На плече сумка с ноутбуком, в руках пакет — в нём ещё один: учитель информатики Людмила Малашкевич на выходные забирала свои ноутбуки домой. А сегодня снова несёт их на работу в новосельскую школу. Иначе детям будет не на чем работать на уроке: в классе всего три рабочих компьютера, «да и те такие, что на „Куфаре“ выставишь — никто даром не заберёт», — отмечает Людмила.
dev.by она рассказала о том, как и на чём работают на занятиях сельские ученики. И почему на том же «Куфаре» учитель при желании не может найти и забрать бесплатно технику в класс.
«Запчасти найти невозможно — детали от сломанных идут в школьную экспозицию»
Людмила подключает ноутбуки к сети и рассказывает о своём «хозяйстве»:
— Видите, компьютеров пять, но два из них не работают: остаётся учительский, три ветерана ещё с начала 2000-х, да мои личные ноутбуки. Компьютеры старые, ещё с «флопиками» — современные дети о дискетах и не слышали. Шестиклашки, бывает, интересуются: «Для чего эти «расщелины на корпусе?» Запчасти для этих системных блоков найти невозможно — всё настолько устарело, детали от сломанных компьютеров идут в школьную экспозицию «Аппаратные средства».
Эту мини-выставку я сама собирала — здесь кулеры, дисководы и другие устройства. Решила, раз починить невозможно, буду хотя бы детям показывать.
Мониторы у нас новые — поменяли пару лет назад по распоряжению санстанции: уровень излучения от старых был таким, что школу к новому учебному году отказывались принимать.
Ребята отрабатывают на компьютерах в классе только отдельные темы: Paint изучают, текст в Word набирают. У старшеклассников по программе — создание мультиков в Macromedia Flash и векторная графика. Но я нужные программы на эти компьютеры даже установить не могу — не тянет техника.
В десятом классе изучают моделирование, но школьное оборудование снова не позволяет нам усвоить тему в полном объёме. В одиннадцатом по программе — создание сайтов. Да, мы можем взять HTML, но ведь так много других сервисов, платформ, на которых можно создавать сайты, — а у нас нет возможности ничего из этого показать ребятам.
Интернет есть только на учительском компьютере, а на изучение темы «Интернет» отводится от 3 до 5 часов, в зависимости от класса. Вот из ребят один садится, а семеро из-за плеча заглядывают.
«Кому нужно поставить отметку — сажу за учительский и свои ноутбуки»
У нас в Новоселье маленькая школа: в одиннадцатом классе учится всего 7 человек, в первом — 31.
Более способные ребята после девятого класса часто уходят — поступают в минские гимназии и лицеи. Как-то приспосабливаются, ездят: первая маршрутка уходит из агрогородка в Минск в 6.40, а до станции метро «Каменная горка» минут 20 езды.
Но посёлок разрастается — сельсовету выделили много участков для частной застройки, плюс пятиэтажку недавно сдали, ещё 3 многоэтажных дома строят: если раньше в классах было по 15 человек, то сейчас в четвёртом — 25, в третьем — 29, а во втором — 46, пришлось разделить учеников на два класса.
Боюсь даже представить, какая куча-мала соберётся за этими компьютерами, когда в шестом они придут ко мне изучать информатику: печатать будут в 8 рук.
Сейчас в каждой подгруппе по 8-10 человек, поэтому ребята садятся по двое за компьютер. У них нет конкретного места в классе: тех учеников, которым нужно сегодня поставить отметку, я сажу за учительский компьютер и свои ноутбуки. Остальным достаются «старички» — да, «тормозят», мышка залипает так, что даже текст выделить невозможно, но что делать?!
Я считаю, что в информатике главное — практические навыки: уметь редактировать текст, важнее, чем дать определение, что такое тот же текст, абзац, курсор или ещё что-то.
«Вела занятия по Scratch у малышей — но на пальцах же не будешь объяснять»
Многие в школе мечтают стать айтишниками: кругом все только и говорят, что «программисты хорошо зарабатывают». Но ведь «по щелчку» разработчиком не станешь — нужно учиться.
Ребятишки в агрогородке очень хотят заниматься в школах программирования, но не все родители могут себе позволить возить их в столицу. Я готова заниматься с детьми — в Минске я вела занятия по Scratch у малышей-второклашек, — но на пальцах же не будешь объяснять.
Сейчас у меня занимается четверо шестиклашек — больше не возьмёшь, они и так по двое работают за моими ноутбуками. А хотелось бы, чтобы на факультатив могли ходить и другие ребята: им ведь интересно, глаза горят. На Scratch можно делать игры, и визуальная среда там на русском языке, это не Pascal с его английским синтаксисом.
Про работу в Минске: «Техническое оснащение там на высшем уровне»
Я училась в БНТУ на инженерно-педагогическом факультете, по окончании какое-то время работала в индустриально-педагогическом колледже в Минске. А потом мы переехали в Новоселье — и я стала преподавать информатику в местной школе.
Отработала здесь 3 года и …сбежала. Мне хочется и самой развиваться, и ребят за собой тянуть, — а с такой технической базой, мне казалось, я только «тухла».
Я устроилась в одну из лучших столичных школ в центре Минска. Должна сказать, техническое оснащение там на высшем уровне: в кабинетах интерактивные доски, проекторы, компьютеры обслуживает инженер — там я занималась исключительно своей работой, только уроки вела.
А здесь бывает всякое: и кулеры чистишь, и пасту меняешь, и чинишь, что можешь… Когда я в очередной раз прихожу домой в обнимку с «системником», муж смеётся: «Хватит носить домой этот металлолом», — но потом садится и весь вечер паяет. Что делать?!.
