Порядка 57% работников компаний-резидентов ПВТ моложе 30 лет. Аналогичная ситуация во всём мире. Говорит ли это о том, что молодость является одним из критериев вхождения в отрасль?
Медианный возраст сотрудников известных компаний следующий.
Реально ли осуществить переподготовку людей 40+ для последующей работы в ИТ-секторе и оправдано ли это? Насколько безболезненна может быть адаптация «возрастных» сотрудников в молодом коллективе? Выталкивает ли индустрия «тех, кому за»? Кого выгоднее нанимать стратегически мыслящим работодателям?
Своими мнениями с dev.by поделились эксперты в управлении системами отбора, оценки и подготовки персонала.
Представители поколения X более лояльны
Максим Поклонский, управляющий партнёр консалтингового агентства МаркСист, руководитель бизнес-школы Капитал. В прошлом — руководитель коммерческих подразделений ряда крупных белорусских компаний (Таир-NTTS, ASBIS Group, ГК Алютех)
— Если собственник ИТ-бизнеса думает стратегически, он понимает, что на рынке всем просто не хватит 25-летних. Индустрия быстро развивается, поэтому компании ощущают дефицит кадров. К тому же всегда не хватает именно мотивированных людей. Я верю в то, что можно обучить и переподготовить людей в любом возрасте — если они энергичны, заинтересованы и сохранили природную любознательность.
К тому же представители поколения X, как правило, более лояльны. А это дорогого стоит: если в человека вкладывают, обидно, когда спустя год–два он уходит к конкуренту. Молодые сейчас легко меняют работу, люди постарше держатся за своё место.
На мой взгляд, возрастные сотрудники в целом более ответственны. Обычно люди 40+ обладают неплохой образовательной базой, что тоже важно. В любом случае уже на начальном этапе можно протестировать, к чему склонен человек: программированию, бизнес-анализу, графическому дизайну. Если у нанимателя очередь из молодёжи, можно поднять планку отсева. Если дефицит, и мы нацелены на людей 40+, планку опускаем и во время испытательного срока наблюдаем за прогрессом.
Почему мы вообще задумываемся о возрасте? Основная проблема в том, что у людей старшего поколения нет привычки пользоваться новыми технологиями. Мой папа — создатель первых компьютеров в стране, он руководил большим конструкторским отделом в НИИ ЭВМ, у него есть свои изобретения. А сейчас ему приходится долго объяснять, как пользоваться телефоном, айпадом. Это связано со страхом нажать на кнопку, что-то сломать. На то, чтобы от этого избавиться, уходит какое-то время. Но потом опыт и мотивация дают о себе знать. Сейчас он подтягивает по математике внука, живущего в Москве.
Ситуации бывают разные. Например, если нужны сотрудники со специфическими знаниями языков, платформ, технологий — наверное, не стоит смотреть в сторону возрастных новичков. Это будет долгий путь с высокой степенью риска. Но когда отбирают кандидата на позицию тестировщика, PM, аналитика, отраслевого эксперта, можно искать среди кандидатов 40+.
Но главный фактор успеха этих проектов — те менеджеры, которые будут обучать новых сотрудников 40+. Помню, когда я был студентом первого набора ПО в МРТИ в начале 90-x, меня попросили прочитать курс для бухгалтеров по компьютерной грамотности. И я им объяснял, что такое Norton Commander, Excel, Word, как работать в DOS и Windows. Эти женщины смотрели на меня как на космонавта, с восторгом. Сейчас я уже понимаю почему. Я искренне хотел помочь им разобраться. А когда нам стараются помочь, мы включаемся.
Поэтому в программах обучения сотрудников 40+ важны проводники в новый мир. Я бы сфокусировался, прежде всего, на подготовке внутренних тренеров — тех ИТ-специалистов, которые будут обучать и управлять 40+ летними. Взращивал бы менеджеров с мультивозрастной компетенцией. Это даже может стать скрытым конкурентным преимуществом.
