Государственные кредиты для разработчиков ПО, хроника нормализации байнета, новости про Erlang, Scala, PHP, а также эзотерика UI/UX/GUI и тайны правильных собеседований — свежие ссылки в очередном недельном обзоре.
1. Новости отечественного ИТ-бизнеса
Новость взята отсюда:
Банк развития Беларуси (БРРБ) расширил перечень видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут претендовать на кредитную поддержку по программе БРРБ.
В том числе стали возможны льготные кредиты по поддержке малого бизнеса для разработчиков ПО. У кого есть планы стартапа — хороший момент для старта, в кои-то веки наше государство решило подставить плечо айтишнику-предпринимателю.
Переходя к более крупным бизнесам — несколько новых графиков от ProBusiness: как на самом деле развивается Wargaming. Сей материал можно рассматривать как дополнение к нашему недавнему интервью про начавшуюся неясную движуху и шебуршание вокруг Melesta Games:
Wargaming объявил недавно о долгосрочным стратегическим партнерстве с белорусским разработчиком Melesta Games. После этой новости мы заинтересовались, что происходит в компании и с игрой World of Tanks в этом году.
2. Новости нормализации
Между тем нормализация в стране набирает обороты — целая пачка белорусских сайтов получили предупреждения, типа:
Но самом деле — это вовсе не предупреждение. Само Министерство информации советует не верить своим глазам:
— Не путайте: это не предупреждение, а информационное письмо, которое было направлено в соответствии с требованием законодательства о средствах массовой информации, — пояснила TUT.BY начальник правового управления Мининформа Виктория Мелешко. — В этих письмах указано, что Министерство информации может выносить предупреждения, и приводится перечень, в каких случаях это возможно. При этом нет ни слова о том, что какому-либо из этих ресурсов выносится предупреждение. Но, естественно, есть конкретные материалы, из-за которых мы разослали письма этим сайтам.
Какие конкретно материалы обеспокоили Мининформ, в ведомстве не прокомментировали. Интересно, что не знают о них и владельцы ресурсов.
— Мы так і не зразумелі, чаму гэты ліст атрымаў музычны сайт, — удивлен руководитель Tuzin.fm Сергей Будкин. — Я звярнуўся ў міністэрства, дзе мне адказалі, што такі ліст не можа быць дасланы без падстаў, пасля яго мы можам атрымаць папярэджанне. Я спытаўся, што далей мне з гэтым рабіць, і мне патлумачылі, што будзе даслана яшчэ адно афіцыйнае пісьмо, дзе канкрэтна ўкажуць матэрыял, які неабходна зняць. Альбо мне вынесуць ужо сапраўднае папярэджанне.
Нормализация — дело многогранное и запутанное даже для самих чиновников.
Во-первых, как я и писал ранее, тот же freeregion.info наблюдает сейчас всплеск посещаемости, то есть бурная рекламная деятельность Мининформ дает результаты прямо противоположные желаемым.
Во-вторых, поиск «неустановленных владельцев сайта» в зоне .org может, как очевидно, несколько затянуться. Поэтому в этом сложном процессе «поиска и выявления» административный угар ловко сочетается с техническими возможностями, действуя по формуле «Кого предупредить не получится, того просто забаним»:
Белорусский провайдер-монополист «Белтелеком» объявил условия тендера на закупку оборудования, которое будет использоваться для фильтрации интернет-трафика.
Предложения по тендеру «Закупка аппаратно-программного комплекса осуществляющего сбор и хранение сведений о посещении пользователем интернет-ресурсов, блокировку интернет-ресурсов» принимаются до 16 июня 2015 года.
Тем временем, Байнет продолжает стабильный рост своей аудитории:
Количество физических лиц, подключенных к сети Интернет, в Беларуси приближается к отметке в 9 млн, говорится в сообщении Национального статистического комитета.
«Количество абонентов сети Интернет на начало 2015 года составило 9,7 млн (физических лиц — 8,6 млн). В расчете на 1000 человек населения данный показатель составил 1022 абонента», — отметили в Белстате.
3. Эзотерика UI/UX/GUI
Однако, прочь от противоречивых белорусских реалий — переходим у чистому айтишному творчеству, точнее — к трансцендентным сферам компьютерного дизайна и проектирования интерфейсов.
