разочаровать всех
Пользователи восторга журналистов не разделили. Многие геймеры жаловались, что в игре много багов, особенно при прохождении на базовых моделях консолей PS4 и Xbox One.
С момента выхода Cyberpunk 2077 в сети появились десятки тысяч вирусных видео с множеством глюков и багов — многие забавны. Среди них крошечные деревья, которые покрывали пол зданий, падающие с неба танки и персонажи, стоявшие во время езды на мотоциклах. Пользователи задавались вопросом, почему после стольких лет разработки игра вышла такой «сырой».
Тем не менее перед релизом для руководства студии проблемы Cyberpunk 2077 были очевидны. Разработчики успели сделать работоспособную версию для ПК, но на консолях PlayStation 5 и новых устройствах Xbox она уже «буксовала». И едва работала на консолях старых версий PlayStation 4 и Xbox One.
Чтобы исправить ситуацию, компания не стала заранее отправлять копии игры рецензентам. В течение нескольких месяцев крупные игровые издания осаждали студию, но каждый раз пресс-секретарь CD Projekt RED Стефани Байер отвечала, что из-за соображений безопасности рассылка произойдет перед релизом. Студия поделилась игрой с изданиями за несколько дней до релиза, предварительно выбрав лучшую из возможных версий Cyberpunk 2077.
После релиза экшена акции CD Projekt RED потеряли в цене более чем на 40%. Геймеры начали требовать от дистрибьюторов вернуть деньги. Это привело к валу обращений в службы поддержки клиентов Sony и даже ненадолго обрушило один из корпоративных сайтов компании.
В ответ Sony и Microsoft заявили, что покупателям интернет-магазинов вернут деньги. Также Sony решила отозвать игру из своего магазина PlayStation Store. Игра была удалена «до дальнейшего уведомления». Их примеру последовала и сама CD Projekt Red: студия заявила, что вернет деньги разочарованным игрокам «из собственного кармана, если понадобится».
CD Projekt RED рассчитывала на эту игру. В опубликованном финансовом отчете за 3-й квартал указано, что компания заработала $28 миллионов — в основном от продаж «Ведьмака», культовой игры студии. Также в отчете компания указала, что Cyberpunk 2077 идет на «золото». Но как оказалось, не все разделяли эту уверенность.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.