Скоро никто не будет говорить о «старичках» в ИТ
Лола Трапш, директор белорусского офиса международной компании по поиску и оценке топ менеджеров Pedersen and Partners
— Я уже несколько лет встречаюсь с ситуацией, когда компании ищут сотрудников 35+. Специально, чтобы привнести взвешенность и зрелость (как минимум социальную) в команду.
Есть технологии, не популярные у молодых, но востребованные в разработке. Есть серьёзные финансовые проекты, требующие подходов и знаний, которыми обычно обладают люди постарше. Есть солидные компании с масштабными проектами и другой организационной средой. Всё это несколько иная реальность, чем та часть ИТ-культуры, где жаждут быстро «запилить сайт или выстрелить стартапом».
В целом, я мало знаю сфер, откуда накопленный набор компетенций можно взять и легко перенести в ИТ-среду, с большой для неё пользой. Скорее у человека постарше больше социальных и коммуникативных навыков, он лучше понимает свои способности и потребности.
«Молодые сегодня начинают с уровня, ради которого мы столько лет мучились»
А технические компетенции ему придётся наращивать уже в компании. Молодой освоит новое, конечно, быстрее. Но если думать стратегически, то очень многое зависит от конкретной личности: как сильно человек настроен на кропотливый труд и развитие. Которое, кстати, не обязательно предполагает продвижение по карьерной лестнице. Далеко не все стремятся к управленческим должностям. Многие, наоборот, всячески от этого отказываются.
Работодателям надо научиться разбираться в людях и их мотивации. Для этого самим работодателям хорошо бы в себе поковыряться и посмотреть хотя бы на два–три года вперёд. Просчитать, проще ли будет удерживать молодого или спокойно работать с тем, кто не стремится постоянно искать новую компанию, где печенек побольше.
Уверена, скоро не будет вокруг ИТ столько искусственно надуманных барьеров, включая возрастные. Сейчас там работают 28-летние, а через пять лет им будет уже за 30. Да, рыночная ситуация сложилась так, что айтишники намного больше зарабатывают, но не более того. Не надо делать из них небожителей. Это очень быстро пройдёт. Скоро никто не будет говорить о «старичках» в ИТ. По-моему, человек, пересаживающий сердце, сильнее захватывает дух.
Есть такая старая шутка: лучший работник — отец троих детей, у которого квартира в ипотеке
Кирилл Голуб, соучредитель компании Aheadworks
Конечно, когнитивные способности с возрастом падают, наивно это отрицать. Но такое падение компенсируется опытом и кругозором.
Быстрое развитие технологий не означает, что каждая софтверная компания использует в работе весь спектр новинок, и нужны исключительно те работники, которые ими владеют. Напротив, технологический стек многих индустриальных решений, используемых сейчас, устоялся и не меняется кое-где по 15-20 лет. А их рынок не только не уменьшается, но даже иногда растёт за счёт развивающихся стран. Многие компании, наработавшие нишевую экспертизу и клиентскую базу, уже не стремятся быть «на острие технологий».
При анализе компетенций и перспектив кандидата всё зависит от вакантной должности. Если на позицию программиста придёт одно резюме от выпускника с дипломом инженера-механика, другое — от инженера-механика, проработавшего на производстве 20 лет, и оба без специальных знаний и опыта программирования, никого из них не рассмотрят в качестве кандидата, и их возраст не будет играть роли.
К счастью (или к несчастью) для ИТ-индустрии, стать программистом и получить опыт можно «на энтузиазме» и в любом возрасте. Это работе зубного врача невозможно научиться дома, по пособиям и без пациентов. А программиста-фрилансера о паспортном возрасте заказчик спрашивает в последнюю очередь.
Хотя и в офисе проблем ожидать не стоит. Вполне нормальна ситуация, когда в команде у 25-летнего тимлида будут люди разных возрастов, в том числе 40+.