Мы вызывали в школу специалистов, которые занимаются ремонтом компьютерной техники, — но те только руками разводили: «Где же мы найдём детали? Извините! Сломались — всё!»
Почему ушла из столичной школы: «Пока доедешь, час пройдёт, если маршрутка только ушла, — полтора»
Я ушла из минской школы «по семейным обстоятельствам» — наверное так можно сказать. Оказалось, совсем непросто работать так далеко от дома.
Отводить утром ребёнка в сад у меня не получалось — это делал муж, а я вечером забирала. Летела, сломя голову, чтобы успеть: сад у нас тут до 17.00. Бывало, приходилось срываться с уроков — несколько раз у малыша вдруг подымалась температура, и воспитательница звонила: «Придите — заберите!» Отпрашивалась, бежала… Но пока от школы доедешь до нашего Новоселья, минимум час пройдёт, а если маршрутка только-только ушла, — то и полтора.
Тут сад через дорогу: случись что, я могу через 5-15 минут забрать ребёнка. Вопрос с оснащением в какой-то мере решаю с помощью личных ноутбуков: один уже «прописался» в классе, я редко его домой забираю. Другой, рабочий, ношу — надо же и мне на чём-то к урокам готовиться.
Я, кстати, не одна в школу с ноутбуком хожу — все так делают: преподаватели английского, психолог, учитель музыки с колонками под мышкой по утрам идёт. Многие из нас хотели бы применять на своих уроках современные технологии: представьте, что учитель биологии не просто «распинается» 45 минут перед своими учениками, а ведёт их за собой в виртуальную лабораторию. Это же так интересно!
«У нас есть платные кружки, но они работают на себя же»
У меня была идея посмотреть компьютеры для класса на «Куфаре» — есть же объявления из разряда «отдам даром». Но в школе мне пояснили, что технику нужно взять на баланс, присвоить инвентарные номера — в общем, не всё так просто, как кажется.
Да, я могу сказать во время инвентаризации: «Это мой личный ноутбук», — это нормально. Но вы ведь понимаете, что с 15 компьютерами так не выйдет: «Это всё моё! Моё!..»
Администрация школы, кстати, не бездействует — ищет спонсоров. В прошлом году один из банков обещал нам 10 компьютеров. Но возникли какие-то проблемы с их списанием — всё это тянется с февраля прошлого года. Летом они выделили школе офисную мебель. Мы и этому очень рады.
Сами знаете, какая ситуация в школах, — мы должны делать всё сами за счёт платных услуг, а также сдачи помещений в аренду. У нас есть платные кружки по английскому, но они работают на себя же — окупают пособия, тетради да картриджи для принтера, чтобы учителя могли материалы распечатывать.
Если у школы появляются «лишние» копейки, они идут на ремонт. Мы сдаём спортзал в аренду, там проводятся занятия для детей — и на эти же деньги его и ремонтируем, спортинвентарь закупаем.
«А дзе там паўтлуставы?» На экране-то «жирный», «курсивный» и «подчёркнутый»
В нашей школе преподавание ведётся на белорусском языке. Но мой предмет такой, что приходится иногда использовать термины на русском. На компьютерах стоит русскоязычная операционная система, и когда я во время урока перечисляю те же начертания шрифта: «паўтлуставы», «курсiўны», «падкрэслены», — дети засыпают меня вопросами: «А дзе там паўтлуставы?» И правда, на экране-то «жирный», «курсивный» и «подчёркнутый».
Авторы учебников, кстати, так же выходят из положения: вся теория — на белорусском, а кнопки — по-русски. Вот хотя бы такое предложение: «Змест ствараецца з дапамогай групы «Оглавление» ўкладкi «Ссылки».
Мой предмет ребята любят. Некоторые шалуны на других уроках, бывает, безобразничают, а ко мне приходят — и слушают, раскрыв рот. Руку первыми тянут. Ждут, когда можно уже будет сесть за компьютер, начать что-то делать.
Мне приятно видеть их интерес к предмету, чувствовать отдачу. Нередко дети подходят ко мне и после уроков, спрашивают: «А как в Photoshop сделать такой-то эффект?» Многие хотят делать видеоролики, мечтают стать популярными блогерами — они интересуются созданием спецэффектов, наложением звука.
«Процент способных ребят везде одинаков: и в городе, и в деревне»
Знаете, раньше я почему-то была убеждена, что городские дети умнее — Минск всё-таки. Но поработав в столице, сделала для себя вывод, что процент способных ребят везде одинаков: если в городе 10 из 30 учеников схватывают буквально на лету, то здесь — 7 из 20.
А ещё я сделала наблюдение: городские дети не дружат между собой так, как сельские ребята. Отзанимались — и по родительским машинам: кто в Серебрянку едет, кто в Малиновку, а кто в Зелёный луг — общаются только в мессенджерах. А наши и в школу вместе бегут, и на секцию «гурьбой» спешат, и «домашку» потом тоже вместе делают, а по вечерам на великах всей компанией гоняют — домой не загнать.
Это вы зря думаете, что у всех детей дома есть компьютеры, — из 20 человек в классе у 3-4 учеников их, как правило, нет. И возможности отрабатывать некоторые темы дома по своему желанию, соответственно, — тоже.
К тому же мы не имеем права задавать на дом задание на компьютерах, потому что, согласно нормам, общение школьников с ними должно быть ограничено 30-45 минутами в день. И очень хотелось бы, чтобы ребята успевали усваивать материал в классе и отрабатывать его за хорошими компьютерами.
Если у вас возникнет желание помочь школьному классу информатики с техникой, можно написать Людмиле Малашкевич на [email protected].
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.