«Предложила 50% скидку на зп». Как экс-гимнастка, теперь iOS-разработчица ищет работу в ИТ
За 17 лет в художественной гимнастике Мария Котяк вместе с командой успела выиграть Чемпионат Европы и Мира, побывать на Олимпиаде и других международных соревнованиях. Спортивную карьеру пришлось закончить после серьёзной травмы плеча. И в 21 год Маша начала искать новое призвание. Решила пойти в ИТ. Удалось. Сейчас экс-спортсменка пишет на SWIFT, разрабатывает собственную игру и ждёт оффер мечты. Рассказываем её историю.
«Мы выступали в Минск-Арене… Огромный зал, и я такая маленькая»
В семье Котяк Маша — первая профессиональная спортсменка. Когда девочке было четыре года, родители решили отдать её на художественную гимнастику.
— Я была очень активным ребенком, и мою энергию надо было направить в нужное русло. Никто не думал, что это затянется на 17 лет.
В какой-то момент мама даже просила дочку оставить спорт и сосредоточиться на учёбе. Но Маша решила продолжать. Говорит, влюбилась в гимнастику. Тем более, в спорте она делала успехи. Уже в 2011 Маша попала в Национальную сборную, сразу в групповое упражнение.
— Я об этом и мечтала. Мне нравилось работать в команде, и групповое упражнение казалось мне более зрелищным. С этой же командой мы выиграли Чемпионат Европы в 2011. Мы выступали в Минск-Арене… Огромный зал, и я такая маленькая (мне тогда было 14). Первый Чемпионат был для меня самым душевным стартом.
Уже через год, в 2013, Машу забрали во взрослую команду. В зале она проводила больше времени, чем дома. Каждый день по две тренировки — 8-10 часов в день 6 раз в неделю. Вместе с новой командой Мария поехала в Киев на Чемпионат Мира. Там они взяли золотую медаль.
— Это была первая золотая медаль за 15 лет. Впоследствии мы стали призёрками ещё нескольких Чемпионатов Мира и чемпионками Европы. Мой путь в спорте был трудным, но интересным и успешным. Это очень закалило мой характер. Я знаю, скольких усилий стоит победа.
Последним серьёзным испытанием стала Олимпиада 2016. После неё гимнастке пришлось закончить спортивную карьеру.
— Я выступала со сломанным плечом. Плечо к тому моменту у меня болело уже на протяжении года. И я не могла сходить к врачу. Точнее могла, но не хотела услышать диагноз. Если бы я узнала раньше, что это серьёзно, я бы тогда не поехала на Игры. Поэтому я стиснула зубы и пошла к своей цели.
Маша пыталась восстановиться после травмы. Перенесла три операции. Но к спорту уже не вернулась.
— С одной стороны мне было страшно заканчивать спортивную карьеру, но с другой — безумно интересно попробовать что-то новое. У меня начиналась новая жизнь.
«Продолжала учиться, одновременно работала и получала первую „айтишную“ зарплату — $250»
После окончания спортивной карьеры Маша решила податься в ИТ. Во-первых, тогда все вокруг говорили об этом, во-вторых, среди друзей было много айтишников, а значит, было кому поддержать. В-третьих, Маша интересовалась современными технологиями: следила за выпуском новых гаджетов, преимущественно, за релизами Apple.
— Мне посоветовали компанию, которая организует курсы тестирования с перспективой трудоустройства, — Solvd. Там были курсы по мануальному и автоматизированному тестированию. На автоматизированное тестирование не решилась пойти. Там нужен был технически бэкграунд, которого у меня совершенно не было на тот момент. Поэтому я пошла сразу на мануальное. При этом в компании обещали перспективу роста. То есть если я захочу переквалифицироваться — без проблем.
— Это был мой первый опыт в ИТ. Там я познакомилась с такими понятиями, как скрам, канбан, спринты и основы аджайла. Там нашла свои первые баги и написала первые тест-кейсы. У меня был замечательный ментор, который помогал мне быстрее влиться в работу. И в целом я очень благодарна Solvd за то, что они помогли мне войти в ИТ.