Во-первых, отношения тимлида и программиста не являются отношениями подчинения — это ведь не армия. Во-вторых, если молодой парень стал тимлидом, у него явно есть не только способности и опыт, но и развитые «soft skills». В ИТ почти нет отношений подчинения. Здесь важна креативность и гибкость мышления, поэтому компании с жёсткой иерархией редко добиваются больших успехов и часто не выносят конкуренции.
Иногда слышу, что люди постарше не склонны овертаймить, поэтому лучше в команду брать молодых. А кто сказал, что в нормально функционирующей компании регулярно возникает необходимость овертаймить? Это даже вредно. Постоянные переработки — прямой индикатор системных проблем в компании.
На занятии в бизнес-школе у меня однажды вышел абсурдный спор с преподавателем, вполне серьёзно сформулировавшим такую проблему: «Как поступить, если вы хотите, чтобы ваши сотрудники вышли на работу в выходной?». Я не понял такой постановки вопроса: что значит «вы хотите»? Если в какой-то момент обстоятельства бизнеса требуют, чтобы вся команда потратила выходной день на работу над проектом, в этом есть объективная и понятная всем необходимость, и тогда не надо никого уговаривать и тем более заставлять. А вот если такое исключение превращается в систему — значит, с вашим бизнесом (или с вами как руководителем) что-то не в порядке.
Есть такая старая шутка: лучший работник — отец троих детей, у которого квартира в ипотеке. Более зрелый сотрудник (а это не всегда характеристика возраста) более взвешенно подходит к рабочим отношениям, и его запросы всегда адекватны. А одна из главных обязанностей руководителя — так построить работу, чтобы его коллеги с удовольствием приезжали в офис по утрам и вовремя возвращались домой.
Рассудительность в стартапах — это, наверное, скорее минус
Пётр Крупский, практикующий психотерапевт
Чаще всего человек в 40+ решается сменить профессию на фоне кризиса середины жизни, когда не всё очень хорошо.
В этот период обычно происходит переоценка достижений, люди могут ошибочно считать, что лучшее и главное позади. У них может быть занижена самооценка. Это всё обостряется стереотипами насчёт возраста и отсутствием поддержки со стороны близких, друзей, знакомых. Потому что те, например, не интересуются новым и не понимают, как можно рискнуть и всё кардинально изменить «на старости лет». Пусть лучше плохо, зато стабильно.
Поэтому люди 40+ заслуживают внимания уже потому, что попытались. Человеку в 45-50 лет намного сложнее прийти в ИТ-компанию и попросить его протестировать, чем в 25. Здесь уже важно, чтобы эйчарам хватило профессионализма действовать вне стереотипов. Если видишь любознательного, активного человека, знающего английский и имеющего некую техническую базу, возраст не может стать объективной причиной, по которой человек не освоит новую технологию.
Здесь кроется ещё один нюанс.
Зачастую эйчары совсем молодые девушки. Видя перед собой соискателей-ровесников своих родителей, на подсознательном уровне они будут помнить о возможном конфликте отцов и детей, только не в семье, а в коллективе. Помочь здесь может только зрелось и профессионализм с двух сторон: соискателя и нанимателя. Надо здраво оценить, насколько реально встроить человека в уже существующую компанию. А встроить можно так грамотно, что возраст станет преимуществом. Конечно, если у кандидата хороший потенциал и достаточная база. У него ведь ещё и жизненный опыт есть.
Важно и то, что люди постарше, как правило, больше ценят человеческие отношения. Работа в компании — это же не только выполнение строго определённого набора функций и решение задач, но и общение, взаимодействие. С точки зрения психологии, очень хорошо, когда в коллективе разные люди. Попытка быть гомогенными обедняет, а отличия, наоборот, обогащают.
Если обобщить, я считаю, что возраст не является однозначным минусом или плюсом. Надо отталкиваться от ситуации. Обычно более взрослые люди рассудительнее. Это хорошо или плохо? В стартапах, к примеру, это, наверное, скорее минус. А в планомерно развивающихся проектах может быть как раз плюсом.
