Невиртуальная война в Афганистане: когда пост в соцсетях может стоить жизни
Более месяца власть в Афганистане удерживает исламистское движение «Талибан». В офисы ООН регулярно приходят отчёты о преступлениях боевиков в отношении местных жителей. В конце августа на экстренной сессии организации было сообщено, что террористы казнят мирных граждан. Пришедшая к власти группировка ограничивает в правах женщин и по всей стране вербует в свои ряды несовершеннолетних.
Всё происходящее серьёзным образом влияет и на онлайн-реальность. Неосторожное поведение в сети может стоить местным жителям жизни, стать причиной расправы или наказания со стороны новой власти.
Поводом для особой жестокости и мести «Талибана» могут стать сотрудничество с западными спецслужбами, неправительственными организациями и СМИ. Наказание могут спровоцировать и куда более безобидные «проступки». К примеру, пост в Facebook либо значок приложения Spotify на телефоне, по мнению талибов, могут означать приверженность западной культуре, что должно строго пресекаться и наказываться.
Когда движение начало занимать ключевые города страны, местные жители стали спешно удалять цифровые следы.
Местное население стирает из социальных сетей и телефонов все фотографии и записи, которые могут показать связь с Западом, бывшим афганским правительством или вооруженными силами.
Агентство США по международному развитию USAID разослало электронное письмо своим партнёрам с просьбой просмотреть аккаунты в соцсетях и изучить веб-сайты, чтобы удалить фотографии и информацию, которые могут «поставить в опасное положение людей в захваченном талибами Афганистане». USAID также посоветовал тем, кто ещё находится в стране, стереть любую личную информацию, чтобы она не попала в чужие руки.
Людям настоятельно рекомендуют делать снимки документов и загружать их в облачные сервисы, а сами документы уничтожать. Правда, всё это лишь немного снижает градус опасности. «Было бы наивно полагать, что это обнулит риски, — говорит старший советник Human Rights First Брайан Дули. — „Талибан“ определённо умеет пользоваться современными технологиями».
Есть множество способов, при помощи которых боевики узнают информацию для выявления «врагов». Это не только данные, которые есть непосредственно в открытом доступе в сети, но и взятые со смартфона и других устройств, из облачных сервисов, а также перехваченные. Для этого у талибов есть специально обученные люди.
Новая власть уже показала, на что способна и как может использовать информацию из сети, чтобы выявить тех, кто, по её мнению, наносит ущерб традиционному укладу жизни. Террористическое движение ранее использовало данные Facebook для поиска тех, кто сотрудничал с американскими военными или неправительственными организациями. Подобный подход практиковала и ещё одна террористическая группировка — ИГИЛ в Ираке — она изучала профили в Facebook, чтобы получить контакты политических и идеологических оппонентов.
Реакция соцсетей
Тем временем сами социальные сети принимают меры по повышению безопасности своих пользователей на захваченных талибами территориях.
YouTube и Facebook блокируют группы, которые террористы массово создают в соцсетях.
Facebook также ввела дополнительные меры безопасности для пользователей в Афганистане. Среди них — сокрытие списков друзей и добавление инструмента для быстрой блокировки учётных записей.
Instagram добавила для пользователей из Афганистана всплывающие оповещения о способах защиты учётных записей. Глава отдела политики кибербезопасности соцсети Натаниэль Глейхер рассказал, что в компании создан специальный оперативный центр, «чтобы реагировать на новые угрозы по мере их появления». По его словам, отдел внимательно следит за ситуацией и «по необходимости предоставляет пользователям оперативную помощь и защиту».
Также аудиоприложение напомнило, что разрешает использовать на платформе псевдонимы в целях безопасности и сохранения конфиденциальности. Как поясняется, компания консультировалась со специалистами по свободе слова и насильственному экстремизму, чтобы выработать подход к повышению безопасности для своих пользователей в Афганистане.