— А ещё после гимнастики, где все было строго и дисциплинированно, я удивилась, что на работу можно немного опоздать, на обед можно уходить на целый час, а в офисе есть безлимитные чай, кофе, печеньки, йогурты и фрукты. И даже была игровая приставка. Для меня это была параллельная вселенная…
В Solvd Маша проработала полтора года. А потом ей написали в LinkedIn из Craft Machine, американской продуктовой компании с офисом в Минске. После успешного интервью с эйчаром, позвали на техническое собеседование. К тому моменту Маша уже очень загорелась позицией — хотела попробовать работать в продукте.
— Когда я проходила собеседование, под конец разговора я поняла, что оно не удалось. Почему? Не знаю… Наверное, волнение. Но я очень хотела к ним попасть. И когда в конце беседы возникла неловкая пауза, не знаю, что на меня нашло, я сказала: «Я понимаю, что собеседование не удалось, но я очень хочу к вам попасть. И я готова вам доказать, что я достойный кандидат. И вы не пожалеете, если возьмёте меня». И я увидела, что выражение лица смягчилось. И уже немного рассчитывала на оффер. Так и произошло. Меня наняли.
В Craft Machine Маша начала писать автоматизированные тесты, познакомилась с особенностями продуктовой компании и подтянула технические скиллы.
— Я участвовала на грумингах, планингах, проводила демо. Написала свои первые автоматизированные тесты на Ruby. Сделала первый коммит и первый код-ревью, познакомилась с основами деплоймента.
— После знакомства с кодом я поняла, что это мне нравится намного больше, чем мануальное тестирование. Это была какая-то магия: ты пишешь несколько строк кода один раз, потом просто запускаешь тесты — и всё тестируется автоматически. Меня это так вдохновило! Я не переставала думать о том, что можно не только запускать автотесты, но и создавать собственные приложения, поэтому я решила попробовать себя в разработке софта. Я начала искать курсы, но столкнулась с большим количеством негативных отзывов, поэтому я всё-таки не решалась на них пойти.
Маша начала самостоятельно учиться. Днём — работа, а вечером и по выходным — учёба. А после друг познакомил Машу с Сергеем — iOS-разработчиком (и будущим мужем Маши), который бесплатно обучает людей программированию. Он составил программу обучения. Помогал разбираться, консультировал.
— Первым в этой программе был короткий ознакомительный курс по Python. Это была просто возможность пощупать программирование и вообще понять, цепляет или нет. После — книги. Первая — по Java, затем ещё три, где описываются основы разработки софта и паттерны программирования на Java. Финальным штрихом в обучении стал курс Стэнфордского университета. Он, кстати, лежит в открытом доступе на ютубе. И он очень крутой.
Обучение заняло у Маши год. Но, говорит, программу можно было пройти и быстрее. Ей-то приходилось совмещать учёбу с работой. Так и получалось, что на разработку оставалось часа два в день и выходные. Поэтому ещё до завершения Стэнфордского курса, Маша решила уволиться из Craft Machine и больше уделять времени учёбе и уже поиску новой работы на позиции iOS-девелопера.
— Совмещать работу и учёбу было очень трудно. Я не могла всё своё время уделять учёбе, и мне приходилось отказываться от каких-то развлечений и встреч с друзьями, потому что хотелось побыстрее закончить курс. Мне очень нравилась моя прошлая работа, но я всё-таки решилась на сложный шаг — отказаться от неё в пользу учёбы.
Параллельно Маша стала ходить на встречи CocoaHeads в Минске, где собирались мобильные разработчики. Так или иначе на митингах вставал вопрос поиска работы. Фидбэки были неутешительные — джунов без опыта берут неохотно. Тогда Маша решила сделать свой проект.
«Ожидания от релиза у меня были большие. Думала, сейчас как выкачу — стану миллионером. Нифига»
Изначально EverNever задумывался как проект для портфолио.
