Алёна Мельченко, студентка MA Education, School of Education, University of Leeds, UK, написала для dev.by колонку о том, как британцы учат первоклашек программировать — и есть ли у белорусов шанс не остаться далеко позади.
В 2014 году в расписании первоклашек в Великобритании появился новый предмет — Computing. У старшеклассников он пришёл на смену ICT (Information and Communication Technology), аналогу нашей информатики. Новая учебная программа предполагает, что дети в возрасте 5-7 лет познакомятся с алгоритмами и напишут свой первый код, а семиклассники научатся использовать больше двух языков программирования и будут создавать с их помощью творческие проекты.
Итак, в UK посчитали, что время пришло.
Давайте пробежимся по хронологии развития событий и попробуем разобраться, произошла ли рядовая корректировка программы или образовательная революция.
2006. В верхах начали зарождаться мысли в сторону интенсификации tech-темы. «Why was there no British Google?» — задавался вопросом один из лидеров оппозиции, вспоминая про блестящее изобретение world wide web сэром Тимом Бернерсом-Ли и негодуя о том, почему же британцы не пожинают плоды величайшего открытия XX века.
2007. Главный «активист» tech-темы из правительства отправился в Кремниевую Долину, в первый из как минимум из трёх fact-finding tours. Как обычно, было много встреч и разговоров с лидерами отрасли и университетов. Потом запустили Tech-city — что-то вроде инкубатора, техпарка. На проект, который к тому времени особо-то и не заработал в полную силу, сослалось несколько влиятельных людей из международных компаний в разговорах на министерском уровне как на одну из причин инвестиций в страну. Потом Google открыл в Лондоне один из своих «кампусов».
2008 — 2009. Голос индустрии повторял «We can’t get the people we need». И это был голос не только коммерческих организаций. Британские спецслужбы были в таком же «кадровом голоде», как и все остальные (высокотехнологичные гаджеты для шпионов сами себя не разработают). Креативные спецслужбы распыляли объявления о работе на тротуарах Шордича (район в восточном Лондоне).
Отчёты комиссии по навыкам и трудоустройству официально констатировали рекрутинговый кризис в ИT, но с другой стороны, выпускники Computer Science почему-то чаще других оставались без работы. Компании так сильно нуждались в инженерах, что им некогда было возиться с выпускниками, то есть горлышко сужалось.
2010. Министерство заказало у группы представителей игровой индустрии и исследователей отчёт о навыках, востребованных в креативных индустриях. «Мы будет рекомендовать вводить программирование в младшей школе», — предупредили авторы отчета. «Вы можете, если хотите, но этого никогда не случится», — прокомментировали в министерстве. Отчёт вышел в феврале 2011 года, ожидалось, что он будет закинут в долгий ящик. Но вышло иначе.
2012. Решающим моментом всей истории стал выпуск Королевским обществом своего отчёта с ярким названием: Shut down or restart. Королевское общество — самая серьёзная научная организация Великобритании, её мнение уже нельзя было просто проигнорировать. А мнение было достаточно резким: текущая школьная программа по информатике (ICT) безнадёжно устарела, нужна новая, интенсивная, со смещением фокуса с пользовательских навыков на глубокое понимание того, как работает компьютер, ИТ-системы, компьютерная программа, на создание программ и других диджитал-артефактов и эффективную командную работу над такими задачами.
2013. Правительство UK инвестирует (слово «тратит» здесь не подходит) 1,1 млн фунтов в создание и проведение программы тренингов для учителей. Ещё 0,5 млн в 2014-м. Компании подтянулись. Google проспонсировала некоммерческий Code Club на 100 тысяч, Майкрасофт — более 300 тысяч в партнёрство с Computing at School, для организации дополнительных тренингов для учителей.
2014. Computing отправили в продакшн. В сентябре 2014 года в школах начались первые занятия по новому предмету. Половина родителей не заметила исторической подмены. Остальные удивились: 7-летки обсуждают алгоритмы и как они будут дебажить свою новую программу. Конечно, подтянулись разного рода организации, волонтеры, средний и мелкий бизнес, короче, закипело.
Кстати, создатели курса Computing ставили гораздо более широкие цели, чем просто обучение программированию. Миссия — понимание процессов, алгоритмов, создание диджитал-артефактов, в том числе в результате совместной коллективной работы. Программа на 11 лет поместилась на 5-ти страницах, то есть она оставляет достаточно много пространства для маневров, расставления приоритетов на уровне школы, класса, учителя.
2017. Программа работает уже 3 года. Медиа и общественность рассуждают о том, был ли оправдан такой смелый шаг. Вспоминают слова министра образования Майкла Гава, который утверждал, что каждый ребенок должен знать «not just how to work a computer; but how a computer works, and how to make it work for you». Наиболее яркие материалы по теме вышли у The Guardian и того самого Королевского общества, которое выпустило отчёт под заголовком «After the reboot: computing education in UK schools».
Исследование критично оценивает состояние дел с Computing в школах Великобритании как «patchy and fragile» (неоднородно и хрупко). В частности, обеспокоены составители отчёта такими вещами, как:
- Гендерный баланс, а точнее по-прежнему дисбаланс. По сдающим профильный экзамен соотношение девочек и мальчиков 20% на 80%. По другим STEM-предметам за последние годы удалось сократить разрыв, сейчас по математике, химии и физике цифры показывают идеальные 50% на 50%.
- Процент детей, которые выбирают Computing как профильный предмет после 14-ти лет, хотя такая опция предлагается в 70% школ.
- Сильное расслоение между городскими и сельскими школами.
- Уверенность и профессионализм учителей. Особенно волнует младшая школа, поскольку лишь 40% учителей чувствуют себя уверенно, работая по новой программе.
- Недостаток учителей. План по рекрутингу новых учителей удалось выполнить лишь на 68%.
- Недостаток исследований. Призывают инвестировать в исследования в области новой педагогики как в самой дисциплине, так и в кросс-дисциплинарном измерении.
А тем временем в заголовках разное, от «Пожалуйста, не учитесь программировать» до «Не просто учить программировать, а учить ставить под сомнение Google и Facebook».
Хотя даже критики признают, что такая деятельность ребёнка может способствовать развитию и пониманию логики, улучшать навыки решений задач, системное и процессное мышление, необходимых для превращения любой идеи в функционирующую систему. А в наш век автоматизации и ИИ это ох как нужно.
Я не знаю, хорошо это или плохо, что каждый мальчик и девочка в Великобритании теперь будут разбираться в алгоритмах. Я также не знаю, правильно ли это, если частные коммерческие компании напрямую финансируют тренинги учителей. Но я точно знаю, что мы опоздали уже на 3 года. И каждый следующий год будет делать сотни и тысячи наших выпускников неконкурентоспособными на мировом рынке. Даже с учётом критики и недостатков того, как это реализовано сейчас в UK, этот движ будет только расширять digital divide в географическом плане, оставляя нам ниши на задворках индустрии. Что-то между выращиванием огурцов, производством творога, агротуризмом и доверстать то, с чем не справился британский троечник. И я не только про программирование. Про придумывание тоже, креатив, науку, инновации. Креатив — это навык. А креатив «на заказ» — вдвойне навык. И если ты с первого класса участвуешь в производстве цифровых артефактов, то ты найдёшь свое место в цифровой экономике с меньшим трудом, большим интересом и лучшими условиями. А может быть, сделаешь новую цифровую революцию.
Я не уверена, что всем надо программировать. Но пусть бы у всех был шанс попробовать, поисследовать, поэкспериментировать и понять, что они хотят с этим делать дальше.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.