Антон Демченко по образованию юрист, его жена Светлана — психолог, преподаватель. Когда у пары родилась старшая дочь, они начали десятками, сотнями книг отбирать и привозить отовсюду детскую литературу. И попутно везли книжки для друзей, знакомых и друзей этих знакомых. Даше ещё не исполнилось 2 лет, когда её родители открыли книжный магазин. dev.by встретился с ними и узнал, есть ли особенности в том, как подбирают книги родители-айтишники.
Этих ребят неплохо знает читающий Минск. dev.by эту пару и их магазинчик рекомендовали сразу в двух крупных ИТ-компаниях: иногда Светлана выступает на встречах и «посиделках», где рассказывает о детских книгах.
Правда ли, что специалисты ИТ-сферы выбирают детские книги иначе, чем представители других профессий?
Светлана: — Я бы не сказала, что есть заметные различия. Возможно, айтишные родители часто выбирают книгу для ребёнка как для маленького взрослого, у которого еще не включились все заложенные программой «взрослые» функции. Они словно пытаются найти литературу, способную побыстрей активировать необходимый функционал, чтобы с ребёнком наконец-то было о чём поговорить. Поэтому в приоритете максимально «полезные» книги — развивающие, функциональные.
Есть родители, которые выбирают детскую книгу, отталкиваясь от собственных воспоминаний: «когда я был маленьким». И тогда, например, папа выбирает любимые им в школьном возрасте «Приключения Арбузика и Бебешки», чтобы читать их своему двухлетке.
И конечно, родители-айтишники чаще остальных выбирают необычные книги. Например, популярные книги-«гляделки» — виммельбухи — 6 лет назад вызывали большое недоумение у большинства покупателей. Но работники ИТ-сферы с удовольствием брали такие книги.
Антон: — Часто родители-айтишники выбирают что-то на более старший возраст, желая таким образом развить ребенка. Думаю, «малышковые» книжки воспринимаются ими как примитивные и вызывают недоумение. Бывает, слышишь от таких родителей, что у них дома есть прекрасно иллюстрированная взрослая энциклопедия, например, по ботанике, «и ребёнок её листает». Поэтому они полагают, что лучше ничего и быть не может. Но ведь современные детские энциклопедии с интерактивными элементами — «окошками», подвижными вставками, цветными линзами — способны поразить воображение даже взрослого. И они точно заинтересуют ребёнка.
— Выходит, развивающая литература превалирует?
Светлана: — Да, это тенденция, характерная для большинства родителей, у которых всего один ребенок. Думаю, большую роль в этом играет как негативная мотивация, заключающаяся в том, что «после трёх уже поздно», так и престижная — «будущий успех закладывается с пелёнок».
Антон: — Самая частая просьба, которую я слышу от покупателей: «Нужна развивающая литература для малышей от полугода». Но многие и не предполагают, что это могут быть книжки-кубики, которые можно трогать и грызть, pop-ups с объёмными изображениями, книги с окошками, за которыми прячутся удивительные существа, а также с тактильными вставками, чтобы малыш мог потрогать щупальцу моллюска или шершавый язычок льва. Проверено на собственном отцовском опыте: это работает.
Книги для чтения хоть кто-нибудь выбирает, или все предпочитают развивающую литературу?
Светлана: — Ну конечно выбирают! И что мне очень нравится в родителях-айтишниках: они принимают решение самостоятельно, им не нужна армия из критиков и книжных блогеров, чтобы определиться с выбором.
Антон: — Это люди с передовым мышлением, и зачастую они больше ориентированы на западную культуру, поэтому вместо стихов Барто и Чуковского скорее выберут песенки Матушки Гусыни. Они также легко экспериментируют с книгами.
А что можно назвать экспериментом в плане книг?
Светлана: — Выбирая книгу, большинство взрослых попросит у меня «добрую историю»: чтобы с героями не случалось ничего плохого. Драки — нельзя, чудовища — ни в коем случае! И при этом они скажут, что книга должна быть ярко нарисована, как мультик. Книги, на которых росли мы, — с иллюстрациями а-ля «каляки-маляки», акварельными «набросками» — такие родители не воспринимают вообще. Хотя сами малыши, когда им дают право выбора, тянутся в первую очередь к книгам сказочника-иллюстратора Эрика Карла.
