В рамках технологического шоу Microsoft Device Day состоялся бизнес-завтрак с участием новоиспеченной главы представительства Microsoft Беларусь Ирины Максимовой. За завтраком элегантная ИТ-леди вкратце изложила предысторию своего нового назначения: «Как человек новый расскажу, откуда я взялась». Поскольку «взялась» она из сурового во всех отношениях региона — Сибири, приквел получился остросюжетным.
Сибирский айтишник перебирается в Беларусь
Закончив Новосибирский государственный университет по специальности «прикладная математика», способная ученица «очень быстро определилась со специализацией» и с тех пор уже больше 20 лет работает в ИТ, 10 из них посвятив детищу Гейтса и Аллена.
До переброски в Беларусь она занимала позицию директора макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft и «была первым человеком» в сибирском департаменте. Конечно, это был захватывающий этап: огромный офис, более 50 специалистов, сервисный центр по обслуживанию бескрайних просторов — Урала, Сибири, Дальнего Востока. С нотками ностальгии в голосе глава представительства добавила, что там же был открыт второй в России после Москвы инновационный центр.
Однако покорение Сибири в прошлом, на очереди — Беларусь: «Сейчас я нахожусь здесь! Я полна энтузиазма и готова применять свой опыт и знания во благо Беларуси».
Она даже взяла на себя что-то вроде обязательства сделать «Microsoft важным для Беларуси, а Беларусь важной для Microsoft», хоть и не определила дедлайн для этих двух вех.
После похвальной речи в адрес компании Ирина Максимова затеяла интерактив с публикой: «Кстати, кто знает, сколько примерно продуктов компания предлагает на рынке? Мне очень нравится этот вопрос».
Повисла неловкая пауза — публика спросонья не очень-то спешила реагировать на внешние раздражители, не говоря уже о поиске решений для интеллектуальных головоломок. Тут кто-то робко предложил цифру в 5 тысяч и промахнулся — оказалось, что на самом деле 300, но автор гипотезы все равно заслужил плюс в карму за амбициозность: «Это смело! Мне очень приятно, что вы не сказали, например, 5 штук».
Windows 8 и 8.1: в Гондурасе дешевле
Вскользь поболтали о мировых трендах ИТ-сферы — облачных технологиях, «модном словечке "консьюмеризация"», роли соцсетей и о том, что в ближайшие 10 лет объем данных в различных бизнес-сферах, по прогнозам аналитиков, увеличится в 44 раза.
Магия числа 44 не может не завораживать: «Вот эти конкретные и очень красивые цифры лично меня впечатляют! Можно представить, насколько возрастают требования к ИТ-специалистам».
Глава представительства подметила, что в Беларуси облачные технологии живо интересуют не только обычных пользователей и частный сектор, но и государство: «Очень приятно это говорить — у нас в Беларуси государство особое внимание уделяет этой теме».
Переключившись на Беларусь и задачи N1 в освоении этой ойкумены, спикер указала на необходимость учитывать специфику страны: «Тут большое количество разработчиков, которые базируются не только в парке высоких технологий. И здесь мы видим свою роль как эксперта и возможность партнерской работы с этими компаниями».
Еще один приоритет — сотрудничество с правительством, и здесь «уже сделаны первые шаги». Она добавила, что нельзя не признать Парк высоких технологий, поддерживаемый правительством, «уникальным проектом».
Слово взял Андрей Карпов, менеджер по работе с OEM партнерами, работающий во всех странах СНГ, кроме России (хотя живет он в Москве). В своей презентации «Устройства на базе Windows» он назвал самым важным грядущим событием Windows 8.1, которая стартует в Беларуси и по всему миру одновременно — 18 октября, с бесплатным апгрейдом для пользователей «восьмерки».
Увы, не нашлось внятного ответа на вопрос о том, почему система скидок на Windows 8 коснулась более 100 стран, включая Гондурас, но Беларусь при этом оказалась белым пятном на дисконтной карте мира. «Ценовая политика разнится в разных странах — и это нормально», — ответила Ирина Максимова, добавив, что не готова комментировать спеццены в других странах.