Тему UI/UX начинаем с обзора известной книги, недавно частично выложенной вот здесь (цитаты рецензии ниже взяты отсюда):
Надо признать, весьма необычные идеи проповедует Михаил Куртов. До сих пор философия игнорировала компьютерные программы либо прикладывала к ним теории из других областей, не пытаясь осмыслить их как нечто новое. Ссылаясь на идеи философов и программистов, Михаил Куртов пытается снять противоречие между техникой и культурой и объединить их в некий общий процесс, сродни религии или теологии. Противоречие между техникой и культурой снимает компьютер, как самодвижущаяся субстанция. Техника перестает быть только инструментом.
В 1966 году на вопрос журнала «Шпигель», что теперь занимает место философии, Мартин Хайдеггер ответил: «Кибернетика». А Пол Грэм, известный IT-специалист, продвигавший язык программирования Lisp, писал: «Языки программирования — это не просто технология, а то, чем программисты думают. Это наполовину технология, наполовину религия».
Далее совсем немного курнув грибов для ясности ума, всё глубже погружаемся в диковинный авторский замысел:
Идею GUI разработали в лаборатории Xerox PARC в Калифорнии. В 1979 году сотрудник Xerox PARC Трюгве Реенскауг (Trygve Reenskaug) создал тройственную схему использования нескольких шаблонов проектирования, которая получила название MVC (model-view-controller, «модель-представление-контроллер»). С помощью MVC модель приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента, чтобы модификация одного из компонентов минимально воздействовала на остальные. Полное определение GUI таково:
GUI = (клавиатура + дисплей + мышь) + (MVC)
«Главной целью MVC является перекинуть мост между человеческой ментальной моделью и цифровой моделью, существующей в компьютере», — писал Реенскауг. И хотя программный продукт невидим и невизуализируем, сегодня эта цель достигнута в гигантском масштабе: миллиарды людей с почти религиозным рвением используют смартфоны и планшеты, даже внешне напоминающие иконы.
И вот тут мы переходим к главной идее книги Михаила Куртова. Блистая философской и технической эрудицией, он пытается доказать, что графический пользовательский интерфейс морфологически эквивалентен средневековой Церкви, а современное состояние дел в информатике подобно ситуации в поздней схоластике. Тройственность MVC подобна христианской Троице, в которой соединены три божественные ипостаси Отца, Сына и Духа. Эта схема была принята на Первом Никейском соборе в 325 году. Куртов ссылается на термин «единосущие» (homoousia), ставший главным изобретением Никейского собора и не допускающий распад фигур Троицы на трех отдельных богов, вопреки парадоксальному равенству 1=3. Куртов настойчиво увязывает это понятие с MVC, указывая на зависимость элементов этой схемы, их различие и единство, как разные ипостаси (hypostasis), обозначающие способы существования единой сущности.
Пока голоса предков звучат у меня в голове, всем остальным советую начинать с доз Куртова поменьше. Например, взяться за постижение трансцендентной изнанки UI не с самой книги, а с этих двух стимулирующих мозговое кровообращение интервью Куртова:
- «История отношений между Богом и вещью ещё не завершилась»: философ Михаил Куртов о теологии программ
- Теология кода: Михаил Куртов о философии графических интерфейсов
Яндекс рассказал, как делает интерфейсы доступными и почему это важно — http://t.co/6G7k4cKxOR pic.twitter.com/DEoJaw3XNF
— Веб-стандарты (@webstandards_ru) May 22, 2015
4. Шесть причин не быть программистом
Признаюсь честно, малость угорев от чтения этих ваших UI/UX из прошлого пункта, я забеспокоился насчёт остальных айтишников. Что-то тревожное наблюдается на рынке ИТ прямо сейчас — обычные люди-гуманитарии массово ломанулись в профессию программистов, и даже самые сирые и убогие стремятся пристроиться хоть на тестировщика. Любой биржевик вам скажет, что когда тренд становится массовым — это очень тревожное явление, которое говорит о приближающейся его (тренда) радикальной смене.
Как говорит Джон П. Морган:
«Когда чистильщик обуви начинает интересоваться акциями, надо срочно уходить с рынка».
Уходить из ИТ, да ещё и срочно — я вас не призываю. Но ситуация, когда, образно говоря, «чистильщики обуви» заполонили все столичные курсы программистов, меня конкретно настораживает — самое время напомнить молодёжи про негативные моменты этой ужасной и жуткой профессии, которые компактно перечислены вот здесь в количестве шести роковых пунктов.