Так вот айтишники такие книги возьмут. У них нет рамок. Они готовы рассматривать разную манеру рисования, а не только мультяшную. Они могут купить книгу, в которой в монохромных картинках даётся вся история человечества — от большого взрыва до наших дней. Или «Балладу о маленьком буксире» Бродского в иллюстрациях Олейникова.
Дети айтишников не читают советскую классику?
Антон: — Почему не читают? Читают! Но изначально, чтобы прийти и выбрать своему годовалому ребенку сборку стихов Чуковского, а тем более потешки, — это нонсенс для современного родителя. Развивающие книги — да: «Дайте две!» Потешки — «Для чего они нужны вообще?»
Светлана: — Многие родители избегают фольклора и стихов. Возможно, работает чёткая ассоциация с чем-то отжившим, несовременным, что воспринимается как каменный век. Но ведь «Ладушки» — это развитие мелкой моторики и тактильных ощущений в чистом виде, а также развитие речи.
Нужны ли современному ребёнку «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и прочие сказки?
Антон: — Думаю, эти сказки кажутся скучными. Родителям сегодня хочется чего-то другого, более современного, яркого, хочется книги в стиле экшн.
Светлана: — Одни родители считают, что дети должны расти на классике, другие предпочитают что-то новое, ни на что не похожее. Мне кажется, истина посередине. В нашей домашней библиотеке есть и «Колобок», и «Крошка-лепёшка» (шотландский вариант той же сказки), и «Доктор Айболит», и «Груффало».
«Репка», «Теремок», «Колобок» и другие знакомые с детства сказки именно потому и запомнились нам, что это простые для воспроизведения маленькие истории с большим жизненным смыслом. Они понятны даже годовалому ребенку, малыш с лёгкостью следит за их сюжетом, а их развязка несёт в себе мораль. С ребёнком можно поиграть в каждую из этих сказок, и кроме того, они дают первые представления о мире, о добре и зле, о причинах и следствиях разных поступков, о ловушках, в которые можно угодить, и об отношениях между людьми.
Могут ли сами дети выбрать себе книгу?
Светлана: — Вероятно, взрослые удивятся, но могут. Более того, родители из ИТ-сферы спокойно предлагают своему двух- или трёхлетнему ребенку сделать выбор из предложенных книг. И это разумно.
Антон: — Да, дети очень часто адекватно выбирают литературу. Бывает, конечно, что они наворачивают круги по магазину и хватают всё, что под руку подвернётся: «Это! Нет, это...» Но в целом дети умеют выбирать книги себе по возрасту, мы не раз убеждались в этом.
Как выбирать книги для ребёнка?
Светлана: — Конечно, книгу чаще всего выбирает родитель, а не сам ребёнок. И этот взрослый выбор продиктован в первую очередь возрастом ребенка, полезностью книги, её толщиной (да, некоторые так и говорят: «Чтобы было, что почитать»), красотой иллюстраций. И лишь во вторую— интересами и увлечениями ребёнка, которые тем трудней улавливаются взрослыми, чем старше их чадо. Очень часто это мучительный выбор той самой книги, которая должна непременно понравиться. Распространён даже такой подход: «У меня ребёнок совсем читать не любит, дайте ему такую книгу, чтобы он начал это делать!»
Я в таких случаях советую: выбирайте легче. Понравится книга — прекрасно, не понравится — будем пробовать ещё. Ведь мало кто из нас взрослых понимает, что творится в голове у ребёнка.
Антон: — У нас есть хороший пример, когда родители идут на поводу у ребёнка, выбирая книгу, и от этого выигрывают все. Я говорю о книге, которую мы привезли, когда нашей дочери было 2 года, — «Невероятная история о гигантской груше» Якоба Стрида, не похожая вообще ни на что. Она так понравилась Даше, что мы прочли её много-много раз. Но когда начали рекомендовать её друзьям, поняли, что взрослые очень скептически относятся к ней: «Невероятная история...» показывает, что взрослый и ребёнок — это разные вселенные.