R&D: почему бы и не в Минске?
«Не буду юлить», — отреагировала глава представительства на вопрос про игровые консоли Xbox и планшеты Surface, прямо сказав, что планов насчет их продаж в Беларуси пока нет.
Это связано «со многими вещами»: «Компания очень ответственно относится к поставкам продукта на рынок. Вы прекрасно понимаете, что недостаточно просто привезти — мы должны обеспечить сервис. Но сейчас мы не готовы к такому серьезному шагу».
Однако чем больше в Беларуси будет бизнеса и чем меньше пиратства, тем охотней компания будет ввозить новые продукты.
Въедливую «Экономическую газету» интересовали точные цифры, а именно — рост объема рынка в прошлом году и прогнозы на 2014-й. Однако Ирина согласилась озвучить только процент (в прошлом году бизнес в Беларуси вырос на 81%), но никак не его денежный эквивалент, и отвергла все наводящие вопросы с подвохом.
«Вырос на 81% — это миллион долларов?» — допытывалась газета, но понапрасну. «Это закрытая информация», — в очередной раз повторила глава представительства.
В качестве компенсации она предоставила парочку других цифр, окончательно разочаровав газету: сведения о том, что у компании здесь уже около 400 партнеров, из которых 40 имеют серебряную и золотую компетенцию, явно казались менее лакомыми на фоне «миллиона долларов».
Зато вопрос об R&D-центрах задел Ирину за живое: когда-то неосторожная фраза на этот счет наделала много шумихи в Иркутске, и компании пришлось еще месяца два давать комментарии о несуществующих планах.
С тех пор она старается затрагивать эту тему как можно аккуратней: «Это очень сложный вопрос, он касается абсолютно всех сфер — доступность специалистов, климатические условия». К слову, с точки зрения климата Иркутск даже как-то получше: «Можно экономить на охлаждении, но это шутка, конечно».
Пока Беларусь не рассматривалась в качестве места дислокации R&D всерьез, однако этот вопрос навел Ирину Максимову на кое-какие мысли: «Если честно, я задумалась. Здесь на уровне государства есть полная поддержка, и интересно было бы смотреть в эту сторону».
Однако смотреть в эту сторону явно придется долго: «Все R&D-центры — это серьезные и крупные инвестиции, здесь компания должна понимать, почему именно в эту страну она вкладывает деньги и какая будет отдача».
Так что в этом смысле Microsoft в Беларуси предстоит еще «много-много работы».
Йо-хо-хо и бутылка рому: как пираты портят репутацию страны
Как бы там ни было, у Беларуси «огромный, огромный потенциал» — по данным аналитиков, в ближайшей перспективе здесь есть все возможности утроить бизнес. Календарные сроки «ближайшей перспективы» опять же пока не ясны.
Но, как говорится, we have a problem, Houston — уровень пиратства по-прежнему зашкаливает: «Скажу еще одну интересную цифру — за прошлый год он снизился на 1 пункт, до 87%».
Эти цифры поражают воображение: «Снижение всего на 1 пункт позволило нам вырасти на 81%! Можете представить, какой это потенциал!» Она добавила, что тут можно часами говорить о недоплаченных налогах, теневой экономике, репутации страны в глазах привередливых иностранных инвесторов, но говорить об этом не стала.
Высокий уровень пиратства — это «характерная черта Беларуси, хоть и не самая лицеприятная», поэтому компания не падает духом и сохраняет чувство морального превосходства над пиратами: «Мы это рассматриваем как хорошую возможность для развития бизнеса».
В спор вмешался Евгений Данилов, руководитель отдела по борьбе с пиратством (как пошутила Ирина, по-английски его должность звучит более дружелюбно), заметивший, что задача компании — опираясь на закон и сотрудничая с госорганами, «делать так, чтобы уровень пиратства падал, а способы могут быть разными».