Общий посыл этой статьи таков:
Меняются времена, меняется мода на профессии. Если раньше все хотели стать бизнесменами в малиновых пиджаках, то теперь все стремятся быть программистами. Но всем ли подходит эта деятельность?
В комментариях дополняют те, для кого пути назад уже отрезаны:
Нам уже поздно передумывать) Мы уже программисты. А вообще точно написали. Хочу добавить ещё минус нашей профессии — наш мозг не перестает думать о работе и в свободное время. Если на работе перед нами встала сложная задача, которая никак не поддается решению, то мы думаем об этом постоянно, пока её не решим.
Ещё один минус, не знаю насколько правда, но замечаю за своими коллегами и за собой. Нам нужны чёткие инструкции, прям, как алгоритм. И в жизни. Шуточный пример: программиста стоит попросить купить не просто яйца, а яйца первого сорта, в таком то магазине, у такой то продавщицы, по такой то цене)))
Ещё работа программиста не для вас, если вы не хотите учиться постоянно чему то новому. Думаю тут не надо объяснять почему
Гуманитарии в комментариях, как всегда, вместо полновесных дискуссий мелко гадят, тролля айтишников в самое сердце:
А килограмм колбасы у вас сколько весит грамм — 1000 или 1024?
5. Почему вас не пригласили на работу после удачного собеседования?
Стартовая цитата из новой статьи взята отсюда:
Иногда приходят скромные, достаточно толковые ребята, которые трезво оценивают свои силы и вроде бы собеседование проходит неплохо, но... вмешиваются факторы, в которых претендент не виноват и исправить не может. Чтобы самооценка таких людей не падала ниже плинтуса, хочу рассказать, почему это может происходить.
Коммент резюмирующий всё сказанное:
Автор нарушает права людей, а люди права автора. Все нормально, так обычно и происходит в нашем мире.
Допустим я начальник (хоть я им и не являюсь) и я решаю кто со мной будет работать а кто нет. Если ко мне придёт человек сильно пахнущий духами, я его не возьму на работу, будь он хоть гений. Нарушил ли я его права? Возможно. Будет ли он нарушать мои права на нормальное дыхание каждый день на рабочем месте? Почти наверняка. Что произойдет дальше? Либо мне нужно будет уйти, либо ему. И снова нарушение чьих-то прав.
Может просто сразу не брать неподходящего лично тебе человека, чем играть в равные права?
В продолжение этой интимной темы собеседований, опытные разработчики, которые были собеседуемы многими, при разных обстоятельствах и с пристрастием, осторожно делятся своим выстраданным опытом: Как вести себя на собеседованиях? Что там будут спрашивать? Как лучше готовиться?
Помните, что любая работа — это контракт двух сторон. Также как работодатель выбирает себе сотрудника, вы выбираете работодателя. Если собеседование напоминает экзамен, откажитесь от этой позиции, там будет грустно работать. Не нужно «готовиться» к собеседованию, нужно честно рассказать о себе как о человеке, а ваши профессиональные достижения продемонстрирует гитхаб.
Замыкая нервную тему про собеседования, мне вспомнилась давняя показательная история (взято с этого форума):
Захотел сменить работу по банальной причине: денег мало платят — кризис (спец-программист perl, ptyhon). Активно работу не искал (в попсовые компании типа Яндекса не обращался просто посмотрел на hh соотв предложения — на первое собеседование сходил (предварительно вып тест задание) — приняли на работу (счас тут и работаю).
Но на «моём круге» в профиле осталась метка «ищу работу» — ну бывает, забыл убрать. Ладно. Через 2 недели звонок с предложением вакансии. Хотел было отказаться, но услышал «Яндекс» — дай думаю, схожу, тем более вроде как сами предлагают. Ну ладно — девачко распросило что да как попутно уважительную причину придумал о смене работы ( ну не говорить же о деньгах ), попутно пригодилась незащищенная диссертация .. Ну ладно. Девачко сказало, что пришлет тестовое задание. Прислало. Тестовое задание оказалось 1:1 с сайта Яндекса в word файле. Само собой оригинальностью оно не отличалось ответы искались за 10 минут в Гугле .. Ну ладно что-то вроде написал ответ переслал. Неделю тишина... После звонок — говорят, файл не открылся. ( Видимо они думают что у python программистов везде стоит microsoft office ).