Светлана: — Я и сейчас могу полчаса рассказывать родителям об этой книге, описывать все её достоинства, говорить, что она нравится в 90% случаев. И в течение этого времени родители то открывают её, то закрывают: «Нет, не возьму». И в итоге я говорю: «Возьмите эту книгу, и если она вам не понравится, мы поменяем её на что-то другое» (хоть книги обмену и возврату не подлежат). В итоге в следующий раз эти же родители приходят и говорят: «Это какой-то дурдом! Мы прочитали ее уже раз 100. Дайте что-нибудь такое же». А ещё часто в магазине в этот момент находятся другие покупатели, которые скажут: «Берите «Грушу»! Вообще супер!»
Антон: — Так что то, хотят дети, и то, что предлагают им родители, нередко не совпадает. Но надо стараться найти общий язык.
Какие книги способствуют пробуждению у ребенка интереса к компьютерным технологиям?
Антон: — Сначала это могут быть такие энциклопедия с «окошками» из области как всё устроено — как изнутри выглядит водопровод, как устроен пылесос — в технических подробностях. Технические сказки. Значительно позже — книги по программированию для детей: сейчас их очень много.
Почему важно, чтобы ребёнок читал?
Светлана: — Потому что чтение — это мыслительный процесс, который невозможно заменить никакой другой деятельностью. Читая книгу, ты проживаешь целую жизнь — переживаешь много чувств, учишься сопереживать; ты впитываешь опыт разных героев. Конечно, чтение обогащает речь: через тебя проходят миллиарды слов.
Для интровертов чтение — и есть весь мир, потому что общение с людьми требует большего напряжения, нежели чтение литературы. Вероятно, поэтому айтишники часто очень начитанные люди.
Как сформировать любовь к книгам?
Светлана: — Читать. Современные дети не видят, как родители проводят время за книгой (или бумажной книгой), почему же их заставляют читать? Я прекрасно понимаю, откуда формируется нелюбовь к чтению, когда сами списки для чтения не соответствуют ни возрасту, ни потребностям ребенка. Это как с едой: ты можешь съесть всё, что угодно, если очень голоден. Но попробуй предложи суп сытому ребёнку, который этот суп не любит. А ведь книга — это не еда, это эстетическое удовольствие. Каждый захочет прочесть такую историю, чтобы было вкусно.
Конечно, книги должны ложиться ещё и на потребности ребёнка, и на определенные социальные ситуации развития в соответствии с возрастом.
Родители нередко спрашивают, как быть, если ребёнок не слушает то, что ему читают?
Светлана: — Когда родилась дочка, я тоже представляла себе идеальную картинку, как мы будем сидеть в обнимку, склонившись над книгой, я буду читать, а дочь — внимательно слушать. Реальность была другой: она прыгала на кровати, носилась по дому, занималась параллельно ещё десятью детскими делами, и я вообще не понимала, слушает ли она меня и для кого я читаю. А она на удивление всё слышала и могла с лёгкостью пересказать прочитанное.
Дети вообще «читают» книги по-особенному: они очень быстро перелистывают странички, останавливаясь только на заинтересовавших их картинках и разглядывая их. И если вас это «скорочтение» напрягает, можно попробовать для начала просто пересказать текст ребёнку, тоже быстро пролистывая странички, как это делают сами малыши. В следующий раз можно попробовать почитать книгу, но совсем немного — лишь самое интересное. А ещё через раз — начать уже с самого начала и читать до того момента, пока малыш вас не остановит.
Антон: — Почти всем родителям не нравится, когда их «не слушают». Но мы заметили, что маленькие дети лучше воспринимают стихотворные сказки и диалог по книге, когда родитель просто пересказывает своими словами, что он видит на картинке. Длинные предложения очень утомляют. А в возрасте старше двух чтение превращается в непрерывные вопросы-ответы: «А почему? А зачем?»
Светлана: — Ещё важно, чтобы родителям нравилось читать, ведь их эмоции ребенок считывает, как открытую книгу, и заражается таким отношением. Читайте много и с удовольствием, а дети подтянутся.
Фото: Андрей Давыдчик
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.