Минчанин Константин Начаткин делает сайт и работает над приложением, которое помогает находить с точностью до 10 см могилы по всей Беларуси. Сегодня в онлайн-базе, созданной Константином и его помощниками, уже порядка 100 тысяч захоронений. Но ещё больше предстоит внести: руководитель проекта «Помним» намерен «покрыть всю Беларусь» — а захоронений в стране, по его приблизительным подсчётам, около 30 миллионов.
dev.by узнал у энтузиаста, зачем он вот уже полтора года ездит по кладбищам и как его сервис может помочь людям не только отыскать могилы родных, но и привести их в порядок.
«Рад бы навестить, но найти не может»: как возникла идея сервиса
Вопрос о создании подобного сервиса «назрел давно», рассказывает Константин Начаткин. Минчанин не первый год занимается ритуальными услугами. К нему часто обращаются люди, которые по какой-то причине не знают, где находится место захоронения их родных.
— Это чаще иностранцы, но и люди, которые живут в Беларуси, тоже. Кто-то ищет знакомых, кто-то — друзей или одноклассников. Нередко обращаются те, кто потерял своих бабушек-дедушек ещё в раннем детстве, а сейчас и рад бы навестить их могилы, но не может найти.
К сожалению, констатирует Начаткин, в Беларуси нет ни одной организации, которая занималась бы поиском мест захоронения. Какое-то время он ждал, что подобный проект вот-вот появится — как государственная или частная инициатива. Но «время шло, а ни у кого из белорусов и в мыслях ничего подобного не было».
— Я проанализировал ситуацию в странах Европы, в соседних с нами государствах, поискал, может у кого-то уже есть что-то похожее. И действительно, даже в России какие-то базы нашлись: но в одних не было фотографий, в других отсутствовала геопозиция, в третьих недоставало некрологов. Просто перечни участков — ряд, номер могилы, и всё.
Думать, как сделать свою базу и заполнить её, Константину пришлось самому. Он заказал у разработчиков мобильное приложение, привлёк волонтёров, которые ходили на кладбища и вносили в него данные: фамилию, имя, отчество, даты рождения и смерти.
— Однако мы столкнулись с тем, что, сделав часть дела, люди могли заболеть или просто покинуть проект — а новые волонтёры начинали всё сначала. Появлялись «повторы», которые модераторам нужно было отсортировывать.
«Чтобы не оставалось безымянных могил»: работа по заполнению базы
Начаткин рассказывает, что они не сразу пришли к единому мнению, какую информацию следует собирать: поэтому в их базе есть и «варианты захоронений без фото», и «без геопозиции». На определённом этапе приложение было доработано, чтобы можно с его помощью было делать и сразу вносить в базу фото. Старые данные команда пока не удаляла, но «в процессе оцифровки базы мы заменим их новыми», — обещает Константин.
Чтобы работа по заполнению базы шла быстрее, было решено привлечь к процессу внесения данных всех интернет-пользователей.
— Сегодня любой человек сегодня — будь то ритуальный агент, родственник усопшего или кто-то ещё — буквально на кладбище, стоя у могилы в течение одной минуты может сделать фотографию и внести захоронение в базу у нас на сайте. И об ушедшем человеке будут помнить. И даже если спустя годы с таблички на могиле сотрётся надпись, понять, кто в ней лежит, можно будет по геопозиции и ID, который присваивается захоронению.
В процессе работы Константин и его помощники видели тысячи могил с пустыми табличками. Он отмечает, даже если у кого-то из людей, похороненных в этих могилах, найдутся родственники, которые переделают надписи, «не менее 80% могил так и останутся безымянными, утерянными для будущих поколений».
— Такие размышления и подвигли нас на то, чтобы вносить в базу фотографии крестов и памятников, а также отмечать геопозицию могил на Google- и Yandex-картах. Тогда любое захоронение даже спустя время можно будет идентифицировать.
Кладбища без названий и маршрутов: сложности в работе над проектом
В процессе работы возникало немало трудностей:
— Если сегодня мы откроем Google- и Yandex-карты, мы найдём порядка 2 тысяч кладбищ, у которых есть названия, и ещё примерно столько же без названий: на карте указано просто «кладбище». И есть еще порядка тысячи кладбищ, которых нет ни на Google-, ни на Yandex-картах.
Мы перебрали невероятное количество разных карт, пока нашли такие кладбища. Потом потребовалось потратить уйму времени, чтобы дать им названия. Мы сели на телефон — и звонили на заправки, в магазины, которые располагались неподалёку от этих неопознанных кладбищ, спрашивали, как их именуют в народе.
Только на эту работу, по словам Константина, ушло около 4 месяцев. Он не скрывает, что иногда даже приходилось давать своё название кладбищам, по имени близлежащих населённых пунктов. «Но иначе их просто нельзя было внести в базу».
С другой проблемой Константин столкнулся в процессе внедрения геопозиции.
— Мы не нашли сайты, которые автоматически определяли бы геопозицию и вносили локацию в какую-то базу: поэтому все маршруты приходилось прокладывать самим. Пешком, на машине, на общественном транспорте — чтобы любому человеку было понятно, как добраться до конкретного места захоронения.
Период тестирования был «очень долгим», пока Константин не добился желаемых результатов: «сейчас сайт приводит не только на кладбище, но даже к конкретной могиле. Причём погрешность при прокладывании маршрута, составляет не больше 10 см».
«80% захоронений в Беларуси захламлены»: как навести порядок
Константин не скрывает, проект финансируется из его собственных средств. Сам сайт и база, обещает он, всегда будут бесплатны для пользователей. Однако есть и ряд услуг, которые оказываются за деньги: «помыть памятник, постричь траву, заменить табличку, сделать надмогильный холм, если земля провалилась».
По словам руководителя проекта «Помним», порядка 80% захоронений в Беларуси захламлены: люди не ходят на эти могилы, не ухаживают: у одних не хватает на это времени и возможностей (например, кто-то живёт в другой стране), у других — сил и здоровья.
— Деньги, которые мы берём за свои услуги, нужны, чтобы и дальше можно было проводить оцифровку новых данных, поддерживать и продвигать сайт, оплачивать работу модераторов — что требует немалых вложений.
Фактически, пользуясь нашими услугами, пользователи помогают нам увеличить базу — оцифровать информацию. Но даже когда мы «покроем» всю Беларусь, раз в неделю на большие кладбища будут приезжать наши люди, чтобы добавить в базу новые захоронения.
Некрологи, генеалогическое древо и мобильное приложение: что в планах
У Константина далеко идущие планы: буквально в начале февраля, обещает он, на сайте добавятся некрологи, «чтобы в памяти потомков остались не только даты рождения и смерти конкретных людей», но и истории их жизни. На сайте будет предусмотрена возможность редактировать некрологи, «скрывать» их. Кроме того у автора проекта есть желание внедрить генеалогическое дерево, но вопрос, как это сделать, ещё остается открытым.
Со временем Начаткин собирается сделать мобильное приложение для смартфонов на Android и iOS, которое будет дублировать сайт.
А ещё он планирует привязать к местам захоронений ссылки, чтобы люди могли найти неподалёку от кладбищ храмы и церквушки, костёлы или еврейские общины: «Так пользователи смогут обращаться к священнослужителям, чтобы заказать отпевание, панихиду».
Фото: Андрей Давыдчик
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.