Кто-то предложил отделу по борьбе с пиратством отложить кнут и взяться за пряник — удешевить Windows 8. Мол, пока оригинальная версия стоит 1,5 млн белорусских рублей, пиратская — 30 тыс. белорусских рублей, а интернет-версию и вовсе дают за так, никому и в голову не придет подрывать свой бюджет.
Начальник отдела заверил, что за 19 лет повидал разные способы борьбы с пиратством, включая ценовые. Не помогло: «В конце прошлого века одна известная американская фирма решила продавать свои продукты (они тогда еще на дискетах распространялись) за $1. Думаете, кто-то в России покупал за доллар? Нет!»
Поэтому распродажа продукта по дешевке — не панацея: «Пиратство — это дитя слабой экономики, любая развивающаяся страна должна пройти через процесс естественного насыщения рынка информационными технологиями, и это нормально».
Беларусь, по его мнению, уже насытилась: «Мы видим количество клиентов. Видим, как меняется их ментальность. Видим, что они начинают заботиться о своей репутации. Процесс пошел!»
«Мы не сажаем людей в тюрьму»
Пока неясно, подключится ли государство к перевоспитанию нации, питающей слабость к пиратскому продукту: «Без государства мы уже и так делаем все, что можем — общаемся, занимаемся профилактикой, воспитываем наших партнеров».
Дружелюбные профилактические беседы, по словам Данилова, работают: «Если в компании есть пиратство, стараемся пообщаться с руководством, чтобы изменить эту точку зрения. Знаете, получается!»
Так что Microsoft и без того стоит на раздаче пряников, тогда как кнут — в руках государства: «Мы не сажаем в тюрьму людей. Это государство занимается исполнением законов, это правоохранительные органы занимаются проверкой. Наша задача — убедить людей».
Журнал «Такси» напомнил всем о волнениях в интернетах: «Пользователи обеспокоены тем, что ряд известных компаний раскрывает информацию о клиентах спецслужбам, и косвенно это подтвердил господин Барак Обама», — и поинтересовался, есть ли у компании система сотрудничества с власть имущими.
Глава представительства посоветовала обратиться конкретно с этим вопросом к официальным пресс-службам, в остальном же «мы действительно с удовольствием участвуем во многих проектах, которые ведет правительство, в общем, мы настроены на технологическое сотрудничество».
Начальник отдела по борьбе с пиратством дополнил этот тезис: «Не только Microsoft, но и другие компании сотрудничают с госорганами. Прежде всего, это связано со стратегическими кампаниями в области информационной безопасности».
В любой стране Microsoft сотрудничает со всеми уполномоченными госорганами, если с их стороны приходит официальный запрос. К примеру, когда МВД любезно просит компанию ответить, есть ли у той или иной конторы продукты Microsoft и покупала ли она их официально, то «мы работаем по таким запросам».
«Раз уж вы сами заговорили об этом — сколько было запросов со стороны органов?» — уточнил журнал «Такси». «А зачем вам это?» — парировал спикер, отказавшись удовлетворять всеобщее праздное любопытство. «Это, наверное, немного закрытая информация, поговорите об этом потом в кулуарах», — пробормотал конферансье, чтобы сгладить возникшую неловкость.
После этой напряженной сессии все разошлись разглядывать устройства, экспонированные на стендах, — к примеру, планшет HP ElitePad 900, трансформер HP Envy x2, ноутбук Acer Iconia TAB W511, смартфон Huawei Ascend W2 и другие изящные вещицы от фирм-партнеров, работающие на ОС Windows 8.
Однако споры насчет пиратства и грабежа средь бела так и не утихли. Там и сям можно было расслышать обрывки философских диалогов о том, что «наш человек» с молоком матери впитал потребность стащить ящик гвоздей на заводе или хотя бы пару скрепок в офисе, поэтому порядка в головах (и не только) на территории экс-СССР еще долго не будет.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.