Технологии на службе у террористов
В середине августа организация Human Rights First заявила, что талибы получили доступ к базе биометрических данных вооруженных сил США, которую коалиция оставила при отступлении из Афганистана. Это может облегчить боевикам поиск потенциальных «врагов и изменщиков».
Американские войска использовали это оборудование и базу с информацией для определения биометрических данных преступников. Военные, к примеру, сопоставляли отпечатки пальцев подозреваемых с найденными на самодельных взрывных устройствах для проведения судебно-медицинских расследований.
Как пояснили правозащитники, речь идёт о сотнях профилей с отпечатками пальцев и результатами сканирования радужной оболочки глаза и распознавания лиц.
При этом опасения, что движение может использовать полученную информацию для расправы, не беспочвенны.
Технологии на службе у населения
В то время как одна информация в сети может стать причиной серьёзных проблем с новой властью, другая помогает избегать опасности, а иногда и спасает жизни. Приложение Ehtesab, которое разработала группа энтузиастов в Кабуле, рассказывает своим подписчикам о происходящем в городе. Сведения модераторам присылают сами местные жители.
Информация, по возможности, проверяется, а затем подписчикам приходят push-уведомления.
С помощью оповещений в режиме реального времени пользователи по всему городу могут отслеживать взрывы бомб, дорожные заграждения, отключения электричества и другие проблемные и опасные ситуации. Работу приложения курируют 20 сотрудников, чей офис находится в Кабуле. Сейчас все они в целях безопасности работают удалённо.
Для того, чтобы приложение не попало в чёрный список новых властей, его модераторам приходится хитрить. В сообщениях никогда прямо не упоминается «Талибан», информация о спецоперациях и блокировках на дорогах, которые устраивают боевики, также подаётся в завуалированном виде — якобы для удобства передвижения и ускорения трафика в городе.
Технологический откат и есть ли надежда
Совершенно непонятно, как долго талибы остануться у власти. В прошлый раз они смогли удерживать свои позиции в руководстве пять лет — с 1996 по 2001 годы. В тот период страна сделала серьёзный шаг назад в своём развитии, здесь укрепились радикальные исламистские ценности и традиции.
В этот раз ситуация ещё более плачевна — гонению подвергаются не только современные культурные ценности и идеология, но и технологические достижения, цензура пришла на просторы сети. Публикация поста или фотографии могут расцениваться как измена родине и греховное поведение и привести своего автора к фатальным последствиям. Жизнь в социальных сетях для местных жителей замерла.
Тактика на устранение несогласных с новой властью в реальном и цифровом пространстве уничтожает возможность любых альтернативных мнений. Ощущение страха и бесправности у местного населения усугубляет политический кризис в стране и отнимает у и без того небогатого государства социальные, а как следствие, и финансовые ресурсы.
Дейсивительно. Скажи публично что-нибудь против бчб, - колёса твоему авто порежут, как уже много раз было, а то и сожгут авто. А в IT конторе с работы уволят, или контракт не продлят только по этой причине.
Anonymous
- в Будзьма!
11 октября 2021, 11:54
-1
Зачем зжигать то, что можно и будет конфисковано? А еще лучше дать штраф, чтобы ты сам свое авто продал.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
А что вы хотели от пещерных жителей?
Как будто так была какая другая власть раньше.
Как будто у нас в этом плане сильно лучше, своё бревно, чужой сучок.
Афганистан на протяжении практически всей своей истории был более развитой территорией чем будущая РБ.
Афганистан говорите...
Да везде так, трындони неосторожно в США и можешь нарваться на отмену.
Дейсивительно. Скажи публично что-нибудь против бчб, - колёса твоему авто порежут, как уже много раз было, а то и сожгут авто. А в IT конторе с работы уволят, или контракт не продлят только по этой причине.
Зачем зжигать то, что можно и будет конфисковано? А еще лучше дать штраф, чтобы ты сам свое авто продал.
Очень похоже на другую страну без выхода к морю.