Те, кто бросился на поиски T-shapes, отсекают их ещё на этапе анализа резюме
Елена Локтева, эксперт в сфере ИT-образования и e-learning
Я бы посоветовала руководителям компаний обратить внимание на «старичков», пока это не сделали другие.
Ещё в 2010 году один из самых востребованных ИТ-нанимателей Беларуси сказал мне, что ему больше не интересен просто тестировщик или программист. Ему нужен программист, у которого есть опыт от пяти лет в любой другой предметной области: туризме, медицине, логистике. К сожалению, структура найма в его компании такова, что эти люди туда не попадут.
В этом году была на нескольких ИТ-конференциях. На каждой был, как минимум, один докладчик, который говорил о T-shapes — людях, имеющих сильную экспертизу в какой-либо области и широкий кругозор в других. Именно они умеют найти эффективные, простые, элегантные решения на стыке предметных областей. А теперь давайте подумаем, в каком возрасте мы становимся T-shapes? Парадокс в том, что именно те, кто бросились на поиски T-shapes, отсекают их ещё на этапе анализа резюме.
Надо понимать, что «чистый лист» не лучше, им легче управлять. До поры до времени. С опытным же специалистом придётся считаться с самого начала. И карьеру такие люди делают в ИТ стремительную, если им всё-таки дают шанс. А руководители у нас зачастую самоучки и недостаточно зрелые ещё, чтобы взять к себе в отдел сильного человека.
«Ветеранов» боятся, потому что мы банда»
Учиться с возрастом сложнее? Мы все, вне зависимости от возраста, постоянно обрабатываем огромные массивы новой информации. Это не прерогатива молодых, а наша жизнь. Какие массивы информации испугают людей, при жизни которых телефон мутировал от дискового до смартфона? Да чем вообще можно напугать людей, которые в 40+ лет решили попробовать себя в новой профессии, вокруг которой столько флёра а-ля «не каждому дано»? Сама эта попытка заслуживает уважения!
Чем старше становимся мы, тем хуже и меньше работаем — стереотип. Надеюсь, со временем он исчезнет. Мне самой 41, я всегда работала гораздо больше восьми часов в день. Думаете, мне было легче это делать 15 лет назад, когда мои дети ходили в садик и болели?
Готова сделать небольшое признание, чтобы «старшее поколение» не выглядело совсем уж киборгами. Да, я сейчас не могу вести занятия по 12-16 учебных часов в день с понедельника по субботу. Я больше не поеду на работу с температурой 39, поберегу здоровье своё, коллег и слушателей. Но моя эффективность не пострадала. Просто то, на что мне когда-то надо было два дня, я теперь делаю за два часа.
Напоследок расскажу ещё одну удивительную историю. Пришёл к нам как-то на курсы веб-дизайна талантливый и востребованный музыкант, на духовом инструменте играл. Международные конкурсы, зарубежные гастроли — всё прекрасно. Однажды утром встаёт и не помнит, как играть. Мышечная амнезия. Представляете, встал человек в 35 лет утром и понял, что у него больше нет профессии. Лечился, по бабкам ходил — без толку. А семью кормить надо. Кто-то из друзей посоветовал на курсы, он и пошёл учиться разработке сайтов. Поначалу встал в позицию «я ж не технарь». Пришлось аккуратно намекнуть: кто вы теперь — только вам решать. Когда понял, что поблажек не будет, собрался и начал учиться. И сделал прекрасный дипломный проект про классическую музыку. Причём, больше всего его хвалили за программную часть. Несколько лет спустя узнала, что он открыл небольшую веб-студию и делает сайты на заказ.
Так что, уважаемые «старички», если вас не взяли в ИТ, всегда есть другой путь — создать свою компанию и убедить конкурентов, что они сильно ошиблись.
Фото: Андрей Давыдчик, из личного архива спикеров
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.