— Идея пришла достаточно быстро. Я очень люблю настолки и душевные посиделки с друзьями. Я помню, мы как-то собрались, и у нас была только что купленная карточная игра «Я никогда не». Но там было мало интересных вопросов, встречались повторы. И я подумала: почему у такой популярной игры так мало качественных реализаций?
Тогда Маша подумала: что если сделать свою игру? Создала чатик с друзьями и поделилась задумкой. Все подхватили, начали брейнштормить, предлагать варианты по контенту. Так появилась идея. А дальше — разработка.
— Хоть в программу курса Стэнфорда и входило написание нескольких маленьких игр, мне всё равно было сложновато понять, с чего лучше начать. Ведь планировалось что-то уже более глобальное, чем проект из нескольких модулей. Я обратилась за помощью к мужу и к друзьям. Так мы собрали команду из UI/UX дизайнера, художника-иллюстратора и ребят с хорошим чувством юмора для создания контента.
Это был мой первый продукт, и мне хотелось создать красивую и качественную игру, чтобы было не стыдно показать на собеседовании. Мне было очень важно, чтобы в игре был хороший контент, поэтому мы придумывали вопросы, потом отдавали их друг другу на оценку, вычисляли среднюю оценку по каждому вопросу, чтобы в игру попало только самое лучшее и интересное.
Маша также начала изучать конкурентов в AppStore, их основные фичи и языки, которые они поддерживают, и сделала план на MVP.
— После анализа конкурентов я решила, что в первой версии моей игры будет 6 языков: русский, английский, немецкий, испанский, итальянский и румынский. Мне хотелось, чтобы перевод был живым, а не академическим, и контент был интересен во всех локациях, поэтому я нашла нейтив спикеров для перевода и просила их оставлять фидбэки, чтобы убрать нерелевантный контент. В какой-то момент я подумала, почему бы не попробовать на этом ещё и заработать. И тогда решила лучше изучить принципы работы покупок в App Store и добавить in-app purchases. На разработку ушло около 5 месяцев, и в декабре состоялся первый релиз.
— Ожидания от релиза у меня были большие. Думала, сейчас как выкачу, как запощу в Instagram, LinkedIn — миллионы скачиваний будут, стану миллионером. Нифига. Дырка от бублика. В первый день релиза было 30 активных пользователей в одно время, на второй — и того меньше. Я так расстроилась. А потом спустя несколько недель была первая покупка. Но оказалось, что это мой муж.
— Ни отсутствие работы, ни низкое количество скачиваний не остановило меня, и я продолжила развивать проект. Я добавила много классных фич: еженедельное обновление бесплатного контента с пуш-нотификациями, премиальную подписку, возможность помечать карточки как favorite и начинать игру с любимых вопросов, возможность делиться карточками, возможность создавать собственные паки и делиться ими с друзьями. Ни у кого из конкурентов нет такой фичи.
Сейчас у приложения уже больше 1000 скачиваний. Большинство юзеров — в Европе и США.
— Мне кажется, ещё немного — и я уже смогу писать в своём резюме, что я миддл. Ведь у меня уже около года работы на проекте. Причём я не только разрабатываю продукт, я и менеджерю его. При этом продолжаю учиться. Читаю книги, смотрю видео. Если раньше у меня в ютубе были какие-то интервью, видео про гимнастику, сейчас там всё про программирование. Я залажу туда и думаю: как же поменялась моя жизнь…
Но оффера всё нет. Девушка даже предлагала скидку 50% на первую зарплату, но и тут никто не откликнулся. С января Маша не получила ни одного приглашения на собеседование.
— Ожидания от позиции… Сейчас для меня не имеет значения, будет это продукт или аутсорс. И в какой стране это будет. Везде есть свои плюсы и минусы. Что для меня важно, так это чтобы был хороший коллектив. Не в том смысле, что мы станем лучшими друзьями и будем ходить пить пивасик. А именно хочется, чтобы это был классный командный рабочий дух. Команда профессионалов, которая даст мне шанс реализовать себя как iOS-разработчика, привнести свой вклад в реализацию продукта и прокачать свои скиллы.
Читать на dev.by