Ну ладно переслал в формате doc заместо rtf — прочитался, ну и слава богу. Тишина. Через неделю ... опять звонок: девачко отдала видимо листочки кому-то дальше — там сказали нужно кроме ответов еще и комментарии (!!!) написать — типа что к чему. Ну ладно потратил время — написал. Отослал. И с тех пор тишина ... Какой же отсюда следует вывод? Если такие девачки ищут «крутых чуваков» которые только и работают в Яндексе .. По моему они их еще дооолго искать будут...
Реплика к этой истории:
Яндекс в этом отношении вообще странная компания.
Месяца три назад попал к ним на собеседование (отослал ответы на вопросы, поговорил по телефону и сразу предложили приехать). И тут начался цирк, собеседование, которое длилось 6 часов.
И после 6 часов, когда я стал их вежливо посылать (голодный и следовательно злой) мне предложили придти через несколько дней, для продолжения (в последствии писали только письма, о времени проведения второго собеседования).
Вот объясните, каким образом за 6 часов нельзя определить подходит им человек или нет? И каким образом компания допускает, что бы три человека (которые меня собеседовали) тратили столько времени на кандидатов. Мне (и не только мне) всегда хватало часа — двух определиться с тем, подходит кандидат или нет. Само собой желания идти на вторую серию такого собеседования не возникло.
@CoderRemix @sementry А в гугл — шесть, что доказывает, что в Гугл попасть ровно в два раза сложнее, чем в Макдональдс.
— Alexander Timin (@altimin) May 16, 2015
6. Подготовка к собеседованиям
Ещё в копилку опыта прохождения интервью — теперь в формате видео. Это серия известных видео по собеседованиям и интервью для программистов от Игоря Клейнера.
Вот бесконечная коллекция его роликов: номер 1, номер 2. ИМХО, очень много полезной информации и соображений, но нужно время для терпеливого пережёвывания всей этой неспешной болтовни на камеру.
7. Один день из жизни ИT-специалиста UCWeb
Как работается ИT-специалистам в Китае? С чем сталкиваются, как находят общий язык? О работе, загруженности, зарплатах и отдыхе в Китае расскажут сотрудники UCWeb Александр, Олег, Шон и Бенни.
Как вообще работается в другой культуре? В чем разница между китайским и русским подходом к работе?
Олег: Китайцам особенно важно количество: партнеров, просмотров, лайков. Поэтому в отчетах лучше писать о количественных, а не о качественных достижениях. Еще здесь любят контролировать. Возможно, на это есть свои причины, но контроль замедляет работу: ежедневные отчеты, несколько человек на одну задачу, нет прямого доступа к статистике. Из-за разницы менталитета и языка цели часто кажутся размытыми. Стоит проверять дважды, правильно ли вы друг друга поняли и все ли идет согласно плану — иногда об изменениях узнаешь после того, как их приняли.
Александр: Здесь не любят рисковать. Слышал не раз: «зачем мы будем пробовать что-то, когда мы не знаем результат? Лучше мы возьмем то, что работает и улучшим». Это не только в разработке софта, но и в принципе: китайцы не любят отходить от принятых норм и методов. Русские в этом плане более гибкие, как мне кажется.
Из комментариев процитирую вот эту реплику:
Чем-то напоминают Корею. Меня лично пара аспектов в азиатской культуре убивает 'несколько человек на одну задачу' — причем ты частенько не подозреваешь, что кроме тебе еще кто-то делает. Причем начальники частенько не доходят даже до проверки твоего результата, потому что у тебя все на английском. Пару раз увидишь как проект выкидывают в корзину только по причине языка (при том что технически он лучше) и работать качественно уже не хочется.
'Как-то мне потребовался месяц, чтобы убедить руководство дать доступ иностранному составу в Mantis' — еще один непонятный мне, граничащий с рассизмом аспект азиатской культуры. Ну, если взяли на работу человека, ну предоставьте все рабочие инструменты. Почему если ты не из головного офиса и не азиат, у тебя отдельный трекер, все отдельное и на это все, всем зачастую пофиг. Почему 'иностранному состав' не считается частью команды и нужно месяц пробивать, чтобы ему доступ дали? Я могу с вероятностью 80% сказать что и репозиторий кода у них наверно свой который зачастую не очень синхронизирован с основным.
Честно, поработав в Азии, могу сказать, что в целом мне очень понравилось, но их закрытость к 'другому' очень настораживает. 'Лучше мы возьмем то, что работает и улучшим' - всегда будет оставлять их на шаг позади.
ICYMI> Время бизнеса: чему Россия может научиться у Сингапура http://t.co/h6ZjRQ2TIz by @sbeloussov
— Евгений Касперский (@e_kaspersky_ru) May 23, 2015
8. Чего ждать, когда ждешь ребенка: PHP 7
Близится нечто важное — скоро, совсем скоро будет зарелизен PHP 7. В связи с этим выходят всё новые материалы-статьи, которые подробно рассказывают про эту глыбу.
Всё о новом PHP 7 на русском — часть 1, часть 2, часть 3.
Не буду здесь комментировать что-то по поводу PHP 7 подробно, вместо этого лучше анонсирую, что в ближайшие недели я опубликую на dev.by интервью с главным разработчиком PHP 7 из когорты PHP Core Team, которого мы и «запытаем» на предмет последних новостей с PHP-фронта.
9. Немного о синтаксисе Erlang и Scala
Теперь о высоких некоммерческих материях, то есть о функциональщине — как сделать мир чуточку добрее?
Многие новички в мире Erlang успешно изучают его и начинают играться, не вступая с ним в тесное знакомство. Я прочитал много жалоб именно на синтаксис и эти «козьи шарики» — «веселый» способ называть символы ,, ;, .. Например, «Как же они бесят», а также многое другое.
Я упоминал в книге, что Erlang берет свое начало из Prolog. Это дает нам понять, откуда берутся все эти знаки препинания, но это, увы, не заставляет людей проникнуться любовью к подобной пунктуации. И правда, почему-то никто не говорит мне: «А-а! Prolog! Что ж ты раньше не сказал!» Ввиду этого я предлагаю три возможных способа человеческого чтения кода на Erlang, дабы сделать мир добрее.
От Erlang и его фирменных «козьих шариков» резво переметнемся к Scala и её безразмерной мегафиче «continuations»:
Целью данной статьи является объяснение момента, который вызывает массу вопросов, а не обучение годному стилю написания программ, поэтому не рекомендация всё тут описанное в обязательном порядке использовать.
«Продолжения». Вопросы, что это такое, и зачем оно может понадобится в Scala, имеются в изобилии практически в любом месте, где Scala обсуждается в постоянном режиме. А вот ответы на эти вопросы, напротив, почти не имеются.
A great list of #functionalprogramming books http://t.co/bOZioaCYAP Your own FP library!
— Functional Works (@Functionalworks) May 20, 2015
10. Майним Bitcoin с помощью бумаги и ручки
Девушки часто интересуются айтишниками, начитавших всяких зарплатных рейтингов — чем же заняты программеры вне работы? Чем они увлекаются, чем вообще интересуются?
Например, что хотела сказать Алёна, я так и не понял:
Да, программисты, безусловно, люди со своими заморочками и тараканами, их можно не понять, они могут вас не понять. Они иногда бывают утомительными занудами, требующими конкретики. Но с ними безумно интересно общаться, они знают кучу всего интересного и познавательного. Они способны на безумные поступки. Они умнее банковских сотрудников и разбираются в экономике лучше любого экономиста. Они умеют работать и зарабатывать и знают как это делается лучше любого финансиста. Они знают английский лучше специалиста языкового вуза.
Так вот, самыми лучшими не рождаются — ими становятся:
В один прекрасный момент мне захотелось прикинуть, насколько быстро можно майнить биткойны вручную. Оказалось, что для майнинга используется хеширование SHA-256, а оно достаточно простое и может быть вычислено даже без компьютера. Само собой, процесс очень небыстрый и совершенно непрактичный. Но, пройдя все шаги на бумажке, можно хорошо разобраться в деталях работы алгоритма.
В реальной жизни этот «майнинг» выглядит примерно вот так:
Если вы честно после работы прочитали эту статью по хешированию SHA-256 и весь вечер в приступе безумного счастья майнили биткоин в уме, впереди у вас точно беспокойная ночь — даю установку расслабиться перед сном:
Развлечение на вечер: симулятор кота-поганца. Нужно вредничать и будить хозяина в 3 утра — http://t.co/ndSpTsF5qB pic.twitter.com/5Cr0GUKF1w
— Kaspersky Lab (@Kaspersky_ru) May 19, 2015
Иллюстрации: twitter.com, habrahabr.ru, joyreactor.cc, freeregion.info
*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.
**В цитировании сохранены авторская орфография и пунктуация.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.